Конспект занятия для детей младших классов «Знакомство с русским народным костюмом»
Конспект занятия для детей младших классов «Знакомство с русским народным костюмом»
Тема: Знакомство с русским народным костюмом.
Цель занятия: Познакомить детей с русской одеждой, которую носили в древности. Создать рисунок матрешки.
План занятия:
Вводная часть
1.Знакомство с мужским костюмом
2. Знакомство с женским костюмом
3.Загадки про одежду
4. Физкультминутка
5. Мозаика из слов
6. Творческая работа – рисуем матрешку
7. Организация выставки детских работ. Подведение итогов занятия.
Педагог: Добрый день, дорогие ребята!
Рада видеть. А сейчас улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы во время занятия у вас было хорошее настроение. Люди носили одежду с глубокой древности. В течение многих столетий костюм человека постоянно менялся.
- Скажите, ребята, а зачем нужна одежда, в чем главное назначение одежды?
Ребята: отвечают.
Педагог: В древней Руси одежда представляла собой большую ценность, ее очень берегли, передавали по наследству, неоднократно перешивали и донашивали до полной ветхости. Красивый праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Одежда не только грела и украшала людей во все времена, но и показывала их место в обществе. Кроме этого, по костюму можно было определить профессию человека.
1. Скачала поговорим о мужском костюме.
Основой мужского костюма была рубаха. Рубаха не имела воротника. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром.
Педагог показывает книгу о русском народном костюме с яркими иллюстрациями, отражающими элементы одежды.
Педагог: Дети, кто знает, как носили рубаху?
Ребята: отвечают.
Педагог: Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой, синей, красной ткани, украшая вышивкой. В народе обычно носили одну холщевую рубаху, которая являлась одновременно и нижней, и верхней одеждой.
Другой обязательной частью одежды русских мужчин были порты.
- Дети, кто знает, что это за одежда?
Ребята: отвечают.
Педагог: Порты - неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти.
- Дети, кто знает, как выглядели лапти?
Ребята: отвечают.
Педагог: Лапти – плетеная обувь из лыка. Богатые люди носили суконные и даже шелковые порты, а в народе - холщевые.
Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.
Поверх зипуна обычно надевали кафтан - распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата.
2. Теперь мы поговорим о женской одежде
Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.
Сверх сорочки надевали сарафан.
- Ребята, а как выглядит современный сарафан?
Ребята: отвечают.
Педагог: Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу доверху на пуговицы. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.
Как вы думаете как образовалось слово «ДУШЕГРЕЯ»?
(из двух корней от слов «душа» и «греть»)
Ребята: отвечают.
Педагог: Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей.
Мы с вами познакомились лишь с несколькими видами русской одежды. Все запомнили?
Ребята: отвечают.
Педагог называет еще раз все элементы женской и мужской одежды, которую носили в древности, о которой рассказывали ранее.
3.Загадки
Педагог: Теперь давайте немножко переключимся и отгадаем загадки. Внимательно слушайте и отвечайте.
- Я из хлопка, льна и кожи
Шерстяной бываю тоже
Меня люди надевают,
и со мной не замерзают. (Ответ: Одежда)
- Сзади, спереди, с каждого бока
Зимой — толстая, летом — тонкая. (Ответ: Одежда)
- На дворе мороз и стужа,
Одеваться тепло нужно,
Это поймет любой невежда,
Нужна зимняя…(Ответ: Одежда)
- Расцвели ромашки летом на Наташке.
На маленьком карманчике, желтеют одуванчики. (Ответ: Сарафан)
- Развивается на Маше, ткань красивая в ромашку.
Сидит на талии она, с помощью резинки.
Наденут на праздники её, и Даша, Катя, Зина.
Её наденет Любочка. А что это? Конечно это…(Ответ: Юбочка)
- Широка да тонка, надувает бока,
Весь день на мне ездит, не слезая сидит,
А ночь придет – Свернется и спит. (Ответ: Рубашка)
- Оно из шерсти иль из драпа,
Из меха воротник богатый,
А чтобы вы не заболели,
Согреет вас от злой метели!
Отгадайте, это что? Это зимнее…(Ответ: Пальто)
Ребята: Отгадывают загадки.
4. Физкультминутка
Педагог: Молодцы, ребята! А теперь мы отдохнем и проведем физкультминутку, будем делать движения под музыку.
5. Мозаика из слов
А сейчас мы с вами поиграем в мозаику из слов. Вам нужно составить пословицы и объяснить их значение.
На воре шапка горит.
Работать спустя рукава.
По одежке встречают, по уму провожают.
Ребята: отвечают.
Педагог: Молодцы! Все справились
6. Рисуем матрешку
Педагог:А теперь мы с вами выполним творческие задания.
Нам нужно будет нарисовать русскую матрешку, и вспомнить как она выглядит, все ее особенности.
Педагог показывает книги с иллюстрациями матрешки
Он показывает поэтапно, как рисовать матрешку.
Дети рисуют.
Педагог: А теперь мы разукрасим ее цветными карандашами и фломастерами.
Дети выполняют задания.
7.Подведение итогов занятия
Педагог: Сейчас мы сделаем на столе выставку наших работ.
Педагог производит разбор детских работ. Хвалит детей. Затем проводит
подведение итогов и анализ занятия.
Педагог: Понравилось ли вам занятие? Что запомнилось?
Ребята: отвечают.
Педагог: Все ребята молодцы, хорошо поработали, узнали много нового и интересного. До свидания!