Доклад на педсовет «Рефлексия на уроках английского языка в начальной школе»
Пояснительная записка к презентации
Слайд 1. В словарях дается четкое определение: рефлексия — это самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.
Слайд 2. Если ребенок понимает:
ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
какой вклад в общее дело он может внести;
может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,
…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Слайд 3. Существует несколько классификаций рефлексии как этапа урока. Классификацию вы можете видеть на слайде. Остановимся подробнее на видах рефлексии по цели и рассмотрим практическое применение на уроке английского языка в начальной школе.
Слайд 4. Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Она оценивает настроение, эмоциональное восприятие учебного материала. Это рефлексия из категории "понравилось / не понравилось", "интересно / скучно", "было весело / грустно". Учащиеся получают карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Им предлагается выбрать карточку, которая соответствует их настроению: «Choose the drawing that reflects your spirits”.
Слайд 5. Данный тип рефлексии целесообразно использовать в начале и конце урока с целью установить эмоциональное состояние учащихся, увидеть, как меняется их настроение на уроке. В начале урока я всегда задаю детям вопрос: How are you today? Здесь возможны три варианта ответа. Данный прием помогает настроится на позитивную волну и отметить настроение учащихся.
Слайд 6. На данном слайде представлена рефлексия эмоционального состояния в конце модуля, учащемуся предлагается оценить с помощью смайлика, какие виды деятельности в процессе изучения темы ему были наиболее приятные, какие оставили равнодушным.
Слайд 7. Рефлексия деятельности. Данный вид рефлексии удобнее применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов, в конце урока.
«Я сделал!». На одном из этапов урока учитель предлагает учащимся проанализировать свою работу и обменяться с партнером мнением о тех знаниях, навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного упражнения, задания, вида деятельности. На слайде представлена таблица, с помощью которой учащиеся оценивают, что было сделано на уроке, какие виды деятельности использовались.
Слайд 8. При защите проекта учащимся предлагается оценить, что нового они узнали в ходе подготовки, какие выводы сделали, чем данный проект пригодится им в реальной жизни.
Слайд 9. Рефлексия содержания учебного материала. Вот этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. Он дает возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке. Учебное пособие Starlight предусматривает данный вид рефлексии в линейки своих учебных пособий. К комплекту прилагается My Language Portfolio к каждой параллели свой. Пример страницы мы можем видеть на слайде. Здесь предлагается, использовав нужное количество звездочек, оценить, может ли ученик сказать о вещах из изученного самостоятельно, с подсказкой учителя, либо не может.
Слайд 10. На данном слайде представлено практическое применение описанной технологии.
Слайд 11. Итоговая рефлексия отличается от текущей большим объёмом рефлексируемой деятельности и большей формализованностью. Итоговую рефлексию проводят в виде специального занятия в конце изучения большого раздела учебного предмета или, например, в конце триместра, учебного года, на котором ученикам предлагается ответить на такие вопросы, как: Каков мой самый большой успех за этот год? Благодаря чему я смог его добиться? В чем состоят мои трудности? Как я их преодолею? Что у меня раньше не получалось, а теперь получается? Для данного вида рефлексии я использую представленную на слайде схему с незаконченными предложениями, где мы вместе с учащимися находим их сильные и слабые стороны при изучении языка, а также делаем выводы, что помогает им учится успешнее и что можно сделать, чтобы следующий триместр или год прошел продуктивнее.
Слайд 12. Спасибо за внимание.
/data/files/f1530276771.pptx (Рефлексия на уроках английского языка)