Конспект занятия «Секреты нашей памяти» (1–4 класс)
муниципальное казенное учреждение дополнительного образования
Оричевский районный Дом детского творчества Кировской области
Конспект занятия «Секреты нашей памяти»
Автор - составитель: Ральникова Вероника Юрьевна
психолог, педагог дополнительного образования
МКУ ДО Оричевского Дома творчества
п. Оричи
- 2018г –
Пояснительная записка
Предлагаемое мероприятие может быть использовано классными руководителями для проведения классных часов, психологами для проведения развивающих занятий с младшими школьниками, педагогами дополнительного образования. Мероприятие направлено на развитие познавательной сферы детей. Может быть использовано как одно из занятий по становлению общей структуры мнемической деятельности детей, становлению особых задач запоминания. Данное занятие включено в дополнительную образовательную программу психологического клуба «Стрекоза», которая направлена напомощь воспитанникам в изучении своего собственного «Я», своих познавательных и личностных особенностей, развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, анализ своих поступков, неудач и достижений.Программа состоит из 3 блоков:
- Блок №1 «Я и мой мир»
-Блок № 2 «Мир взаимоотношений»
Блок № 3 «Развиваемся, играя» - этот блок занятий направлен на развитие у учащихся психических процессов и творческого мышления, в данном блоке занятий проводится представленное занятие «Секреты нашей памяти».
В работе представлено:
-технологическая карта занятия;
-организационная структура занятия;
-план проведения занятия «Секреты нашей памяти»;
-конспект занятия «Секреты нашей памяти»;
-приложения.
Внеклассное занятие по психологии
Технологическая карта занятия
Тема занятия:Секреты нашей памяти
Цель:способствовать усвоению знаний о средствах организации и управления запоминанием
Задачи:
Обучающие
обучение приемам организации запоминания
Развивающие
развитие познавательной активности учащихся;
развитие умения самостоятельно анализировать, обобщать, делать выводы;
развитие памяти, внимания, наблюдательности;
формирование умения оценивать себя;
Воспитательные
воспитание познавательных мотивов учения, положительного отношения к получению психологических знаний;
формирование навыков самоконтроля и самопроверки;
формирование понимания важности, значения памяти в жизни человека;
Форма организации познавательной деятельности:групповая
Методы технологии и формы работы:игровой,наглядный; беседа, упражнения.
Методические приемы: обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой, консультирование и направление деятельности воспитанников, контроль «уровня достижений», включенность изучаемого материала в поле опыта учащихся (личная ассимиляция знаний), рефлексия занятия.
Тип занятия:занятие сообщения и усвоения новых знаний
Вид обучения:развивающее
Необходимые материалы и оборудование:оформленные высказывания и пословицы о памяти, предметные таблицы, цветовые таблицы, бумага, ручки.
Возрастной диапазон (контингент):8 – 11 лет
Время проведения: 45 минут
Структура занятия:
1)Организационный этап
Создание положительной мотивации, эмоционального настроя на работу. Оценка готовности воспитанников к работе. Организация работы воспитанниковпо определению цели и темы занятия. Выделение особенностей структуры занятия, пути достижения цели.
2)Основной этап
Знакомство с правилами запоминания учебного материала. Значение развития памяти для человека. Игры и упражнения на развитие памяти и активизацию процессов запоминания.
3)Заключительный этап
Подведение итогов занятия. Рефлексия. Высказывание своих чувств и эмоций о проведенном занятии.
Организационная структура занятия
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Формируемые способы деятельности (УУД) |
Инициация (Организационный момент) |
Приветствует учащихся. Определяет готовность к занятию, создает благоприятную, комфортную атмосферу.Зачитывает пословицы детям. (Приложение 1) Объявляет тему занятия после высказывания воспитанников. |
Приветствуют педагога. Демонстрируют эмоциональный настрой на работу. Подбирают отсутствующие смысловые слова в пословицу (Приложение 1) Определяют тему занятия. |
Личностные Смыслообразование (Какое значение имеет данная тема для меня?) Познавательные Подбирают отсутствующие смысловые слова в пословицу. Коммуникативные Слушают педагога, строят понятные для собеседников высказывания. Регулятивные Умение слушать в соответствии с целевой установкой. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. |
Погружение в тему (Целеполагание) |
Организует работу учащихся по определению цели урока. Выделяет особенности структуры занятия, пути достижения цели. Основополагающие вопросы: -Что такое память? -Для чего нужна человеку память? -Как лучше запомнить нужный материал? |
Слушают, затем обсуждают цель занятия. Отвечают на вопросы педагога. |
Регулятивные Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Коммуникативные Умение выражать свои мысли, доказывать и аргументировать свою точку зрения. Познавательные Осознанно строят речевое высказывание, в форме ответов на поставленные вопросы. Личностные |
Проработка содержания темы |
Создает рабочую ситуацию, объясняет алгоритм работы. Проведение разминки, которая служит элементом развития памяти, и является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Мини-эксперимент «Группы слов». Задает контрольный вопрос: какой материал запоминается лучше? Почему? Объявление правила 1 запоминания. |
Включаются в работу. Прослушивают слова, записывают на листок. Зачитывают написанные слова. Сравнивают полученные результаты с эталоном. Обнаружение отклонений от эталона. |
Регулятивные Сравнение результата с заданным эталоном. Осуществление взаимоконтроля. Коммуникативные Умение выражать свои мысли Познавательные Извлечение необходимой информации из прослушанного объяснения педагога Личностные Самостоятельность и личная ответственность за полученный результат. Самооценка на основе успешности выполняемой деятельности. |
Рассказ притчи «Молитва». Организация обсуждения содержания притчи. Постановка вопросов: -О чем эта притча? -Почему психолог не смог запомнить молитву? Делает обобщение полученных ответов. Объявление 2, 3 правила запоминания. |
Прослушивание притчи. Построение ответов на поставленные вопросы. |
Регулятивные Принимать и сохранять учебную задачу. Самоконтроль понимания текста. Коммуникативные Умение выражать свои мысли, понимать на слух ответы обучающихся. Познавательные Осуществление анализа прослушанного текста. Личностные Самооценка на основе успешности выполняемой деятельности. |
|
Организация и проведениеупражнения «Что изменилось».(Приложение 2)Проведение игры «Цепочка». Организация обсуждения игры. Постановка вопросов: -Какие трудности вы испытывали в игре? -Как Вам было легче запоминать материал? Упражнение «Пиктограмма». Организация обсуждениярезультатов упражнения. Постановка вопросов: -Что помогало нам запомнить слова? -Какие слова запоминались лучше? -Какой вывод можно сделать? Объявление 4 правила запоминания. Игра «Цвета и действия». |
Выполнение упражнения. Запоминание предметных таблиц. Самоанализ полученных результатов. Участие в игре «Цепочка». Построение ответов на поставленные вопросы. Выполнение упражнения «Пиктограмма». |
Регулятивные Принимать и сохранять учебную задачу.Осуществлять пошаговый контроль по результату.Коммуникативные Умение выражать свои мысли. Познавательные Рефлексия своих действий. Структурирование знаний. Личностные Самооценка на основе успешности выполняемой деятельности. Ответственность за выполненное задание. Соблюдение правил игры. |
|
Подведение итогов. Рефлексия. |
Организует деятельность воспитанников по подведению итогов занятия. Постановка вопросов: -Какие правила запоминания вы узнали на занятии? -Применяли ли вы эти правила ранее? Рефлексия. Оценка занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).Обобщение полученных результатов и сведений на занятии, оценивание результатов работы. |
Подведение итогов. Слушают педагога, участвуют в беседе, отвечают на вопросы. |
Регулятивные Осуществлять пошаговый контроль по результату. Оценивают свою работу, сравнивают результаты,оцениваютсвою деятельность на занятии. Коммуникативные Умение выражать свои мысли, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, строить монологическое высказывание. Познавательные Рефлексия своих действий. Структурирование знаний. Личностные Самооценка на основе успешности выполняемой деятельности.Самоконтроль, установление связи между целью деятельности и её результатом. |
План проведения занятия
Тема «Секреты нашей памяти»
№ |
Этапы занятия |
Методика проведения |
1 |
Определение темы занятия |
Потерял … - потерял себя. … - это сокровищница и опекунша всего в мире. Без … человек не сможет ничего вспомнить, не сможет сформулировать и двух идей. |
2. |
Основополагающие вопросы |
Что такое память? Для чего память нужна человеку? Как запомнить нужный материал? |
2 |
Игра «Группы слов» |
1.эмбарго, логарифм, консистенция, гипоталамус, макинтош, антропогенез, энтомоз. 2. компьютер, яблоко, сердце, трава, буква, крышка, ладонь, стол 3.По вечерам наша мама очень любит готовить блинчики с творогом. |
3. |
Знакомство с правилом |
«Если хочешь что – то запомнить, нужно понять смысл. Лучше запоминается то, что нам понятно» |
4. |
Рассказ притчи «Молитва» |
Французский психолог Бине был не верющим в бога человеком, а его жена наоборот была религиозна. Каждый день перед сном она читала молитву, того же требовала и от супруга. Бине не желая обижать жену, покорно повторял за ней слова молитвы . Так продолжалось много лет. Однако после стольких повторений он так и не запомнил ни одной строчки, не смог самостоятельно воспроизвести ее. Как вы думаете почему? |
5. |
Знакомство с правилом |
«Лучше запоминается то, что нам интересно» Для успешного запоминания необходимо поставить себе цель – запомнить |
6. |
Знакомство с правилом |
«Лучше запоминается тогда, когда ты сосредоточен и внимателен» |
6. |
Игра «Что изменилось?» |
Запомнить предметы в таблицах, затем определить, что изменилось |
8.
9. |
Игра «Цепочка»
Упражнение «Пиктограмма» |
Воспитанники по цепочке называют слова: первый участник – свое слово, второй – слово предыдущего участника, затем свое и.т.д.
Свирепый тигр, мотоцикл, обида, радость, грустная сказка, хорошая погода, обеденный стол, слезы, урок., окно, клей, замок, цветок.
|
10. |
Знакомство с правилом |
«Конспектируя то, что нужно запомнить, мы запоминаем лучше» |
11. |
Игра «Цвета и действия» |
Выполнение действий в соответствии с предложенными цветами. Красный – топаем ножками Синий – хлопаем в ладошки Зеленый – танцуем Желтый – приседаем Белый – Молодцы! |
Конспект занятия «Секреты нашей памяти»
«Не будь тороплив, будь памятлив!»
(Русская пословица)
Ход занятия:
1 этап Инициация. Организационный момент.
Психолог (педагог дополнительного образования, классный руководитель):Здравствуйте ребята! Поприветсвуйте друг друга. Я рада Вас видеть на занятии. Для того чтобы узнать тему нашего занятия я предлагаю Вам внимательно посмотреть на доску. На доске вы видите высказывания и пословицы. В них пропущено одно и то же слово. Отгадав и определив это слово, вы узнаете, чему будет посвящено наше занятие. (Приложение 1)
«Потерял … - потерял себя».
«… - это сокровищница и опекунша всего в мире».
«Без … человек не сможет ничего вспомнить, не сможет сформулировать и двух идей».
2 этап Погружение в тему. Целеполагание.
Психолог (педагог дополнительного образования, классный руководитель):Действительно речь на нашем занятии пойдет о памяти. А что такое память? Для чего она нужна человеку?Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение в нужный момент человеком того, что он слышал и видел, прочитал и понял. А давайте на минуту представим, что у человека бы не было памяти. Что было бы тогда?
Все знания умения и навыки были бы не нужны человеку, так как он бы не смог ими воспользоваться. Поэтому память нам необходима и ее нужно тренировать и развивать.
Психолог (педагог дополнительного образования, классный руководитель):Но как запоминать то, что нужно? Нередко бывает так: задали параграф по учебнику, учишь – учишь его, а на следующий день приходишь на урок и не можешь вспомнить и рассказать. Почему так происходит?
Вывод: Запоминанию нужно учиться и на нашем сегодняшнем занятии мы с узнаем правила, с помощью которых материал запомниться лучше и сделаем выводы, о том, как успешно запоминать информацию.
3 этап Проработка содержания темы.
Психолог (педагог дополнительного образования, классный руководитель):
Чтобы познакомиться с первым правилом я предлагаю провести мини – эксперимент.
Мини – эксперимент «Группы слов»
Я зачитаю вам три группы слов. Ваша задача их внимательно прослушать, запомнить, а потом записать на листочке.
Эмбарго, логарифм, консистенция, гипоталамус, макинтош, антропогенез, энтомоз, (болезнь с.х животных), нуклеоид (бактериальное ядро)
Компьютер, яблоко, сердце, трава, буква, крышка, ладонь, стол
По вечерам наша мама очень любит готовить блинчики с творогом.
Психолог (педагог дополнительного образования, классный руководитель):
Посмотрите количество слов для запоминания каждый раз было одним и тем же – 8, но почему же у нас получились такие разные результаты. Что лучше запоминается и почему?
Правило №1
«Если хочешь что – то запомнить, нужно понять смысл. Лучше запоминается то, что нам понятно»
Психолог (педагог дополнительного образования, классный руководитель):
Чтобы узнать, в чем заключается второеправило, я расскажу вам такую историю.
Притча «Молитва»
Французский психолог Бине был не верующим в Бога человеком, а его жена наоборот была религиозна. Каждый день перед сном она читала молитву, того же требовала и от супруга. Бине, не желая обижать жену, покорно повторял за ней слова молитвы. Так продолжалось много лет. Однако после стольких повторений он так и не запомнил ни одной строчки, не смог самостоятельно воспроизвести ее. Как вы думаете почему?
Правило №2
Лучше запоминается то, что нам интересно. Для успешного запоминания необходимо поставить себе цель – запомнить.
Правило № 3
Лучше запоминается тогда, когда ты сосредоточен и внимателен.
Психолог (педагог дополнительного образования, классный руководитель):Ребята давайте проверим, как первое правило поможет нам в выполнении упражнения.Сейчас все сосредоточатся, сконцентрируют свое внимание
Упражнение «Что изменилось»
Внимательно посмотрите на таблицы, расположенные на доске, запомните предметы в таблицах, затем определите, что изменилось. (Приложение 2)
Игра «Цепочка»
Дети называют любые слова по цепочке, первый участник свое слово, второй слово предыдущего и свое и. т. д
Психолог (педагог дополнительного образования, классный руководитель):
И еще одноправило. А сначала выполним упражнение.
Упражнение «Пиктограмма»
Сейчас я буду зачитывать вам слова или словосочетания, а вы должны к каждому из названных слов сделать какой-нибудь маленький рисунок или схематический значок, отражающий данное понятие
Свирепый тигр, мотоцикл, обида, радость, грустная сказка, хорошая погода, обеденный стол, слезы, урок., окно, клей, замок, цветок.
Что нам помогало запомнить? Какой вывод можно сделать?
Правило № 4
Конспектируя то, что нужно запомнить мы запоминаем лучше.
Итак, мы узнали некоторые правила запоминания, а теперь я предлагаю вам поиграть
Игра «Цвета и действия»
Ребята, у меня в руках пять табличек с разными цветами, каждому цвету соответствует свое действие. Постарайтесь выполнять действие, которое соответствует данному цвету. Кто ошибается, выбывает из игры.
Красный – топаем ножками
Синий – хлопаем в ладошки
Зеленый – танцуем
Желтый – приседаем
Белый – Молодцы!
4 этап Подведение итогов. Рефлексия.
Спасибо за занятие.
-Давайте вспомним, какие правила, мы сегодня узнали?
-Применяли ли вы эти правила ранее?
-Почему человеку нужно знать данные правила?
-Какие упражнения вам было легко выполнять?
-С какими трудностями вы столкнулись на занятии?
Ребята, Вы замечательно справились с заданиями и усвоили правила, которые помогут вам успешно запоминать материал.
Приложение 1
Определение темы занятия
(Пословицы) – вывешиваются на доску.
Потерял … - потерял себя.
***
… - это сокровищница и опекунша всего в мире.
***
Без … человек не сможет ничего вспомнить, не сможет сформулировать и двух идей.
***
Приложение 2
Предметные таблицы
(упражнение «Что изменилось?») - вывешиваются на доску.
|