Конспект внеклассного мероприятия «Тайны северного леса» (1-4 класс)
Методическая разработка мероприятия «Тайны северного леса»
Тип мероприятия: экологическая игра-квест
Цель: Содействие в формировании экологической культуры, воспитания бережного отношения к природе, расширение знаний о лесах родного края.
Задачи:
Обучающие:
1. Актуализировать знания об экологической дате Международный день леса.
2. Способствовать развитию познавательного интереса к изучению леса и его обитателей.
Развивающие:
1. Способствовать развитию коммуникативного взаимодействия участников мероприятия.
Воспитательные:
1. Способствовать формированию осознанного и бережного отношения к лесным массивам и окружающей среде.
Время проведения: 40-45 минут.
Участники: обучающиеся 7-11 лет.
Необходимое оборудование и реквизит:
аппаратура для музыкального сопровождения;
костюмы: «эколёнок Ёлочка», «Эколог»;
маршрутные листы по количеству команд (Приложение 1);
распечатанные этапы квеста «Тайны северного леса» (Приложение 2);
ручки, карандаши по количеству участников;
наградной материал.
Ожидаемые результаты:
Личностные результаты |
Метапредметные результаты |
Предметные результаты |
Участникам свойственна личная ответственность и осознанное отношение к лесу и его обитателям. |
Участники осуществляют продуктивное коммуникативное взаимодействие в рамках мероприятия. |
Участники знают об экологической дате «Международный день лесов», проявляют познавательный интерес к лесу. |
Ход мероприятия:
Ёлочка: Здравствуйте, ребята! Меня зовут эколенок Ёлочка!
Эколог: Добрый день! А я – эколог - защитник природы!
Ёлочка: Мы рады видеть вас на мероприятии, которое посвящено моему родному дому
Эколог: Ты будешь рассказывать нам о лесе?
Ёлочка: Не просто рассказывать, а разгадывать его тайны! Ведь совсем скоро, 21 марта во всем мире будет отмечаться очень важная экологическая дата - Международный день лесов. Поэтому сегодня мы отправимся на прогулку по лесным тропкам и узнаем все тайны леса.
Эколог: Это интересно! Ребята, а какую пользу человеку несет лес? (отвечают)
А для планеты какую функцию выполняет? (отвечают)
Ёлочка: Лес – это наше богатство!
Лес – защитник человека.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Лес – украшение планеты, здоровье людей, радость и отдых.
Лес – помощник земледельца.
Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Эколог: Значит сегодня нас ждут настоящие приключения?
Ёлочка: Еще какие! Но перед тем как отправиться в лесное путешествие, предлагаю немного размяться и подвигаться.
Игротанец «Ёлочки-пенечки»
Эколог: Елочка, расскажи, так что же сегодня ждет ребят?
Ёлочка: Сегодня вся территория нашего центра превратится в сказочный лес, где спрятаны задания, которые необходимо будет выполнить в командах.
Эколог: А наши участники справятся?
Ёлочка: Конечно справятся. Ребята, вы ведь знаете все о лесе?
(отвечают)
Эколог: Прежде чем отпускать ребят в путь, предлагаю это проверить! Я подготовила небольшую лесную викторину.
1. Какое хвойное дерево сбрасывает хвою (Лиственница)
2. Из какого дерева вырабатывается дёготь (Берёза)
3. Как называется лес, в котором растут только сосны (Бор)
4. Назовите плод дуба (Жёлудь)
5. Как называется наиболее могучий, развитый стебель дерева (Ствол)
6. Назовите самое толстое дерево в мире (Баобаб)
7. Из чего вырабатывается скипидар и канифоль (Из смолы сосны)
8. Народное название сибирской сосны (Кедр)
9. Почему листья с верхушек опадают последними (Потому что они моложе)
10. О каком дереве говорят, среди лета метелица, снег летит и стелится (Тополь)
11. Из древесины какого дерева делают спички (Осина)
Ёлочка: Вот видишь! Почти все ребята знают, и смело могут отправляться в наше путешествие.
Эколог: Это точно! Только объясни ребятам, какие испытания их ждут.
Ёлочка: Итак, как я уже говорила, вся территория нашего Центра превращается в царство леса, в котором ребятам необходимо будет по карте найти определенные места с заданиями, выполнить их и записать в маршрутный лист, который мы раздадим командам. Как только команды найдут и выполнят все испытания, мы ждем их на этом же месте для подведения итогов.
Эколог: Все задания нашей познавательно-игровой программы будут посвящены лесу и живым организмам, встречающимся в лесу.
Ёлочка: Ну а сейчас мы в танце соберемся в команды.
Эколог: Итак, как только зазвучит музыка мы все начинаем танцевать!
(Звучит подвижная музыка, участники танцуют. Как только музыка останавливается, всем необходимо объединиться в группы по тому количеству человек, которое озвучивает ведущий)
Ёлочка: Итак, у нас получились команды. Давайте придумаем нашим командам название. (каждая команда придумывает название)
Эколог: Ну а сейчас я приглашаю одного участника из каждой команды за маршрутным листом. В него необходимо вписать название вашей команды и ответы на каждом этапе.
Ёлочка: Условия понятны? (отвечают)
Эколог: Тогда в добрый путь! После того, как вы найдете все задания и выполните их, мы ждем вас на этом же месте.
Условия прохождения квеста: Игра-квест состоит из восьми основных этапов (Приложение 2.) На каждом этапе участникам необходимо выполнить задание и записать в маршрутный лист (Приложение 1.)
После того как команда выполнит задания всех этапов, участники бегут к началу квеста и сдают заполненный маршрутный лист организаторам для подведения итогов. После того, как все команды выполнят задания, проводится подведение итогов и награждение участников.
Подведение итогов:
Эколог: Ну что? Сложные были загадки леса?
(отвечают)
Ёлочка: Давайте уже скорее узнаем правильные ответы!
Эколог: Что ж, давайте!
На станции «Деревья севера» правильный ответ – Кедр или сосна сибирская.
На станции «Грибное место» - Белый гриб или боровик
На станции «Жители леса» - Лось
На станции «Пернатые друзья» - Трясогузка
На станции «Жучки-паучки» - Муравей
На станции «На опушке» - Калина
И на станции «Ягодная поляна» - Черника
Ёлочка: А на моей станции справились с заданием все команды!
Эколог: Тогда самое время узнать команду-победителя!
подведение итогов, награждение
Эколог: Сегодня вы наверняка узнали что-то новое о лесе? Правда, ребята?
(отвечают)
Ёлочка: Сейчас вы с легкостью сможете идти в поход в лес.
Эколог: Ёлочка, а ты знаешь, как нужно ходить в поход?
Ёлочка: Конечно знаю! Сейчас и ребятам покажу. Повторяйте все движения за мной!
Игротанец «В поход»
Эколог: Сегодня, в Международный день лесов, мы с вами разгадывали тайны леса!
Ёлочка: На этом наше мероприятие подошло к концу.
Вместе: До новых встреч!
мероприятие завершается, участники расходятся
Приложение 1. Маршрутный лист
Приложение 2. Этапы квеста
Этап «Хозяйка северного леса»
Ёлочка: Рада приветствовать вас на станции «Хозяйка северного леса». Как вы думаете, почему моя станция называется именно так?
(отвечают)
А знаете ли вы правила поведения в лесу?
Посмотрите внимательно на картинку, что на ней изображено?
(отвечают)
Давайте поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок»
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим "да", если плохо, то все вместе кричим "нет"!
Если я приду в лесок
И сорву ромашку? (нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок
На пеньке оставлю? (да)
Если ветку подвяжу,
Колышек подставлю? (да)
Если разведу костер,
А тушить не буду? (нет)
Если сильно насорю
И убрать забуду. (нет)
Если мусор уберу,
Банку закапаю? (да)
Я люблю свою природу,
Я ей помогаю! (да)
Ёлочка: Молодцы ребята! Вы отлично знаете правила поведения в лесу! Теперь я спокойна за свой дом. Отправляйтесь к началу квеста для подведения итогов.