Конспект занятия для подготовительной группы «Осенний квест - марафон»
Конспект занятия для
подготовительной группы:
«Осенний квест - марафон»
Цель: Закреплять и обобщать знания детей об осенних изменениях в природе, их причинах, обогащать знания о деревьях, об особенностях их жизни в осенний период; развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
повышать уровень двигательной активности детей; воспитывать положительное отношение к прогулкам, любознательность; развивать эстетическое восприятие природы.
Задачи по образовательным областям:
Познавательное развитие
Развивать умение определять дерево по листу.
Формировать пространственное ориентирование.
Закреплять умение считать на слух.
Отличать и находить березу по характерным признакам, стимулируя познавательный интерес в процессе исследовательской деятельности.
Уточнить представления об изменении образа жизни птиц осенью.
Развивать познавательную активность.
Речевое развитие
Развивать умение подбирать прилагательные – характерные признаки предмета
Совершенствовать умение произносить скороговорки.
Социально-коммуникативное развитие
Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.
Формировать доброжелательные взаимоотношения со сверстниками, умение работать в парах.
Воспитывая трудолюбие.
Физическое развитие
Обеспечивать двигательную деятельность детей на прогулке, развивая внимание, быстроту реакции, ориентировку в пространстве, ловкость, навыки владения мячом.
Материал: осенние листики с указанием маршрута (кленовый, дубовый, березовый, осиновый, липовый, рябиновый), мяч, , коробка с сюрпризом.
Ход прогулки:
1.Организационный момент:
Находимся в группе детского сада.
Ребята, сегодня мы с вами оправимся искать клад. Путешествие наше будет трудным, но интересным. В пути нас будет ждать успех, если мы будем дружными, внимательными и участливыми. Чтобы мы не сбились с пути, нам помогут осенние листочки-указатели. Но получить эти листочки мы сможем только после того, как выполним задание.
Итак, первое задание.
Отгадайте загадку:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен и елочек. (осень)
- Молодцы, ребята! Первую подсказку нам даст лист кленовый (дети находят среди осенних листьев лист клена): «Идите к воротам детского сада». Давайте быстро оденемся и пойдем на улицу по указанному маршруту.
Дети одеваются и выходят на прогулку, подходят к воротам детского сада.
2. Беседа об осени.
- Люди всегда отмечали все изменения в природе и вывели много примет и поговорок про осень.
А как осенние месяцы назывались в старину? Кто знает?
Никто? Тогда слушайте!
1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья).
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).
- Про осень говорят «Осень - погоды перемен восемь».
- Как вы понимаете эту поговорку?
Ответы детей:
- Какая бывает осенью погода?
Ответы детей:
пасмурная;
ясная;
солнечная;
облачная;
прохладная;
ветреная;
дождливая;
холодная;
тёплая.
- Одинаковая ли погода осенью в сентябре, октябре, ноябре? Как она меняется?
Ответы детей:
- Про осень говорят «Осень идет, и дождь за собой ведёт».
- Осенью часто идут дожди. Ребята, скажите, а какой бывает дождь?
Ответы детей:
Дождь бывает
холодный;
моросящий;
затяжной;
проливной;
сильный;
мокрый;
мелкий;
крупный.
- Про осень говорят «Осенняя пора - птица со двора».
Птицы на юг улетают:
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали. М. Ивенсен
Интересная поговорка, Помните, как всё лето с утра и до вечера над детским садом и домами летали быстрые стрижи и ласточки?
Как изменилась жизнь птиц с приходом осени? (Корма для птиц становится все меньше, начинает холодать — птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлету.)
- Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. (Летом для птиц достаточно корма, они выводят и вскармливают птенцов. А осенью птицы ведут себя беспокойно, собираются в стаи и летят в теплые края.)
- Что происходит осенью с кормом для птиц?(Корма для птиц становится все меньше и меньше; сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.)
- Подумайте, с чем связаны сроки отлета насекомоядных и зерноядных птиц осенью?(Насекомоядные птицы улетают раньше, чем зерноядные, так как исчезают насекомые, а птицам нечем уже питаться; затем улетают те птицы, которые едят плоды, семена, зерно.)
- Почему осенью птиц становится мало? (С конца августа птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и исчезают насекомые.)
- Как птицы готовятся к отлету? (Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полетом.)
- Назовите первый признак приближения осеннего перелета птиц. (Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.)
- Какие птицы позже всех улетают на юг?(Утки, гуси — водоплавающие, улетают последними, так как пока водоемы не замерзли, им есть чем питаться.)
- Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелете на юг? (Во время перелета птицы придерживаются определенного порядка. Так им удобней и легче лететь. Журавли летят клином — углом. Цапли и гуси — шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом), некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие — насекомоядные птицы — летят скученной стаей.)
- Ну что же, с этим заданием вы справились хорошо. Дальше нам дорогу укажет лист дубовый: «Отправляемся к небольшому дубу, который растет справа за нашей беседкой».
- А сейчас мы будем считать. Внимательно послушайте стихотворение и посчитайте, сколько листочков разных деревьев я назову:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать.
Лист березы, лист рябины,
Листик тополя, осины,
Листик дуба соберем
И букетик принесем.
- Предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-действие». ( учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц)
Лист (Что делает?) - желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.
Птицы (Что делают?) - улетают, перелетают, курлыкают, поют.
Дождь (Что делает?) – моросит, льет, идет, капает.
Ветер (Что делает?) – тучи разгоняет.
Игра «Да или нет» (дайте правильный ответ):
Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнёзда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто – часто льют дожди?
Достаём ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?
- Хорошо. Наш дальнейший путь укажет березовый листок: «Ступайте к березе на территории детского сада». Давайте встанем парами и дружно отправимся.
3. Наблюдение за березой. Исследовательская деятельность.
- Ребята, послушайте внимательно, и скажите, что говорится в стихотворении о березе:
Белая берёза косы распустила,
Белая берёза ветки опустила.
Желтые листочки косы украшают,
И на землю тихо, тихо опадают. А.Кулагина
- Как нам узнать березу среди других деревьев?
Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами.)
Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень.)
Какого цвета ветки?
Зачем корень дереву?
Какого цвета листья березы осенью?(Желтые.)
Какого цвета они были летом? (Зеленые.)
Березку мы легко нашли по белому стволу с черными пятнами. Черные пятна — это «рот» березы, через который она дышит. Наступила золотая осень. Дни бывают и холодные, и теплые. Начался листопад. Березка самая первая из деревьев готовится к зиме.
- Ребята, береза выбрана символом России. А как вы думаете, почему? За ее красоту и за то, что береза – это единственное дерево с белой корой, береза и считается символом России. Скажите, почему у березы белый ствол? Оказывается, в коре березы содержится белое вещество - бетулин. Говорят, что если потереть о ствол березы темную ткань, то ткань окрасится в белый цвет. Вы хотите проверить?
- Ну а мы оправляемся дальше, и дорогу нам укажет лист осины.
4. Следующее задание – игровое.
Разучивание считалочки для подвижной игры:
Ветер осенью летал,
Ветер листики считал.
Красный лист, зелёный лист,
Липы лист, клёна лист.
Лист от ветки отрывался,
Ветер злился и сбивался,
Вот попробуй, сосчитай,
Оторвался – улетай!
Подвижная игра: «Волчата и лиса»
Цель игры: развитие двигательных и творческих способностей, быстроты реакции, внимания.
Ход игры: из игроков выбираются 1 «охотник» и 1 «лиса», остальные делятся на группы по 3 — 5 человек. Каждая группа игроков образует кружок. Все кружки, изображающие норы, размещаются в разных местах игровой площадки на расстоянии примерно 3 м друг от друга. В каждой норе один из игроков — «волчонок», он становится в центр круга. «Охотник» и «лиса» встают в стороне от нор.
По сигналу ведущего «лиса» начинает убегать, а «охотник» — догонять. Спасаясь от «охотника», «лиса» может вбежать в любую нору «волчат». Тогда «волчонок», находящийся в центре круга, выбегает из него, а «охотник» теперь преследует «волчонка».
Если «охотник» осалит «волчонка», то они меняются местами, и игра продолжается.
Особые замечания: «охотник» может ловить «волчонка» только тогда, когда он находится вне норы. Пробегать «волчатам» через норы нельзя. Как только «лиса» вбегает в нору, «волчонок» должен сразу выбежать оттуда.
Индивидуальная работа
Развитие движений.
Цель: развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.
Затем воспитатель предлагает поиграть в игру малой подвижности "Четыре времени года". На слова «Осень» дети кружатся, «Зима» - приседают, «Весна» - прыгают, «Лето» - стоят, раскачивая руками вправо-влево.
5. Трудовая деятельность.
Дальше нас ведет липовый листочек: «Обойдем свой участок»».
Организация трудового десанта с целью лечения деревьев.
Цели:
учить правильно оказывать помощь деревьям и кустарникам;
воспитывать положительное отношение к труду.
Дерево - это дом для многих живых существ. Взгляните на картинку. Кто живет среди ветвей дерева? В ветвях деревьев вьют гнезда птицы. А кто живет в дупле? В дупле дерева могут жить белки, а еще совы и другие птицы, могут поселиться дикие пчелы. А кто устраивает себе дом среди корней дерева?
Змеи, ежи устраивают себе норы между корнями дерева.
Под корой дерева живут различные насекомые.
Вот как много даров может преподнести дерево. И мы, люди, должны быть благодарны деревьям. А как мы можем выразить свою благодарность деревьям? Что мы можем сделать для них? Посадить новые деревья, полить их в жаркий день, не ломать веток, не ранить кору. Ведь «кто с дерева кору снимает - то его убивает».
Пальчиковая гимнастика «Корни»
Высокие, красивые деревья здесь растут.
(Показываем руками деревья: руки подняты вверх, локти прижаты к столу, пальцы разведены в стороны и напряжены)
А корни под землею для них водичку пьют.
(Показываем руками корни: ладони опущены вниз и прижаты друг к другу тыльной стороной, пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать в таком положении кисти рук, потом встряхнуть).
6. Сюрпризный момент.
- Ну вот у нас остался последний листик – рябиновый. Читаем: «Вернитесь на участок, подойдите к скамейке. Загляните под скамейку».
Под скамейкой находится коробочка – клад (дары осени).
- Ребята, вы сегодня были молодцы, дружны, находчивы и внимательны. Этот клад теперь ваш, но не забудьте угостить и наших гостей.