Урок литературы в 6 классе «В. Бианки «Декабрь»»

1
0
Материал опубликован 12 February 2017 в группе

Тема: В. Бианки «Декабрь».

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: создание условий для формирования у обучающихся с ОВЗ представления о зиме и её первом месяце - декабре на основе имеющихся знаний, а также на основе восприятия новых произведений искусства.

Задачи:

Образовательные:

- ученик сможет познакомиться с рассказом В. Бианки «Декабрь» и с приметами декабря через чтение и анализ текста.

Коррекционно-развивающие:

  1. Ученик сможет расширять словарный запас, совершенствовать навык правильного, беглого и осознанного чтения;
  2. Ученик сможет воспроизвести информацию, необходимую для ответа, осуществить поиск информации с использованием текста учебника; составить небольшие рассказы о приметах декабря посредством пересказа.
  3. Ученик сможет обогатить зрительный, слуховой, обонятельный, и осязательный опыт.

3.Воспитательные:

- воспитание интереса к чтению, ценностному отношению к прекрасному.

Оборудование:

Ноутбук, портрет писателя В. Бианки, карточки с названием месяцев и изображением домиков, фигурки зверей, рельефные изображения животных, игра «Соотнеси картинки и текст», ароматизированные подушечки, поднос с песком, отрывок из мультфильма «Уроки тетушки Совы. Времена года. Декабрь».

Ход  урока.

I. Организационный  момент.

-   Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть всех вас здоровыми и в хорошем настроении. Надеюсь, что это настроение останется с вами до конца урока.

II. Проверка домашнего задания

-  Начнем наш урок с проверки домашнего задания.

- Ребята, что делают люди, когда встречаются?  Что обозначает слово, здравствуйте? («будь здоров».)

- На прошлом уроке мы с вами знакомились с правилами приветствия. Давайте их вспомним. Игра «Топай – хлопай».

- Если утверждение верное, то хлопайте в ладоши, а если не верное – топайте ногами.

- Вежливо поздороваться с друзьями, значит:

а) хлопнуть приятеля по плечу;

б) сказать «Привет» и улыбнуться;

в) громко крикнуть «Здорово».

- Вежливо поздороваться с девочкой значит:

а) дернуть ее за косичку;

б) пройти мимо не заметив;

в) кивнуть и сказать «здравствуй».

- Вежливо поздороваться со старшими значит:

а) сказать «Здравствуйте» и добавить имя и отчество человека;

б) пробежать мимо и буркнуть «Здрасьте»;

в) спокойно сказать «Привет».

-Ученица встречает в школе несколько учителей. Девочка кричит:

а) здравствуйте Анна Николаевна;

б) спокойно говорит всем «Здравствуйте».

- Кто же здоровается первым?

- Как приветствуют людей, которых мы часто видим, но с ними не знакомы?

III. Подготовительная работа к восприятию нового произведения.

II Актуализация прежних знаний и умений обучающихся

- Послушайте стихотворение и подумайте, о каком времени года говорится.

Звучит красивая музыка, и демонстрируются картины зимней природы. Учитель читает стихотворение Г. Скребицкого «Зима».

Кругом все белое и синее,

Все в тонком кружеве теней.

А лес укрыт пушистым инеем,

Уснул до первых вешних дней,

И снятся сны ему спокойные

И птичьи песни на заре.

Стоят безмолвно сосны стройные

В тяжелом зимнем серебре.

- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (о зиме)

- По каким признакам мы об этом догадались? (всё белое - в снегу, лес в инее, уснул до весны, сосны в зимнем серебре).

- Что автор называет серебром в стихотворении? Молодцы.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Выходите к доске.

- Прочитайте слова на карточках. Подумайте, что их объединяет? Что это такое?

декабрь, ноябрь,  февраль, январь.

- Назовите «лишний» месяц. Докажите свой выбор. Хорошо. Молодцы.

- Расположите карточки с зимними месяцами по порядку. Какой месяц первый? Второй? Последний?

IV. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом «Декабрь», его автор – Виталий Валентинович Бианки, русский писатель (Портрет писателя на доске).

- Что вы знаете об этом писателе?

(писатель-натуралист, он пишет рассказы и сказки о природе, мы в этом году прочитали его произведения: «Сентябрь», «Октябрь». В этих произведениях говорится о том, какое главное дело совершает природа в том или ином месяце.)

- Все эти произведения взяты из самой знаменитой книгой Бианки «Лесная газета». Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».

- Садитесь на места. Сейчас я вам прочитаю рассказ «Декабрь». Вам будет нужно внимательно прослушать этот текст и ответить на вопрос: почему так говорят: «Декабрь год кончает, а зиму начинает».

V. Работа над произведением.

1. Чтение текста учителем.

- Объясните пословицу: «Декабрь год кончает, а зиму начинает».

(- В календаре декабрем год заканчивается, а первый месяц зимы – декабрь).

2. Подготовка учеников к чтению. Словарная работа

- Ребята, прежде чем вы прочтете этот рассказ самостоятельно, давайте разберем новые слова, которые нам встретятся в тексте.

- Прочитайте и объясните слова и выражения, которые записаны у вас на карточках. ( На карточке: студень, буйные реки, возродится жизнь, близится).

Как вы понимаете слово «студень» применительно к месяцу года?

- Студень – студеный, холодный.

- Прочитайте следующее выражение. Что значит выражение «буйные реки»?

- Буйные – шумные, бурные, неукротимые.

- Что значит «возродится жизнь»?

- Возродится – оживет.

- Как вы понимаете слово «близится»?

- Близится - становиться близким, приближается

3. Чтение текста учащимися вслух.

- Откройте страницу с 81. Прочитаем текст вслух по абзацам с. 81.

4. Беседа по прочитанному произведению.

I абзац

- Примета гласит: «Декабрь – студень». Почему так говорят в народе?

- Как меняется природа с приходом декабря?

Читаем II абзац.

- Как зимуют деревья, кустарники и травы?

(Снег укроет землю, и корни растений не погибнут. Лиственные растения сбросили листву, прекратилось движение влаги по стволам. Так растения и перезимуют. И проснутся только весной).

- Как вы понимаете «многие животные сумеют сохранить свою жизнь всю долгую зиму? (Они зимой не погибнут и доживут до весны.)

- Вспомним, как же животные сохраняют свою жизнь долгую зиму. (одни животные впадают в спячку, другие – ищут корм в зимнем лесу, а третьи – питаются запасами, которые они приготовили осенью.) Предлагаю поиграть в игру «Рассели животных по домикам»./data/files/g1486897660.docx (Игра «Рассели животных по домикам»)

- Но сначала определите животных, которые у вас изображены на карточках. Наденьте повязки на глаза. Расположите карточки так, чтобы срезанный угол находился внизу справа. Какие животные изображены на карточках? Кто определил, поднимайте руку.

Луизе - фигурки зверей. Роме – игра «Путаница» для развития бинокулярного зрения.

 

 

- Распределите животных по домикам. Молодцы.


домики
DOCX / 89.09 Кб

- А теперь продолжим нашу работу. Назовите день рождения солнца. (23 декабря).

- Что начинается в природе с этого дня?

(Начинает прибавляться день. И каждая минутка приближает нас к весне. Солнце будет с каждым днём светить и пригревать. Наконец придёт весна, и снова возродится жизнь).

- Сегодня 21 декабря - день зимнего солнцестояния. День, когда солнце поднимается на наименьшую высоту над горизонтом. Это самый короткий день и самая длинная ночь в году. Световой день уменьшился до рекордно короткого отрезка времени - всего лишь 7 часов, а уже 23 декабря – день рождения солнца. День спешит начать увеличиваться, и уже к Новому Году прибавится на целых 8 минут. В древности, как во многих странах Европы, так и на Руси, этот день считался праздником. Дети и взрослые прыгали через костер, водили хороводы, мальчики состязались в силе и смекалке. Световой день увеличивается, а значит, весна не за горами. Сколько месяцев осталось до весны? Назовите их.

5. Работа в парах.

А теперь поработаем парами. Игра «Соотнесите картинки с текстом». Луиза (слепой ребенок) читает текст в учебнике.

- На листе справа у вас изображены картинки, а слева – текст. Надо разными карандашами соединить картинки с соответствующими строками текста.

/data/files/f1486897816.docx (Игра)

Физкультминутка.

- Вы немного устали, предлагаю отдохнуть и посмотреть танец снежинок.


Физкультминутка
ZIP / 2.57 Мб

6. Пересказ текста по картинкам.

- Опираясь на картинки, перескажите произведение В. Бианки «Декабрь».


План
DOCX / 2.27 Мб

VIII. Итог урока.

- Назовите произведение, которое мы с вами читали.

- Кто автор этого произведения?

- А сейчас мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма, который называется «Уроки тётушки Совы». (Тифлокомментирование)

- Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос, что происходит в природе в последний месяц года (просмотр м/ф с тифлокомментированием).

- Как меняется природа с приходом декабря?

- Что нового из этого фильма вы узнали, о чём на уроке не говорили?

- Какие запахи у вас ассоциируются с Новым годом? Чем пахнут новогодний праздник?

Определите запах синей подушечки.(ель) Чем пахнет оранжевая?(апельсин) Какой запах хранит голубая?(шоколад)

IX. Домашнее задание.

- Дома вы самостоятельно должны подобрать интересные новогодние загадки, записать их в тетрадь или по желанию выучить наизусть. На следующем уроке будем загадывать их друг другу.

X. Выставление оценок.

XI. Рефлексия

 - Если вам было интересно на уроке, и вы узнали что-то новое, то нарисуйте на песке снежинку, если было неинтересно работать и у вас ничего не получилось - тучку.

Используемая литература и ресурсы интернета:

1. https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/d-gal-pierina-zdravstvuitie

2. Фардиева Л. М. Дидактические игры. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/01/28/didakticheskie-igry-0

3. Васильева Э. Г. Танец_снежинок.zip

4. Фрагмент из мультфильма  «Уроки тетушки Совы». 

  1. «Декабрь» Россия, 2007г.
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.