Сценарий занятия для детей дошкольного возраста «Русские народные игры»
муниципальное дошкольное образовательное казённое учреждение
детский сад с. Коршик
Автор: Шишова Татьяна Николаевна- воспитатель
Тьютор: Панагушина Е.А-методист
Сценарий проведения Русских народных игр
Актуальность: Русские народные игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками. К сожалению, приходится констатировать тот факт, что современным детям известно очень мало игр, в которые играли их предки. На Руси издавна существовало огромное количество игр, способствовавших воспитанию у ребенка ловкости, быстроты, силы, сообразительности, внимания и тому, что современная педагогика называет "социализацией ребенка" (приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития). Ниже приводятся лишь некоторые из них.
Цель:
Создание условий для формирования основ патриотического сознания и воспитания общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста ( 4-6 лет) через знакомство с историей и культурой России.
Задачи:
Способствовать формированию патриотических чувств у детей: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
Создать условия для активации творческого мышления детей
Способствовать развитию памяти, физического развития детей дошкольного возраста
Обогатить опыт сотрудничества родителей с детьми
"Уголки"
Это старинная игра, имеющая очень много названий и вариантов, но основное содержание в ней - быстрая смена мест. Игра может проводиться в любых условиях: и в помещении, и на воздухе, где можно делать небольшие перебежки. Играют в нее дети начиная с дошкольного возраста и кончая подростками. Для игры не требуется инвентаря. Проводится она самостоятельно, без судей и руководителей. Если играют в помещении, то участвует 5 человек, при игре на воздухе - до 10 человек.
Описание
Играющие становятся по углам комнаты, водящий - в середине. Если играющих больше 5 человек, то для них чертятся кружки - "домики" ("норы"). Все находящиеся по углам - "мышки". Одна из них - водящая "мышка" - находится в середине комнаты. Она подходит к какой-нибудь из стоящих в углу (к "норке") и говорит: "Мышка, мышка, продай свой уголок!" Та отказывается. Тогда водящая идет к другой "мышке". В это время "мышка", отказавшаяся продать "уголок", вызывает кого-нибудь из играющих и меняется с ним местом. Находящийся в середине стремится занять место кого-нибудь из перебегающих. Если ему удастся это, то оставшийся без места идет в середину и игра продолжается; если не удастся, то он подходит к другой "мышке" с просьбой продать "уголок". Если водящий скажет: "Кошка идет!" - тогда все должны поменяться местами, а водящий стремится занять чей-либо "уголок" ("норку").
Правила
1. "Уголок-норку" занимает тот, кто первым попал туда.
2. Если на слова "кошка идет" кто-нибудь не поменяет место, то он становится водящим.
Разновидности "Уголков"
"Ключи"
Играющие распределяются по кружкам. Водящий - в середине. Он подходит к кому-либо и спрашивает: "Где ключи?" Находящийся в кружке отвечает ему: "Вон там постучи!" - и указывает направление. Когда водящий уходит по указанному направлению, ответивший меняется с кем-нибудь местом, а водящий старается занять одно из их мест.
"Чур у дерева"
Играют на лужайке, где есть деревья. Все, кроме водящего, становятся у деревьев, водящий - в середину между деревьями. Стоящие у деревьев начинают перебегать от дерева к дереву. Водящий должен осалить их, пока бегущий не подбежал еще к дереву и не сказал: "Чур у дерева!" Осаленный становится водящим, а водящий занимает его место у дерева.
"Море волнуется"
Играют на воздухе и в помещении. Если находятся на воздухе, то рисуют кружки по кругу по количеству играющих, кроме одного. Каждый должен запомнить свой кружок. При игре в помещении ставят стулья в два ряда так, чтобы спинка одного из них соприкасалась со спинкой другого. Каждый должен помнить свой стул. В стороне стоит водящий. Он ходит между кружками или вокруг стульев и неожиданно говорит: "Море волнуется!" Все играющие выбегают из кружков или вскакивают со стульев и бегают до тех пор, пока водящий не скажет: "Море спокойно!" - после чего каждый стремится быстрее занять свое место. Водящий также старается занять чье-либо место. Оставшийся без места становится водящим.
"Два мороза"
На противоположных сторонах площадки (зала) линиями отмечаются два "дома" на расстоянии 10-20 м один от другого. Из играющих выбирается двое водящих - два "мороза": "мороз - красный нос" и "мороз - синий нос". Они становятся посередине площадки. Остальные участники находятся на одной стороне площадки за линией "дома".
Оба "мороза" обращаются к ребятам со словами:
Мы два брата молодые,
Два мороза удалые.
Один из них, указывая на себя, говорит:
Я мороз - красный нос.
Другой:
Я мороз - синий нос.
И вместе:
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Все ребята отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз!
После этих слов играющие бегут на другую сторону площадки за линию "дома". Оба "мороза" ловят и "замораживают" перебегающих. Те сейчас же останавливаются на том месте, где их "заморозили". Затем "морозы" опять , обращаются к играющим, а те, ответив, перебегают обратно в "дом", по дороге выручая "замороженных": дотрагиваются до них рукой, и те присоединяются к остальным ребятам. "Морозы" ловят играющих и мешают им выручать "замороженных". Играют так несколько раз. Затем выбирают новых водящих из непойманных игроков. В заключение отмечается, какой "мороз" сумел больше "заморозить" ребят.
Правила
1. Выбегать можно только после слов "не страшен нам мороз".
2. Если кто-либо выручит "замороженного", но сам, не добежав до "дома", будет "заморожен", то вырученный им опять становится на место, где был "заморожен".
"Гуси-лебеди"
В игре участвуют от 5 до 40 человек.
Описание
На одной стороне площадки (зала) проводят линию, отделяющую "гусятник", на другой стороне - линию, за которой находится "пастбище". Из играющих выбирают "пастуха" и "волка". Остальные - "гуси" и "лебеди". Они становятся в ряд в "гусятнике". "Пастух" располагается сбоку от "гусей", "волк" - посередине площадки.
"Пастух" говорит:
Гуси-лебеди, гулять, пока волка не видать!
Все "гуси" и "лебеди" "летят на пастбище", подражая птицам. Как только "пастух" скажет громко:
"Гуси-лебеди, домой, серый волк за горой!",
они убегают с "пастбища" в "гусятник", а "волк" ловит их до линии их "гусятника". Пойманных подсчитывают и отпускают в их "стадо" или они идут в "логово волка" и остаются там до его замены. Играют с одним "волком" 2-3 раза, затем выбирают нового "волка" и "пастуха" из непойманных. В заключение отмечаются лучшие "гуси" (ни разу не пойманные "волком") и лучший "волк" (сумевший поймать больше "гусей"). Если участников мало, то играют до тех пор, пока не будут переловлены все "гуси".
Правила.
1. "Гусям" разрешается выбегать и возвращаться в "гусятник" только после слов, сказанных "пастухом". Кто убежит раньше, тот считается пойманным.
2. "Волк" может ловить только после слов "под горой" и только до линии "гусятника". Дети любят в этой игре вести разговор между "пастухом" и "гусями": после слов "серый волк за горой" "гуси" спрашивают:
- А что он там делает?
"Пастух" отвечает:
"Гусей щиплет!"
- Каких?
- Серых да белых.
После последних слов "гуси" бегут домой в "гусятник".
3. Водящий имеет право ловить убегающих только до линии "дома"; игрок, осаленный за линией, не считается пойманным.
Эту игру можно усложнить, введя в нее второго "волка", установив на пути передвижения "гусей" и "лебедей" препятствия в виде скамеек ("дорога"), по которым надо пробежать или перепрыгнуть
«Веревочка»
Старинная русская игра. Игра для детей, начиная с дошкольного возраста. Количество играющих - от 5 до 30 чел. В комплект сундука входит одна веревочка.
Любым способом определяют водящего. Все играющие становятся в круг и берутся двумя руками за веревочку. Водящий перемещается внутри круга, стремясь осалить чью-то ладонь, пока она касается веревочки. Играющие могут отдергивать ладони от веревочки или двигать их вдоль нее. Осаленный сменяет водящего. Опытный водящий старается не осаливать, а так напугать игроков, чтобы они отпустили веревочку и она упала на землю. При этом он побеждает всех игроков.
Варианты игры:
Если в кругу соберется слишком много ребят, то они держатся за веревочку одной рукой или назначается сразу двое водящих. Можно проводить игру с ходьбой по кругу или другими движениями, не нарушая формы круга.
«Волк и дети»
Один из играющих, по жребию, изображает волка, остальные - детей. Волк, подперши лицо руками, сгорбленный, сидит в стороне и молчит. Дети разбегаются в разные стороны, делая вид, будто собирают ягоды в лесу и поют:
Щипали, щипали по ягодку
По черную смородинку
Батюшке на вставчик
Матушке на рукавчик
Серому волку
Травки на лопату
Дай бог умыться
Дай бог убежать
И дай бог убраться.
С последними словами дети бросают в волка травку и бегут от него врассыпную, а волк ловит их. Пойманный делается волком; если волку не удалось никого поймать, он возвращается на свое место и снова изображает волка, остальные игроки вновь начинают собирать около него ягоды.
«Лиса в норку»
Играющие выбирают лису. Один из углов комнаты - ее норка, в которой она стоит на одной ноге. Играющие дразнят лису, теребя ее за одежду, подражая лаю собак, хлопая в ладоши и т.д. Лиса быстро поворачивается, делает прыжок и старается ударить кого-нибудь рукой. Бегающие вокруг лисы увертываются от ее прыжков, а если замечают, что лиса стала на обе ноги или переменила ногу, то кричат: "Лиса в нору, лиса в нору!" и пытаются ударить лису рукой.
Тот, которого лиса ударила, становится лисой, а старая лиса присоединяется к играющим.
«Мост»
Играют трое: два мальчика и девочка или две девочки и мальчик. Девочка и мальчик становятся друг к другу лицом. Девочка протягивает обе руки к мальчику, который крепко держит каждую руку в своей так, что их руки образуют мост из двух перекладин. Этот мост старается разрушить третий игрок, бросаясь на него всею тяжестью своего тела и повисая на нем, пока пара не разнимет своих рук, что, как правило, влечет за собой падение висящего. Когда мост разрушен, один из пары остается на месте, а другой игрок убегает.
Разрушивший мост, поднявшись с земли, бросается догонять убегающего, чтобы составить новую пару, которую будет разбивать оставшийся на месте.
«Черта»
Играющие, разделившись на две равные партии, располагаются друг против друга на двух чертах, на расстоянии 15-20 саженей, и попеременно бегают то с одной стороны, то с другой до противоположной черты, причем игроки противной партии ловят их и, если поймают, оставляют в своей партии, если же не поймают, то они отправляются обратно в свои партии.
«Казаки и разбойники»
Играющих разделяют на две партии. Одна партия изображает казаков, другая - разбойников. Партия казаков имеет какой-нибудь знак, например крест из желтой бумага на груди, или повязывает руки платками.
Разбойники разбегаются в разные стороны и прячутся от казаков. Казаки их разыскивают, причем если разбойник видит, что его убежище открыто, то бежит прятаться в другое место; казак гонится за ним и, если не может один поймать разбойника, то призывает на помощь товарищей. Пойманного разбойника казак ведет в темницу, после чего он делается казаком и помогает ловить, уже как казак, разбойников.
"Черное" и "белое" не берите, "да" и "нет" не говорите.
Суть игры состоит в том, чтобы не употреблять слова: "черный", "белый", "да", "нет". Кто произнесет одно из них, дает фант, например орех. Один из играющих подходит к другому и задает вопросы:
- Какая у тебя шляп?
- Синяя.
- Какая синяя? Она белая.
- Зеленая.
- Какая зеленая? Да она вовсе черная.
- Голубая.
- Вот как, голубая? Шляпа-то голубая? Да посмотрите; можно ли ее назвать голубой? Совершенно белая.
- Нет не белая, а черная.
Ответивший так, подвергается тройному наказанию за слова "нет", "белая" и "черная". Или спрашивают так:
- Есть ли у тебя рога?
- Есть.
- Неужели есть?
- Имею.
- Так стало быть и хвост у тебя есть?
- Хвоста не имею.
- Хвоста нет, а рога есть; так кто же ты такой?
- Человек.
- Нет, не человек, а животное без хвоста и с рогами.
- Нет, человек.
И отвечающий платит штраф.
«В шепотка»
Выбирают из играющих водящего - парильщика. Ему завязывают глаза и ставят к порогу. К нему подходит кто-нибудь из играющих и шепчет что-нибудь на ухо, а парильщик должен отгадать, кто это. Если не отгадает, то ему шепчут по очереди все остальные, пока он не отгадает.
«Молчание»
Играющие садятся в кружок и молчат; они не должны ни двигаться, ни улыбаться. За нарушение берется фант. Один из играющих ходит по кругу и старается нарушить молчание: задает забавные вопросы, на которые надо отвечать только знаками. Играют еще и следующим образом: избранный для нарушения молчания ходит в кругу и кривляется или представляет все, что ему вздумается. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов; за нарушение берется фант.
«Кухня»
Каждый играющий выбирает себе имя из кухонных вещей, например: тарелка, вилка, нож и т.д.
Один из играющих начинает задавать вопросы, указывая либо на окружающие предметы, либо на самого себя, например: "Это что у вас на носу?" Второй игрок должен отвечать только своим именем, например: "Кочерга".
- Что на лице?
- Кочерга.
- На чем сидите?
-На кочерге, и т. п..
Если спрашиваемый засмеется или скажет лишнее, то с него берут фант.
Приложение №2
Русские народные стишки, небылицы, потешки.
***
А где это видано
И в какой деревне слыхано,
Чтобы курочка бычка родила,
Поросеночек яичко снес
Да на полочку унес.
А полочка обломилась,
И яичко разбилось.
Овечка расквохталась,
Кобылка раскудахталась:
— Ой, куда-куда-кудах!
Не бывало у нас так,
Чтоб безрукий нашу клеть обокрал,
Голопузый за пазуху поклал,
А слепой-то подглядывал,
А глухой-то подслушивал,
А безногий водогон побежал,
Безъязыкий «караул» закричал!
***
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
***
На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.
***
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.
***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
На булановой телеге,
На скрипучей лошади.
Сапоги на нем с карманом,
А жилетка с каблуком.
Подпоясался дубиной,
Опирался кушаком.
***
Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаяно хвостом
К небу прицепился.
***
Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
— Подожди колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж,
Очень колешься ты, ёж.
***
Наши уточки с утра –
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда –
Га-га-га! Га-га-га!
***
А индюк среди двора –
Бал-бал-бал! Балды-балда!
Наши гуленьки вверху –
Грру-грру-угрру-у-грру-у!
Наши курочки в окно –
Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко!
А как петя-петушок
Ранним-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!
***
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Сели звери на плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса:
- Всему свету я краса!
Похвалялся зайка:
- Пойди, догоняй-ка!
Похвалялися ежи:
- У нас шубы хороши!
Похвалялся медведь:
- Могу песни я петь!
***
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Раным-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.
***
Скучно волку жить в лесу –
Он заводит песню.
Так неладно, так нескладно –
Хоть беги из лесу.
Перед ним лисица пляшет –
Рыжей лапой машет.
Хоть ни ладу и ни складу –
Пляшет до упаду.
Воробей пищит на ветке
Изо всех силенок.
Пусть нескладно, непонятно–
Все равно приятно.
***
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка-дружок.
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал.
Упал Ваня и лежит,
Никто к Ване не бежит.
Две девушки увидали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
Путь-дорогу показали,
Да наказывали:
- Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!
***
Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала –
С воза муха закричала:
«На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая».
***
Гречку мыли, гречку мяли,
Мышку по воду послали
По мосту-мосточку,
Желтому песочку.
Проплутала долго –
Испугалась волка,
Заблудилась, слезы градом,
А колодец – рядом.
***
Ой ты, заяц косой – вот так!
Не ходи ты за мной – вот так!
В огород попадешь – вот так!
Всю капусту сгрызешь – вот так,
Как поймаю тебя – вот так,
Как за уши схвачу – вот так,
Да и хвост откручу – вот так!