Конспект внеклассного мероприятия «Неделя языков» (1–4 класс)
Королёва Надежда Витальевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ № 42»
Г. Набережные Челны
Методическая разработка мероприятия
Неделя русского и татарского языка
и литературного чтения
Актуальность
В многообразии видов и форм внеклассной работы именно предметная неделя как система стимулирует интерес обучающихся к изучению языков и литературы.
В Республике Татарстан особое, очень чуткое отношение к языку. Изучение языков начинают с первого класса (русский и татарский), со второго класса (английский). Актуальность в проведении мероприятий предметной недели заключается в том, что проводимая комплексная работа способствует расширению и обогащению приобретенного учебного, языкового и речевого опыта в курсе овладения татарского, русского языков и литературного чтения. Вырабатываются такие качества как активность, целеустремленность, коллективизм.
Начальная школа должна помочь детям освоить эффективные средства управления учебной деятельностью, способности к сотрудничеству. Поэтому, проводимая ежегодно неделя языка и литературного чтения, является актуальным способом освоения этих средств.
Практическая значимость
Благодаря неделе русского и татарского языка и литературного чтения учителя могут вовлечь обучающихся начальных классов в различные виды деятельности (познавательной, проектной, исследовательской, творческой и т.д.) В ходе которых, у педагогов появляется возможность предложить такие формы работы, на которые во время уроков не остается времени или нет возможности, а у детей есть возможность раскрыться в чем-то новом или заинтересоваться видами деятельности, ранее для себя не открытыми.
Новизна
Данная форма проведения предметной недели языка и литературного чтения является технологичной и может применяться учителями других школ, а также использовать материалы всех изучаемых языков. Каждый коллектив индивидуален, а ученики уникальны, поэтому какие-то мероприятия могут быть заменены, подкорректированы для эффективной работы.
В нашей школе подобная работа проводится ежегодно, поэтому накопился определенный опыт, которым мы можем поделиться. Для себя находим новые формы проведения мероприятия, анализируем результаты с предыдущими годами, делаем выводы, совершенствуем то, что получается хорошо и приносит результат.
Целевая аудитория
В мероприятии принимают участие учителя начальных классов, администрация школы, учащиеся 1-4 классов, родители.
Целеполагание
Цель проведения:
усилить мотивацию к изучению языка и литературного чтения,
способствовать практическому владению речевой деятельностью,
стимулировать в целом их интеллектуальную и языковую активность,
расширять общий кругозор школьников,
повышать их культурный уровень,
развивать творческие способности учащихся всех параллелей, независимо от уровня их знаний, предлагая им задания и мероприятия посильного уровня.
В ходе работы появится возможность определить у учеников уровень владения следующими компетентностями:
· информационной: умение работать со справочниками в поисках необходимых знаний;
· познавательной: творческое решение практических задач;
· коммуникативной: владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
· рефлексивной: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владение навыками контроля и оценки своей деятельности.
Ожидаемые результаты
повышение интереса учащихся к учебной деятельности;
раскрытие творческого потенциала учеников;
создание творческой атмосферы в коллективе (классном, учительском)
Методические советы
Каждый ребенок является активным участником всех событий предметной недели. Он может попробовать себя в разных ролях, попробовать свои силы в различных видах деятельности. Мастерить, фантазировать, выдвигать идеи, реализовывать их, рисовать. Участвовать в театральных постановках, загадывать (придумывать) и разгадывать свои и уже существующие задачи и загадки, готовить и выступать с докладами.
При составлении плана проведения предметных дней учитываются:
занятость всех учителей МО;
разнообразные формы проведения мероприятий;
оформление стендов и кабинетов (эстетика оформления, обновляемость стендовых материалов, соответствие тематике);
охват участников;
четкое расписание мероприятий с указанием даты, времени и ответственного за проведение.
Каждый учитель-предметник в рамках предметных дней проводит не менее одного мероприятия. Эффективность мероприятия зависит от четко распланированной работы. Для этого на одном из заседаний методического объединения в форме «мозгового штурма» группа учителей (по 1 учителю с каждой параллели) предлагает мероприятия и назначает ответственных за организацию и проведение.
Предлагаемый нами вариант содержит план мероприятий, составленный в соответствии с ФГОС.
Неделя русского и татарского языка и литературного чтения
Подготовительный этап
На первом заседании методического объединения в начале учебного года определяется дата проведения недели языка и литературного чтения. Группа учителей планирует мероприятия и назначает ответственных за организацию и проведение. Каждый класс на уроках технологии за неделю до мероприятий изготавливают буквы-жилеты с целью использования их на торжественных линейках в начале недели и при подведении итогов. За несколько дней до открытия в школе вывешиваются портреты писателей и поэтов, прикрепляются различные выдержки из известных детям произведений. Стенды оформляются стенгазетами, в которых используются сочинения, написанные учениками 3-4 классов, выдержки из биографии писателей и поэтов Республики Татарстан. Оформляется отдельный стенд с графиком мероприятий, экраном результативности, так как в мероприятиях участвуют параллели, а это даёт возможность для соревновательного момента.
Этап проведения мероприятия
Учителя ознакомлены с планом мероприятия. Неделя начинается с торжественной линейки, на которой учащихся настраивают на работу, стимулируют к творчеству и победам (см. Приложение 1). Ответственные за организацию и проведение мероприятий, особое внимание уделяют содержанию мероприятий, по окончании мероприятия, предварительные итоги фиксируются на экране результативности.
Заключительный этап
После завершения недели подводятся итоги, награждаются учащиеся, показавшие лучшие результат, в ходе проведенных мероприятий. Анализируется проведенная работа, делаются выводы, планируется предметная неделя следующего года.
Приложение 1
День недели |
Аудитория |
Мероприятие |
Методические рекомендации |
Понедельник |
1-4 классы
2-3 классы
4 классы
1 классы
1-4 классы
|
Открытие предметной недели (торжественная линейка)
Срез знаний по литературному чтению
Минуты поэзии “Есть в осени первоначальной...”.
"Писать красиво нелегко..." "Первый каллиграф"
|
- Оформление стенгазет (форма любая: коллажи, выставки книг, газеты и т.п.) Выступление учащихся с театрализованной постановкой - Тестирование (срез знаний) по литературному чтению.
- Организуется литературная встреча в библиотеке школы. Презентация иллюстраций поэтических произведений. - Конкурс чистописания Конкурс на образцовую тетрадь по русскому языку. При проверке ученических тетрадей учитывать: аккуратность, правильность написания букв и соединений, выполнение орфографического режима, грамотность. |
Вторник |
3 классы
4 классы
1-2 классы |
«Игровая вертушка» (игра по станциям с тематическими заданиями по русскому, татарскому языку и литературному чтению)
Олимпиада по русскому языку
Мини-спектакли
|
Игра по станциям СТАНЦИИ: 2.«Рифма». 4. «Буквы и звуки» 5. «Литературный алфавит» - 6. "Найди спрятанное слово" 7. «Отгадай ребусы» 8. "Исправь ошибки" Цель: определить победителей для участия в муниципальном этапе олимпиады по русскому языку Инсценировка небольших стихотворений, рассказов о детях. |
Среда |
1 классы
2 классы
3 классы
4 классы |
Игра «Сказочное шоу»
Габдулла Тукайда кунакта –«Могҗизалар кыры»-(Поле чудес)
Лингвистический турнир «В стране Великих знаний» Литературно-музыкальная гостиная «Роль слова в татарских народных песнях» |
Дети делятся на две команды и придумывают себе сказочные названия. Соревнуются в угадывании главных героев сказок, определяют, из какой сказки представлен предмет. -укучыларны сөекле шагыйребез Г. Тукайның тормыш мизгелләре белән таныштыру. -яшьтән үк эшчән булырга, авырлыкларны җиңәргә өйрәтү һәм тәрбиягә багышлаган шигырьләре, әкиятләре белән танышу; Класс делится на две команды. Ребятам были представлены шуточные, занимательные вопросы по русскому языку. Мероприятие, на котором, ребята узнали о жанрах татарского народа. |
Четверг |
1 классы
4 классы
2-3 классы
1-4 классы |
Конкурс "Живая буква
Защита презентаций и видеороликов «Сказка»
Конкурс чтецов
|
Конкурс рисунков и аппликаций Создание презентаций и видео роликов на сказку (по выбору)
Г.Тукай әкиятләре аша балаларда матур әдәбият белән кызыксыну, аларны укырга теләк тәрбияләү, Әкиятләр аша кеше әйберенә сорамыйча тияргә ярамаганлыкка өндәү; сөйләм телен, күзәтүчәнлекләрен үстерү; Стихи собственного сочинения |
Пятница |
1 классы
2-3 классы
4 классы |
Конкурс "ребусы, шарады"
Конкурс "Грамотей"
II школьная научно-практическая конференция посвященная году Родного языка |
Цель: пробудить в учащихся интерес к повышению грамотности, к изучению русского языка. Определяется самый грамотный ученик. Защита исследовательских работ по литературе (знакомство с творчеством, с произведением писателей и поэтов, изучение жизненного пути, составление портфолио писателя) |
Суббота |
1 классы
2-3 класс
4 класс
1-4 классы |
Прощание с Букварем
Габдулла Тукайда кунакта: "Мин татарча сөйләшәм"
Литературная гостиная
Торжественная линейка «Праздник языка» |
Путешествие первоклассников по станциям Букваря. -укучыларның Тукай турында белемнәрен киңәйтү; -аның иҗатына, татар теленә кызыксыну уяту, мәхәббәт тәрбияләү; -встреча с поэтами города Набережные Челны Подводятся итоги и вручаются грамоты победителям по различным номинациям. |