Конспект внеклассного занятия «Международный день толерантности»

1
0
Материал опубликован 5 November 2021 в группе

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Яшкинский техникум технологий и механизации»
















Конспект внеклассного мероприятия

«Международный день толерантности»







Составитель:

Воспитатель ГПОУ ЯТТиМ

Солушко М.С.















Яшкино,2021год

 

Форма: беседа-практикум

Цель -  познакомить и расширить знания обучающихся о понятии толерантность.

Задачи: - развести понятия «терпение» и «терпимость», охарактеризовать толерантную интолерантную личность;

- способствовать развитию коммуникативных навыков;

      -способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств, -способствовать воспитанию взаимоуважения, формировать навыки, необходимые в конфликтной  ситуации обучающихся.


Оборудование: ромашка, презентация, на лепестках которой написаны определения толерантности на разных языках мира, листы бумаги, слова- помощники, ручки.

                                        Ход мероприятия:

I Вступительная часть.

Студент 1 и Студент 2 читают по строчке из стихотворения

Я, ты, он, она,

Вместе - целая страна.

Вместе - дружная семья

В слове «мы» - сто тысяч «я»

Большеглазых, озорных,

Чёрных, рыжих и льняных,

Грустных и весёлых

В городах и сёлах! (Роберт Рождественский)

Педагог: О сем это стихотворение? О том, что нас очень много, все мы разные, но всех нас объединяет наша общая планета, страна, город и т.д. Мы все одна большая семья.

Педагог: А что было бы, если бы все были одинаковы , похожи внешне, похожи темпераментом и характером? Было бы скучно и грустно.

Педагог: но к сожалению иногда люди не понимают и не принимают друг друга, возникают личные неприязни, конфликты, буллинг.

Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября международный день толерантности. Наверняка, многие из вас уже встречались с этим понятием, но сегодня мы  более подробно поговорим об этом.


II Основная часть.

Смысл, который несет в себе понятие «толерантность», очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но и человек обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высоко духовного и интеллектуального развития личности, группы, человечества в целом.

Педагог: Что же такое толерантность? (ответы обучающихся). Термин  «толерантность»  произошёл  от  латинского  «tolerantia»  и  переводится  как  «терпение».. В  справочной  литературе  под  толерантностью  понимается  терпимость  к  чужим  мнениям,  верованию,  поведению. (слайд 1)


Педагог: Но все же  это понятие в различных языках имеет различные смысловые оттенки, а вот какие именно мы узнаем благодаря лепесткам «ромашки толерантности». (Обучающие поочередно отрывают лепестки и зачитывают)

-Так, в английском языке толерантность- это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.

-В немецком языке- это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

- Во французском языке- это уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.

- В китайском- умение позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других.

- В арабском - это прощение,  мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

-В персидском - терпение ,терпимость,  выносливость, готовность к примирению.      


Педагог: 16 ноября 1995 года ООН приняла Декларацию принципов терпимости (Утверждено резолюцией 5.61 Генеральной Конференцией Юнеско). Однако о существовании определенного свода правил, кодекса взаимоотношений между людьми различной этнической принадлежности, известно с глубокой древности. Ценности любых народов, как утверждают этнопедагоги, этноносоциологи и этнопсихологии, примерно одинаковые. Например, гостеприимство и почитание старших присуще не только кавказским народам, но и многим другим. Интересно проследить отношения, правила поведения разных народов в пословицах и поговорках: Обсуждение значения пословиц

1. « В чужой монастырь со своим уставом не ходят» (русская ).

2. «Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено» (японская).

3. « Когда находишься в Риме поступай как римлянин» (английская).

4. « В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь» ( итальянская).

5. « В какой народ придешь, таку шапку и снимешь» ( русская).(слайд 2)

Не смотря на краткость пословиц и поговорок, в них четко прослеживается довольно полные рекомендации к поведению с «чужими». Причем эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности, такту.      

Педагог: Чем отличаются понятия   «терпение» и «терпимость? Если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль,  насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость - это   свойство открытости и свободного мышления.  (слайд 3)

       Поскольку  проявления  толерантности  не  так  сильно  бросаются  в  глаза,  рассмотрим  поведение,  противоположное  толерантному – интолерантное.

    Интолерантность  проистекает  из  убеждённости  человека  или  социо-культурной  группы  в  том,  что  их  система  верований  или  образ  жизни  является  высшими  по  отношению  к  системе  верований,  образу  жизни  других  людей.     Это  происходит  в  силу  невоспитанности  людей  или  из-за их  пренебрежительного  отношения  к  другим. В  основании  этих  явлений  лежит  отрицание  безусловной  ценности  человеческой  личности. Нетерпимость  представляет  собой  симптом,  указывающий  на  наличие  опасной  для  жизни  общества  болезни – насилия.


        Педагог: Разделимся на 2 группы. Одна группа из слов-помощников, будет подбирать характерные черты для толерантной личности, а другая группа - для интолерантной личности.

Толерантная личность:

- уважение мнения других,

-доброжелательность,

- желание что-либо делать вместе,

-понимание  и принятие чужого мнения,

- чуткость,

- любознательность

-снисходительность,

-быть справедливым,

- уметь учитывать интересы других (слайд 4)

Интолерантная личность:

-  непонимание,

- игнорирование,

- эгоизм,

-буллинг,

- нетерпимость,

-выражение пренебрежения,

- раздражительность,

-цинизм,

-немотивированная агрессивность(слайд 5)


Педагог: Многие могут подумать, что если человек толерантен, то он будет со всеми соглашаться, терпеть несправедливость, обиды, но эго вовсе не правильная точка зрения. Проявление  толерантности, не  означает  терпимого  отношения  к  социальной  несправедливости,  отказа  от  своих  убеждение или  уступки  чужим  убеждениям. Это означает, что  каждый  вправе придерживаться  своих  убеждений  и  признаёт  такое  же  право  за другими. Это  означает  признание  того,  что  люди  по  своей  природе  различаются  по  внешнему  виду,  положению,  речи, поведению  и  ценностям  и  обладают  правом  жить  в  мире  и  сохранять  свою  индивидуальность.


Педагог: Конечно толерантности надо учиться, и учиться принимать и понимать людей не только другой веры, национальности, а каждый день, в самых простых житейских ситуациях.

Рассмотрим ситуацию. (Два добровольца показывают упражнение «да – нет» на примере ситуации дежурства на территории  общежития)


Педагог: с помощью слов помощников составьте схему как бы такую ситуацию разрешили интолерантные личности

Несогласие – недовольство – противодействие – агрессия -  разрыв отношений.


Педагог: с помощью слов помощников составьте схему как бы такую ситуацию разрешили толерантные личности:

Несогласие – умение слушать – компромисс – понимание – согласие – юмор.


 III Заключительная часть.

Студент 1. Людей не интересных в мире нет

Их судьбы, как истории планет.

У каждого – все особое, свое

И нет планет похожих на нее. (Е. Евтушенко )


Педагог: Помните, что все люди разные и это прекрасно! И если каждый из нас будет учиться быть терпимее и толерантнее, то мир станет еще лучше!(слайд 6)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.