12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Апрельская Виктория Валерьяновна42
творческий человек
Россия, Ханты-Мансийский АО
Материал размещён в группе «Моя галерея»

Конспект занятия для подготовительной группы

«Куклы обереги».


Цель занятия: Знакомство с музеем. Изучение возникновения народной куклы. Сформировать знания о роли оберегов на Руси.


Ход совместной деятельности:

-Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.

«Здравствуйте!»

Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)

Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)

Здравствуйте, губки (показываем губки)

Здравствуйте, зубки (показываем зубки)

Губками «почмокали» («чмокаем»)

Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)

Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)

И ими помахали (машем ладошками)

А теперь все вместе –

«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)

Ребята сегодня мы с вами отправимся в музей.

А вы знаете, что такое музей? - Для чего люди создают музеи (Ответы детей).

- Как называются предметы, которые хранятся в музее? Ответы детей.

- А как называют человека, который рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею? (Ответы детей).

- Как называют людей, которые приходят в музей, чтобы познакомится с его экспонатами? (Ответы детей).

Как вы думаете, как экспонаты попадают в музей? (Предположения детей).

Есть люди, которые отыскивают ценности, спрятанные в земле.

- Их профессия называется археолог.

Ребята как вы думаете, можно ли трогать руками экспонаты?

(Ответы детей).

Молодцы, ну что ребята вы готовы отправиться в музей. Тогда вперед.

Ребята посмотрите, сколько здесь разнообразных кукол. Как вы думаете, как они называются? Это куклы-обереги.

Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева.

Давайте их рассмотрим.

- Первая тряпичная кукла появлялась в доме с рождением малыша и называлась «пеленашка». Ее клали в детскую колыбельку, она охраняла ребенка от дурного сглаза и злых духов.

-Крупеничку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.

-Это обережные куколки «Кувадки». Наши предки считали, что эти куколки оберегают новорожденного малыша от нечистой силы. Их вешали над кроваткой младенца, как забавные погремушки, обязательно в нечетном количестве. Делали их из одежды, которую сносили, и перематывали их ниточками, надергаными из ткани. Кувадки просты в изготовлении и могут стать основой для других, более сложных кукол. Они будут прекрасным подарком к разным праздникам или просто украшением.

-Это игровая куколка на счастье. Куколка с толстой длинной косой, символизирующая здоровье и долгую жизнь, на самом деле невеличка – всего 4 – 5 см в высоту. Однако она крепко стоит на ногах, опираясь на свою густую косу, и обещает счастье своей хозяйке.

-Это куколка – стригушка «Десятиручка». Это традиционная обрядоваяподарочная куколка девушке на свадьбу. Считалось, что куколка поможет молодой хозяйке справляться с множеством домашних дел. «Десятиручку» можно изготовить из ткани, соломы, липового лыка или из ниток. Эта куколка сделана из соломы.

-Это куколка «Благополучница», она была небольшого размера: предполагалось, что ее нужно все время держать при себе. Размер куколки – крошки позволяет ее вложить даже в кошелек, чтоб всегда иметь при себе такую помощницу. Внутри куклы спрятана монетка. Монетка внутри куклы должна быть с цифрой 5: 5 копеек, 50 копеек. Магия числа пять: Земля, Огонь, Вода, Металл, Дерево. Это тот вид куклы, которую можно и нужно дарить!

Ребята, подойдите и рассмотрите кукол по ближе, обратите внимание на детали. Посмотрите, какие они разные.

Ребята рассмотрели кукол, молодцы, ну а не засиделись ли вы без дела?

Давайте поиграем!

Становитесь в круг…

Дети встают в большой круг, держатся за руки.

Цель игры не порвать ниточку).

Уж я улком шла,

Переулком шла,

Клубок ниточек нашла,

Клубок катится,

нитка тянется,

Клубок дали-дали-дали,

Нитка доли-доли-доли,

Я за ниточку бралась,

Тонка нить оборвалась…

Ребята прошло время нам возвращаться в группу. Вам понравилась наша экскурсия в музей? Что больше всего запомнилось? Что понравилось? Ребята, каких кукол мы сегодня рассматривали?


Опубликовано в группе «Моя галерея»


Комментарии (1)

Юмашева Антонина Михайловна, 19.05.20 в 15:48 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, интересный и познавательный материал.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.