Внеклассное занятие по математики в 6 классе «Вклад учёных-математиков в Победу в Великой Отечественной войне»
Тема: Вклад ученых-математиков в Победу нашей страны в Великой Отечественной войне
Цель:
Формировать чувство патриотизма на уроке через содержание задач;
показать роль математики как науки в деле обороны страны в годы войны;
демонстрировать силу и мощь нашего оружия, любовь народа к отечеству, желание и способность закрепить его;
показать необходимость знаний, роль смекалки и сообразительности;
учить применять знания в нестандартных задачах, жизненных ситуациях;
формировать умение логически мыслить, рассуждать, конструировать;
Проверить прочность знаний, умений, навыков учащихся, обеспечить закрепление и обобщение изученного материала
Задачи урока по формированию УУД:
Познавательные: закрепление правил по данной теме;
Регулятивные: отработка приемов самоконтроля своей деятельности; оценивание и коррекция полученного результата; развитие логического мышления, памяти, внимания;
Коммуникативные: готовность к сотрудничеству и высказывание своего мнения; привитие учащимся навыков самостоятельной работы и умения задавать вопросы.
Тип урока: Урок-проект
Технологическая карта урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||
Организация начала урока | Приветствие. Рассаживание по командам | Приветствие. Рассаживание по командам | |||||||||
Постановка целей и задач. Мотивация учебной деятельности | - В нашей школе сегодня много гостей. Мы отмечаем 110-летие со дня рождения татарского советского поэта Фатиха Ахметвалеевича Карима. В нашей школе его именем назван музей. Фатих Карим прошел путь от рядового солдата до младшего лейтенанта, стал командиром взвода саперов. Был несколько раз ранен. - Сегодня урок математики будет необычным… военным… - Как вы думаете, нужны ли была математика на войне? Начнем со стихотворения БАЛЛАДА О МАТЕМАТИКЕ М. Борзаковский Как воздух, математика нужна, - О чем это стихотворение? - А нужна ли математика на войне? - Верно. Чтобы рассчитывать точности ударов, дальность действия орудий, чтобы создать хорошую военную технику Значительный вклад в победу над фашизмом внесли и ученые-математики, которые выполняли в экстремальных условиях свою главную задачу - обеспечение единства, техническую и стратегическую поддержку Родине, что имело особо важную роль в становлении оборонной мощи страны и промышленности. - А кого из таких ученых математиков вы знаете? - Тогда какую цель перед собой мы можем поставить? (цель на экране) | Дети читают стихотворение - о том, что математика нужна Ответы детей - никого - познакомиться с учеными-математиками | |||||||||
Актуализация знаний | - Нужно ли знать этих ученых? Помнить их? - Предлагаю создать книгу памяти ученым-математикам, название которой вы узнаете, если правильно решите примеры (появляется титульный лист) - Это и будет темой нашего урока - Работать будем по командам. За все задания команды будут получать очки - конфеты | Командам даются примеры на знание таблицы умножения. Нужно как можно быстрее их решить и ответы сопоставить со словами: «Вклад ученых-математиков в Победу в Вов» | |||||||||
Обобщение и систематизация знаний | - Итак первую страницу книги посвятим Андрею Николаевичу Колмогорову (появляется лист с портретом и надписью А.Н.Колмогоров) - Чтобы узнать, какой вклад он внес в Победу, выполните задание и составьте слово - Решите уравнения: 1) -4х + 5 = х – 5 (М) 2) 8х – 3 = 7х + 4 (Е) 3) 10х + 5 = -3х – 21 (Т) 4) 3х – 4 = 4х + 5 (К) 5) -7х + 3 = -5х – 5 (О) 6) 3 – 10х = -2х + 6 (С) 7) 4 – 5х = 3х – 20 (Т) 8) 1 – 12х = 26 + 3х (Ь) Используя свои работы в области теории вероятностей, он дал определение наиболее выгодного рассеяния артиллеристских снарядов. Математическая суть проблемы состоит в следующем. При стрельбе по некоторому объекту, находящейся на земной поверхности снаряды не попадают точно в точку прицеливания, а рассеиваются. Полученные им результаты помогли повысить меткость стрельбы и тем самым увеличить эффектность действия артиллерии, которую заслуженно называли Богом войны. (видеоролик) - У вас на столах есть текст с этим описанием, найдите и приклейте в книгу - Вторая страница альбома – Николай Гурьевич Четаев (появляется лист с портретом) - Чтобы узнать, какой вклад он внес с Победу, решите задачу и ответ соотнесите со словом Скорость вылета пули из снайперской винтовки 650 м/с. За какое время пуля настигнет врага, находящегося на расстоянии 1300м? 2с – кучность 5с – скорострельность 1с - подвижность Он определил наивыгоднейшую крутизну нарезки стволов орудия. Это обеспечивало максимальную кучность боя и непереворачиваемость снаряда при полете. - Найдите текст об этом и приклейте в книгу - Следующие две страницы книги посвятим ученым, которые разработали удивительные таблицы. А вот какие, узнаете из заданий. Решите задачу по имеющейся схеме: Сколько патронов было первоначально в обоих ящиках?
В ящиках патронов стало поровну Полученные ответы соотнесите со словами 33– штурманские 26– сплоченности 25– маневренности 11– непотопляемости - Третья страница альбома – Сергей Натанович Бернштейн (появляется лист с портретом) Он разработал штурманские таблицы для определения месторасположения судна по радиопеленгам - Найдите текст об этом и приклейте в книгу - Четвертая страница – Алексей Николаевич Крылов (появляется лист с портретом) Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано, как повлияет на корабль затопление тех или иных отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько затопление может улучшить состояние корабля. Эти таблицы дали возможность спасти жизнь многих людей, сберечь большие материальные ценности. - Найдите текст об этом и приклейте в книгу - В годы Великой Отечественной войны большой вклад вносили ученые в разработку оружия, техники. По кабинету разбросаны буквы, собрав которые вы получите название одного из них (физкультминутка) «Катюша» стала наиболее эффективной и самой массовой машиной подобного класса Второй мировой войны. БМ-13 – настоящее оружие Победы. Она принимала участие во всех значимых сражениях на Восточном фронте, расчищая дорогу пехотным соединениям. Первый залп «Катюш» прозвучал летом 1941-го, а через четыре года установки БМ-13 уже обстреливали осажденный Берлин. Нет единой версии, почему БМ-13 стали именоваться «Катюшами». Существует несколько предположений. Вот одна из них - по названию ставшей популярной перед войной песни Блантера на слова Исаковского «Катюша». Докладывая в штаб о выполнении Флёровым боевого задания, связист Сапронов сказал: «Катюша спела на отлично». Значение только что придуманного кодового слова в штабе батальона поняли, и слово это пошло сначала в штаб дивизии, а потом и в штаб армии. Так после первого же боевого применения за установкой БМ-13-16 закрепилось название «Катюша». Наиболее вероятное из них связано с заводской маркой "К" завода изготовителя первых боевых машин БМ-13 (Воронежский завод им. Коминтерна). У этой машины нет одного автора. Это совместная работа нескольких ученых-конструкторов-математиков: под руководством главного конструктора А. В. Костикова, инженеры: И. И. Гвай, В. Н. Галковский, А. П. Павленко, Р. И. Попов, Н. И. Тихомиров, В. А. Артемьев, К. А. Керимов и др. - Какая еще машина в годы ВОв стала очень популярной? - Это пятая страница нашей книги памяти - Михаил Ильич Кошкин Советский инженер-конструктор, создатель и первый главный конструктор танка Т-34 (появляется изображение танка Т-34) - Найдите текст об этом и приклейте в альбом - Почему его так назвали? (т – первая буква в слове «танк», 34 – это номер модели по счету) - Чем так прославился этот танк? (высокоэкономичный дизель-мотор, необычайно высокая мощность, проходимость, маневренность, подвижность) Немецкие войска не ожидали такой мощной техники у СССР. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами одним из лучших танков Второй мировой войны. При его создании советским конструкторам удалось найти оптимальное соотношение между основными боевыми, тактическими, защитными, эксплуатационными, ходовыми и технологическими характеристиками. Танк Т-34 является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. До настоящего времени сохранилось большое количество этих танков различных модификаций в виде памятников и музейных экспонатов. (изображение танка на экране) - Шестая страница – Мстислав Всеволодович Келдыш (появляется лист с портретом) - Чтобы узнать, какой вклад он внес в Победу, составьте рисунок по координатам: (-8; 0), (-5; -1), (-1; -1), (3; -5), (6; -5), (3; -1), (6; 0), (8; 3), (6; 3), (4;1), (2; 1), (5; 5), (3; 5), (-2; 1), (-5; 1), (-8; 0) Вклад Келдыша был связан с авиацией. Он сделал заключения о том, как устранять флаттер и шимми. В результате практика полетов получила надежное средство для борьбы с шимми и штопором, и за все время войны практически не было в нашей авиации гибели самолетов и летчиков по этим причинам. Переоценить результаты этих исследовании невозможно, поскольку они помогли не только сохранить жизнь летчиков и самолеты, но и позволили летать на больших скоростях. - Найдите текст об этом и приклейте в альбом - Седьмая страница – Анатолий Петрович Александров - Чтобы узнать, какой вклад он внес в Победу, выполните задание и составьте слово Р е адиус советской шарообразной морской мины . Вычислите ее объем. Ответ округлите до десятитысячных. Все цифры ответа соотнесите с частями слова3 – на 1 – раз 0 – магнич 8 – тяг 4 – ива 7 – ни 6 – Он разработал методы размагничивания боевых кораблей, которое снижает вероятность подрыва на фашистских минах с магнитным взрывателем. Все боевые корабли подвергались в портах «антимагнитной» обработке. Тем самым были спасены многие тысячи жизней наших военных моряков. - Найдите текст об этом и приклейте в книгу | - решают, собирают слово «меткость» Выходят к доске и приклеивают Слово «кучность» Выходят к доске и приклеивают Выбирают слова «штурманские» и «непотопляемости» Выходят к доске и приклеивают Выходят к доске и приклеивают Собирают слово «катюша» Танк Т-34 Ответы детей Получают изображение самолета Выходят к доске и приклеивают Составляют слово «размагничивание» Выходят к доске и приклеивают | |||||||||
Подведение итогов | - Ну вот и готова книга памяти. (сшиваю страницы георгиевской лентой) - Давайте вернемся к цели нашего урока (появляется на экране). Достигли мы цели? - Кого из ученых вы запомнили? Какой вклад они внесли в Победу? | ||||||||||
Рефлексия | - Сейчас предлагаю возложить цветы в память ученых-математиков. У вас на столах есть гвоздики из бумаги трёх цветов (красный, желтый, фиолетовый). Прикрепите на доску гвоздику красного цвета, если вы оцениваете свою работу на уроке на «отлично», желтого – если на «хорошо» и фиолетового, если на «3» Если бы наши танки имели меньшую скорость, чем немецкие; если бы наши самолеты не были лучше, чем немецкие; если бы наши люди были не самоотверженные, умные, ловкие, сильные, то вряд ли мы победили в этой войне, то вряд ли мы жили с вами на этой счастливой земле. |