Конспект внеклассного занятия «Международный день толерантности»
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Яшкинский техникум технологий и механизации»
Конспект внеклассного мероприятия
«Международный день толерантности»
Составитель:
Воспитатель ГПОУ ЯТТиМ
Солушко М.С.
Яшкино,2021год
Форма: беседа-практикум
Цель - познакомить и расширить знания обучающихся о понятии толерантность.
Задачи: - развести понятия «терпение» и «терпимость», охарактеризовать толерантную интолерантную личность;
- способствовать развитию коммуникативных навыков;
-способствовать воспитанию духовно-нравственных качеств, -способствовать воспитанию взаимоуважения, формировать навыки, необходимые в конфликтной ситуации обучающихся.
Оборудование: ромашка, презентация, на лепестках которой написаны определения толерантности на разных языках мира, листы бумаги, слова- помощники, ручки.
Ход мероприятия:
I Вступительная часть.
Студент 1 и Студент 2 читают по строчке из стихотворения
Я, ты, он, она,
Вместе - целая страна.
Вместе - дружная семья
В слове «мы» - сто тысяч «я»
Большеглазых, озорных,
Чёрных, рыжих и льняных,
Грустных и весёлых
В городах и сёлах! (Роберт Рождественский)
Педагог: О сем это стихотворение? О том, что нас очень много, все мы разные, но всех нас объединяет наша общая планета, страна, город и т.д. Мы все одна большая семья.
Педагог: А что было бы, если бы все были одинаковы , похожи внешне, похожи темпераментом и характером? Было бы скучно и грустно.
Педагог: но к сожалению иногда люди не понимают и не принимают друг друга, возникают личные неприязни, конфликты, буллинг.
Сегодня наш разговор посвящен толерантности. 16 ноября международный день толерантности. Наверняка, многие из вас уже встречались с этим понятием, но сегодня мы более подробно поговорим об этом.
II Основная часть.
Смысл, который несет в себе понятие «толерантность», очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но и человек обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высоко духовного и интеллектуального развития личности, группы, человечества в целом.
Педагог: Что же такое толерантность? (ответы обучающихся). Термин «толерантность» произошёл от латинского «tolerantia» и переводится как «терпение».. В справочной литературе под толерантностью понимается терпимость к чужим мнениям, верованию, поведению. (слайд 1)
Педагог: Но все же это понятие в различных языках имеет различные смысловые оттенки, а вот какие именно мы узнаем благодаря лепесткам «ромашки толерантности». (Обучающие поочередно отрывают лепестки и зачитывают)
-Так, в английском языке толерантность- это готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь.
-В немецком языке- это терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
- Во французском языке- это уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.
- В китайском- умение позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других.
- В арабском - это прощение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.
-В персидском - терпение ,терпимость, выносливость, готовность к примирению.
Педагог: 16 ноября 1995 года ООН приняла Декларацию принципов терпимости (Утверждено резолюцией 5.61 Генеральной Конференцией Юнеско). Однако о существовании определенного свода правил, кодекса взаимоотношений между людьми различной этнической принадлежности, известно с глубокой древности. Ценности любых народов, как утверждают этнопедагоги, этноносоциологи и этнопсихологии, примерно одинаковые. Например, гостеприимство и почитание старших присуще не только кавказским народам, но и многим другим. Интересно проследить отношения, правила поведения разных народов в пословицах и поговорках: Обсуждение значения пословиц
1. « В чужой монастырь со своим уставом не ходят» (русская ).
2. «Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено» (японская).
3. « Когда находишься в Риме поступай как римлянин» (английская).
4. « В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь» ( итальянская).
5. « В какой народ придешь, таку шапку и снимешь» ( русская).(слайд 2)
Не смотря на краткость пословиц и поговорок, в них четко прослеживается довольно полные рекомендации к поведению с «чужими». Причем эти рекомендации призывают к осторожности, деликатности, такту.
Педагог: Чем отличаются понятия «терпение» и «терпимость? Если терпение выражает чаще всего чувство или действие со стороны испытывающего боль, насилие или другие формы негативного воздействия, то терпимость - это свойство открытости и свободного мышления. (слайд 3)
Поскольку проявления толерантности не так сильно бросаются в глаза, рассмотрим поведение, противоположное толерантному – интолерантное.
Интолерантность проистекает из убеждённости человека или социо-культурной группы в том, что их система верований или образ жизни является высшими по отношению к системе верований, образу жизни других людей. Это происходит в силу невоспитанности людей или из-за их пренебрежительного отношения к другим. В основании этих явлений лежит отрицание безусловной ценности человеческой личности. Нетерпимость представляет собой симптом, указывающий на наличие опасной для жизни общества болезни – насилия.
Педагог: Разделимся на 2 группы. Одна группа из слов-помощников, будет подбирать характерные черты для толерантной личности, а другая группа - для интолерантной личности.
Толерантная личность:
- уважение мнения других,
-доброжелательность,
- желание что-либо делать вместе,
-понимание и принятие чужого мнения,
- чуткость,
- любознательность
-снисходительность,
-быть справедливым,
- уметь учитывать интересы других (слайд 4)
Интолерантная личность:
- непонимание,
- игнорирование,
- эгоизм,
-буллинг,
- нетерпимость,
-выражение пренебрежения,
- раздражительность,
-цинизм,
-немотивированная агрессивность(слайд 5)
Педагог: Многие могут подумать, что если человек толерантен, то он будет со всеми соглашаться, терпеть несправедливость, обиды, но эго вовсе не правильная точка зрения. Проявление толерантности, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих убеждение или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый вправе придерживаться своих убеждений и признаёт такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность.
Педагог: Конечно толерантности надо учиться, и учиться принимать и понимать людей не только другой веры, национальности, а каждый день, в самых простых житейских ситуациях.
Рассмотрим ситуацию. (Два добровольца показывают упражнение «да – нет» на примере ситуации дежурства на территории общежития)
Педагог: с помощью слов помощников составьте схему как бы такую ситуацию разрешили интолерантные личности
Несогласие – недовольство – противодействие – агрессия - разрыв отношений.
Педагог: с помощью слов помощников составьте схему как бы такую ситуацию разрешили толерантные личности:
Несогласие – умение слушать – компромисс – понимание – согласие – юмор.
III Заключительная часть.
Студент 1. Людей не интересных в мире нет
Их судьбы, как истории планет.
У каждого – все особое, свое
И нет планет похожих на нее. (Е. Евтушенко )
Педагог: Помните, что все люди разные и это прекрасно! И если каждый из нас будет учиться быть терпимее и толерантнее, то мир станет еще лучше!(слайд 6)