12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Жаркова Оксана Александровна942
Имею педагогический стаж - 24 года, высшее образование. Являюсь председателем аттестационной комиссии в ДОУ, руководителем рабочей группы детского сада, членом методического совета педагогического сообщества "Единый Урок. РФ".
Россия, Пензенская обл., Нижний Ломов
2

Проект «Психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов «Мы вместе» на базе дошкольного учреждения»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 г. Нижний Ломов

 

ПРОЕКТ

психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов

 

«МЫ ВМЕСТЕ»

на базе дошкольного учреждения

 

г. Нижний Ломов

 

2018

«Терпение – это дерево, корни которого горьки,а плоды – очень сладкие»

 

(Персидская пословица)

 

Актуальность проекта

 

                Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется либо деформируется личность ребѐнка. Для ребѐнка, имеющего дефект психического или соматического характера, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять своё базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта. Включаясь в такую среду, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями. 

          Однако жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребенок, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний (вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители зачастую сами нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка. Именно поэтому особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной.

 

Цель проекта: Организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребѐнком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.

 

Задачи проекта:

проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;

оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого - педагогической поддержки их семьям;

нормализация психологического климата в семье, формирование педагогической компетентности родителей, обучение их коррекционным и оздоровительным методикам, применяемым в домашних условиях;

создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию, знакомство с оптимальными способами общения, сплочение групп родителей (законных представителей) на основе общих интересов и потребностей;

повышение профессионального уровня специалистов, участников реализации проекта.

Участники проекта: родители, дети, старший методист, специалисты ДОУ (педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели медсестра).

Сроки реализации проекта: январь 2018г май 2019г.

Принципы реализации проекта

принцип научности предполагает учёт особенностей детей с ОВЗ и их семей, анализ названных материалов с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, при которой они не будут испытывать интеллектуальных, моральных, физических нагрузок;

принцип трансдисциплинарности предполагает участие полипрофессиональной команды специалистов, придерживающихся единой концепции, понимающих сопровождение как совместную деятельность;

принцип системности предполагает целенаправленную системную деятельность всех специалистов ДОУ по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

принцип комплексности предполагает получение родителями и их детьми различных услуг: психологических, педагогических, правовых и т.д;

 
принцип открытости и конгруэнтности специалиста, умение избежать негативного переноса в отношении родителей и детей ОВЗ. Специалист, работающий с семьѐй открыт и умеет исключить из общения негативные чувства раздражения, неприятия; 
 
мотивирование родителей к взаимодействию со специалистами и другими родителями разными способами. Мотивирование необходимо как с точки зрения информирования о функциях специалистов, так и с точки зрении я актуализации собственных проблем и возможности поддержки в их преодолении. Когда перед семьѐй возникает проблема, от которой невозможно уйти и которую вместе с тем невозможно решить при помощи выработанных ранее способов адаптации, появляется непродуктивная адаптация к жизни. Семья стремится к фиксированному, негибкому построению отношений внутри себя, между близкими людьми и с внешним миром на основе действия механизма отчуждения; попытки разрешить трудную жизненную ситуацию непригодным, неадекватным способом. Именно такой тип адаптации провоцирует действие психологического механизма сопротивления изменениям, который активизирует глубинные психологические защиты. При помощи этого механизма семья нетипичного ребѐнка приспосабливается к жизни, но эта адаптация непродуктивная, заключающаяся в бегстве от проблем. Позитивная адаптация к жизни – это процесс сознательного построения, упорядочивания или достижения человеком относительно устойчивых равновесных отношений между собой. Именно этот процесс ставится во главу инклюзивного образования.

Условия необходимые для реализации проекта

 

  • наличие семей с детьми с ОВЗ, готовых прийти в детский сад;
  • психологическая готовность руководителя и коллектива ДОУ к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;
  • материально-техническая база;
  • нормативная база;
  • предметно-развивающая среда;
  • наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды;
  • возможность повышения квалификации педагогов.

 

Основные направления психолого-педагогической помощи

 

Диагностическое направление

 

Цель психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребѐнка и изучение личности его родителей, системы их отношений, определение модели воспитания, выбор образовательного маршрута.

 

Содержание работы

 

Проведение первичного психолого-педагогического обследования детей и их семей. Определение уровня развития детей и сбор анамнестических данных. Выявление запроса родителей и составление рекомендаций. Отражение данных обследования в регистрационном листе, протоколе первичных консультаций и в анкете для родителей.

 

Проведение дополнительного психолого-педагогического обследования детей и их семей. Оценка состояния психомоторного и речевого развития детей. Уточнение данных медицинского и психологического анамнеза, сбор дополнительной информации. Анализ причин нарушений в развитии ребѐнка. Фиксация выявленных особенностей развития ребѐнка в протоколах результатов обследования.

 

Определение основных путей и способов коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития и психолого - педагогической поддержки их семьям. Выбор образовательного маршрута. Разработка индивидуальной программы и составление индивидуального плана работы с ребѐнком и семьей по итогам диагностического обследования.

 

Психолого-социальное консультирование.Вовлечение родителей в коррекционный процесс на правах совместного сотрудничества в помощи ребѐнку. Убеждение семьи в необходимости изменения или улучшения стиля взаимодействия с ребѐнком.

Образовательное направление

 

Цель формирование у родителей адекватного отношения восприятия ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития.

 

Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме через занятия и семинары; а также занятия в системе «ребенок – родитель – специалист».

В программу занятий и семинаров включены следующие темы:

"Особенности развития детей с психофизическим и умственным недоразвитием";

"Методы коррекционно-развивающего обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья";

"Современные методы развития: игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия; песочная терапия";

"Принципы составления и реализации индивидуальных программ развития";

"Система коррекционно-развивающей работы с ребенком с учетом тяжести дефекта".

 

Благодаря мероприятиям образовательного направления создается общий язык между специалистами и родителями, меняется отношение мамы к ребенку и к себе.

 

Психотерапевтическое направление

 

Цель снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего для ребенка и семьи в целом.

Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме с использованием современных методов психологического консультирования.

Благодаря методам психотерапевтического воздействия родители становятся более спокойными, склонными к сотрудничеству, воспринимают будущее достаточно позитивно, изъявляют желание конструктивных изменений. При этом отмечается значительная стабилизация психоэмоционального состояния и у детей.

 

Социально-тренинговое направление

Цель мероприятий обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях и отношениях. Осуществляются они преимущественно в групповой форме. На тренинговых занятиях моделируются разнообразные социальное ситуации (в транспорте, в магазине, и прочее) и конструируются новые формы социального поведения. Благодаря им родители преодолевают социальную тревогу и неуверенность, приобретают гибкость поведения и реагирования.

 

Правовое направление

 

Цель мероприятий – приобретение родителями правовой грамотности в отношении гражданского законодательства, касающегося детей-инвалидов и их семей.

Родители изучают федеральные и региональные законы, постановления. Знания, приобретенные на семинарах и в процессе самостоятельного изучения законодательных документов, помогают родителям изменять жизненные ситуации, улучшать условия жизни ребенка и семьи. Во время занятий приглашается юрист, который помогает родителям узнать о своих правах.

 

Интеграционное направление

Цель направления – общественная самореализация родителей, изменение отношения к ним в обществе.

Родители обобщают опыт воспитания «особенных» детей в семье на заседаниях клуба и «круглых столах». Благодаря этому формируется объективная сопричастность к общественной жизни и социальной значимости, что существенно отражается на развитии ребенка.

На заседаниях клуба родители сплачиваются, находят себе единомышленников, проявляют творческие созидательные способности, что вселяет веру в свои силы и помогает не замыкаться в узком кругу собственных проблем, а выходить на другой уровень общения и решать проблемы коллективно и грамотно. Родительская инициатива имеет великую силу и может вершить чудеса.

 

Основные формы работы:

индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка;

образовательные семинары;

психологические тренинги;

тематические круглые столы;

публикации опыта воспитания ребенка в семье;

участие в экспертизе динамики развития ребенка;

совместные праздники, мероприятия;

индивидуальные и групповые игровые сеансы;

 

Здоровьесберегающие технологии

арт-терапия: музыкотерапия, цветотерапия, лепка, нетрадиционное рисование, сказкотерапия, песочная терапия;

психогимнастика;

релаксация;

пальчиковая гимнастика;

гимнастика для глаз;

гимнастика дыхательная;

гимнастика корригирующая.

 

Предполагаемые результаты

Для родителей: 

объединение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в группу;

получение родителями практических навыков в воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;
осознание важности участия родителей в процессе психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

активное взаимодействие родителей и сотрудников ДОУ и его влияние на положительные изменения в физическом и психическом здоровье ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

разработка методических рекомендаций для родителей по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Для детей:

доступность дошкольного образования детям-инвалидам;

улучшение психологического и соматического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья (снижение уровня различного рода заболеваний, тревожности, агрессивности);

улучшение коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Для педагогов:

 

проявление творческой индивидуальности педагогов в различных видах деятельности с детьми, родителями;

обеспеченность общего увеличения психолого- педагогической, медико-социальной компетентности педагогов, сотрудников ДОУ;

предполагается, что участие в проекте будет способствовать более глубокому пониманию специалистами ДОУ и родителями детей с разнообразными отклонениями в развитии, со сложными нарушениями развития; их самоактуализации, развитию эмпатии, толерантности и гуманной оценки роли человека в мире, в том, что числе человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности; развитию наблюдательности и рефлексивных способностей; развитию творческих способностей и умений применять их на практике; формированию тех профессионально значимых качеств, которые являются ведущими в активизации восприятия и понимания ребенка с нарушениями развития в процессе межличностного взаимодействия с ним, практическому освоению широкого спектра методов и приемов работы с детьми с различными отклонениями в развитии, умственной отсталостью разной степени выраженности, со сложными нарушениями развития;

реализация проекта образовательным учреждением будет способствовать совершенствованию воспитательно-образовательного процесса за счет расширения педагогического арсенала педагогов и педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, овладения ими методами и приемами воспитания. Разработка методических рекомендаций позволит использовать полученные результаты в практике работы других образовательных учреждении.

 

 

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный

создание рабочей группы по разработке проекта «Психолого- педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов, в условиях организации на базе ДОУ детско-родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ»;

создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, и их семьях;

формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной базы;

деятельность по планированию работы детско-родительского клуба;

создание условий для организации детско-родительского клуба;

организация повышения квалификации педагогов ДОУ;

информирование родителей (законных представителей) о работе детско-родительского клуба.

 

 

2 этап – основной

 

реализация индивидуальной программы и групповых занятий;

оказание необходимой помощи родителям ребѐнка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждения);

просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребѐнком;

психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;

проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;

разработка системы психолого-педагогического мониторинга совместной деятельности ДОУ и семей воспитанников.

 

 

3 этап – контрольный

 

оценка эффективности проделанной работы.

Основным критерием является соответствие результатов работы поставленным целям и задачам.

 

 

Методы оценки процесса и результата:

 

комплексная диагностика;

 

педагогическое наблюдение;

 

анкетирование родителей.

 

 

Показатели для оценки хода реализации проекта:

 

наличие и эффективность модели взаимодействия педагогов, специалистов, медицинского персонала ДОУ и родителей в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации в общество;
 

доля педагогов, повысивших профессиональный уровень в области коррекционной работы с детьми с ОВЗ и их социализации в общество;

доля детей с ОВЗ, у которых наблюдается положительная динамика в оздоровлении и социализации;

доля педагогов, участвующих в мероприятиях по обобщению и распространению собственного опыта в области коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации в общество;

доля детей с ОВЗ, чувствующих себя комфортно в ДОУ;

доля родителей, повысивших информационную компетентность в области оздоровления и социализации детей с ОВЗ.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.