Конспект занятия для детей младших классов «Знакомство с русским народным костюмом»

1
0
Материал опубликован 12 May 2023

Конспект занятия для детей младших классов «Знакомство с русским народным костюмом»

Тема: Знакомство с русским народным костюмом.

Цель занятия: Познакомить детей с русской одеждой, которую носили в древности. Создать рисунок матрешки.

План занятия:

Вводная часть

1.Знакомство с мужским костюмом

2. Знакомство с женским костюмом

3.Загадки про одежду

4. Физкультминутка

5. Мозаика из слов

6. Творческая работа – рисуем матрешку

7. Организация выставки детских работ. Подведение итогов занятия.

Педагог: Добрый день, дорогие ребята!
Рада видеть. А сейчас улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы во время занятия  у вас было хорошее настроение. Люди носили одежду с глубокой древности. В течение многих столетий костюм человека постоянно менялся.

- Скажите, ребята, а зачем нужна одежда, в чем главное назначение одежды?

Ребята: отвечают.

Педагог: В древней Руси одежда представляла собой большую ценность, ее очень берегли, передавали по наследству, неоднократно перешивали и донашивали до полной ветхости. Красивый праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Одежда не только грела и украшала людей во все времена, но и показывала их место в обществе. Кроме этого, по костюму можно было определить профессию человека.

1. Скачала поговорим о мужском костюме.

Основой мужского костюма была рубаха. Рубаха не имела воротника. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром.

Педагог показывает книгу о русском народном костюме с яркими иллюстрациями, отражающими элементы одежды.

Педагог: Дети, кто знает, как носили рубаху?

Ребята: отвечают.

Педагог: Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой, синей, красной ткани, украшая вышивкой. В народе обычно носили одну холщевую рубаху, которая являлась одновременно и нижней, и верхней одеждой.

Другой обязательной частью одежды русских мужчин были порты.

- Дети, кто знает, что это за одежда?

Ребята: отвечают.

Педагог: Порты  - неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти.

- Дети, кто знает, как выглядели лапти?

Ребята: отвечают.

Педагог: Лапти – плетеная  обувь из лыка. Богатые люди носили суконные и даже шелковые порты, а в народе  - холщевые.

Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.

Поверх зипуна обычно надевали кафтан  - распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата.

2. Теперь мы поговорим о женской одежде

Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.

Сверх сорочки надевали сарафан.

- Ребята, а как выглядит современный сарафан?

Ребята: отвечают.

Педагог: Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу доверху на пуговицы. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.

 Как вы думаете как образовалось слово «ДУШЕГРЕЯ»?

(из двух корней от слов «душа» и «греть»)

Ребята: отвечают.

Педагог: Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей.

Мы с вами познакомились лишь с несколькими видами русской одежды. Все запомнили?

Ребята: отвечают.

Педагог называет еще раз все элементы женской и мужской одежды, которую носили в древности, о которой рассказывали ранее.

3.Загадки

Педагог:  Теперь давайте немножко переключимся и отгадаем загадки. Внимательно слушайте и отвечайте.

  • Я из хлопка, льна и кожи

Шерстяной бываю тоже

Меня люди надевают,

и со мной не замерзают. (Ответ: Одежда)

  • Сзади, спереди, с каждого бока

Зимой — толстая, летом — тонкая. (Ответ: Одежда)

  • На дворе мороз и стужа,

Одеваться тепло нужно,

Это поймет любой невежда,

Нужна зимняя…(Ответ: Одежда)

  • Расцвели ромашки летом на Наташке.

На маленьком карманчике, желтеют одуванчики. (Ответ: Сарафан)

  • Развивается на Маше, ткань красивая в ромашку.

Сидит на талии она, с помощью резинки.

Наденут на праздники её, и Даша, Катя, Зина.

Её наденет Любочка. А что это? Конечно это…(Ответ: Юбочка)

  • Широка да тонка, надувает бока,

Весь день на мне ездит, не слезая сидит,

А ночь придет – Свернется и спит. (Ответ: Рубашка)

  • Оно из шерсти иль из драпа,

Из меха воротник богатый,

А чтобы вы не заболели,

Согреет вас от злой метели!

Отгадайте, это что? Это зимнее…(Ответ: Пальто)

Ребята: Отгадывают загадки.

4. Физкультминутка

Педагог: Молодцы, ребята! А теперь мы отдохнем и проведем физкультминутку, будем делать движения под музыку.

5. Мозаика из слов

А сейчас мы с вами поиграем в мозаику из слов. Вам нужно составить пословицы и объяснить их значение.

На воре шапка горит.

Работать спустя рукава.

По одежке встречают, по уму провожают.

Ребята: отвечают.
Педагог: Молодцы! Все справились

6. Рисуем матрешку

Педагог:А теперь мы с вами выполним творческие задания.

Нам нужно будет нарисовать русскую матрешку, и вспомнить как она выглядит, все ее особенности.

Педагог показывает книги с иллюстрациями матрешки

Он показывает поэтапно, как рисовать матрешку.

Дети рисуют.

Педагог: А теперь мы разукрасим ее цветными карандашами и фломастерами.

Дети выполняют задания.

7.Подведение итогов занятия

Педагог: Сейчас мы сделаем на столе выставку наших работ.

Педагог производит разбор детских работ. Хвалит детей. Затем проводит

подведение итогов и анализ занятия.

Педагог: Понравилось ли вам занятие? Что запомнилось?

Ребята: отвечают.

Педагог: Все ребята молодцы, хорошо поработали, узнали много нового и интересного. До свидания!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.