Конспект выступления на собрании для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ на тему «Нейрогимнастика и физминутки для детей»

1
0
Материал опубликован 18 March 2021

Конспект

собрания для родителей,

воспитывающих детей с ОВЗ



Дата: 

Тема: «Польза нейрогимнастики и физминуток для детей с нарушениями развития»


Цель: содействовать расширению кругозора родителей.

Задачи: знакомить с понятием «нейрогимнастика»,

развивать умение выполнять задание по образцу,

воспитывать целеустремленность.

Оборудование: ПК, экран.

Материалы: презентация «Нейрогимнастика и физминутки для детей»

Методы: словесные, практические.

Методики, технологии: элементы здоровьесберегающей технологии, ИКТ.



Ход занятия:

1. Вводная часть

1. Приветствие.

Здравствуйте, уважаемые родители!

2. Организационный момент.

3. Сообщение темы и цели.

Сегодня мы поговорим о том, чем мы занимаемся на занятиях с детьми. В частности – о нейрогимнастике и физминутках.

        2. Основная часть

1. Лекция «Нейрогимнастика и физминутки для детей» с просмотром презентации (цель: знакомить с понятием «нейрогимнастика»)

Нейрогимнастика – это популярное название двигательной нейропсихологической коррекции (или сенсомоторной коррекции). Это немедикаментозный вид помощи детям, имеющим различные  неврологические заболевания, но она полезна нейротипичным детям для общего психофизического развития.

Нейрогимнастика направлена на коррекцию нарушений с целью восстановления нормального функционирования мозга.    

Двигательная нейропсихологическая коррекция должна проводиться комплексно с когнитивной коррекцией (развитие произвольного внимания, произвольности действий, речи, пространственных функций, зрительной и вербальной памяти, сенсорных процессов, мышления), но по очередности именно двигательная нейрокоррекция первична, поскольку нормальное функционирование мозга и обеспечивает нормальное развитие когнитивных функций. Всю нашу психическую деятельность можно представить в виде дома, где фундамент – это развитые по возрасту и нормально функционирующие структуры мозга, стены – это прием, переработка и хранение информации, поступающей нам от всех сенсорных систем, а крыша – высшие психические функции – мыслительные процессы. Представьте, если у дома плохо сделан фундамент, будет ли дом надежным и прочным? Возможно ли на таком фундаменте построить хорошие ровные стены и  тем более крышу? Нет. Как раз двигательная нейропсихологическая коррекция и занимается коррекцией так называемого «фундамента», на котором строится здоровая психика.

Если у ребенка есть неврологическое заболевание – это уже значит, что какие-то структуры мозга испытывают дефицит развития, который необходимо восполнять.

Хорошее интеллектуальное развитие обеспечивается нам не размером мозга, а количеством нервных связей между структурами мозга и хорошим мозговым кровообращением. Именно с помощью движения мы создаем новую нейронную связь. Когда мы получаем сенсорный стимул и в ответ начинаем движение, происходит образование новой нервной связи. Без движения это просто невозможно. Для примера можете представить себе глаз, который не реагирует на свет или ухо, мышечная система которого не сокращается в ответ на звуковой сигнал – это будет значить, что мы  ничего не видим и не слышим. Поэтому движение – это не только жизнь, но и интеллект. Нет движения – нет получения опыта и новых знаний, вместе с тем нет и новых нейронов.

На биохимическом уровне движение стимулирует выработку биологически активных веществ, способствующих образованию новых нейронов и связей между ними.

Любая двигательная активность будет стимулировать развитие мозга, но особенно, если это будут координированные движения, непосредственно направленные на развитие необходимых психомоторных функций. 

Нейрогимнастика включает в себя комплексы упражнений, направленных на развитие подкорковых структур, межполушарных связей, связей между корой и подкорковыми структурами.

Двигательная нейропсихологическая коррекция включает в себя следующие комплексы упражнений:

дыхательные упражнения: насыщают мозг кислородом;

растяжки: работа с мышечными дистониями и гипертонусом. Напряженные мышцы при гипертонусе, например, сообщают мозгу о том, что организм находится в стрессе и к обучению (получению новых знаний) не готов.

упражнения на развитие межполушарных связей: для согласованной работы двух полушарий, для развития аналитико-синтетической деятельности мозга, для развития произносительной и понимающей части речи, для улучшения скорости переработки информации;

упражнения на развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации: детям, у которых есть задержки речи, сенсомоторная коррекция необходима в первую очередь, потому что моторные центры (двигательные) и речевые находятся рядом в головном мозге. Вот почему развитие крупной и мелкой моторики стимулирует развитие речи у детей. Упражнения на зрительно-моторную координацию развивают глазодвигательные функции у детей, совершенствуют  точность движений, моторную ловкость, расширяют зрительное поле, делают взгляд живым, позволяют тренировать быстрый приём информации через зрительный анализатор, подготавливают руку к письму, корректируют почерк.

упражнения на развитие ловкости и координации движений;

упражнения на развитие пространственной ориентации и формирование схемы тела: на занятиях, выполняя различные упражнения, улучшаются функции сенсорной интеграции, ребенок лучше чувствует свое тело, точнее пользуется им, тем самым развивается плавность движений, ловкость, большая часть энергии мозга направляется на интеллектуальную деятельность, сенсорные стимулы начинают восприниматься адекватно.

Каждое упражнение заставляет ребенка сосредотачиваться на его выполнении, постепенно увеличивается сложность упражнений – все это развивает концентрацию и произвольность внимания, которая так необходима детям с нарушениями и без.

На занятиях дети в основном, сидят, а нейрогимнастика позволяет активно двигатся, что улучшает и физическое состояние ребенка – улучшается кровообращение, в том числе и кровоснабжение мозга, хорошо вентилируются лёгкие и насыщают мозг кислородом. Именно двигательная активность стимулирует вестибулярный аппарат, который в свою очередь стимулирует кору полушарий, ответственную за интеллектуальные функции, как бы сообщая ей, что организм бодрствует и готов к обучению. Если человек находится в пассивном состоянии, то и вестибулярная система не работает и не активизирует кору. Вот почему важно вести активный образ жизни – это полезно для интеллекта, в частности, для усвоения новых знаний.

Таким образом, нейрогимнастика  способствует улучшению психического и физического развития детей.

2. Нейрогимнастика (цель: развивать умение выполнять задание по образцу)

Для сложных случаев или маленьких детей можно использовать следующие упражнения (предлагаю выполнить их вместе со мной по образцу):
«Бревнышки»;
«Оладушки»;
« С мячиком»;
«Хлопки, игры в ладошки».
Для среднего возраста:
«Кулак-ребро-ладонь»;
«Капитан-коза»;
«Капитан-остров».
Для взрослых ребят задания посложнее:
«Ухо-нос»;
«Хороший-покушал»;
«Колесо-руки-ноги».

          3. Заключительная часть.

1. Подведение итогов, обратная связь

Есть ли у вас вопросы? Пожелания? Предложения? Что было полезно? Считаете ли вы возможным применение данных упражнений в работе с детьми в домашних условиях?

2. Прощание.

На этом мое выступление окончено. До свидания!

         Ожидаемый результат.

Сформируется представление о понятии «нейрогимнастика». Родители выполнят задания (упражнения нейрогимнастики) по образцу.


Социальный педагог О.В.Гордиенко

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.