12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Николаевна Финогенова373
Россия, Вологодская обл., Череповец
1

Рефлексия на уроках английского языка

Рефлексия на уроках английского языка

Подготовила учитель английского языка

Финогенова Е.Н.


Согласно ФГОС одним из этапов урока является этап рефлексии, который в свою очередь является обязательным условием создания развивающей среды на уроке и развития у ребенка критического мышления.

В первую очередь необходимо понять, само понятие «рефлексия» и что оно обозначает. «Рефле́ксия» происходит от позднелат. reflexio «обращение назад» — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятияпринятия решенийэмоционального реагирования и поведенческие шаблоны.

  Пьер Тейяр де Шарден (1.05.1881 - 10.04.1955гг., философ, пастырь и ученый) считал, что рефлексия — это то, что «отличает человека от зверей, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании».

Согласно Эрнсту Кассиреру (28.07.1874 – 13.04.1945, немецкий философ и культуролог), рефлексия заключается в «способности выделять из всего нерасчленённого потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредоточить на них внимание».

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ учебной деятельности и её результатов. Мы часто задаемся вопросом: на каком этапе урока целесообразнее проводить рефлексию? Однозначного ответа на этот вопрос нет, я провожу рефлексию несколько раз за урок, если считаю, что это необходимо, чтобы понять насколько хорошо учащиеся освоили тему, запомнили понятия или лексику и насколько легко / трудно для них это было. В дальнейшей работе рефлексия позволяет корректировать подачу и выбор учебного материала.


Педагоги и психологи предлагают использовать, в зависимости от поставленных учебных задач, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой личности:

физическую (успел – не успел)

сенсорную (самочувствие)

интеллектуальную

духовную


Классифицируют рефлексии так же и по содержанию, по форме деятельности и по цели.

I. По содержанию:  символическая (выставление оценки собственной деятельности учащегося при помощи карточек / смайлов) , устная (данный вид рефлексии предполагает умение ребенка внятно и связно высказывать свои мысли и описывать чувства) и письменная (занимает большое количество времени и предполагает умение учащегося корректно выражать и описывать собственные мысли и чувства, владея навыками письменной речи).

II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

III. По цели: эмоциональная рефлексия (оценивает настроение и эмоциональное восприятие материала, данный вид рефлексии позволяет учителю оценить эмоциональный настрой класса или группы), рефлексия деятельности (данный вид дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных и оптимальных форм и видов деятельности) и рефлексия содержания материала (функцией данного вида рефлексии выступает выявление уровня осознания содержания пройденного учебного материала).


Приведу некоторые примеры приемов организации рефлексии на уроке:

1.  «Смайлики». Самый простой вариант рефлексии - это карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального, грустного. Такой вариант рефлексии подойдет для выявления эмоционального состояния учащихся в начале или конце урока, а также я использую смайлики: «улыбка с поднятым вверх пальцем», «озадаченный смайл» - для определения уровня понятности материала

2. «Букет настроения». В начале урока раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске рисуется ваза. В конце урока говорится: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали, что - то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, или вы не поняли тему - голубой».

3. «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

4. «Дерево успеха». Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много 5.Лестница / Гора успеха» - Включает в себя рисунок-изображение горы – лестницы со ступеньками : ничего не понял / понял, но есть вопросы/ все понял / все понял, могу помочь другим

6. «Гимнастика», данный прием может быть актуален на любом этапе урока, при чем вариативность действий можно менять:

Присесть на корточки – много вопросов, практически ничего не понятно

Стоять ровно – есть вопросы, но в целом все понятно

Хлопаем в ладоши – все понятно, легко 

8. Анкета - опрос, наполнение которой можно варьировать, в зависимости от темы, элементов и этапов урока, на которые обращается особое внимание, важно, аргументация ответа приветствуется:

1. На уроке я работал(а)

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я научил (ась) ся


5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

7. Домашнее задание мне кажется

легким / трудным


9. «Я сделал!»: учащимся предлагается сказать, чем занимались на уроке и чему научились, при помощи технологии «snowball»:

- practised phonetics;

- practised phonetics and learned the words…


10. Прием рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым.

11. Прием рефлексии «подведение итогов». Каждый ученик формулирует итоги урока, опираясь на схему:

During today’s lesson I have..

done exercises

Now I know how

to write

Now I can

read

read

to read

tell

written

to use

use

practised

to speak

speak about

studied



12. «Рефлексивный экран» - это одна из разновидностей «подведения итогов»: учащиеся составляют одно предложение об уроке, опираясь на вопросы / тезисы на экране или на доске:

1. Сегодня я узнал… (Today I have known (about)…)

2. Было интересно… (… was interesting to me)

3. Было трудно… (…. was difficult for me)

4. Я выполнял задания… ( I did exercises …)

5. Я понялчто… (I have understood that …)

6. Теперь я могу… (I can …)

7. Я почувствовал, что… (I felt that …)

8. Я научился… (I have learnt to …)

10. У меня получилось … (I was great at ..)

11. Меня удивило… (…surprised me)

12. Мне захотелось… (I would like to ….)


К рефлексии можно отнестись и с большим творчеством, а также помочь учащимся сделать собственную речь более яркой, научив употреблять некоторые фразеологические обороты:

- I am muddleheaded – у меня каша в голове

- I haven’t a clue - ни в зуб ногой 

- I have bright spirit - светлая голова 

- I use my brains - шевелить мозгами 

- I listened with half an ear - краем уха 

- I fell on deaf ears - хлопать ушами 


Подведу итог всему выше сказанному, важно отметить, что рефлексия, является той важной составляющей деятельности, которая помогает развить у учащихся критическое мышление и осознанное отношение к собственной деятельности, она помогает ребенку понять, что система знаний, умений и навыков, получаемых в школе неизбежно связана с его жизнью и деятельностью вне школы и способствует лучшей реализации его личности в жизни. Благодаря грамотно построенной рефлексивной деятельности учащийся получает возможность развить такие актуальные и значимые качества современной личности как самостоятельность (учащийся учится проводить самоанализ собственных возможностей, осуществлять выбор, определять и направлять собственную деятельность и нести за нее ответственность), предприимчивость (умение учащегося предпринимать решения и корректировать результат, подстраиваясь под новые условия) и конкурентоспособность (умение учащегося быть более эффективным, среди других, выделяться нестандартным пониманием и подходом к решению возникающих ситуаций). Учителю рефлексия помогает создать условия для развивающей среды на уроке, она предполагает формирование и развитие УУД и достижение метапредметных результатов обучения.


Источники информации

Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство “Речь”, 2003 г.

Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.

Каким должен быть современный урок.  http://www.it-n.ru .

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.

Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2.  http://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm  - Центр дистанционного образования "Эйдос".

Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2.  http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm .

Головкина Екатерина Вячеславовна. Подведение итогов уроков. Рефлексия. ezhva- licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka /

Гукалова Ирина Викторовна. Роль и место содержательной рефлексии на уроке.  kollegi.kz/publ/21-1-0-93

http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.