Урок литературы в 6 классе «В. Бианки «Декабрь»»
Тема: В. Бианки «Декабрь».
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель: создание условий для формирования у обучающихся с ОВЗ представления о зиме и её первом месяце - декабре на основе имеющихся знаний, а также на основе восприятия новых произведений искусства.
Задачи:
Образовательные:
- ученик сможет познакомиться с рассказом В. Бианки «Декабрь» и с приметами декабря через чтение и анализ текста.
Коррекционно-развивающие:
- Ученик сможет расширять словарный запас, совершенствовать навык правильного, беглого и осознанного чтения;
- Ученик сможет воспроизвести информацию, необходимую для ответа, осуществить поиск информации с использованием текста учебника; составить небольшие рассказы о приметах декабря посредством пересказа.
- Ученик сможет обогатить зрительный, слуховой, обонятельный, и осязательный опыт.
3.Воспитательные:
- воспитание интереса к чтению, ценностному отношению к прекрасному.
Оборудование:
Ноутбук, портрет писателя В. Бианки, карточки с названием месяцев и изображением домиков, фигурки зверей, рельефные изображения животных, игра «Соотнеси картинки и текст», ароматизированные подушечки, поднос с песком, отрывок из мультфильма «Уроки тетушки Совы. Времена года. Декабрь».
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть всех вас здоровыми и в хорошем настроении. Надеюсь, что это настроение останется с вами до конца урока.
II. Проверка домашнего задания
- Начнем наш урок с проверки домашнего задания.
- Ребята, что делают люди, когда встречаются? Что обозначает слово, здравствуйте? («будь здоров».)
- На прошлом уроке мы с вами знакомились с правилами приветствия. Давайте их вспомним. Игра «Топай – хлопай».
- Если утверждение верное, то хлопайте в ладоши, а если не верное – топайте ногами.
- Вежливо поздороваться с друзьями, значит:
а) хлопнуть приятеля по плечу;
б) сказать «Привет» и улыбнуться;
в) громко крикнуть «Здорово».
- Вежливо поздороваться с девочкой значит:
а) дернуть ее за косичку;
б) пройти мимо не заметив;
в) кивнуть и сказать «здравствуй».
- Вежливо поздороваться со старшими значит:
а) сказать «Здравствуйте» и добавить имя и отчество человека;
б) пробежать мимо и буркнуть «Здрасьте»;
в) спокойно сказать «Привет».
-Ученица встречает в школе несколько учителей. Девочка кричит:
а) здравствуйте Анна Николаевна;
б) спокойно говорит всем «Здравствуйте».
- Кто же здоровается первым?
- Как приветствуют людей, которых мы часто видим, но с ними не знакомы?
III. Подготовительная работа к восприятию нового произведения.
II Актуализация прежних знаний и умений обучающихся
- Послушайте стихотворение и подумайте, о каком времени года говорится.
Звучит красивая музыка, и демонстрируются картины зимней природы. Учитель читает стихотворение Г. Скребицкого «Зима».
Кругом все белое и синее,
Все в тонком кружеве теней.
А лес укрыт пушистым инеем,
Уснул до первых вешних дней,
И снятся сны ему спокойные
И птичьи песни на заре.
Стоят безмолвно сосны стройные
В тяжелом зимнем серебре.
- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (о зиме)
- По каким признакам мы об этом догадались? (всё белое - в снегу, лес в инее, уснул до весны, сосны в зимнем серебре).
- Что автор называет серебром в стихотворении? Молодцы.
- Сейчас мы с вами поиграем в игру «Четвертый лишний». Выходите к доске.
- Прочитайте слова на карточках. Подумайте, что их объединяет? Что это такое?
декабрь, ноябрь, февраль, январь.
- Назовите «лишний» месяц. Докажите свой выбор. Хорошо. Молодцы.
- Расположите карточки с зимними месяцами по порядку. Какой месяц первый? Второй? Последний?
IV. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом «Декабрь», его автор – Виталий Валентинович Бианки, русский писатель (Портрет писателя на доске).
- Что вы знаете об этом писателе?
(писатель-натуралист, он пишет рассказы и сказки о природе, мы в этом году прочитали его произведения: «Сентябрь», «Октябрь». В этих произведениях говорится о том, какое главное дело совершает природа в том или ином месяце.)
- Все эти произведения взяты из самой знаменитой книгой Бианки «Лесная газета». Все самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попало на страницы «Лесной газеты».
- Садитесь на места. Сейчас я вам прочитаю рассказ «Декабрь». Вам будет нужно внимательно прослушать этот текст и ответить на вопрос: почему так говорят: «Декабрь год кончает, а зиму начинает».
V. Работа над произведением.
1. Чтение текста учителем.
- Объясните пословицу: «Декабрь год кончает, а зиму начинает».
(- В календаре декабрем год заканчивается, а первый месяц зимы – декабрь).
2. Подготовка учеников к чтению. Словарная работа
- Ребята, прежде чем вы прочтете этот рассказ самостоятельно, давайте разберем новые слова, которые нам встретятся в тексте.
- Прочитайте и объясните слова и выражения, которые записаны у вас на карточках. ( На карточке: студень, буйные реки, возродится жизнь, близится).
Как вы понимаете слово «студень» применительно к месяцу года?
- Студень – студеный, холодный.
- Прочитайте следующее выражение. Что значит выражение «буйные реки»?
- Буйные – шумные, бурные, неукротимые.
- Что значит «возродится жизнь»?
- Возродится – оживет.
- Как вы понимаете слово «близится»?
- Близится - становиться близким, приближается
3. Чтение текста учащимися вслух.
- Откройте страницу с 81. Прочитаем текст вслух по абзацам с. 81.
4. Беседа по прочитанному произведению.
I абзац
- Примета гласит: «Декабрь – студень». Почему так говорят в народе?
- Как меняется природа с приходом декабря?
Читаем II абзац.
- Как зимуют деревья, кустарники и травы?
(Снег укроет землю, и корни растений не погибнут. Лиственные растения сбросили листву, прекратилось движение влаги по стволам. Так растения и перезимуют. И проснутся только весной).
- Как вы понимаете «многие животные сумеют сохранить свою жизнь всю долгую зиму? (Они зимой не погибнут и доживут до весны.)
- Вспомним, как же животные сохраняют свою жизнь долгую зиму. (одни животные впадают в спячку, другие – ищут корм в зимнем лесу, а третьи – питаются запасами, которые они приготовили осенью.) Предлагаю поиграть в игру «Рассели животных по домикам»./data/files/g1486897660.docx (Игра «Рассели животных по домикам»)
- Но сначала определите животных, которые у вас изображены на карточках. Наденьте повязки на глаза. Расположите карточки так, чтобы срезанный угол находился внизу справа. Какие животные изображены на карточках? Кто определил, поднимайте руку.
Луизе - фигурки зверей. Роме – игра «Путаница» для развития бинокулярного зрения.
- Распределите животных по домикам. Молодцы.
- А теперь продолжим нашу работу. Назовите день рождения солнца. (23 декабря).
- Что начинается в природе с этого дня?
(Начинает прибавляться день. И каждая минутка приближает нас к весне. Солнце будет с каждым днём светить и пригревать. Наконец придёт весна, и снова возродится жизнь).
- Сегодня 21 декабря - день зимнего солнцестояния. День, когда солнце поднимается на наименьшую высоту над горизонтом. Это самый короткий день и самая длинная ночь в году. Световой день уменьшился до рекордно короткого отрезка времени - всего лишь 7 часов, а уже 23 декабря – день рождения солнца. День спешит начать увеличиваться, и уже к Новому Году прибавится на целых 8 минут. В древности, как во многих странах Европы, так и на Руси, этот день считался праздником. Дети и взрослые прыгали через костер, водили хороводы, мальчики состязались в силе и смекалке. Световой день увеличивается, а значит, весна не за горами. Сколько месяцев осталось до весны? Назовите их.
5. Работа в парах.
А теперь поработаем парами. Игра «Соотнесите картинки с текстом». Луиза (слепой ребенок) читает текст в учебнике.
- На листе справа у вас изображены картинки, а слева – текст. Надо разными карандашами соединить картинки с соответствующими строками текста.
/data/files/f1486897816.docx (Игра)
Физкультминутка.
- Вы немного устали, предлагаю отдохнуть и посмотреть танец снежинок.
6. Пересказ текста по картинкам.
- Опираясь на картинки, перескажите произведение В. Бианки «Декабрь».
VIII. Итог урока.
- Назовите произведение, которое мы с вами читали.
- Кто автор этого произведения?
- А сейчас мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма, который называется «Уроки тётушки Совы». (Тифлокомментирование)
- Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос, что происходит в природе в последний месяц года (просмотр м/ф с тифлокомментированием).
- Как меняется природа с приходом декабря?
- Что нового из этого фильма вы узнали, о чём на уроке не говорили?
- Какие запахи у вас ассоциируются с Новым годом? Чем пахнут новогодний праздник?
Определите запах синей подушечки.(ель) Чем пахнет оранжевая?(апельсин) Какой запах хранит голубая?(шоколад)
IX. Домашнее задание.
- Дома вы самостоятельно должны подобрать интересные новогодние загадки, записать их в тетрадь или по желанию выучить наизусть. На следующем уроке будем загадывать их друг другу.
X. Выставление оценок.
XI. Рефлексия
- Если вам было интересно на уроке, и вы узнали что-то новое, то нарисуйте на песке снежинку, если было неинтересно работать и у вас ничего не получилось - тучку.
Используемая литература и ресурсы интернета:
1. https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/d-gal-pierina-zdravstvuitie
2. Фардиева Л. М. Дидактические игры. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/01/28/didakticheskie-igry-0
3. Васильева Э. Г. Танец_снежинок.zip
4. Фрагмент из мультфильма «Уроки тетушки Совы».
- «Декабрь» Россия, 2007г.