Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста "Знатоки природы"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад № 262»
Конспект НОД по экологии в старшей группе
«Знатоки природы»
Разработала
Воспитатель группы «Пчелка»
Е.В. Щеблыкина
г. Новосибирск 2023
Конспект НОД по экологии в старшей группе
«Знатоки природы»
Цель: сформировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе.
Задачи:
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- расширять и уточнять знания детей о животных, птицах, растениях родного края;
- пополнять знания детей новыми сведениями о природе;
- закрепить знания детей о правилах поведения в природе.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материалы: аудиозапись «Наедине с природой», зарисовки следов животных, карточки с правилами поведения в природе, краски, кисточки, листы ватмана.
Предварительная работа
рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением природы родного края, иллюстраций диких животных, птиц, деревьев, энциклопедий о животных и природе;
чтение стихов и художественной литературы: рассказы о животных и птицах; русские народные сказки о животных;
отгадывание загадок о природе и ее обитателях;
дидактические игры: «Бывает – не бывает», «Юный эколог», «Подбери слово», «Кто, где живет», «Назови детенышей» и др.;
подвижные игры: «Вместе по лесу идем», «Хитрая лиса» и др.
Планируемый результат:
знает правила поведения в природе;
узнаёт и называет диких животных (лиса, заяц, медведь, волк, белка) и птиц (сова, ворона, соловей, кукушка, дятел, тетерев,) обитающих в родном каре;
сформировано эмоционально-положительное отношение к живой природе;
проявляет уважительное отношение к другим детям, желание работать в группе;
умеет излагать свои мысли, умеет искать оптимальные пути решения проблемной (игровой мотивации).
Ход НОД.
Воспитатель: Добрый день ребята. Сегодня мы с вами пойдем в путешествие в лес. А для этого нам надо пройти по тропинке, перейти через речку, обойти препятствия (дети выполняют задание). Вот мы с вами и очутились в лесу (аудиозапись «Наедине с природой»). Ребята давайте послушаем звуки леса (дети прислушиваясь к музыке рассказывают о том, что они слышат).
Воспитатель: ребята, а что это здесь лежит? Посмотрите это письмо, давайте мы его откроем и прочитаем.
«Уважаемые гости леса, очень опасно стало в лесу. Люди, приходя в лес, бросают мусор, разжигают костры. Есть люди, которые истребляют животных и птиц. Друзья, ведь так лес скоро погибнет, и беда всех людей настигнет! Просим вас беречь природу и помнить, как себя вести в лесу!»
Воспитатель: Ребята в этом письме нас просят уважать, беречь лес и его жителей. Я предлагаю вам поиграть в разные игры и выполнить разные задания, в результате мы вспомним, как вести себя в лесу, как живут лесные жители и узнаем, как можно помочь природе.
Воспитатель: А сейчас я вам задам вопросы, чтобы проверить ваши знания о природе.
Вопросы:
Назовите животных, которые зимой впадают в спячку.
Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае.
Назовите перелетных птиц.
Какие птицы делают запас на зиму?
Какие животные делают запас на зиму?
Что птицам страшнее голод или холод? Почему?
Какие птицы не вьют гнезда и не выводят птенцов?
Вреден ли волк? Почему?
Игра «Закончи предложение»
Хитрая, как ….
Быстрый, как…
Колючий, как…
Голодный, как…
Неуклюжий, как…
Игра «Отгадай и назови»
(Кто) забрался под листья.
(Кто) залез в берлогу.
(Кто) юркнул в дупло.
(Кто) укрылся под кустом.
(Кто) шмыгнул в логово.
(Кто) спряталась в нору.
Воспитатель: О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений.
Вопросы:
Как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки?
Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям.
Как называются небольшие растения с мягкими стебельками.
После каждого ответа выставляется соответствующая картинка: дерево, кустарник, трава.
Воспитатель: Ребята посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения расположены по лесенке. Скажите пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? Зачем для растений необходим корень?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте проведем опыт и попробуем выяснить, для чего еще нужны корни для всех растений.
Опыт: в посуду с подкрашенной водой опускается веточка с марлей вместо корней. Дети наблюдают, как влага поднимается вверх.
Воспитатель: Ребята, зачем растения еще нужен корень?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. Так растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли.
Воспитатель: А сейчас объявляется конкурс знаний правил поведения в лесу. Сейчас я вам буду показывать знаки, а вы будете отвечать, что они обозначают. Молодцы ребята! Давайте немножко отдохнем.
Подвижная игра «У медведя во бору».
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, провели ваши знания и вспомнили, кто, где и как живет, узнали для чего нужны корни растениям, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Сегодня все вы были молодцы и показали свои хорошие знания. Ну а сейчас я вам предлагаю сделать стенгазету «Берегите природу» и нарисовать правила поведения в лесу.
Коллективная работа по изготовлению газеты «Берегите природу».