Конспект внеклассного мероприятия по географии «Через преграды» (8 класс)
Конспект внеклассного мероприятия по географии «Через преграды»
(работа по топографической карте и ознакомление с особенностями ведения боевых действий и преодоления природных преград
в ходе Великой Отечественной войны).
Структурный компонент внеклассного мероприятия | Информация на слайде | Действия учителя | Действия учащихся | ||
Организационный этап | Слайды 1
| Приветствие и чтение цитаты внеклассного меропиятия | Приветствие | ||
Актуализация | Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 | Фронтальный опрос: - Перед нами физическая карта какого материка? - На данной территории проходили военные действия в годы Великой Отечественной войны. Посмотрите на рельеф территории и определите формы рельефа, на которых велись военные действия - Определите по изображениям тип равнины. -Представьте себя участником военных событий, какие трудности или преграды характерны для каждого вида равнины - Какие природные преграды встречаются на равнинных формах рельефа - Вспомните причину большого количества болот в европейской части России? - Определите более мелкие формы рельефа по рисунку или по плану и что означают цифры по плану -А на этом сладе какие преграды вы видите?
| Ответы обучающихся: - Это материк Евразия, часть света Европа. - Равнина (плоская и холмистая), горная местность. – демонстрация обучающимся указанных форма рельефа н карте. 1 – плоская, 2 –холмистая. Плоская равнина имеет хорошую видимость, и дает возможность передвигаться с большой скоростью, но нет возможности надежно спрятаться, хорошая видимость и для врага. Холмистая равнина иеет противоположные характеристики: плохая видимость, но возможность спрятаться и замаскироваться; затруднено перемещение. На рисунке 1 – овраги, реки, холмы , ямы; На рисунке 2 – болота. Низменные участки земной коры, близкий водоупорный слой, относительно большое количество осадков , низкая испаряемость (для северных территории. 1 –промоина ; 4- длина, 2 –глубина; 2 - овраг ; 2- длина, 3 –глубина; 3 – обрыв; 4 – глубина; 4 – скалы. - Река и лес | ||
Постановка проблемы | Слайд 7 | - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на этом уроке ? - Умение читать карту очень необходимый навык. “Карта важнее текста, так как говорит нередко ярче, наглядней и лаконичней самого лучшего текста” высказывания П.П. Семенова Тян-Шанского. -Кому в годы войны необходимы были в первую очередь умения читать карту? - А в наше время кому необходимы знания работы с картой? | - Чтением топографической карты -Разведчикам, летчикам, командному составу, моторизованным, танковым полкам. Военным, работникам отраслей: сельского хозяйства, строительства, транспортным службам, при прокладке нефте и газапроводов. | ||
Получение нового знания | |||||
Слайд 8 Слайд 9 | Фронтальный опрос: - На карте представлено три участки леса: 1 . 4; 2. сосна 3; 3. . 3; Решение проблемы Вопросы на размышление – выработка практических навыков : В каком лесу легче проехать на технике, при условии, если дорог нет? Где легче замаскироваться технике? Где бы вы расположили партизанский отряд? Обратите внимание, в лесу была возможность устроить преграды – лесозавалы. Как вы думаете – для чего? | Ответы обучающихся: -1. Смешанный лес, преимущественно из елей и березы, средняя высота деревьев 18, толщина ствола – 0,25 м, расстояние между деревьями 4 метра. -2 .Хвойный лес; средняя высота деревьев 10, толщина ствола – 0,12м, расстояние между деревьями 3 метра. 3. Смешанный лес, преимущественно из елей и березы, средняя высота деревьев 18, толщина ствола – 0,22 м, расстояние между деревьями 3 метра. В сосновом лесу, т.к. толщина деревьев меньше. (В Великую Отечественную Т-34 с легкостью валили деревья (26-30 тонн, 500 л.с.), кроме самых толстых. Современный же танк не сломает только вековой дуб, наверное. Нужно бить ровно центром танка, и никогда гусеницей, иначе сломается ленивец) В лесу, где расстояние между деревьями меньше и кроны располагаются ближе друг к другу. В сосновом лесу, т.к будет маскировка и зимой. Преградить дорогу, замаскироваться, укрепить оборону. | |||
Слайд 10 | Работа в парах: - Используя топографическую карту, соберите информацию о реке. Решение проблемы Вопрос на размышление – выработка практических навыков : Где лучше осуществить переброску техники с левого на правый берег реки? | Читают по условным знакам – по желанию (все ответы приветствуются, неправильные сразу поправляются): Название реки – Соть. Течет с севера на юг, средняя скорость от 0, 1 до 5 м/с. Ширина разная от 360 до 285 м. Глубина 4,8 м, дно песчаное. Моста нет, паром размером 5 на 4 метра, грузоподъемность – 5 т. Есть в русле 4 острова. Правый берег – высокий и крутой (общее правило для рек северного полушария). Крутизна склонов составляет 22 – 25 0. Река во время половодья затапливает территорию по левому берегу. На левом берегу – заболоченная территория. С восточной стороны от дороги проходят шоссе. Река судоходна, т.к. имеется пристань. Фарватер движении определен на карте. В районе парома, т.к. другие берега с левой стороны заболоченны, а справой стороны имеют крутой склон, а в северной части карты левый берег имеет непроходимые болота. | |||
Слайды 11-26 Форсирование рек в годы Великой Отечественной войны. | Рассказ учителя по представленным фотографиям (информация для учителя в приложении №2) | Слушают учителя, и задают интересующие вопросы. | |||
| Фронтальная беседа -Какие крупные реки приходилось преодолевать в годы войны на территории России и стран Восточной Европы ? Вопрос учителя -кто представлен на фотографии-? За что Васильев В.В. был представлен к самой высокой награде? (Приложение № 3) | ||||
Слайд 27 | Работа в парах: Представьте себя разведчиками, которым надо передвигаться по этой территории. - Что можно дополнительно узнать, используя представленные условные знаки. Решение проблемы Вопрос на размышление – выработка практических навыков : Можно ли использовать болота для наступательной операции и если да, то как через них проходить? Болота использовались партизанами, разведчиками, а вовремя наступательной операции в Белоруссии «Багратион» К.К Рокоссовский провел войска прямо через болото | Изучают условные знаки и читают информацию на топографической карте. В северной части болота непроходимые, имеются камышовый покров, глубина 0,8 м. В центральной части, напротив населенных пунктов, болота проходимые, имеют небольшую площадь, заросли местами луговой растительностью. В южной части болота проходимые, имеют глубину 5 м., заросли местами луговой и кустарниковой растительностью.. Принимаются любые ответы, но сводится к тому, что болота использовались . | |||
Слайды 32 | Рассказ учителя по фотографиям .(приложение № 4) | | |||
Домашнее задание | Работа с топографической картой времен Великой Отечественной войны. | Раздача топографической карты (приложение № 5) Вопросы для работы по карте: Какой населенный пункт самый большой? Почему в данном районе нельзя было рассчитывать на партизан? До кого населенного пункта немцем труднее добраться? Почему разведгруппа не останавливается здесь на ночлег? В какой точке 1, 2 или 3 целесообразно заложить управляемое подрывное устройство. Почему? | Получают задания на дом. Ответы на вопросы Вопросы дети фотографируют | ||
Рефлексия | | - Скажите, что было непонятно, чтобы вы хотели уточнить для успешного выполнения д/з? | При необходимости задают вопросы Технология «Кубик Блума». |
П риложения Приложение № 1
Приложение № 2
Форсирование рек1
Сложность форсирования рек обусловливалась главным образом тем, что река, непроходимая вброд, сама по себе представляла препятствие для наступающего и становилась еще более серьезной преградой при преодолении ее под воздействием противника. Наличие реки затрудняло атаку противника, оборонявшегося на противоположном берегу, не позволяло наступающему одновременно ввести в действие все имеющиеся силы и средства, сковывало применение танков и другой тяжелой боевой техники, стесняло маневр, замедляло продвижение вперед. В то же время река позволяла обороняющемуся экономить силы и средства, меньшим их количеством удерживать более широкий фронт, надежно обеспечивать фланги и тыл своих войск. Наличие широкой водной преграды перед передним краем обороны в определенной мере повышало и морально-психологическое состояние обороняющихся войск.
Успех форсирования водных преград бронетанковыми войсками достигался прежде всего заблаговременной к нему подготовкой. В предвидении форсирования водных преград подготовка танковых армий к их преодолению обычно начиналась еще при подготовке операции. Тщательно изучался характер рек и прилегающей к ним местности в полосе предстоящих действий. При этом командующие и штабы стремились установить: ширину, глубину и скорость течения рек, наличие на них бродов, переправ, профиль реки, грунт дна и берегов, а также места, удобные для подхода танковых частей и соединений к местам возможных переправ или участков форсирования, наличие на них заграждений и естественных препятствий; места и характер переправ на реке, возможность их захвата передовыми отрядами и использования для переправы танков; наличие вблизи участков форсирования местных переправочных средств для оборудования переправ; характер обороны противника на реке, кем занята или может быть занята в ходе ведения операции; наиболее удобные рубежи для закрепления захваченных плацдармов и развития с них наступления.
На основе тщательного изучения всех сторон обстановки и возможного хода операции командующие и штабы танковых армий планировали преодоление рек. При этом действия войск предусматривались в общих чертах: определялась возможная полоса форсирования и участки подхода к реке, какими переправами желательно овладеть в первую очередь, кто будет выполнять эти задачи. Более детально планирование форсирования реки осуществлялось уже непосредственно в ходе операции.
За одни-двое суток до выхода танковой армии к реке уточнялись боевые задачи соединениям и задачи по видам обеспечения, прежде всего инженерного. Решением командующего распределялись силы и средства инженерных войск, определялись необходимые мероприятия по маскировке. Штаб армии организовывал разведку водной преграды, особенно инженерную, с целью выявления характера реки и системы обороны противника на противоположном берегу, уточнял данные о местности, полученные в результате изучения географических описаний, карт, аэрофотоснимков, опроса местных жителей, а также организовывал встречу и распределение поступивших на усиление армии переправочных средств.
Обобщив сведения, штаб совместно с начальником инженерных войск армии, на основе решения командующего отрабатывал план форсирования, в котором предусматривались: порядок форсирования, сроки готовности переправ, распределение переправочных средств, очередность переправы войск, выжидательные и исходные районы, задачи войск на противоположном берегу, порядок организации связи, меры обеспечения, организация авиационной и артиллерийской поддержки, зенитного прикрытия1
В передовые отряды выделялись бригады, показавшие в предыдущих боях умение быстро форсировать реки, действовать в отрыве от главных сил, во главе которых стояли командиры, обладавшие находчивостью, решительностью, способностью оценивать сложную обстановку самостоятельно не только в бригадном масштабе, но и с учетом действий главных сил корпуса и даже всей танковой армии. С командирами передовых отрядов проигрывались возможные варианты действий при захвате переправ, вопросы взаимодействия с авиацией и другими передовыми отрядами, в том числе и общевойсковых армий. Передовые отряды усиливались инженерными подразделениями и легкими переправочными средствами. Именно эти и ряд других вопросов были заранее спланированы и тщательно отработаны командованием 6-й танковой армии в Ясско-Кишиневской операции для преодоления р. Бахлуй и 2-й гвардейской танковой армии для форсирования р. Пилица в Висло-Одерской операции, что позволило преодолеть их с ходу, без какой-либо задержки.
Однако следует отметить, что хотя заблаговременная подготовка танковых армий к преодолению водных преград имела очень большое значение, все же успех форсирования в годы войны часто определялся умелым использованием возможностей, которые открывал сам ход операции, удачно проведенные бои на подступах к водной преграде и непосредственно на ней.
орсирование водных преград танковыми армиями в годы Великой Отечественной войны осуществлялось чаще всего с ходу, а если это не удавалось, то после короткой подготовки, когда к реке подходили табельные переправочные средства, наводились переправы, а артиллерия и авиация изготавливались к обеспечению форсирования огнем и ударами путем проведения мощной артиллерийской и авиационной подготовки. С подготовкой в течение суток пришлось форсировать р. Днестр 2-й танковой армии в ходе Уманско-Ботошанской операции. Для подавления противника на противоположном берегу к реке была подтянута вся армейская артиллерия. Значительная часть ее, а также танков и самоходно-артиллерийских установок были поставлены для стрельбы прямой наводкой.
Во всех случаях большую роль при форсировании играли передовые отряды, которые внезапно выходили к реке, нередко захватывали исправные мосты, форсировали при возможности реки вброд либо подразделениями мотопехоты с ходу переправлялись на подручных средствах и захватывали плацдармы, обеспечивая этим условия для оборудования новых или восстановления разрушенных мостов. Нередко умелые и дерзкие действия даже небольших по составу передовых отрядов приводили к крупным, порой даже оперативным результатам. Так, передовой отряд 26-го танкового корпуса 5-й танковой армии в составе двух мотострелковых рот с пятью танками ночью 22 ноября 1942 г. захватил мост через р. Дон в районе Калача. По этому мосту переправились главные силы двух танковых корпусов, что позволило развить наступление навстречу войскам Сталинградского фронта и быстро замкнуть кольцо окружения крупнейшей группировки врага.
Приложение № 3
Герой Советского Союза Красноармейского района Чувашской Республики
Васильев Владимир Васильевич
Р одился 7 июля 1911 года в селе БольшаяШатьма Красноармейского района в бедной крестьянской семье. По национальности чуваш. Срочную службу в Советской Армии прошел в кавалерийских частях. Активно участвовал в строительстве Горьковского автозавода, работал на заводе.
На фронте с марта 1942 года, командир пулемётного расчёта в кавалерийском полку.
В 1943 году в одном из боев Васильев был ранен, а после госпиталя направлен в кавалерийское училище
В конце 1944 года все курсанты училища были отправлены на фронт. Владимир Васильевич участвовал в боях на Сандомирском плацдарме, дошел до Берлина. Героизм и мужество он проявил в январе 1945 года при форсировании Одера и закреплении плацдарма на западном берегу. Фашисты перешли в наступление, чтобы сбросить подразделение в реку. Расчет Васильева отразил три яростные атаки, уничтожив при этом более 50 гитлеровцев. Пулеметчики вели огонь одни до последнего дыхания; Ценою своей жизни они удержали рубеж до подхода наших основных сил.
Особенно отличился в боях при форсировании реки Одер и удержании плацдарма на ее правом берегу.
Указом президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года В. В. Васильеву посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Приложение № 4
Использование фашин для преодоления рвов, окопов и мелких форм рельефа.
Во время боя, когда танку необходимо преодолеть противотанковый ров, дожидаться помощи военных инженеров со спецтехникой попросту некогда, а потому приходится искать другие решения. Одним из таких решений стало использование фашины - связки хвороста и прутьев, которым заполнялся ров, позволяя танкам преодолеть препятствие. Более подробно о фашине расскажет этот пост.
Фашины изготавливались из жердей, досок, хвороста, бревен и отрезков стальных труб. Готовая фашина накатывалась на танк с помощью двух жердей, закреплялась на его носовой части и в таком виде доставлялась к препятствию. Для преодоления эскарпа нужно было не менее двух фашин, т.е. фашинами оборудовались два танка. Диаметр одной фашины (первой по ходу танка) должен был быть несколько меньше диаметра другой, чем обеспечивалась возможность последовательного наезда танка на фашины. Меньший диаметр фашин находился в пределах 750 - 1000 мм, больший - 1100 - 1500 мм.
При преодолении противотанкового рва полного профиля требовалось также не менее двух фашин диаметром 1 - 1,5 м. Фашина укладывалась на переднюю часть надгусеничных полок и подклинивалась сзади деревянными клиньями так, что на ровных участках местности она всегда стремилась скатиться вперед. От скатывания фашина удерживалась тросом диаметром 8-10 мм, который крепился к середине соединительной жерди, проходил через люк башни и стопорился чекой в наиболее удобном месте башни.
При подходе к препятствию командир танка выдергивал чеку, фашина скатывалась в ров. Танк сразу же отходил в сторону, освобождая место другому танку, который также сбрасывал фашину в ров. После заполнения рва, машины преодолевали препятствие.
Приложение № 5
1
2
3
1 https://history.wikireading.ru/209922 - Радзиевский А.И. Танковый удар - Форсирование водных преград.
2
Марьясова Ирина Евгеньевна
Инна Николаева