Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике для детей 4 лет
Пояснительная записка к презентации
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике для детей 4-х лет……...5
Заключение………………………………………………………………..10
Использованные источники……………………………………………..11
Приложение………………………………………………………………12
Введение
Изобразительную деятельность неслучайно называют продуктивной. Рисование – это та форма проявления детской активности, в которой дети могут впервые получить реальный и очевидный им самим и другим результат. Это та деятельность, в которой ребёнок сам ставит перед собой цель (нарисовать домик или дерево) и настойчиво претворяет это намерение в жизнь.
Изобразительная деятельность предоставляет ребёнку наиболее яркие возможности для отображения окружающего его мира. В рисунке ребёнок может выразить свои впечатления от увиденного, передать образы, воплотить их с помощью линий и цвета.
Проще всего обучать ребёнка, основываясь на уже известных и знакомых ему предметах, которые он видит каждый день и к которым привык. Такой предмет можно представить в совершенно необычном для него ракурсе. Не зацикленный на карандаше и кисточке ребёнок может рисовать различными предметами. На наших занятиях в студии «Росток» мы рисуем, например, растениями, нитками, поролоном или даже картофелем, обмакнув их в краску, и прижав к бумаге. Дети в большинстве случаев хотят познакомиться с красками на практике не с помощью кисточки, а непосредственно руками. Оставленный на бумаге след – первый самостоятельный рисунок. А руководитель, в свою очередь, помогает ребёнку увидеть в ярком отпечатке настоящую картину, умело направляя действия ребёнка в дорисовывании её деталями. Например, отпечаток ладошки можно превратить в птицу, кактус, осьминога или весёлого клоуна. Можно сложить пальцы в щепоть и нарисовать следы зверей, ребром ладони нарисовать цветы или ствол дерева, одним пальцем яблоки на дереве или глаза у животного.
Полезно предоставлять детям возможность рисовать разными материалами и использовать ранее незнакомые техники рисования - нетрадиционные.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными в педагогической практике образовательных учреждений.
Предлагаемое занятие предусматривает творческий, нешаблонный поиск через нетрадиционную технику рисования - рисование таблеткой активированного угля, что позволяет развивать фантазию у детей. Удерживая в руке маленькую таблетку, дети стараются изобразить как можно точнее линии, штрихуют рисунок, что развивает мелкую моторику рук. Изображая округлые и многоугольные формы, дети развивают координацию движений.
Стихи, предлагаемые на занятии – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Дети учатся слышать рифму, ударение, что, несомненно, важно при обучении в дальнейшем.
Занятие проходит с использованием информационных и коммуникационных технологий, как средства наглядности, так и средства обучения.
При изображении фигуры жирафа и освоении технических навыков рисования угольной таблеткой, педагог использует демонстративный метод.
В конце занятия обязательно организуется выставка детских рисунков, где у детей формируется самооценка, умение давать оценку своей и чужой деятельности и выражать свою точку зрения.
Данное занятие является одним из занятий по теме «Рисование в нетрадиционной технике» программы «Радуга» для детей 4-5 лет, направленных на воспитание устойчивого интереса к разным видам изобразительной деятельности.
Конспект занятия по рисованию
в нетрадиционной технике для детей 4-х лет
Цель: обучение детей технике рисования жирафа посредством нетрадиционной техники рисования.
Задачи:
Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – угольной таблеткой.
Познакомить с экзотическим животным жарких стран – жирафом, особенностями приспособления его к окружающей среде.
Развивать умение рисовать жирафа в определенной последовательности, используя простейшие геометрические формы.
Поощрять самостоятельное детское творчество и фантазию, инициативу, способность вносить в рисунок дополнения, соответствующие заданной теме.
Развивать связную речь детей, побуждая к полному ответу на поставленный вопрос.
Формировать позитивную самооценку детей, их уверенность в собственных силах.
Прививать умение аккуратно пользоваться материалами.
Оборудование:
столы;
стулья;
ноутбук;
экран;
презентация, составленная педагогом по теме «Жираф»;
готовая презентация фотографий под «Песенку про жирафа» сл. Ю.Энтина, муз. Ю.Чичкова;
магнитная доска.
Материалы:
белые листы бумаги;
таблетки активированного угля;
ватные тампоны;
влажные салфетки.
Продолжительность занятия: 30 мин.
План занятия:
Организационный момент – 1 мин.
Введение в тему. Беседа – 8 мин.
Физкульт. минутка – 1 мин.
Практическая работа – 15 мин.
Выставка. Подведение итогов – 5 мин.
Ход занятия:
Слайд 2.
Педагог:
Отгадайте загадку:
Узнать его нам просто,
Узнать его легко:
Высокого он роста
И видит далеко.
Высокий и пятнистый,
С длинной – длинной шеей,
Питается он листьями,
Листьями деревьев
(Ответы детей)
Слайд 3.
Педагог: Конечно, это ЖИРАФ!
Он ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он ЖИРАФ
Слайд 4.
Педагог: Где живут жирафы? (Ответы детей)
Да, жирафы живут в Африке. Это удивительный континент, где всегда солнечно и тепло и не бывает холодной зимы и снега.
А кто ещё живёт в Африке? (Ответы детей)
В Африке живут крокодил, лев, носорог, бегемот, слон, зебра, обезьяна, черепаха и мн. др. животные.
А где мы с вами можем увидеть живого жирафа? (Ответы детей)
Да, конечно, в зоопарке.
Ходит медленно жираф
Гордо голову задрав
Очень стройный, очень яркий!
Он от Родины вдали,
Чтобы дети в зоопарке
Любоваться им могли.
Слайд 5.
Педагог: Жираф - самое высокое животное на Земле. У него очень длинная шея и высокие ноги. Жираф ростом с двухэтажный дом - это больше 5 метров.
Посмотрите на жирафа
Он высокий, выше шкафа
Телефонной башни выше,
Он котёнка снимет с крыши.
А ещё жираф очень тяжёлый, его вес составляет 900 кг.
Слайд 6.
Педагог: Но, несмотря на свой огромный рост и тяжёлый вес, жирафы умеют отлично бегать. Иногда они могут обогнать даже лошадь и легко убегают от хищников.
Слайд 7.
Педагог: У жирафа хорошее зрение.
А, благодаря своему высокому росту, жирафы могут видеть своих сородичей на расстоянии километра и вовремя замечать хищника – с такой высоты ему все замечательно видно!
Слайд 8.
Педагог: Язык у жирафа очень длинный.
Жираф может вытягивать его на 45 см и обрывать веточки с самых высоких деревьев, он даже может чистить уши своим языком.
Слайд 9.
Педагог: На голове у жирафа находятся рожки. Они обтянуты кожей и утолщены на концах. Есть, конечно, и уши.
Слайд 10.
Педагог: Кто знает, как зовут детёныша жирафа? (Ответы детей)
Конечно, детёныша жирафа зовут жирафёнок. Жирафы очень заботливые мамы. Они нежно любят своих деток. А когда у мамы жирафы появляется на свет детеныш, каждый взрослый жираф нежно приветствует его прикосновением носа.
Жираф-длинношейка —
ему
никак
для шеи не выбрать воротника.
Жирафке лучше:
жирафу-мать
есть
жирафенку
за что обнимать.
Слайд 11.
Педагог: Всё тело жирафа покрыто пятнами. Пятнистая окраска помогает ему маскироваться в тени деревьев. Узор из пятнышек у каждого жирафа свой, неповторимый. Невозможно найти двух одинаковых жирафов! А маленькие жирафята узнают свою маму по пятнам.
Давайте поиграем с вами в игру «У жирафов»
Игра «У жирафов»
(Хлопать по всему телу ладонями, а далее показывать на называемые части тела. Повторять 3-4 раза, сначала медленно, затем ускорять).
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках.
Педагог: Давайте ещё раз внимательно посмотрим на жирафа и назовём особенности внешнего вида этого красивого животного.
(дети описывают жирафа)
В начале рисования мы всегда выбираем правильное расположение листа. Как вы думаете, ребята, как правильно лучше положить лист – вертикально или горизонтально?
(ответы детей)
Педагог: А почему?
(ответы детей)
Педагог: Правильно, ребята, потому что жираф высокий и удобнее расположить лист вертикально.
А рисовать мы будем угольными таблетками, которые продаются в любой аптеке. Это необычные таблетки, они чёрные. Несмотря на свою необычность, активированный уголь – лекарство. А мы с вами знаем, что лекарства без разрешения взрослых трогать нельзя! Ни в коем случае нельзя брать таблетки в рот!
(педагог раздаёт таблетки)
Далее знакомимся с особенностями угольных таблеток: они очень хрупкие, поэтому рисовать ими следует без сильного нажима, легко.
На отдельном небольшом листе знакомимся с приёмами рисования угольными таблетками и пробуем рисовать: ребром таблетки – получается тонкая полоска, плоской частью таблетки – пятно; угольные рисунки в нужных местах легко растушевать ватным диском или пальцем.
Педагог: Теперь, когда мы с вами освоили приёмы рисования, давайте поскорее приступим к работе, ведь нашим жирафам не терпится появиться на ваших листах.
Слайд 12. Рисование жирафа таблеткой активированного угля по схеме, повторяя за педагогом.
Педагог: рисовать начинаем с головы. В левом верхнем углу листа рисуем небольшой овал. В середине листа рисуем овал побольше – это туловище. Левый край туловища немого поднимем вверх, так как передние ноги у жирафа длиннее, чем задние. От верхнего овала к нижнему проводим две полосы – обозначим шею. Схематично изображаем ноги. Ведем с левой стороны большого овала – туловища три прямых линии вниз – это передние ноги, и с правой стороны три прямых линии вниз - задние ноги.
На конце туловища – хвост с кисточкой.
Так мы схематично изобразили жирафа. А теперь дорисуем детали.
На голове нарисуем глаза, нос, короткие рожки с шариками на концах, уши. Вдоль шеи со спины нарисуем гриву.
Дорисуем на ногах копыта.
Ребята, все ли у нас готово? Чего не хватает нашим жирафам? (ответы детей) Правильно, забавных пятнышек!
Дети рисуют пятнышки.
Педагог: Ну, вот у нас и получились замечательные жирафы. Самые настоящие! Правда?
А сейчас я предлагаю вам немного подумать вот о чем: где живет ваш жираф? Что его окружает? Чем он сейчас занят? Возьмите в руки таблетку и нарисуйте вашим жирафам их жирафий мир… Фантазируйте! Выдумывайте, ребята, я уверена, что у вас получится замечательный рисунок!
Дети рисуют.
Педагог: Ну вот, наши жирафы совсем готовы. Ребята, а давайте соберем их всех вместе вот на этой замечательной полянке.
(оформление выставки)
Педагог: Давайте, скорее, познакомимся с нашими жирафами. Расскажите нам о своих рисунках.
(Дети по очереди рассказывают о своем жирафе. Педагог даёт позитивную оценку всем рисункам)
Педагог: Сегодня мы с вами научились рисовать жирафа. Ребята, вам понравилось наше занятие?
(ответы детей)
Педагог: Тогда предлагаю завершить его веселой песенкой!
(презентация фотографий жирафа под «Песенку про жирафа», сл. Ю.Энтина, муз. Ю.Чичкова)
Заключение
Данное занятие по теме «Рисование в нетрадиционной технике» программы «Радуга» для детей 4-5 лет является не единственным занятием, где дети учатся рисовать таблеткой активированного угля, но оно является наглядным примером, как в процессе занятия у детей формируются:
художественное восприятие жизни;
творческая активность, фантазия и воображение;
навыки исполнительской деятельности;
умение анализировать и делать выводы;
навыки рисования по схеме;
навыки рисования определённым нетрадиционным материалом.
Дети активно, доброжелательно взаимодействуют с педагогом, выражают положительные эмоции, у них активизируются мышление и речь.
Каждый раз, в начале учебного года я сталкиваюсь с проблемой: дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них не получится. Особенно это заметно у детей 4-х летнего возраста, где навыки изобразительной деятельности ещё слабо развиты, формообразующие движения сформированы недостаточно. Детям не хватает уверенности в себе.
Опыт работы показал, что овладение любой нетрадиционной техникой рисования доставляет детям истинную радость. Они с удовольствием рисуют, не испытывая при этом трудностей.
Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая нетрадиционная техника рисования – это маленькая игра, доставляющая ребёнку радость.
Использованные источники
Басина Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997. – 144 с., ил.
Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы. – Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993.- 62 с.
Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия дошкольников по изобразительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2000. – 80 с.
Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/Под редакцией Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно – воспитательных комплексов. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 208 с.
Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160 с.
zateevo.ru/? section=page&alias=zahiraf_main
svoiskazki.ru/skazki-pro-zhirafa/
http://adalin.mospsy.ru/
Приложение
Терехова Марина Николаевна