Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Живая и неживая природа"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 262»
Конспект НОД по экологии в старшей группе
«Живая и неживая природа»
Разработала
Воспитатель группы «Пчелка»
Е.В. Щеблыкина
г. Новосибирск 2023
Конспект НОД по экологии в старшей группе
«Живая и неживая природа»
Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе
Задачи:
- учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы;
- сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой, что люди являются частью природы
- формировать представление, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и тоже: свет, вода, воздух, питание, любовь и бережное отношение окружающих.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: объекты живой и неживой природы (например: кусок гранита, кирпича, букет цветов) и схемы развития и роста животного (кошки: слепой котенок, маленький котенок, подрастающий котенок, большая кошка) и человека (грудной ребенок, ребенок дошкольник, юноша, мужчина)
Предварительная работа
- рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением предметов и объектов живой и неживой природы;
- чтение стихов и художественной литературы: рассказы о животных и птицах; о предметах, созданных руками человека;
- отгадывание загадок по теме занятия;
- дидактические игры: «Живое и неживое», «Рукотворный мир», «Природа и человек», «Вредное – полезное» и др.;
- подвижные игры: «Летает, плавает, бегает», «Я знаю пять…» и др.
Планируемый результат:
- знает признаки объектов живой и неживой природы;
- узнаёт и называет предметы и объекты живой и неживой природы;
- сформировано эмоционально-положительное отношение к живой и неживой природе;
- проявляет уважительное отношение к другим детям, желание работать в группе;
- умеет излагать свои мысли, умеет искать оптимальные пути решения проблемной (игровой мотивации).
Ход НОД.
Воспитатель читает стихотворение Л.Дайнеко:
Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут на нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут на нем птицы и цветы.
Веселый звон ручья,
Живешь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Воспитатель: Вы знакомы со словом, природа? А что оно означает?
Дети высказывают свои предположения о том, что такое природа, и приводят примеры: солнце, воздух, вода, растения, животные, птицы.
Воспитатель: Почему вы относите тот или иной объект к природе?
Дети – озвучивают предположения детей.
Воспитатель: Растения, животные, птицы – они живые (выставить модель – живого: ноги идущего человека); питаются (выставить модель – питание (рот человека)); дышат (выставить модель – дыхание (нос)); размножаются (выставить модель – размножения (цыпленок из яйца)); растут (выставить модель – роста (цыпленок – курица)).
Воспитатель повторяет вместе с детьми признаки живого по моделям.
Воспитатель: А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека). А машина есть в природе? (нет, потому что она сделана руками человека: а вот лошадь, верблюд, на которых ездит человек – это уже природа. Человек их только приручил, сделал домашними, они и без него существовали в природе.)
Воспитатель: Ребята, какая-нибудь модель живого подходит к машине? Дети – нет.
Воспитатель: Почему?
Дети – обосновывают свой ответ, опираясь на модели: надо включать, чтобы двигалась; надо кормить, заливать бензин, он не съедобный; не дышит, не размножается, не растет.
Воспитатель: верно, природа – это то, что существует без помощи человека, а неживая природа – это все то, что сделано руками человека.
Человек часто придумывает такие вещи, которые похожи на природу. Вертолет похож на стрекозу. Подводная лодка – на кита.
Дети – продолжают этот ряд.
Воспитатель: Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы. На столе лежат картинки, помогите их разделить. На один мольберт разместите картинки с изображением живой природы, на другой – с неживой природой. (дети расставляют и объясняют свой выбор: живая природа – это что движется, растет, развивается, умирает и размножается; неживая; если не природа, то почему они так думают, потому что сделано руками человека.)
Дидактическая игра «Живое-неживое».
У каждого ребенка карточка с одной стороны зеленая цветом – живая природа, с другой стороны красная цветом – не живая природа. Воспитатель показывает картинку с живой (насекомые, птицы, животные, деревья и т.д.) и не живой природой (техника, одежда и т.д.). дети должны показать карточку определенного цвета и объяснить свой выбор:
Почему живое? (дышит, питается, растет, размножается)
Почему не живое? (включать, не размножается, не дышит, не двигается.
Физкультминутка.
Дети по лесу гуляли (ходьба на месте)
За природой наблюдали (смотрят по сторонам)
Вверх на солнце посмотрели (поднять голову вниз)
И их лучики погрели (опустить голову вниз)
Бабочки летали
Крылышками махали (имитация движений крыльями)
Дружно хлопнем: раз, два, три, четыре, пять (хлопают в ладоши)
Нам пора букет собрать (наклоны вперед)
Раз присели, два присели (приседания)
В руках ландыши запели.
Воспитатель: А что представляет человек по отношению к природе? Какой природе относится?
Предположения детей.
Воспитатель: Давайте выясним и докажем, что Человек – сам часть природы. Сначала рассмотрим, как развивается и растет животное на примере кошки.
Давайте посмотрим, выложим схему (выкладывается схема):
Слепой котенок-маленький, котенок-подрастающий, котенок-большая кошка.
Воспитатель: Ребята, что нужно для роста и развития кошки?
Предположения детей.
Воспитатель: А теперь посмотрим, как развивается и растет человек (выставляются картинки). Грудной-ребенок, ребенок-дошкольник, юноша, мужчина).
Воспитатель: Что нужно для роста и развития человеку?
Предположения детей. Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.
Воспитатель: А поскольку человек – сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух.
Человека называют царем природы. Правильно ли это почему человека так называют? (дети высказывают свои соображения).
Человек – существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.
На Земле он всех умней,
Потому и всех сильней!
Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе.
Чтение стихотворения:
Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?
Ребята, давайте бережно относиться как к живой, так и неживой природе!!