Рефлексия на уроках английского языка
Рефлексия на уроках английского языка
Подготовила учитель английского языка
Финогенова Е.Н.
Согласно ФГОС одним из этапов урока является этап рефлексии, который в свою очередь является обязательным условием создания развивающей среды на уроке и развития у ребенка критического мышления.
В первую очередь необходимо понять, само понятие «рефлексия» и что оно обозначает. «Рефле́ксия» происходит от позднелат. reflexio «обращение назад» — это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержание и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования и поведенческие шаблоны.
Пьер Тейяр де Шарден (1.05.1881 - 10.04.1955гг., философ, пастырь и ученый) считал, что рефлексия — это то, что «отличает человека от зверей, благодаря ей человек может не просто знать нечто, но ещё и знать о своём знании».
Согласно Эрнсту Кассиреру (28.07.1874 – 13.04.1945, немецкий философ и культуролог), рефлексия заключается в «способности выделять из всего нерасчленённого потока чувственных феноменов некоторые устойчивые элементы, чтобы, изолировав их, сосредоточить на них внимание».
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ учебной деятельности и её результатов. Мы часто задаемся вопросом: на каком этапе урока целесообразнее проводить рефлексию? Однозначного ответа на этот вопрос нет, я провожу рефлексию несколько раз за урок, если считаю, что это необходимо, чтобы понять насколько хорошо учащиеся освоили тему, запомнили понятия или лексику и насколько легко / трудно для них это было. В дальнейшей работе рефлексия позволяет корректировать подачу и выбор учебного материала.
Педагоги и психологи предлагают использовать, в зависимости от поставленных учебных задач, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой личности:
физическую (успел – не успел)
сенсорную (самочувствие)
интеллектуальную
духовную
Классифицируют рефлексии так же и по содержанию, по форме деятельности и по цели.
I. По содержанию: символическая (выставление оценки собственной деятельности учащегося при помощи карточек / смайлов) , устная (данный вид рефлексии предполагает умение ребенка внятно и связно высказывать свои мысли и описывать чувства) и письменная (занимает большое количество времени и предполагает умение учащегося корректно выражать и описывать собственные мысли и чувства, владея навыками письменной речи).
II. По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
III. По цели: эмоциональная рефлексия (оценивает настроение и эмоциональное восприятие материала, данный вид рефлексии позволяет учителю оценить эмоциональный настрой класса или группы), рефлексия деятельности (данный вид дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных и оптимальных форм и видов деятельности) и рефлексия содержания материала (функцией данного вида рефлексии выступает выявление уровня осознания содержания пройденного учебного материала).
Приведу некоторые примеры приемов организации рефлексии на уроке:
1. «Смайлики». Самый простой вариант рефлексии - это карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального, грустного. Такой вариант рефлексии подойдет для выявления эмоционального состояния учащихся в начале или конце урока, а также я использую смайлики: «улыбка с поднятым вверх пальцем», «озадаченный смайл» - для определения уровня понятности материала
2. «Букет настроения». В начале урока раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске рисуется ваза. В конце урока говорится: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали, что - то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, или вы не поняли тему - голубой».
3. «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
4. «Дерево успеха». Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много 5.Лестница / Гора успеха» - Включает в себя рисунок-изображение горы – лестницы со ступеньками : ничего не понял / понял, но есть вопросы/ все понял / все понял, могу помочь другим
6. «Гимнастика», данный прием может быть актуален на любом этапе урока, при чем вариативность действий можно менять:
Присесть на корточки – много вопросов, практически ничего не понятно
Стоять ровно – есть вопросы, но в целом все понятно
Хлопаем в ладоши – все понятно, легко
8. Анкета - опрос, наполнение которой можно варьировать, в зависимости от темы, элементов и этапов урока, на которые обращается особое внимание, важно, аргументация ответа приветствуется:
1. На уроке я работал(а) | активно / пассивно |
2. Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
3. Урок для меня показался | коротким / длинным |
4. За урок я научил (ась) ся | |
5. Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
6. Материал урока мне был | понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен |
7. Домашнее задание мне кажется | легким / трудным |
9. «Я сделал!»: учащимся предлагается сказать, чем занимались на уроке и чему научились, при помощи технологии «snowball»:
- practised phonetics;
- practised phonetics and learned the words…
10. Прием рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым.
11. Прием рефлексии «подведение итогов». Каждый ученик формулирует итоги урока, опираясь на схему:
During today’s lesson I have.. | done exercises | Now I know how | to write | Now I can | read |
read | to read | tell | |||
written | to use | use | |||
practised | to speak | speak about | |||
studied |
12. «Рефлексивный экран» - это одна из разновидностей «подведения итогов»: учащиеся составляют одно предложение об уроке, опираясь на вопросы / тезисы на экране или на доске:
1. Сегодня я узнал… (Today I have known (about)…)
2. Было интересно… (… was interesting to me)
3. Было трудно… (…. was difficult for me)
4. Я выполнял задания… ( I did exercises …)
5. Я понял, что… (I have understood that …)
6. Теперь я могу… (I can …)
7. Я почувствовал, что… (I felt that …)
8. Я научился… (I have learnt to …)
10. У меня получилось … (I was great at ..)
11. Меня удивило… (…surprised me)
12. Мне захотелось… (I would like to ….)
К рефлексии можно отнестись и с большим творчеством, а также помочь учащимся сделать собственную речь более яркой, научив употреблять некоторые фразеологические обороты:
- I am muddleheaded – у меня каша в голове
- I haven’t a clue - ни в зуб ногой
- I have bright spirit - светлая голова
- I use my brains - шевелить мозгами
- I listened with half an ear - краем уха
- I fell on deaf ears - хлопать ушами
Подведу итог всему выше сказанному, важно отметить, что рефлексия, является той важной составляющей деятельности, которая помогает развить у учащихся критическое мышление и осознанное отношение к собственной деятельности, она помогает ребенку понять, что система знаний, умений и навыков, получаемых в школе неизбежно связана с его жизнью и деятельностью вне школы и способствует лучшей реализации его личности в жизни. Благодаря грамотно построенной рефлексивной деятельности учащийся получает возможность развить такие актуальные и значимые качества современной личности как самостоятельность (учащийся учится проводить самоанализ собственных возможностей, осуществлять выбор, определять и направлять собственную деятельность и нести за нее ответственность), предприимчивость (умение учащегося предпринимать решения и корректировать результат, подстраиваясь под новые условия) и конкурентоспособность (умение учащегося быть более эффективным, среди других, выделяться нестандартным пониманием и подходом к решению возникающих ситуаций). Учителю рефлексия помогает создать условия для развивающей среды на уроке, она предполагает формирование и развитие УУД и достижение метапредметных результатов обучения.
Источники информации
Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. - СПб издательство “Речь”, 2003 г.
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. -224 с.
Каким должен быть современный урок. http://www.it-n.ru.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.) Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011.
Хуторской А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://eidos.ru/journal/2012/0529-10.htm - Центр дистанционного образования "Эйдос".
Хуторской А.В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2012. -№2. http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm.
Головкина Екатерина Вячеславовна. Подведение итогов уроков. Рефлексия. ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/
Гукалова Ирина Викторовна. Роль и место содержательной рефлексии на уроке. kollegi.kz/publ/21-1-0-93
http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos