Внеклассное занятие по математики в 6 классе «Вклад учёных-математиков в Победу в Великой Отечественной войне»

4
0
Материал опубликован 7 October 2022

Тема: Вклад ученых-математиков в Победу нашей страны в Великой Отечественной войне

Цель:

Формировать чувство патриотизма на уроке через содержание задач;
показать роль математики как науки в деле обороны страны в годы войны;
демонстрировать силу и мощь нашего оружия, любовь народа к отечеству, желание и способность закрепить его;
показать необходимость знаний, роль смекалки и сообразительности;
учить применять знания в нестандартных задачах, жизненных ситуациях;
формировать умение логически мыслить, рассуждать, конструировать;

Проверить прочность знаний, умений, навыков учащихся, обеспечить закрепление и обобщение изученного материала

Задачи урока по формированию УУД:

Познавательные: закрепление правил по данной теме;

Регулятивные: отработка приемов самоконтроля своей деятельности; оценивание и коррекция полученного результата; развитие логического мышления, памяти, внимания;

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству и высказывание своего мнения; привитие учащимся навыков самостоятельной работы и умения задавать вопросы.

Тип урока: Урок-проект

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация начала урока

Приветствие.

Рассаживание по командам

Приветствие.

Рассаживание по командам

Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности

- В нашей школе сегодня много гостей. Мы отмечаем 110-летие со дня рождения татарского советского поэта Фатиха Ахметвалеевича Карима. В нашей школе его именем назван музей. Фатих Карим прошел путь от рядового солдата до младшего лейтенанта, стал командиром взвода саперов. Был несколько раз ранен.

- Сегодня урок математики будет необычным… военным…

- Как вы думаете, нужны ли была математика на войне?

Начнем со стихотворения

БАЛЛАДА О МАТЕМАТИКЕ

М. Борзаковский

Как воздух, математика нужна,
Самой отваги офицеру мало.
Расчеты! Залп! И цель поражена
Могучими ударами металла.
        И воину припомнилось на миг,
        Как школьником мечтал в часы ученья:
        О подвиге, о шквалах огневых,
        О яростном порыве наступленья. .
Но строг учитель был,
И каждый раз он обрывал мальчишку грубовато:
— Мечтать довольно, повтори рассказ
О свойствах круга и углах квадрата.
        И воином любовь сохранена
        К учителю далекому, седому.
        Как воздух, математика нужна
        Сегодня офицеру молодому.

- О чем это стихотворение?

- А нужна ли математика на войне?

- Верно. Чтобы рассчитывать точности ударов, дальность действия орудий, чтобы создать хорошую военную технику


Значительный вклад в победу над фашизмом внесли и ученые-математики, которые выполняли в экстремальных условиях свою главную задачу - обеспечение единства, техническую и стратегическую поддержку Родине, что имело особо важную роль в становлении оборонной мощи страны и промышленности.

- А кого из таких ученых математиков вы знаете?

- Тогда какую цель перед собой мы можем поставить?

(цель на экране)









Дети читают стихотворение
















- о том, что математика нужна

Ответы детей








- никого

- познакомиться с учеными-математиками

Актуализация знаний

- Нужно ли знать этих ученых? Помнить их?

- Предлагаю создать книгу памяти ученым-математикам, название которой вы узнаете, если правильно решите примеры

(появляется титульный лист)


- Это и будет темой нашего урока

- Работать будем по командам. За все задания команды будут получать очки - конфеты

Командам даются примеры на знание таблицы умножения. Нужно как можно быстрее их решить и ответы сопоставить со словами:

«Вклад ученых-математиков в Победу в Вов»

Обобщение и систематизация знаний

- Итак первую страницу книги посвятим Андрею Николаевичу Колмогорову

(появляется лист с портретом и надписью А.Н.Колмогоров)

- Чтобы узнать, какой вклад он внес в Победу, выполните задание и составьте слово

- Решите уравнения:

1) -4х + 5 = х – 5 (М)

2) 8х – 3 = 7х + 4 (Е)

3) 10х + 5 = -3х – 21 (Т)

4) 3х – 4 = 4х + 5 (К)

5) -7х + 3 = -5х – 5 (О)

6) 3 – 10х = -2х + 6 (С)

7) 4 – 5х = 3х – 20 (Т)

8) 1 – 12х = 26 + 3х (Ь)

Используя свои работы в области теории вероятностей, он дал определение наиболее выгодного рассеяния артиллеристских снарядов. Математическая суть проблемы состоит в следующем. При стрельбе по некоторому объекту, находящейся на земной поверхности снаряды не попадают точно в точку прицеливания, а рассеиваются. Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы и тем самым увеличить эффектность действия артиллерии, которую заслуженно называли Богом войны.

(видеоролик)

- У вас на столах есть текст с этим описанием, найдите и приклейте в книгу


- Вторая страница альбома – Николай Гурьевич Четаев

(появляется лист с портретом)

- Чтобы узнать, какой вклад он внес с Победу, решите задачу и ответ соотнесите со словом

Скорость вылета пули из снайперской винтовки 650 м/с. За какое время пуля настигнет врага, находящегося на расстоянии 1300м?

2с – кучность

5с – скорострельность

1с - подвижность

Он определил наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудия. Это обеспечивало максимальную кучность боя и непереворачиваемость снаряда при полете.

- Найдите текст об этом и приклейте в книгу


- Следующие две страницы книги посвятим ученым, которые разработали удивительные таблицы. А вот какие, узнаете из заданий.

Решите задачу по имеющейся схеме: Сколько патронов было первоначально в обоих ящиках?



1 ящик

2 ящик

Было патронов

х

Стало патронов

3х-8

х + 14

В ящиках патронов стало поровну


Полученные ответы соотнесите со словами

33– штурманские

26– сплоченности

25– маневренности

11– непотопляемости


- Третья страница альбома – Сергей Натанович Бернштейн (появляется лист с портретом)

Он разработал штурманские таблицы для определения месторасположения судна по радиопеленгам

- Найдите текст об этом и приклейте в книгу


- Четвертая страница – Алексей Николаевич Крылов (появляется лист с портретом)

Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько затопление может улучшить состояние корабля. Эти таблицы дали возможность спасти жизнь многих людей, сберечь большие материальные ценности.

- Найдите текст об этом и приклейте в книгу


- В годы Великой Отечественной войны большой вклад вносили ученые в разработку оружия, техники. По кабинету разбросаны буквы, собрав которые вы получите название одного из них

(физкультминутка)

«Катюша» стала наиболее эффективной и самой массовой машиной подобного класса Второй мировой войны. БМ-13 – настоящее оружие Победы. Она принимала участие во всех значимых сражениях на Восточном фронте, расчищая дорогу пехотным соединениям. Первый залп «Катюш» прозвучал летом 1941-го, а через четыре года установки БМ-13 уже обстреливали осажденный Берлин.

Нет единой версии, почему БМ-13 стали именоваться «Катюшами». Существует несколько предположений. Вот одна из них - по названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша».  Докладывая в штаб о выполнении Флёровым боевого задания, связист Сапронов сказал: «Катюша спела на отлично». Значение только что придуманного кодового слова в штабе батальона поняли, и слово это пошло сначала в штаб дивизии, а потом и в штаб армии. Так после первого же боевого применения за установкой БМ-13-16 закрепилось название «Катюша». 

    Наиболее вероятное из них связано с заводской маркой "К" завода изготовителя первых боевых машин БМ-13 (Воронежский завод им. Коминтерна). У этой машины нет одного автора. Это совместная работа нескольких ученых-конструкторов-математиков: под руководством главного конструктора А. В. Костикова, инженеры: И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, Р. И. Попов, Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев, К. А. Керимов и др.


- Какая еще машина в годы ВОв стала очень популярной?

- Это пятая страница нашей книги памяти - Михаил Ильич Кошкин

Советский инженер-конструктор, создатель и первый главный конструктор танка Т-34

(появляется изображение танка Т-34)

- Найдите текст об этом и приклейте в альбом

- Почему его так назвали? (т – первая буква в слове «танк», 34 – это номер модели по счету)

- Чем так прославился этот танк?

(высокоэкономичный дизель-мотор, необычайно высокая мощность, проходимость, маневренность, подвижность)

Немецкие войска не ожидали такой мощной техники у СССР. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, защитными, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками.

Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов.

(изображение танка на экране)


- Шестая страница – Мстислав Всеволодович Келдыш (появляется лист с портретом)

- Чтобы узнать, какой вклад он внес в Победу, составьте рисунок по координатам:

(-8; 0), (-5; -1), (-1; -1), (3; -5), (6; -5), (3; -1), (6; 0), (8; 3), (6; 3), (4;1), (2; 1), (5; 5), (3; 5), (-2; 1), (-5; 1), (-8; 0)

Вклад Келдыша был связан с авиацией. Он сделал заключе­ния о том, как устранять флаттер и шимми. В результате практика полетов получила надежное средство для борьбы с шимми и штопором, и за все время войны практически не было в нашей авиации гибели само­летов и летчиков по этим причинам. Переоценить результаты этих исследо­вании невозможно, поскольку они помогли не только сохранить жизнь летчиков и самолеты, но и позволили летать на больших ско­ростях.

- Найдите текст об этом и приклейте в альбом


- Седьмая страница – Анатолий Петрович Александров

- Чтобы узнать, какой вклад он внес в Победу, выполните задание и составьте слово

Рt1665169453aa.gift1665169453ab.gift1665169453ac.gift1665169453ac.gift1665169453ac.gift1665169453ac.gif

е

адиус советской шарообразной морской мины t1665169453ad.gif. Вычислите ее объем. Ответ округлите до десятитысячных. Все цифры ответа соотнесите с частями слова


3t1665169453ac.gift1665169453ac.gift1665169453ac.gift1665169453ac.gif – на 1 – раз 0 – магнич 8 – тяг 4 – ива 7 – ни 6 –


Он разработал методы размагничивания боевых кораблей, которое снижает вероятность подрыва на фашистских минах с магнитным взрывателем. Все боевые корабли подвергались в портах «антимагнитной» обработке. Тем самым были спасены многие тысячи жизней наших военных моряков.

- Найдите текст об этом и приклейте в книгу






- решают, собирают слово «меткость»


















Выходят к доске и приклеивают











Слово «кучность»


Выходят к доске и приклеивают












Выбирают слова «штурманские» и «непотопляемости»








Выходят к доске и приклеивают









Выходят к доске и приклеивают





Собирают слово «катюша»
























Танк Т-34





Ответы детей



























Получают изображение самолета








Выходят к доске и приклеивают





Составляют слово «размагничивание»





Выходят к доске и приклеивают

Подведение итогов

- Ну вот и готова книга памяти. (сшиваю страницы георгиевской лентой)

- Давайте вернемся к цели нашего урока (появляется на экране). Достигли мы цели?

- Кого из ученых вы запомнили? Какой вклад они внесли в Победу?


Рефлексия

- Сейчас предлагаю возложить цветы в память ученых-математиков. У вас на столах есть гвоздики из бумаги трёх цветов (красный, желтый, фиолетовый). Прикрепите на доску гвоздику красного цвета, если вы оцениваете свою работу на уроке на «отлично», желтого – если на «хорошо» и фиолетового, если на «3»

Если бы наши танки имели меньшую скорость, чем немецкие; если бы наши самолеты не были лучше, чем немецкие; если бы наши люди были не самоотверженные, умные, ловкие, сильные, то вряд ли мы победили в этой войне, то вряд ли мы жили с вами на этой счастливой земле.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.