12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Корнилова Александра Сергеевна51
Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Комитет по образованию г. Улан-Удэ

ГБОУ С (К) ОШИ V вида














КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

«ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ МОЕЙ»













                                                          Учитель-логопед, ПДО: Корнилова А.С
                                                                                  
                                                       







г. Улан-Удэ

2020г






Тема: «По просторам Родины моей».


Цели: Образовательная: вспомнить движения ёхора, научиться ёхорить. Познакомиться с устным народным творчеством бурят. Разучить бурятскую народную игру. Сформировать навыки новых движений, композиций, образов.

Воспитательная: Воспитывать культуру поведения, дружеское отношение, любовь к музыке , уважение к традициям родного края.

Развивающая: Развивать память, внимание, танцевальные умения, ловкость, двигательную активность. Способствовать развитию музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству музыке и танцу.


I.Орг. момент

Вход в класс. Поклон. (1)

Тема урока «По просторам Родины моей». Сегодня на уроке мы вспомним бурятские народные движения, познакомимся с устным народным творчеством бурят, разучим древнюю игру и попробуем танцевать ёхор.

Разминка:

1 по кругу (марш, ходьба на полупальцах, на пятках (2), бег (3))

2 в кругу (упражнения на восстановление дыхания, осанку) (4)

II Основная часть урока

А теперь переходим к основной теме нашего урока

t1608727309aa.jpg

Приветственный бурятский танец (старшая группа) (6)

Фон: бурятская народная мелодия (7)

знаю: от просторов Индостана

до степей далёких и тайги

по тропе забытой караванной

кочевали сказки и стихи.

Бурятские сказки, как и другие предания Азии, в тонкой восточной манере описывают законы мироздания, социальные рамки и уклады в семье. В них можно найти чрезвычайно интересные легенды, которые объясняют все явления вокруг нас.

К примеру, именно буряты взялись рассказать детям, почему волки воют на луну и как львы ушли из Сибири. Здесь вы найдете предания о том, как собака пришла к человеку и почему осталась жить рядом с ним и преданно служить до самой смерти.


- Сейчас внимательно послушайте бурятскую народную сказку «Девушка и месяц»

и возможно сегодня вы найдёте ответ на давно уже интересующий вас вопрос.

Девушка и Месяц


Жила одна девушка-сирота. злая мачеха то и дело бранила ее и не давала ей отдыха. Только и слышала сирота: 
    – Ступай туда! Сделай это! 
    Так продолжалось с самого раннего утра до самого позднего вечера. 
    Однажды мачеха послала бедную сироту на реку по воду. 
    Пришла девушка к реке, зачерпнула полные ведра и пошла обратно. А силы у нее нет – сделает она шаг, опустит на землю тяжелые ведра и стоит. Долго она шла. 
    А мачеха бегает по юрте, сердится: 
    – Куда она запропала? Почему так долго не возвращается?.. 
    Наконец выбежала она из юрты, увидела вдали сироту и принялась кричать и ругаться: 
    – Пусть тебя схватят и унесут к себе Солнце и Месяц! 
    И только она сказала это, как с неба сатли спускаться Солнце и Месяц. Увидела их девушка, испугалась и схватилась рукой за куст тальника. 
    Тут возле нее и опустились Солнце и Месяц. 
    Солнце хотело было унести девушку к себе, но Месяц сказал ему: 
    – Ты днем ходишь, а я хожу ночью – одному мне тоскливо и скучно. Отдай девушку мне! 
    Солнце сказало: 
    – Правду ты говоришь! Нельзя с тобой спорить, возьми девушку! 
    Обрадовался Месяц, подхватил девушку-сироту вместе с коромыслом, ведрами и кустом тальника и поднялся высоко-высоко. 
    Если посмотришь на Месяц – увидишь на нем девушку с ведрами и коромыслом. Стоит она и держится рукой за тальниковый куст. 


t1608727309ab.jpg


Я советую прочитать вам бурятские народные сказки. Вы встретите новые сюжеты и незнакомых персонажей. Узнаете, кто такой богатырь Байкал и Девочка-Луна, хвастливый Бадма и хитрый Будамшу? Возможно, они станут самыми любимыми и дорогими вашему сердцу. И возможно в них вы найдёте загадочный Солнечный Цветок, который обещает счастье и удачу.

- Какой бурятский народный танец вы знаете?

Все народы земного шара сопровождают свои праздники песнями, играми, танцами .Ни один бурятский праздник не обходится без самого любимого, древнейшего кругового танца – ёхор.

Большей частью ёхор исполняли весной и летом, на природе. После захода солнца разжигали костёр и образовывали круг. Ёхор – молодёжный хороводный танец. В нём не принимали участия люди даже среднего возраста, тем более пожилые. Более того, ёхорить пожилым считалось верхом неприличия.

-Движения ёхора. (8)

На средине зала. Бурятский поклон .

1 приставной

2 приставной вперёд

Диагональ: (9)

Прыжки: высокие, поджатые, разножка.

1 поскоки в бурятском народном характере

2. бег

- А теперь на основе знакомых нам движений попробуем станцевать ёхор. (8)


t1608727309ac.jpg

Стихотворение «Ёхор» (14)

1 Ёхор, ёхор, аэйдон!

Ты ко мне приходишь вновь!

Ёхор- детства, отчий дом.

Ёхор- первая любовь.

2 Ёхор, ёхор, айэдон!

Первозданность красоты!

Ёхор- дружества закон.

Наша юность ёхор,- ты!

3 …На равнине, за улусом,

Становись вокруг костра!

Парни девушки смеются-

Видно ёхорить пора!

4 Как мы рядом оказались-

Наши личные дела…

Три подружки пошептались,

Песня тронулась, пошла!

5 Значит, день для дел оставим,

Ночь- для ёхора опять!

Пальцы с пальцами сплетаем-

Будем ёхор танцевать!

- Вспомним бурятскую народную игру. Как она называется?

(иголка нитка узелочек) (15)

-Разучим ещё одну древнюю бурятскую игру «волк и ягнята» (дополнительно)

Придя в гости буряты веселятся, поют народные песни, играют в бурятские игры, загадывают друг другу загадки. Вот и вы уважаемые гости попробуйте отгадать бурятские народные загадки, которые приготовили вам дети.

1 Гляжу, вижу, ловлю – не ловится. (глаза)

2 На двух чистых озёрах травки всегда растут. (ресницы)

3 Сам не ест, а любит мясо. (нож)

4 Грубый голос имеет, на толстом дереве ночует. (Сова.)

5. У чёрной собаки деревянный хвост.(топор)

6.Языка нет, а рассказывает (книга).

7. Стучу голова болит, не стучу голодный (дятел).

8.всем нужно что? (имя)

9.Что растёт на земле без корня? (камень)

III Итог урока.

- что нового узнали на уроке?

- что вспомнили?

- чему научились?

Движения на восстановление дыхания. (16)



t1608727309ad.jpg

Поклон, выход из зала.

Список использованной литературы

Н. Поппе. Бурятская литература // Литературная энциклопедия 1929—1939.

Бардаханова С. С., Соктоев А. Б. Система жанров бурятского фольклора. Улан-Удэ: Бурятский институт общественных наук СО АН СССР, 1992.

Дугаров Д. С., Неклюдов С. Ю. Исторические корни белого шаманства: На материале обрядового фольклора бурят. — М.: Наука, 1991.

Жамбалова С. Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят (XIX—XX вв.). — Новосибирск: Наука, 2000.

Историко-культурный атлас Бурятии. — М., 2001.











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.