12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна Алексеевна2814
Люблю познавать этот мир и людей в нем.
Россия, Ярославская обл.
4

Конспект вводного урока по дисциплине "Основы права" на тему "Место права в системе социальных норм" (среднее профессиональное образование)

План-конспект вводного урока по дисциплине

«Основы права»


Тема «Право в системе социальных норм».


Цель урока: ознакомить учащихся с местом права в системе социальных норм.

Задачи урока:

Дать понятие социальной нормы.

Указать виды социальных норм: нормы обычаев, нормы традиций, нормы морали, религиозные, корпоративные, правовые.

Разобрать признаки правовых норм.

Определить функции права.

Выяснить соотношение норм морали и права.


Формы и методы работы: словесные, наглядные (лекция, презентация).

Структура занятия (вводный урок рассчитан на 2 академических часа (1 ч. 30 мин.)):

Организационный момент (приветствие, знакомство с учащимися, выявление отсутствующих, запись в журнале) – 10 мин.

Введение (знакомство с новым предметом) – 10 мин.

Теоретический блок (лекция, демонстрация презентации, конспект) –

45 мин.

Закрепление материала (опрос учащихся по вопросам пройденного
материала) – 20 мин.

Подведение итогов (Оценка деятельности обучающихся, выдача домашнего задания) – 5 мин.


1. Организационный момент

Учащиеся заходят в кабинет и присаживаются за столы. Приветствие, знакомство с учащимися (по журналу), выявление отсутствующих, запись в журнале.


Презентация к конспекту урока
PPTX / 1.34 Мб


2. Введение

- Все ли готовы к уроку? (Ответы учащихся). Все готовы? Молодцы!

Цель нашего занятия – установить место права в системе социальных норм. Но прежде чем мы приступим к теме сегодняшнего урока, я задам вам простой вопрос: какой предмет мы начинаем изучать? (Ответы учащихся). Хорошо, наш предмет называется «Основы права». А для чего нам нужно изучать основы права? (Ответы учащихся). Ребята, современная жизнь требует от всех нас знания хотя бы основ права. Только разбираясь в законодательстве, зная о своих правах и обязанностях, мы будем знать, как поступить в сложных ситуациях. Изучая право, мы сможем цивилизованно защищаться и добиваться своего в рамках закона. Надеюсь, что наши уроки будут для вас полезными и интересными. Итак, приступим к занятию.


3. Теоретический блок

Понятие социальной нормы. Виды социальных норм.

Тема нашего первого урока «Право в системе социальных норм». Знаете ли вы, что такое норма? (Ответы учащихся). Слово «норма» в переводе с латинского означает правило, образец, стандарт. Выделяют два основных вида норм – технические и социальные (демонстрируется слайд 2).

В рамках занятия нас интересуют именно социальные нормы. Итак, социальные нормы – это, в первую очередь, общепризнанные правила поведения. Они призваны обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия отдельных индивидов и социальных групп.

Давайте подумаем, как называются правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного повторения? Они складывались еще с эпохи родового строя; обычно их формирование было обусловлено конкретной потребностью людей (пример: кровная месть). (Ответы учащихся). Правильно, это нормы обычая.

Какие правила поведения связаны с представлениями людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом? (Ответы учащихся). Верно, мы говорим о нормах морали. (демонстрируются слайды 3 и 4).

Нормы этикета – это правила поведения, в которых проявляется отношение человека к другим людям. Обычно они призваны показать другому человеку доброжелательное, располагающее к нему отношение (речевой этикет, этикет письма, повседневный этикет, деловой этикет, гостевой этикет, воинский этикет и т.д.).

Корпоративные нормы – правила поведения, установленные общественными организациями, регулирующие отношения, складывающиеся в данных организациях; содержатся прежде всего в их уставах (Устав нашего учебного заведения). Они закрепляют порядок формирования, построения, функционирования общественных организаций; права, обязанности, ответственность их членов.

Как вы считаете, каково название правил поведения, содержащихся в священных книгах или установленных церковью? В наши дни они регулируют частную жизнь и внутренний мир верующего человека. (Ответы учащихся). Да, это религиозные нормы.

А какой вид социальных норм устанавливается или санкционируется государством? Их реализация обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства. (Ответы учащихся). Молодцы! Действительно, это правовые нормы. (Демонстрируется слайд 5).

Итак, мы выделили основные виды норм. Какие из рассмотренных видов социальных норм являются самыми распространенными? (Ответы учащихся). Ребята, наиболее распространенными видами являются нормы права и морали. И далее мы поговорим о нормах права.


Признаки правовых норм.

Учеными выделяются различные определения правовых норм. Наиболее приемлемым представляется понятие нормы права как общеобязательного, формально определенного правила поведения, обеспечиваемого государством и направленного на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями.

Из данного определения мы выделим основные признаки правовых норм (демонстрируется слайд 7).

1) Общеобязательность – нормы права обязательны для исполнения любыми субъектами, которым они адресованы.

2) Формальная определенность. Правовые нормы содержатся в источниках права и четко, в деталях фиксируют требования, предъявляемые к поведению людей.

3) Многократность применения. Нормы права рассчитаны на регулирование неограниченного количества случаев, происходящих в типичных жизненных ситуациях.

4) Гарантированность государством – реализация правовых норм обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения к лицам, нарушающим правовые нормы или уклоняющимся от их исполнения.

5) Направленность на регулирование поведения людей в соответствии с принятыми в данном обществе устоями.

Совокупность, система правовых норм называется правом. Право обладает всеми признаками правовых норм, а также вытекающими из них признаками нормативности и системности, так как оно состоит из норм права, которые логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему.


Функции права.

Давайте еще раз посмотрим в конспект, прочитаем определение права и вместе подумаем, какие функции оно выполняет. Каково его назначение? (Ответы учащихся). Право действительно очень важно для жизни общества. Оно выполняет ряд важнейших функций (демонстрируется слайд 9):

1) регулятивную – право регулирует поведение членов общества;

2) охранительную – право охраняет положительные, общественно полезные, и вытесняет вредные отношения;

3) гуманистическую – право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия

и конфликты;

4) воспитательную – право подготавливает подрастающее поколение к восприятию существующих в обществе ценностей и идеалов;

5) идеологическую – право способствует формированию в общественном сознании представлений о необходимых и желательных принципах и правилах поведения.


Соотношение норм морали и права.

Как вы считаете, с какими социальными нормами право связано наиболее тесно? (Ответы учащихся). Наиболее тесную взаимосвязь среди социальных норм право имеет с моралью. Давайте подумаем, чем право отличается от морали, и в этом нам помогут выделенные ранее признаки права (Демонстрируется слайд 7). (Ответы учащихся). Различия мы находим в пунктах 1,2 и 4.

Нормы права общеобязательны, а нормы морали носят рекомендательный характер. Нормы права формально определены, содержатся в источниках права. Нормы морали же официально не закрепляются, передаются, в основном, устно. Реализация правовых норм обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения к лицам, нарушающим правовые нормы или уклоняющимся от их исполнения. Реализация норм морали же обеспечивается возможностью общественного порицания. Меры государственного принуждения за их нарушение не применяются.

Единство права и морали заключается в том, что они являются универсальными социальными регуляторами. Регулируя поведения людей, они проникают в различные области общественной жизни. Они действуют в едином «поле» социальных отношений и их требования во многом совпадают (действия лиц, осуждаемых и поощряемых правом, осуждаются и поощряются, соответственно, и моралью). У права и морали есть одна общая цель – регулирование поведения людей, поддержание порядка, согласование интересов личности и общества; они поддерживают друг друга в достижении единых целей. Таким образом, право и мораль тесно взаимодействуют друг с другом.


4. Закрепление материала

Опрос проводится по следующим вопросам:

Что такое социальная норма?

Какие виды социальных норм вы знаете?

Что такое норма права?

Что такое право?

Каковы функции права?

В чем заключается сходство и в чем – различие норм права и норм морали?


В следующем задании нужно назвать термин по его определению:

1. Общепризнанные правила поведения, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия отдельных индивидов и социальных групп – это:

а) норма;

б) техническая норма;

в) социальная норма;

г) мораль.


2. Этот вид социальных норм устанавливается или санкционируется государством, а его реализация обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства:

а) нормы морали;

б) нормы права;

в) корпоративные нормы;

г) нормы этикета.


В следующем задании нужно указать лишний пункт:

3. Каковы признаки правовой нормы?

1) Общеобязательность.

2) Формальная определенность.

3) Расчет на однократность применения.

4) Гарантированность государством.


4. Какие функции выполняет право?

1) Регулятивную.

2) Охранительную.

3) Прогностическую.

4) Идеологическую.


5. В чем сходство, единство права и морали?

1) Они являются социальными регуляторами.

2) Их требования во многом совпадают.

3) Преследуют общую цель.

4) Их методы совпадают.


5. Подведение итогов

Понравилось ли вам занятие? Понятен ли изложенный материал? Что вызвало у вас затруднения?

Сообщение и комментирование оценок учащимся за работу на уроке. Выдача домашнего задания.


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.