Проект «Психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов «Мы вместе» на базе дошкольного учреждения»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №11 г. Нижний Ломов
ПРОЕКТ
психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов
«МЫ ВМЕСТЕ»
на базе дошкольного учреждения
г. Нижний Ломов
2018
«Терпение – это дерево, корни которого горьки,а плоды – очень сладкие»
(Персидская пословица)
Актуальность проекта
Семья – это особый мир, внутри которого разворачиваются индивидуальные счастливые и несчастливые истории человеческих взаимоотношений, формируется либо деформируется личность ребѐнка. Для ребѐнка, имеющего дефект психического или соматического характера, семья, как первичное, наиболее эмоционально значимое пространство жизнедеятельности, должна выполнять своё базовое предназначение – стать для него своеобразной коррекционно-развивающей средой, обеспечивающей компенсацию дефекта. Включаясь в такую среду, ребёнок с ограниченными возможностями здоровья учится возмещать свои природные недостатки, обретает возможность справиться с возрастными задачами иными путями.
Однако жизнь большинства семей, в которых рождается такой ребенок, сопровождается целым рядом деструктивных переживаний (вины, разочарования, страха, одиночества, душевной боли, отчаяния), и родители зачастую сами нуждаются как в психологической поддержке, направленной на повышение самооценки, оптимизацию психологического климата в семье, так и в педагогической помощи, которая связана с овладением необходимыми знаниями и навыками по воспитанию ребенка. Именно поэтому особая деятельность по психолого-педагогическому сопровождению таких семей является востребованной и актуальной.
Цель проекта: Организация психолого-педагогической и социальной поддержки семьи, подбор адекватных способов взаимодействия с ребѐнком, его воспитания и обучения, коррекция отклонений в развитии.
Задачи проекта:
проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития (риском нарушения) и их семей;
оказание комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого - педагогической поддержки их семьям;
нормализация психологического климата в семье, формирование педагогической компетентности родителей, обучение их коррекционным и оздоровительным методикам, применяемым в домашних условиях;
создание условий для обмена опытом семейного воспитания: повышение мотивации к саморазвитию, знакомство с оптимальными способами общения, сплочение групп родителей (законных представителей) на основе общих интересов и потребностей;
повышение профессионального уровня специалистов, участников реализации проекта.
Участники проекта: родители, дети, старший методист, специалисты ДОУ (педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатели медсестра).
Сроки реализации проекта: январь 2018г – май 2019г.
Принципы реализации проекта
принцип научности предполагает учёт особенностей детей с ОВЗ и их семей, анализ названных материалов с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, при которой они не будут испытывать интеллектуальных, моральных, физических нагрузок;
принцип трансдисциплинарности предполагает участие полипрофессиональной команды специалистов, придерживающихся единой концепции, понимающих сопровождение как совместную деятельность;
принцип системности предполагает целенаправленную системную деятельность всех специалистов ДОУ по обеспечению оптимальных условий жизнедеятельности для детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
принцип комплексности предполагает получение родителями и их детьми различных услуг: психологических, педагогических, правовых и т.д;
Условия необходимые для реализации проекта
- наличие семей с детьми с ОВЗ, готовых прийти в детский сад;
- психологическая готовность руководителя и коллектива ДОУ к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними;
- материально-техническая база;
- нормативная база;
- предметно-развивающая среда;
- наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, в том числе безбарьерной среды;
- возможность повышения квалификации педагогов.
Основные направления психолого-педагогической помощи
Диагностическое направление
Цель – психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребѐнка и изучение личности его родителей, системы их отношений, определение модели воспитания, выбор образовательного маршрута.
Содержание работы
Проведение первичного психолого-педагогического обследования детей и их семей. Определение уровня развития детей и сбор анамнестических данных. Выявление запроса родителей и составление рекомендаций. Отражение данных обследования в регистрационном листе, протоколе первичных консультаций и в анкете для родителей.
Проведение дополнительного психолого-педагогического обследования детей и их семей. Оценка состояния психомоторного и речевого развития детей. Уточнение данных медицинского и психологического анамнеза, сбор дополнительной информации. Анализ причин нарушений в развитии ребѐнка. Фиксация выявленных особенностей развития ребѐнка в протоколах результатов обследования.
Определение основных путей и способов коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития и психолого - педагогической поддержки их семьям. Выбор образовательного маршрута. Разработка индивидуальной программы и составление индивидуального плана работы с ребѐнком и семьей по итогам диагностического обследования.
Психолого-социальное консультирование.Вовлечение родителей в коррекционный процесс на правах совместного сотрудничества в помощи ребѐнку. Убеждение семьи в необходимости изменения или улучшения стиля взаимодействия с ребѐнком.
Образовательное направление
Цель– формирование у родителей адекватного отношения восприятия ребенка, принятие его особенностей, темпа и своеобразия развития.
Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме через занятия и семинары; а также занятия в системе «ребенок – родитель – специалист».
В программу занятий и семинаров включены следующие темы:
"Особенности развития детей с психофизическим и умственным недоразвитием";
"Методы коррекционно-развивающего обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья";
"Современные методы развития: игротерапия, арт-терапия, сказкотерапия; песочная терапия";
"Принципы составления и реализации индивидуальных программ развития";
"Система коррекционно-развивающей работы с ребенком с учетом тяжести дефекта".
Благодаря мероприятиям образовательного направления создается общий язык между специалистами и родителями, меняется отношение мамы к ребенку и к себе.
Психотерапевтическое направление
Цель – снижение уровня психоэмоционального напряжения, формирование позитивного образа будущего для ребенка и семьи в целом.
Мероприятия данного направления осуществляются в индивидуальной и групповой форме с использованием современных методов психологического консультирования.
Благодаря методам психотерапевтического воздействия родители становятся более спокойными, склонными к сотрудничеству, воспринимают будущее достаточно позитивно, изъявляют желание конструктивных изменений. При этом отмечается значительная стабилизация психоэмоционального состояния и у детей.
Социально-тренинговое направление
Цель мероприятий – обучение родителей адекватным и эффективным формам поведения в различных социальных ситуациях и отношениях. Осуществляются они преимущественно в групповой форме. На тренинговых занятиях моделируются разнообразные социальное ситуации (в транспорте, в магазине, и прочее) и конструируются новые формы социального поведения. Благодаря им родители преодолевают социальную тревогу и неуверенность, приобретают гибкость поведения и реагирования.
Правовое направление
Цель мероприятий – приобретение родителями правовой грамотности в отношении гражданского законодательства, касающегося детей-инвалидов и их семей.
Родители изучают федеральные и региональные законы, постановления. Знания, приобретенные на семинарах и в процессе самостоятельного изучения законодательных документов, помогают родителям изменять жизненные ситуации, улучшать условия жизни ребенка и семьи. Во время занятий приглашается юрист, который помогает родителям узнать о своих правах.
Интеграционное направление
Цель направления – общественная самореализация родителей, изменение отношения к ним в обществе.
Родители обобщают опыт воспитания «особенных» детей в семье на заседаниях клуба и «круглых столах». Благодаря этому формируется объективная сопричастность к общественной жизни и социальной значимости, что существенно отражается на развитии ребенка.
На заседаниях клуба родители сплачиваются, находят себе единомышленников, проявляют творческие созидательные способности, что вселяет веру в свои силы и помогает не замыкаться в узком кругу собственных проблем, а выходить на другой уровень общения и решать проблемы коллективно и грамотно. Родительская инициатива имеет великую силу и может вершить чудеса.
Основные формы работы:
индивидуальные консультации по вопросам развития ребенка;
образовательные семинары;
психологические тренинги;
тематические круглые столы;
публикации опыта воспитания ребенка в семье;
участие в экспертизе динамики развития ребенка;
совместные праздники, мероприятия;
индивидуальные и групповые игровые сеансы;
Здоровьесберегающие технологии
арт-терапия: музыкотерапия, цветотерапия, лепка, нетрадиционное рисование, сказкотерапия, песочная терапия;
психогимнастика;
релаксация;
пальчиковая гимнастика;
гимнастика для глаз;
гимнастика дыхательная;
гимнастика корригирующая.
Предполагаемые результаты
Для родителей:
объединение родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в группу;получение родителями практических навыков в воспитании и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья;
активное взаимодействие родителей и сотрудников ДОУ и его влияние на положительные изменения в физическом и психическом здоровье ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
разработка методических рекомендаций для родителей по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для детей:
доступность дошкольного образования детям-инвалидам;улучшение психологического и соматического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья (снижение уровня различного рода заболеваний, тревожности, агрессивности);
улучшение коммуникативных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для педагогов:
проявление творческой индивидуальности педагогов в различных видах деятельности с детьми, родителями;
обеспеченность общего увеличения психолого- педагогической, медико-социальной компетентности педагогов, сотрудников ДОУ;
предполагается, что участие в проекте будет способствовать более глубокому пониманию специалистами ДОУ и родителями детей с разнообразными отклонениями в развитии, со сложными нарушениями развития; их самоактуализации, развитию эмпатии, толерантности и гуманной оценки роли человека в мире, в том, что числе человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности; развитию наблюдательности и рефлексивных способностей; развитию творческих способностей и умений применять их на практике; формированию тех профессионально значимых качеств, которые являются ведущими в активизации восприятия и понимания ребенка с нарушениями развития в процессе межличностного взаимодействия с ним, практическому освоению широкого спектра методов и приемов работы с детьми с различными отклонениями в развитии, умственной отсталостью разной степени выраженности, со сложными нарушениями развития;
реализация проекта образовательным учреждением будет способствовать совершенствованию воспитательно-образовательного процесса за счет расширения педагогического арсенала педагогов и педагогической компетентности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, овладения ими методами и приемами воспитания. Разработка методических рекомендаций позволит использовать полученные результаты в практике работы других образовательных учреждении.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
создание рабочей группы по разработке проекта «Психолого- педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей-инвалидов, в условиях организации на базе ДОУ детско-родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ»;
создание банка данных о детях с ограниченными возможностями здоровья, и их семьях;
формирование нормативно-правовой, методической, образовательной, психолого-медико-социальной базы;
деятельность по планированию работы детско-родительского клуба;
создание условий для организации детско-родительского клуба;
организация повышения квалификации педагогов ДОУ;
информирование родителей (законных представителей) о работе детско-родительского клуба.
2 этап – основной
реализация индивидуальной программы и групповых занятий;
оказание необходимой помощи родителям ребѐнка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждения);
просвещение и консультирование педагогов, работающих с ребѐнком;
психологические занятия, включающие в себя комплексы на развитие внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы;
проведение совместных мероприятий с родителями и детьми;
разработка системы психолого-педагогического мониторинга совместной деятельности ДОУ и семей воспитанников.
3 этап – контрольный
оценка эффективности проделанной работы.
Основным критерием является соответствие результатов работы поставленным целям и задачам.
Методы оценки процесса и результата:
комплексная диагностика;
педагогическое наблюдение;
анкетирование родителей.
Показатели для оценки хода реализации проекта:
наличие и эффективность модели взаимодействия педагогов, специалистов, медицинского персонала ДОУ и родителей в коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ и их социализации в общество;
доля детей с ОВЗ, у которых наблюдается положительная динамика в оздоровлении и социализации;
доля педагогов, участвующих в мероприятиях по обобщению и распространению собственного опыта в области коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ и их социализации в общество;
доля детей с ОВЗ, чувствующих себя комфортно в ДОУ;
доля родителей, повысивших информационную компетентность в области оздоровления и социализации детей с ОВЗ.