Конспект занятия на тему «Рисование эмблем автомобилей» (8–10 лет)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГАТЧИНСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЖУРАВУШКА»
Конспект занятия на тему:
«Рисование эмблем автомобилей»
Возраст обучающихся: 8-10 лет
Год обучения: первый
Разработал: педагог
дополнительного образования
Микулина Юлия Тенгизовна
г.Гатчина
2015
Пояснительная записка
Развитие экономических отношений в нашей стране повлияло на стремительный поток легковых автомобилей зарубежного производства на улицы наших городов. Все чаще зарубежные компании либо создают совместные производства с отечественными автомобильными заводами, либо открывают отдельные промышленные предприятия по выпуску легковых автомобилей.
Разнообразие автомобилей радует наш глаз своей красотой, роскошью, комфортом, надежностью и т.д. Когда по улице проезжает такое авто, порой нам даже сложно с ходу определить какой оно марки. Узнать это мы можем по эмблеме автомобиля, которая имеется у всех машин на капоте или на решетке радиатора. Зная рисунок эмблемы, можно узнать и марку автомобиля, и страну производителя.
Изучение данной темы занятия способствует развитию познавательной самостоятельности у детей в области легковых автомобилей.
Данное занятие предназначено для обучающихся 8-10 лет, изучающих основы компьютерной грамотности. Оно может использоваться в закреплении знаний и навыков при изучении простейших графических редакторов, в данном случае графического редактора «Paint» операционной системы Windows.
Дата проведения занятия: 18 апреля 2015г.
Тип занятия: комбинированное.
Тема занятия: рисование эмблем автомобилей.
Цель: закрепление знаний и навыков работы в графическом редакторе «Paint».
Задачи:
актуализировать имеющиеся знания обучающихся по теме занятия;
познакомить обучающихся с краткой историей возникновения автомобильных эмблем;
научить обучающихся определять название автомобиля и страну производителя по его эмблеме;
продолжить формирование учебной мотивации ребенка;
научить индивидуально и коллективно работать.
Оборудование:
персональные компьютеры;
маркерная доска;
маркер для белой доски.
Дидактический материал:
Электронная презентация «Автомобили»;
Карточки с нарисованными эмблемами автомобилей.
Замечания для педагога:
Установить (проверить) программное обеспечение графического редактора «Paint» операционной системы Windows;
Подготовить лекционный материал по истории возникновения автомобильных эмблем;
Подготовить презентацию на тему «Автомобили» (в данном случае марки автомобилей иностранного производства с четко видимыми эмблемами);
Подготовить зарисовки эмблем автомобилей.
План занятия:
Организационная часть – 1 минута;
Интеллектуальная разминка – 3 минуты;
Актуализация имеющихся знаний у обучающихся и сообщение новых сведений –8 минут;
Инструктаж по технике безопасности – 1 минута;
Практическая работа –15 минут;
Подведение итогов – 2 минуты;
Общая продолжительность занятия – 30 минут.
Организационная часть (1 минута)
Проверка готовности обучающихся к началу занятия (наличие тетрадей, ручек). Сообщение темы и этапов занятия.
Интеллектуальная разминка (3 минуты)
Проведение игры «Анаграммы».
На маркерной доске пишется пять анаграмм связанных с темой «Автомобиль». Задача учащихся – отгадать их. Например:
СОЛЕКО (ответ: Колесо)
ЛУРЬ (ответ: Руль)
НЕДИЕСИ (ответ: Сидение)
ПАКОТ (ответ: Капот)
НАННАТЕ (ответ: Антенна)
Актуализация имеющихся знаний у учащихся и сообщение новых сведений (8 минут)
Цель заключается в актуализации знаний, которыми владеют обучающиеся, и которые станут их дальнейшей деятельностью к развитию познавательных возможностей, а также раскрытие познавательных перспектив темы занятия.
Сначала педагог актуализирует имеющиеся знания у обучающихся и формирует интерес к теме занятия в форме беседы с использованием приема развития критического мышления «кластеры».
Выясняются знания обучающихся в области марок иностранных автомобилей, а также их эмблем и стран производителей. В тех ситуациях, когда дети знают марку автомобиля, но не знают его эмблему, используются карточки с зарисовками соответствующих эмблем. Карточки также могут использоваться, в тех случаях, когда, по мнению учащихся, они назвали все известные им марки автомобилей, но на самом деле остались карточки с не названными авто.
Использование приема «кластеры» предполагает совместную работу между педагогом и обучающимися: педагог зарисовывает их на маркерной доске. По центру маркерной доски пишется слово - Автомобиль, а вокруг него рисуются ячейки («гроздья»), которые обучающиеся (педагог) заполняют своими совместными ответами. Работа проходит коллективно. Таким образом, дети под руководством педагога делают попытки систематизации материала, к изучению которого они еще не приступили.
Словесное сопровождение педагога
при актуализации имеющихся знаний обучающихся
Известно около 5 тысяч автомобильных марок. Среди них есть такие, которые просуществовали 2-3 месяца, а есть и ветераны с 50-летним, 75-летним и более стажем.
Автомобильные эмблемы могут рассказать о многом. Каждый завод или фирма выбирает свой знак, и не просто, а со смыслом.
За границей фирмы называются по фамилиям их владельцев. Фамилия хозяина стоит, например, на машинах американской фирмы «Шевроле». Луи Шевроле был популярный гонщик.
Генри Форд с 1908 года служил на электротехническом заводе, а вечерами работал над новым двигателем. Позже основал свою автомобильную компанию. Андре Ситроен – по этой фамилии названа марка машины «Ситроен».
Если перевести фамилию немецкого инженера Хорьх («слушай») на латынь, то получится слово Ауди. Так родилась такая марка авто.
Компания «Опель» основана в 1895 году пятью братьями Опель и названа в честь их отца Адама Опеля, основателя и владельца фабрики швейных машин и велосипедов. После смерти отца сыновья начали выпуск автомобилей.
Часто берутся только начальные буквы имени создателя фирмы. В Англии особо дорогие машины строит фирма «Роллс-Ройс», её эмблема — две латинские буквы «R». Аристократ Чарльз Стюарт Ролле и известный конструктор Генри Ройс. Они поставили цель создать исключительно надежный и комфортный автомобиль (1907). Буквы RR сначала были красными. После гибели Ройса в воздушной катастрофе одну букву стали красить в черный цвет. Через 23 года почернела и вторая буква.
Компания «Феррари» основана и названа в честь итальянского конструктора и гонщика Энцо Феррари. Свой путь он начал как испытатель в компании «Альфа Ромео» и начал участвовать в автомобильных гонках.
Ну а чем плохи геометрические фигуры? Французский инженер-автогонщик Луи Рено взял ромб.
Изобретатели первых автомобилей тоже имели на эмблемах простые фигуры: Бенц — кольцо из веточек, а Даймлер — трёхконечную звезду. Даймлеру не повезло: он разорился. Чтобы поправить дела, он пригласил в свою фирму богача Елинека. А тот согласился, если только все машины будут называться по имени его дочери Мерседес. Потом фирмы Даймлера и Бенца объединились и соединили эмблемы — получилась звезда в кольце. С ней и бегают сейчас машины «Мерседес-Бенц».
Компания «Хонда» основана в 1946 году инженером Суитиро Хонда и первоначально выпускала мопеды и мотоциклы.
Уолтер Перси Крайслер – американский промышленник, основатель корпорации «Крайслер».
Американская фирма «Кадиллак» для названия выбрала фамилию француза Ломэ де ла Мотт-Кадиллака, который жил задолго до появления автомобилей. Два века назад этот офицер основал город Детройт, там теперь стоят заводы фирмы. А на эмблеме фирмы изображён герб города Детройта — чёрные утки на золотом фоне.
Уго Стелла основал итальянскую компанию А.L.F.A (Акционерная ломбардская фабрика автомобилей). После войны в 1915 году фирма переходит к Никола Ромео, который возобновил выпуск машин. Ромео дал компании свое имя.
«Мицубиси» была основана Ятора Ивасаки в 1873 году как судостроительная компания.
Первые буквы названия завода тоже могут стать эмблемой. В Италии ФИАТ — сокращение от «Фабрика итальяна аутомобили Торино», то есть «Автомобильный завод в городе Турин».
«Сеат» (SEAT, Sociedas Espanola de Automoviles de Turismo), испанская компания по производству легковых автомобилей.
Некоторые заводы до автомобилей строили самолёты. В их эмблемах сохраняется что-нибудь авиационное. А у немецкой БМВ — «Байерн Моторен Веерке» (Баварские моторные заводы) - круг с голубыми и серебряными секторами, как у вращающегося самолётного винта.
Компания «Понтиак» назвна в честь г.Понтиак.
В японском языке слова записываются иероглифами, а не буквами. И фирма «Тайота» составила эмблему из иероглифов. Сам автомобиль назван в честь г.Тайота.
Большие или быстрые животные как будто просятся на эмблемы автомобилей. Гоночные машины фирмы «Порше» из ФРГ носят эмблему с бегущей лошадью.
В автомобильных эмблемах встречаются и сказочные звери. Например, геральдический лев на задних лапах на французских машинах «Пежо» — из дворянского герба семьи Пежо, основателей фирмы.
Бывшие оружейные заводы тоже напоминают о своем происхождении. У чехословацкой «Шкоды» — крылатая стрела.
Немецкая марка машины Фольсфаген переводится как «Народный автомобиль». В центре ее эмблемы буквы V и W.
Красивая эмблема у американской фирмы «Понтиак» — голова индейца. Дело в том, что название города Понтиак — индейское.
Компания Мазда основана как завод по переработки пробки.
Фирма «Сузуки» была основана в 1920 году и занималась производством ткацких станков.
После это учащимся показывается презентация «Автомобили», в которой собраны около 60 разнообразных авто с эмблемами различных стран производителей автомобилей. Показ презентации проводится в виде игры. Задача детей отгадать марку автомобиля и страну производителя по ее эмблеме.
Инструктаж по технике безопасности (1 минута)
Каждый учащийся называет по одному правилу техники безопасности. Например:
-
запрещается влажными руками прикасаться к компьютеру;
нельзя сильно нажимать на клавиши клавиатуры;
запрещается перемещать компьютер по столу;
нельзя трогать руками экран монитора;
запрещается трогать провода компьютера и т.д.
Практическая работа (15 минут)
Цель заключается в развитии практических навыков ребенка через самостоятельное конструирование задания по аналогии и творческого задания.
Эта часть методики реализуется через следующие уровни развития ребенка в решении развивающих задач:
- репродуктивный (обучающиеся рисуют эмблему автомобиля по заданию педагога);
- творческий (обучающиеся сами придумывают желаемые эмблемы автомобиля).
Подведение итогов (2 минуты)
Итоги занятия подводятся следующим образом. В конце занятия все рисунки детей становятся достоянием для всей группы. Каждый ученик должен оставить свое мнение о рисунке. Никаких отрицательных оценок. Смысл демонстрации работ в том, чтобы обогатить идеями и опытом каждого в поиске общего решения. Именно в подведениях итогов обучающиеся осознают, сколько разнообразных решений может быть найдено на любую творческую задачу.
Методические рекомендации
Желательно, чтобы все занятие носило развивающий характер, начиная с интеллектуальной разминки и заканчивая подведениями итогов. Чтобы этого достичь, занятие следует проводить в игровой форме.
Рассказывая о странах производителях автомобилей желательно, чтобы в кабинете была повешена карта мира.
Для реализации репродуктивного уровня на практической части работы можно, чтобы либо вся группа рисовала одну эмблему, либо выдать детям карточки с уже нарисованными различными эмблемами автомобилей.
Для реализации творческого уровня практической работы следует ввести детей в мир образов. Например, «Ребята, представьте, что вы владелецы крупной компании по производству красивых, надежных и комфортабельный автомобилей. И в честь юбилея своей компании, города или родственников вы дали задание конструкторам спроектировать новую марку автомобиля. Но, так как у всех автомобилей должна быть эмблема, то и вам как владельцу завода нужно ее придумать, но придумать не просто так, а со смыслом. Подумайте и нарисуйте эту эмблему на компьютере». Сначала лучше, чтобы они ее нарисовали на листах, а потом нарисовали на компьютере.
Литература
Сафонов А. Твой друг автомобиль.-Л.: Детская литература, 1983
Автомобильная газета «Клаксон» за 1998, 1999 г.г.
Автомобильная газета «Авто ревю» за 2000, 2001 г.г.
Компакт-диск «Энциклопедия автомобилей».
Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически.-С-Пб: Из-во «Речь», 2003.
Электронный материал с Интернета.