12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ванюкова Светлана Леонидовна2592
Люблю свою работу)
Россия, Карелия респ., Петрозаводск
Материал размещён в группе «В помощь воспитателю ДОУ..»

Конспект занятия «Знакомство с карельской избой» для детей и родителей.

Автор: Ванюкова Светлана Леонидовна,

воспитатель

МДОУ «Финно-угорский детский сад

комбинированного вида № 20 «Лумикелло»,

город Петрозаводск



Цель: сформировать у детей и родителей представление о старинном жилище карел, его особенностях. 

Задачи:

- познакомить с особенностями жилища карелов 19-20 веков;

- закреплять умение соотносить типы жилищ и людей, представителей этносов;

- развивать любознательность и познавательный интерес через моделирование;

- развивать логическое мышление, речь, внимание, зрительное и слуховое восприятие;

- расширить представление о национальных традициях;

- воспитывать бережное отношение к старинным вещам;

- способствовать тесному взаимоотношению детей и родителей.

Место проведения – музей ДОУ «Карельская изба»

Материалы: иллюстрации жилищ человека (юрта, чум, иглу, карельский дом, современный дом), изображения людей разных национальностей, куклы, коробка с предметами для обустройства дома и скотного двора, карточки с заданиями, маркеры, предметы домашнего обихода.

Занятие проводит воспитатель в карельском костюме.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей и родителей

Вступительная часть

Орг. момент

Приветствие

Хозяйка карельского дома (далее Хозяйка): Добро пожаловать в карельскую избу, как хорошо, что вы пришли ко мне в гости. Изба без детей, что гнездо без птиц, так говорит карельская пословица, и мне веселее будет!


Дети вместе с родителями проходят в избу.

Основная часть

Постановка проблемы




Дид. игра «Рассели жильцов»











Дид. игра «Части карельского дома»




Беседа «Как и из чего строили карелы дома»
































Моделирование карельского подворья











Рассматривание убранства карельской избы




























Дид. игра «Женские и мужские предметы в карельской избе»




Работа на карточках.




Хозяйка: Гости, мои дорогие, помогите мне, сегодня я обнаружила, непонятные картинки, вот только не понимаю, что на них изображено.

Хозяйка: Оказывается, такие разные дома бывают! Расселим жильцов в свои дома, ведь у каждого человека должно быть свое жилище. (Приложение 1)

Хозяйка: Только одна девушка осталась без дома. Куда же мы ее поселим?

Хозяйка: Это же девушка карелка и живет она, как и я - в карельском доме. А вы знаете особенности карельского жилища? Хотите я вам расскажу и покажу все? Тогда присаживайтесь за стол. Карелка принесла с собой разные загадки, рассмотрите изображения, что вы видите?

Хозяйка: Попытайтесь определить, как использовались части дома. (Приложение 2)

Хозяйка: А теперь соберите части в одно целое, что получилось?

Хозяйка: Вот какой большой дом был в старину у карел.

- Из чего он построен? (Из дерева)

Хозяйка: Карелы строили дома из дерева, из круглого бруса рублены, а использовали сосну или лиственницу, так как эти деревья долговечны.

- Что необычного в нем? (Под одной крышей располагались и жилая часть, и хозяйственная часть, где хранились вещи, помогающие в нелегком труде, и хлев, где жили домашние животные).

- Могли бы вы сейчас построить такой дом?

- Из чего сейчас строят дома? Это современный дом?

- В таких домах жили наши предки – карелы.

- Обратите внимание, где наши предки располагали свое жилище? (У водоема, на поляне, рядом с лесом и дорогой).

- Избу располагали лицом (окнами) к дороге, реке или озеру.

- Как вы думаете, зачем это делали? 

- Ребята, как вы думаете, что такое «глаза» дома? 

- Почему окна делались маленькими? (Чтобы не было холодно)

- А почему хозяйственный двор и жилое помещение делались под одной крышей? (Хлев не отапливался, и зимой при открывании дверей, заходил холод, животные могли замерзнуть).

- Хорошо потрудился карельский

 народ – выстроил вот такую избу. 

Хозяйка: Ой, смотрите, тут еще одна семья без жилья осталась, построим для них карельский дом?

Хозяйка: Отличное карельское подворье мы сделали. Теперь семье можно и в дом заходить. В карельских избах, была маленькая дверь, чтобы тепло не выходило, и высокий порог, на который нельзя было наступать, иначе беду накличешь, так как дверь маленькая, а порог высокий, входя в дом, все люди кланялись, чтобы не удариться головой, а заодно и поклониться хозяину дома и «большому» углу.

Хозяйка: Что же такое «большой» угол? Это место, в котором висела на стене икона, вышитые полотенца, хранились самые дорогие хозяевам вещи. Эта часть избы всегда была хорошо освещена. Еще ее называли мужской частью избы, там же находился большой стол, за которым главное место отводилось хозяину дома. К столу и всему, что там находилось, карелы относились с уважением. За столом нельзя было ругаться, ссориться, можно было принимать пищу, обсуждать важные дела. Во главе стола сидел отец семейства, а потом рассаживались члены семьи по старшинству.

Хозяйка: А где же в избе была женская часть? Женская половина была около печи, закуток.

У входа слева или справа располагалась печь. Там женщины готовили еду. В закутке была лавка, на которой хозяйка пряла пряжу, вышивала, стирала, занималась различными женскими делами.

Хозяйка: Назовите предметы, которыми пользовалась женщина.

Хозяйка: А где же занимался своими делами мужчина? У входа стояла лавка, на ней работали мужчины. А чем же они занимались?

Хозяйка: Найдите в избе предметы, необходимые женщине в хозяйстве, и предметы, которыми пользовался или изготовил мужчина.

Хозяйка: Верно, теперь вы знакомы с карельской избой, расположением предметов в ней. Познакомились с мужским и женским углом. И девушка карелка хочет загадать вам еще одну загадку: возьмите карточки, рассмотрите предметы карельского быта, куда бы их поставили в избе? Проведите линию.

Найдите в избе лишние предметы, которые в старину не могли быть. (Приложение 3)

Дети и родители (далее гости) рассматривают изображения, приходят к выводу, что это дома разных народов

Распределяют изображения людей в дома, в которых они могут жить.

Гости находят карельский дом.






Гости рассматривают части карельского дома.

Гости распределяют изображения.


Гости соединяют части дома, образуется целое изображение карельского дома.


Ответы гостей.


































Гости моделируют жилье карел при помощи предметов, убирают лишние.










Предположения гостей.







Гости рассматривают карельскую избу.







Предположения гостей.









Гости называют предметы кухонной утвари, прялка, веретено, ткацкий станок и пр.

Мужчины могли вязать сети, валять валенки, плести предметы обихода, вырезать из дерева кухонную утварь и т.д.

Исследование избы гостями.





Гости работают на карточках, выполняя задания при помощи фломастеров.

Заключительная часть

Рефлексия

Открытый выход с занятия

Хозяйка: Все задания девушки-карелки вы выполнили. Мне пора идти кормить животных. Заходите еще в гости. Будем вспоминать, как жили наши предки карелы в старые времена, ведь как говорит карельская пословица: «Без корней даже горькая трава не растет». Не забывайте своих предков и историю нашей малой Родины. До свидания!

Гости прощаются, уходят.



Использованная литература и интернет-источники:

Региональная образовательная программа дошкольного образования «Мой край – Карелия» / Сост. Е.Д. Макарова, А.А. Решетина. – Петрозаводск, 2018. 95с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155).

https://www.sites.google.com/site/domkotoryjnachalka/enciklopedia-zilisa/karelskaa-izba-postrojka

https://vedlozero.ru/karelia/karely-i-karelskij-yazyk/dom

http://karel.su/223-karelskaya-izba.html

http://kizhi.karelia.ru/architecture/russkie-zaonezhya/dom-oshevneva-iz-d-oshevnevo



























Приложения.

Приложение 1.

Разные типы жилищ людей, люди разных национальностей

t1585239530aa.jpgt1585239530ab.jpgt1585239530ac.jpgt1585239530ad.jpgt1585239530ae.jpgt1585239530af.jpgt1585239530ag.jpgt1585239530ah.jpgt1585239530ai.jpgt1585239530aj.jpg



Приложение 2.

Карточка «Карельский дом»

t1585239530ak.jpgt1585239530al.jpg

Приложение 3.

Карточка «Карельская изба»

t1585239530am.jpg

Опубликовано в группе «В помощь воспитателю ДОУ..»


Комментарии (2)

Ватолина Светлана Анатольевна, 27.03.20 в 18:18 1Ответить Пожаловаться
Отличный материал и оформление конспекта!!! Светлана Леонидовна, спасибо за качественную работу!!!
Ванюкова Светлана Леонидовна, 28.03.20 в 09:25 0Ответить Пожаловаться
Светлана Анатольевна, спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.