12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ротэрмель Елена Алексеевна75
Россия, Свердловская обл., Краснотурьинск
5

Методическая разработка «Жираф»



Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике для детей 4-х лет……...5

Заключение………………………………………………………………..10

Использованные источники……………………………………………..11

Приложение………………………………………………………………12

 Введение

Изобразительную деятельность неслучайно называют продуктивной. Рисование – это та форма проявления детской активности, в которой дети могут впервые получить реальный и очевидный им самим и другим результат. Это та деятельность, в которой ребёнок сам ставит перед собой цель (нарисовать домик или дерево) и настойчиво претворяет это намерение в жизнь.

Изобразительная деятельность предоставляет ребёнку наиболее яркие возможности для отображения окружающего его мира. В рисунке ребёнок может выразить свои впечатления от увиденного, передать образы, воплотить их с помощью линий и цвета.

Проще всего обучать ребёнка, основываясь на уже известных и знакомых ему предметах, которые он видит каждый день и к которым привык. Такой предмет можно представить в совершенно необычном для него ракурсе. Не зацикленный на карандаше и кисточке ребёнок может рисовать различными предметами. На наших занятиях в студии «Росток» мы рисуем, например, растениями, нитками, поролоном или даже картофелем, обмакнув их в краску, и прижав к бумаге. Дети в большинстве случаев хотят познакомиться с красками на практике не с помощью кисточки, а непосредственно руками. Оставленный на бумаге след – первый самостоятельный рисунок. А руководитель, в свою очередь, помогает ребёнку увидеть в ярком отпечатке настоящую картину, умело направляя действия ребёнка в дорисовывании её деталями. Например, отпечаток ладошки можно превратить в птицу, кактус, осьминога или весёлого клоуна. Можно сложить пальцы в щепоть и нарисовать следы зверей, ребром ладони нарисовать цветы или ствол дерева, одним пальцем яблоки на дереве или глаза у животного.

Полезно предоставлять детям возможность рисовать разными материалами и использовать ранее незнакомые техники рисования - нетрадиционные.

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными в педагогической практике образовательных учреждений.

Предлагаемое занятие предусматривает творческий, нешаблонный поиск через нетрадиционную технику рисования - рисование таблеткой активированного угля, что позволяет развивать фантазию у детей. Удерживая в руке маленькую таблетку, дети стараются изобразить как можно точнее линии, штрихуют рисунок, что развивает мелкую моторику рук. Изображая округлые и многоугольные формы, дети развивают координацию движений.

Стихи, предлагаемые на занятии – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма. Дети учатся слышать рифму, ударение, что, несомненно, важно при обучении в дальнейшем.

Занятие проходит с использованием информационных и коммуникационных технологий, как средства наглядности, так и средства обучения.

При изображении фигуры жирафа и освоении технических навыков рисования угольной таблеткой, педагог использует демонстративный метод.

В конце занятия обязательно организуется выставка детских рисунков, где у детей формируется самооценка, умение давать оценку своей и чужой деятельности и выражать свою точку зрения.

Данное занятие является одним из занятий по теме «Рисование в нетрадиционной технике» программы «Радуга» для детей 4-5 лет, направленных на воспитание устойчивого интереса к разным видам изобразительной деятельности.

Конспект занятия по рисованию

в нетрадиционной технике для детей 4-х лет

Цель:  обучение детей технике рисования жирафа посредством нетрадиционной  техники рисования.      

 Задачи:

Познакомить детей с новой техникой нетрадиционного рисования – угольной таблеткой.

Познакомить с экзотическим животным жарких стран – жирафом, особенностями приспособления его к окружающей среде.

Развивать умение рисовать жирафа в определенной последовательности, используя простейшие геометрические формы.

Поощрять самостоятельное детское творчество и фантазию, инициативу, способность вносить в рисунок дополнения, соответствующие заданной теме.

Развивать связную речь детей, побуждая к полному ответу на поставленный вопрос.

Формировать позитивную самооценку детей, их уверенность в собственных силах.

Прививать умение  аккуратно пользоваться  материалами.

Оборудование:

столы;

стулья;

ноутбук;

экран;

презентация, составленная педагогом по теме «Жираф»;

готовая презентация фотографий под «Песенку про жирафа» сл. Ю.Энтина, муз. Ю.Чичкова;

магнитная доска.

Материалы:

белые листы бумаги;

таблетки активированного угля;

ватные тампоны;

влажные салфетки.

Продолжительность занятия: 30 мин.

План занятия:

Организационный момент – 1 мин.

Введение в тему. Беседа – 8 мин.

Физкульт. минутка – 1 мин.

Практическая работа – 15 мин.

Выставка. Подведение итогов – 5 мин.

Ход занятия: 

Слайд 2.

Педагог:

Отгадайте загадку:

Узнать его нам просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста

И видит далеко.

Высокий и пятнистый,

С длинной – длинной шеей,

Питается он листьями,

Листьями деревьев

(Ответы детей)

Слайд 3.

Педагог: Конечно, это ЖИРАФ!

Он ходит голову задрав,

Не потому, что гордый нрав,

Не потому, что важный граф,

А потому, что он ЖИРАФ

Слайд 4.

Педагог: Где живут жирафы? (Ответы детей)

Да, жирафы живут в Африке. Это удивительный континент, где всегда солнечно и тепло и не бывает холодной зимы и снега.

А кто ещё живёт в Африке? (Ответы детей)

В Африке живут крокодил, лев, носорог, бегемот, слон, зебра, обезьяна, черепаха и мн. др. животные.

А где мы с вами можем увидеть живого жирафа? (Ответы детей)

Да, конечно, в зоопарке.

Ходит медленно жираф

Гордо голову задрав

Очень стройный, очень яркий!

Он от Родины вдали,

Чтобы дети в зоопарке

Любоваться им могли.

Слайд 5.

Педагог: Жираф - самое высокое животное на Земле. У него очень длинная шея и высокие ноги. Жираф ростом с двухэтажный дом - это больше 5 метров.

Посмотрите на жирафа

Он высокий, выше шкафа

Телефонной башни выше,

Он котёнка снимет с крыши.

А ещё жираф очень тяжёлый, его вес составляет 900 кг.

Слайд 6.

Педагог: Но, несмотря на свой огромный рост и тяжёлый вес, жирафы умеют отлично бегать. Иногда они могут обогнать даже лошадь и легко убегают от хищников.

Слайд 7.

Педагог: У жирафа хорошее зрение.

А, благодаря своему высокому росту, жирафы могут видеть своих сородичей на расстоянии километра и вовремя замечать хищника – с такой высоты ему все замечательно видно!

Слайд 8.

Педагог: Язык у жирафа очень длинный.

Жираф может вытягивать его на 45 см и обрывать веточки с самых высоких деревьев, он даже может чистить уши своим языком.

Слайд 9.

Педагог: На голове у жирафа находятся рожки. Они обтянуты кожей и утолщены на концах. Есть, конечно, и уши.

Слайд 10.

Педагог: Кто знает, как зовут детёныша жирафа? (Ответы детей)

Конечно, детёныша жирафа зовут жирафёнок. Жирафы очень заботливые мамы. Они нежно любят своих деток. А когда у мамы жирафы появляется на свет детеныш, каждый взрослый жираф нежно приветствует его прикосновением носа.

Жираф-длинношейка —

ему

никак

для шеи не выбрать воротника.

Жирафке лучше:

жирафу-мать

есть

жирафенку

за что обнимать.

Слайд 11.

Педагог: Всё тело жирафа покрыто пятнами. Пятнистая окраска помогает ему маскироваться в тени деревьев. Узор из пятнышек у каждого жирафа свой, неповторимый. Невозможно найти двух одинаковых жирафов! А маленькие жирафята узнают свою маму по пятнам.

Давайте поиграем с вами в игру «У жирафов»

Игра «У жирафов»

(Хлопать по всему телу ладонями, а далее показывать на называемые части тела. Повторять 3-4 раза, сначала медленно, затем ускорять).

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Педагог: Давайте ещё раз внимательно посмотрим на жирафа и назовём особенности внешнего вида этого красивого животного.

(дети описывают жирафа)

В начале рисования мы всегда выбираем правильное расположение листа. Как вы думаете, ребята, как правильно лучше положить лист – вертикально или горизонтально?

(ответы детей)

Педагог: А почему?

(ответы детей)

Педагог: Правильно, ребята, потому что жираф высокий и удобнее расположить лист вертикально.

А рисовать мы будем угольными таблетками, которые продаются в любой аптеке. Это необычные таблетки, они чёрные. Несмотря на свою необычность, активированный уголь – лекарство. А мы с вами знаем, что лекарства без разрешения взрослых трогать нельзя! Ни в коем случае нельзя брать таблетки в рот!

(педагог раздаёт таблетки)

Далее знакомимся с особенностями угольных таблеток: они очень хрупкие, поэтому рисовать ими следует без сильного нажима, легко.

На отдельном небольшом листе знакомимся с приёмами рисования угольными таблетками и пробуем рисовать: ребром таблетки – получается тонкая полоска, плоской частью таблетки – пятно; угольные рисунки в нужных местах легко растушевать ватным диском или пальцем.

Педагог: Теперь, когда мы с вами освоили приёмы рисования, давайте поскорее приступим к работе, ведь нашим жирафам не терпится появиться на ваших листах.

Слайд 12. Рисование жирафа таблеткой активированного угля по схеме, повторяя за педагогом.

Педагог: рисовать начинаем с головы. В левом верхнем углу листа рисуем небольшой овал. В середине листа рисуем овал побольше – это туловище. Левый край туловища немого поднимем вверх, так как передние ноги у жирафа длиннее, чем задние. От верхнего овала к нижнему проводим две полосы – обозначим шею. Схематично изображаем ноги. Ведем с левой стороны большого овала – туловища три прямых линии вниз – это передние ноги, и с правой стороны три прямых линии вниз - задние ноги.

На конце туловища – хвост с кисточкой.

Так мы схематично изобразили жирафа. А теперь дорисуем детали.

На голове нарисуем глаза, нос, короткие рожки с шариками на концах, уши. Вдоль шеи со спины нарисуем гриву.

Дорисуем на ногах копыта.

Ребята, все ли у нас готово? Чего не хватает нашим жирафам? (ответы детей) Правильно, забавных пятнышек!

Дети рисуют пятнышки.

Педагог: Ну, вот у нас и получились замечательные жирафы. Самые настоящие! Правда?

А сейчас я предлагаю вам немного подумать вот о чем: где живет ваш жираф? Что его окружает? Чем он сейчас занят? Возьмите в руки таблетку и нарисуйте  вашим жирафам их жирафий мир… Фантазируйте! Выдумывайте, ребята, я уверена, что у вас получится замечательный рисунок!

Дети рисуют.

Педагог: Ну вот, наши жирафы совсем готовы. Ребята, а давайте соберем их всех вместе вот на этой замечательной полянке.

(оформление выставки)

Педагог: Давайте, скорее, познакомимся с нашими жирафами. Расскажите нам о своих рисунках.

(Дети  по очереди рассказывают о своем жирафе. Педагог даёт позитивную оценку всем рисункам)

Педагог: Сегодня мы с вами научились рисовать жирафа. Ребята, вам понравилось наше занятие?

(ответы детей)

Педагог: Тогда предлагаю завершить его веселой песенкой!

(презентация фотографий жирафа под «Песенку про жирафа», сл. Ю.Энтина, муз. Ю.Чичкова)

Заключение

Данное занятие по теме «Рисование в нетрадиционной технике» программы «Радуга» для детей 4-5 лет является не единственным занятием, где дети учатся рисовать таблеткой активированного угля, но оно является наглядным примером, как в процессе занятия у детей формируются:

художественное восприятие жизни;

творческая активность, фантазия и воображение;

навыки исполнительской деятельности;

умение анализировать и делать выводы;

навыки рисования по схеме;

навыки рисования определённым нетрадиционным материалом.

Дети активно, доброжелательно взаимодействуют с педагогом, выражают положительные эмоции, у них активизируются мышление и речь.

Каждый раз, в начале учебного года я сталкиваюсь с проблемой: дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них не получится. Особенно это заметно у детей 4-х летнего возраста, где навыки изобразительной деятельности ещё слабо развиты, формообразующие движения сформированы недостаточно. Детям не хватает уверенности в себе.

Опыт работы показал, что овладение любой нетрадиционной техникой рисования доставляет детям истинную радость. Они с удовольствием рисуют, не испытывая при этом трудностей.

Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Каждая нетрадиционная техника рисования – это маленькая игра, доставляющая ребёнку радость.

Использованные источники

Басина Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997. – 144 с., ил.

Белобрыкина О.А. Маленькие волшебники, или на пути к творчеству: Методические рекомендации для родителей, воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы. – Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1993.- 62 с.

Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия дошкольников по изобразительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2000. – 80 с.

Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М., Слепцова В.Ю., Смагина Т.В. рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/Под редакцией Р.Г. Казаковой - М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.

Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно – воспитательных комплексов. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 208 с.

Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.

Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 160 с.

zateevo.ru /? section=page&alias=zahiraf_main

svoiskazki.ru/skazki-pro-zhirafa /

http://adalin.mospsy.ru /

Приложение

 

Жираф
PPT / 2.01 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Терехова Марина Николаевна, 12.11.19 в 06:24 0Ответить Пожаловаться
спасибо за интересный материал

Отредактировано 12-11-2019 06:24

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.