Конспект занятия для подготовительной группы
«Куклы обереги».
Цель занятия: Знакомство с музеем. Изучение возникновения народной куклы. Сформировать знания о роли оберегов на Руси.
Ход совместной деятельности:
-Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга.
«Здравствуйте!»
Здравствуй, солнышко – дружок, (руки вверх, «фонарики»)
Здравствуй, носик – пятачок (указательным пальцем показываем носик)
Здравствуйте, губки (показываем губки)
Здравствуйте, зубки (показываем зубки)
Губками «почмокали» («чмокаем»)
Зубками «пощёлкали» («щёлкаем»)
Ручки вверх подняли (поднимаем ручки вверх)
И ими помахали (машем ладошками)
А теперь все вместе –
«Здравствуйте!» - сказали (хором здороваемся)
Ребята сегодня мы с вами отправимся в музей.
А вы знаете, что такое музей? - Для чего люди создают музеи (Ответы детей).
- Как называются предметы, которые хранятся в музее? Ответы детей.
- А как называют человека, который рассказывает нам об экспонатах, проводит экскурсию по музею? (Ответы детей).
- Как называют людей, которые приходят в музей, чтобы познакомится с его экспонатами? (Ответы детей).
– Как вы думаете, как экспонаты попадают в музей? (Предположения детей).
– Есть люди, которые отыскивают ценности, спрятанные в земле.
- Их профессия называется археолог.
Ребята как вы думаете, можно ли трогать руками экспонаты?
(Ответы детей).
Молодцы, ну что ребята вы готовы отправиться в музей. Тогда вперед.
Ребята посмотрите, сколько здесь разнообразных кукол. Как вы думаете, как они называются? Это куклы-обереги.
Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нити и ткани и даже из дерева.
Давайте их рассмотрим.
- Первая тряпичная кукла появлялась в доме с рождением малыша и называлась «пеленашка». Ее клали в детскую колыбельку, она охраняла ребенка от дурного сглаза и злых духов.
-Крупеничку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.
-Это обережные куколки «Кувадки». Наши предки считали, что эти куколки оберегают новорожденного малыша от нечистой силы. Их вешали над кроваткой младенца, как забавные погремушки, обязательно в нечетном количестве. Делали их из одежды, которую сносили, и перематывали их ниточками, надергаными из ткани. Кувадки просты в изготовлении и могут стать основой для других, более сложных кукол. Они будут прекрасным подарком к разным праздникам или просто украшением.
-Это игровая куколка на счастье. Куколка с толстой длинной косой, символизирующая здоровье и долгую жизнь, на самом деле невеличка – всего 4 – 5 см в высоту. Однако она крепко стоит на ногах, опираясь на свою густую косу, и обещает счастье своей хозяйке.
-Это куколка – стригушка «Десятиручка». Это традиционная обрядоваяподарочная куколка девушке на свадьбу. Считалось, что куколка поможет молодой хозяйке справляться с множеством домашних дел. «Десятиручку» можно изготовить из ткани, соломы, липового лыка или из ниток. Эта куколка сделана из соломы.
-Это куколка «Благополучница», она была небольшого размера: предполагалось, что ее нужно все время держать при себе. Размер куколки – крошки позволяет ее вложить даже в кошелек, чтоб всегда иметь при себе такую помощницу. Внутри куклы спрятана монетка. Монетка внутри куклы должна быть с цифрой 5: 5 копеек, 50 копеек. Магия числа пять: Земля, Огонь, Вода, Металл, Дерево. Это тот вид куклы, которую можно и нужно дарить!
Ребята, подойдите и рассмотрите кукол по ближе, обратите внимание на детали. Посмотрите, какие они разные.
Ребята рассмотрели кукол, молодцы, ну а не засиделись ли вы без дела?
Давайте поиграем!
Становитесь в круг…
Дети встают в большой круг, держатся за руки.
Цель игры не порвать ниточку).
Уж я улком шла,
Переулком шла,
Клубок ниточек нашла,
Клубок катится,
нитка тянется,
Клубок дали-дали-дали,
Нитка доли-доли-доли,
Я за ниточку бралась,
Тонка нить оборвалась…
Ребята прошло время нам возвращаться в группу. Вам понравилась наша экскурсия в музей? Что больше всего запомнилось? Что понравилось? Ребята, каких кукол мы сегодня рассматривали?
Юмашева Антонина Михайловна