Конспект выступления на заседании круглого стола школьного методического объединения учителей английского языка на тему "Рефлексия и саморефлексия на уроках английского языка"
Тема выступления на заседании
учителей английского языка:
“Рефлексия и саморефлексия учащихся на уроках английского языка”.
Отт Е.В.
учитель английского языка
Понятие рефлексии означает способность человека “познавать свою умственную деятельность так же, как мы познаем внешние нам предметы”. Затем эта способность, характеризуется тем, что человек уже “не просто знает, а знает, что знает”.
Итак, рефлексия – умение человека осознавать то, что он делает, аргументировать и обосновывать свою деятельность. [1]
Одна из центральных задач образования – формирование активной созидательной личности, способной к осуществлению осознанной саморегуляции, имеющей непреходящее значение для максимальной реализации её возможностей.
Центральным звеном осознанной, т.е. произвольной саморегуляции является самооценка, определяющая направление и уровень активности человека, его отношение к миру и людям, к самому себе и в конечном итоге “потолок его достижений”. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Поэтому в школе учителю надо уделять большое внимание вопросам формирования самооценки. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Именно уровень самооценки во многом определяет критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, взаимоотношения с другими людьми. [4]
Было доказано, что при обращении к анализу субъектом оснований собственных действий и деятельности в целом его самооценка становится более надёжным механизмом саморегуляции. Поэтому на учебных занятиях большое значение необходимо уделять организации рефлексивной деятельности, пользуясь методикой самоопределения учащихся. [2]
Рефлективность и критичность при самооценке — важнейшее условие появления у ребёнка стремления к самосовершенствованию, к поиску образцов подражания, в то время как необоснованно высокая самооценка ведёт к самоуспокоенности, нежеланию что-либо изменить в себе. Учащиеся, проявившие при самооценке рефлексивность, достигают наиболее высоких уровней интеллектуального, познавательного, личного развития. Они находятся в постоянном поиске — поиске новых знаний, новых способов деятельности и самовыражения, в постоянных поисках себя, в процессе активного строительства своей личности.
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
Одной из самых распространенных классификаций видов рефлексии является следующая классификация, согласно которой рефлексия различается:
по функции: личностная (физическая, духовная, сенсорная) и интеллектуальная;
по цели: эмоционального состояния, деятельности, содержания;
по содержанию: устная, письменная;
по форме деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная;
по способам проведения: анкета, вопрос, символ, таблица, ситуация, рисунок;
по типу урока: после усвоения ЗУН, промежуточная, контрольная, итоговая. [5]
Данная классификация очень подробна и позволяет подобрать наиболее приемлемый вид рефлексии для конкретной цели.
На уроках английского языка целесообразно применять следующие виды рефлексии, относящихся к рефлексии цели:
рефлексия настроения и эмоционального состояния;
рефлексия содержания учебного материала;
рефлексия деятельности.
Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и коллективной (групповой) формах.
При выборе того или иного вида рефлексии учитываю цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные. «Что я сделал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше?» – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. [3]
Для учащихся младшего школьного возраста очень важна оценка их учебной и познавательной деятельности. В связи с этим фактом, рефлексия содержания учебного материала играет немаловажную роль на уроках английского языка.
Для развития рефлексии деятельности ученик должен размышлять, осмысливать то, что он сам понял, усвоил и передать это в сжатой форме, выделяя основное, главное. На одном из этапов урока я предлагаю учащимся проанализировать свою работу и обменяться с соседом по парте мнениями о тех знаниях и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определённого вида деятельности, задания, упражнения.
По завершению урока необходимо подводить итоги, вовлекая детей в самоанализ, в ходе которого они говорят, чему они научились, какие умения проявили.
Умению адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования необходимо также учить детей, как мы учим их знаниям, умениям, навыкам, самостоятельному мышлению.
Развивая рефлексию настроения и эмоционального состояния, применяется самый простой вариант (обычно используется на начальном этапе обучения иностранному языку) – учащиеся получают карточки с изображением трёх лиц: весёлого, нейтрального и грустного. Детям предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению: выберите рисунок, который соответствует Вашему настроению (например, “Choose the drawing that reflects your spirits”). Данный вид рефлексии можно использовать в начале и в конце урока одновременно, чтобы учитель мог судить, как меняется настроение учащихся.
Эффективен приём “Букет настроения”. В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока я говорю: “Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился – голубой”.
Итак, посредством рефлексивных действий ученик осознанно выдвигает цели деятельности и поведения, строит программы их осуществления, осмысливает свои потребности в системе принятых ценностей, трансформирует заданное извне в личностно значимое, прогнозирует последствия совершаемых действий и поступков. Высокий уровень развития самооценки соотносим с наличием у учащегося умения обосновывать её, актуализировать используемые средства её обеспечения.
В завершении, считаю необходимым пояснить, что рефлексия является неотъемлемой частью заключительного этапа урока, и современный урок английского языка не может быть методически грамотным без такого важного этапа как рефлексия.
Список используемой литературы
Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2003.
Захарова А. В. Генезис самооценки. Тула, 2003.
Научно-методический журнал “ Иностранные языки в школе” № 1 2005 год, № 2 2005 год.
Морозов А.В. Деловая психология. СПб.: Издательство Союз, 2000.
Интернет-ресурсы: сайт infourok.ru.