Конспект занятия «Мой родной город -Иркутск»
Конспект занятия по развитию речи: «Мой родной город – Иркутск».
Задачи:
1.Создать условия для активизации словарного запаса по лексической теме: «Мой родной город – Иркутск».
2.Расширять кругозор детей и словарный запас, подбирая слова на заданную букву.
3.Мотивировать детей на введение в речевую деятельность, используя приёмы мнемотехники.
4.Способствовать развитию памяти, внимания, интереса к занятию.
Ход образовательной деятельности: 1. Массаж пальцев «Дружба».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики (Растирают ладони).
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять,
Пять, четыре, три, два, один. (Поочерёдное массирование пальцев сначала на одной руке, потом - на другой).
2.Составление слова из первых слогов слов: голуби, родник. (Город). Дети делят слова на слоги и определяют первый слог, затем соединяют слоги.
3. Дидактическая игра «Слова – родственники». Город – городок, городской, горожане.
4. Игра «Волшебный клубок». Ты катись, катись клубочек
Быстро, быстро по рукам. (Дети передают друг другу волшебный клубок из пряжи).
У кого сейчас клубочек
Даст ответ скорее нам. Проводится викторина:
--Назови город, в котором мы живём? (город Иркутск).
--Назови улицу, где ты живёшь?
---Какие памятники есть в нашем городе?
--- Жителей нашего города называют…..
---В нашем городе есть…..
----Где в городе люди лечатся?
---Где покупают продукты, лекарства?
----Мне нравится в городе….
5.Физминутка.
Мы по городу шагаем,- Шагаем на месте
Много видим, называем:- Поставить руку «Козырьком» к голове
Светофоры и машины, - держим в руках воображаемый руль
Ярмарки и магазины, - показываем рукой направо
Скверы, улицы, мосты, - показываем рукой налево
И деревья, и кусты. – Встаём на цыпочки, поднимая руки вверх, затем приседаем на корточки.
6. Я - твой друг и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть. Игра с мячом. Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Древний памятник - новый памятник; огромный парк - маленький парк; короткая аллея - длинная аллея; грязная улица - чистая улица; молодой город – старый город; улица узкая - улица широкая; речка мелкая – речка глубокая; школа близкая - школа далёкая; тропинка прямая – тропинка кривая;
Ты катись, катись клубочек - покажи дорогу нам. (Педагог катит по полу клубок, дети идут за ним.) Дети подходят к волшебному сундуку, в котором лежат картинки. Педагог даёт каждому ребёнку по две картинки.
7.Дидактическая игра « Сравнения». Дети по двум картинкам составляют предложения. Город большой, а столица ещё больше.; Улица широкая , а проспект ещё….; Сквер большой, а парк ещё…..; Многоэтажка высокая, а небоскрёб ещё….;Магазин красивый, а супермаркет ещё…..; Дорога широкая, а шоссе ещё …..;Автобус удобный, а такси ещё……Двор чистый, а город ещё…..
-Ты катись, катись клубочек - мы продолжим наш путь.
8. Дидактическая игра «Иркутская азбука». Дети подходят к волшебному ковру, на котором лежит азбука в виде таблицы и отдельные карточки с изображением зданий, памятников города Иркутска. Дети находят картинку, называют, что изображено, кладут на соответствующую букву в азбуке.
-Ты катись, катись клубочек - мы продолжим наш путь. Дети подходят к мольберту, на котором прикреплена мнемотаблица.
9.Составление рассказа о городе Иркутск по мнемотаблице.
Наш город называется – Иркутск. Город Иркутск – старинный, большой город. В городе много старинных зданий, церквей, памятников. Иркутяне работают на разных предприятиях, после работы они отдыхают в парках, скверах, в лесу. В городе построены широкие дороги и высокие мосты, по которым ездит городской транспорт. Я люблю свой родной город за то, что он очень красивый, удивительный и не похожий на другие города. Он особенный и неповторимый, только в нашем городе протекает река Ангара и есть памятник «Бабр».
10.Речедвигательный тренинг.
Мы по городу гуляем,- Шагаем на месте
Мы свой город изучаем. - Поставить руку «Козырьком» к голове
Справа есть высокий дом,- поднять правую руку
Обойдём его кругом - Шагаем вокруг себя
Слева домик ниже - Левую руку вниз
Подойдём поближе.- Шагаем на месте
Это наш детский сад. Тише!- Указательный палец к губам.
Там ребятки спят.- Присесть, ладошки под голову.
11.Словесная игра «Передай сердечко и скажи доброе словечко».
Дети говорят пожелания городу Иркутску и передают игрушку – сердечко.
Я желаю, чтобы город Иркутск становился красивее.
Я желаю, чтобы город Иркутск становился современнее.
Я желаю, чтобы город Иркутск становился наряднее и зеленее.