Конспект внеклассного мероприятия на тему «По просторам Родины моей» (1–4 классы)
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Комитет по образованию г. Улан-Удэ
ГБОУ С (К) ОШИ V вида
КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ
«ПО ПРОСТОРАМ РОДИНЫ МОЕЙ»
Учитель-логопед, ПДО: Корнилова А.С
г. Улан-Удэ
2020г
Тема: «По просторам Родины моей».
Цели: Образовательная: вспомнить движения ёхора, научиться ёхорить. Познакомиться с устным народным творчеством бурят. Разучить бурятскую народную игру. Сформировать навыки новых движений, композиций, образов.
Воспитательная: Воспитывать культуру поведения, дружеское отношение, любовь к музыке , уважение к традициям родного края.
Развивающая: Развивать память, внимание, танцевальные умения, ловкость, двигательную активность. Способствовать развитию музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству музыке и танцу.
I.Орг. момент
Вход в класс. Поклон. (1)
Тема урока «По просторам Родины моей». Сегодня на уроке мы вспомним бурятские народные движения, познакомимся с устным народным творчеством бурят, разучим древнюю игру и попробуем танцевать ёхор.
Разминка:
1 по кругу (марш, ходьба на полупальцах, на пятках (2), бег (3))
2 в кругу (упражнения на восстановление дыхания, осанку) (4)
II Основная часть урока
А теперь переходим к основной теме нашего урока
Приветственный бурятский танец (старшая группа) (6)
Фон: бурятская народная мелодия (7)
знаю: от просторов Индостана
до степей далёких и тайги
по тропе забытой караванной
кочевали сказки и стихи.
Бурятские сказки, как и другие предания Азии, в тонкой восточной манере описывают законы мироздания, социальные рамки и уклады в семье. В них можно найти чрезвычайно интересные легенды, которые объясняют все явления вокруг нас.
К примеру, именно буряты взялись рассказать детям, почему волки воют на луну и как львы ушли из Сибири. Здесь вы найдете предания о том, как собака пришла к человеку и почему осталась жить рядом с ним и преданно служить до самой смерти.
- Сейчас внимательно послушайте бурятскую народную сказку «Девушка и месяц»
и возможно сегодня вы найдёте ответ на давно уже интересующий вас вопрос.
Девушка и Месяц
Жила одна девушка-сирота. злая мачеха то и дело бранила ее и не давала ей отдыха. Только и слышала сирота:
– Ступай туда! Сделай это!
Так продолжалось с самого раннего утра до самого позднего вечера.
Однажды мачеха послала бедную сироту на реку по воду.
Пришла девушка к реке, зачерпнула полные ведра и пошла обратно. А силы у нее нет – сделает она шаг, опустит на землю тяжелые ведра и стоит. Долго она шла.
А мачеха бегает по юрте, сердится:
– Куда она запропала? Почему так долго не возвращается?..
Наконец выбежала она из юрты, увидела вдали сироту и принялась кричать и ругаться:
– Пусть тебя схватят и унесут к себе Солнце и Месяц!
И только она сказала это, как с неба сатли спускаться Солнце и Месяц. Увидела их девушка, испугалась и схватилась рукой за куст тальника.
Тут возле нее и опустились Солнце и Месяц.
Солнце хотело было унести девушку к себе, но Месяц сказал ему:
– Ты днем ходишь, а я хожу ночью – одному мне тоскливо и скучно. Отдай девушку мне!
Солнце сказало:
– Правду ты говоришь! Нельзя с тобой спорить, возьми девушку!
Обрадовался Месяц, подхватил девушку-сироту вместе с коромыслом, ведрами и кустом тальника и поднялся высоко-высоко.
Если посмотришь на Месяц – увидишь на нем девушку с ведрами и коромыслом. Стоит она и держится рукой за тальниковый куст.
Я советую прочитать вам бурятские народные сказки. Вы встретите новые сюжеты и незнакомых персонажей. Узнаете, кто такой богатырь Байкал и Девочка-Луна, хвастливый Бадма и хитрый Будамшу? Возможно, они станут самыми любимыми и дорогими вашему сердцу. И возможно в них вы найдёте загадочный Солнечный Цветок, который обещает счастье и удачу.
- Какой бурятский народный танец вы знаете?
Все народы земного шара сопровождают свои праздники песнями, играми, танцами .Ни один бурятский праздник не обходится без самого любимого, древнейшего кругового танца – ёхор.
Большей частью ёхор исполняли весной и летом, на природе. После захода солнца разжигали костёр и образовывали круг. Ёхор – молодёжный хороводный танец. В нём не принимали участия люди даже среднего возраста, тем более пожилые. Более того, ёхорить пожилым считалось верхом неприличия.
-Движения ёхора. (8)
На средине зала. Бурятский поклон .
1 приставной
2 приставной вперёд
Диагональ: (9)
Прыжки: высокие, поджатые, разножка.
1 поскоки в бурятском народном характере
2. бег
- А теперь на основе знакомых нам движений попробуем станцевать ёхор. (8)
Стихотворение «Ёхор» (14)
1 Ёхор, ёхор, аэйдон!
Ты ко мне приходишь вновь!
Ёхор- детства, отчий дом.
Ёхор- первая любовь.
2 Ёхор, ёхор, айэдон!
Первозданность красоты!
Ёхор- дружества закон.
Наша юность ёхор,- ты!
3 …На равнине, за улусом,
Становись вокруг костра!
Парни девушки смеются-
Видно ёхорить пора!
4 Как мы рядом оказались-
Наши личные дела…
Три подружки пошептались,
Песня тронулась, пошла!
5 Значит, день для дел оставим,
Ночь- для ёхора опять!
Пальцы с пальцами сплетаем-
Будем ёхор танцевать!
- Вспомним бурятскую народную игру. Как она называется?
(иголка нитка узелочек) (15)
-Разучим ещё одну древнюю бурятскую игру «волк и ягнята» (дополнительно)
Придя в гости буряты веселятся, поют народные песни, играют в бурятские игры, загадывают друг другу загадки. Вот и вы уважаемые гости попробуйте отгадать бурятские народные загадки, которые приготовили вам дети.
1 Гляжу, вижу, ловлю – не ловится. (глаза)
2 На двух чистых озёрах травки всегда растут. (ресницы)
3 Сам не ест, а любит мясо. (нож)
4 Грубый голос имеет, на толстом дереве ночует. (Сова.)
5. У чёрной собаки деревянный хвост.(топор)
6.Языка нет, а рассказывает (книга).
7. Стучу голова болит, не стучу голодный (дятел).
8.всем нужно что? (имя)
9.Что растёт на земле без корня? (камень)
III Итог урока.
- что нового узнали на уроке?
- что вспомнили?
- чему научились?
Движения на восстановление дыхания. (16)
Поклон, выход из зала.
Список использованной литературы
Н. Поппе. Бурятская литература // Литературная энциклопедия 1929—1939.
Бардаханова С. С., Соктоев А. Б. Система жанров бурятского фольклора. Улан-Удэ: Бурятский институт общественных наук СО АН СССР, 1992.
Дугаров Д. С., Неклюдов С. Ю. Исторические корни белого шаманства: На материале обрядового фольклора бурят. — М.: Наука, 1991.
Жамбалова С. Г. Профанный и сакральный миры ольхонских бурят (XIX—XX вв.). — Новосибирск: Наука, 2000.
Историко-культурный атлас Бурятии. — М., 2001.