Конспект занятия по изобразительному искусству «Осень золотая» для детей младшего школьного возраста
Конспект занятия по изобразительному искусству
по теме: «Осень золотая» для детей младшего школьного возраста
педагог дополнительного образования ЦДТ «Юность»
Травникова Ольга Александровна
Тема: «Осень золотая». Рисование на заданную тему. Пояснительная записка Данное занятие проводится на младших школьников 8-11 лет, может быть использовано для различных категорий учащихся данного возраста. Занятие состоит из двух частей: 1) познавательная, 2) практическая (в конце занятия у каждого ребенка – работа, сделанный своими руками). Занятие обладает развивающим и воспитывающим направлением (развивает память, внимание, дает возможность проявить творческое воображение и фантазию, способствует воспитанию культуры общения. Вид занятия: Рисование по памяти. Тип занятия: Комбинированный. Целью проведения занятия является создание к концу занятия каждым ребенком работы, сделанной своими руками. Задачи: Формирующие: -создание условий для формирования представлений о роли искусства в понимании красоты. - развивать у детей умения писать кисточкой, пользуясь разными приемами: широкими и плавными мазками и линиями, концом кисти; - учить заполнять цветом весь рисунок. Обучающие: - знакомство с линией, графикой, ритмом, цветовым пятном, композицией, контрастом, - знакомить с понятием «пейзаж»; - учить этапам рисования пейзажа, - обратить внимание детей на красоту форм и окраски растений; Развивающие: - развивать творческие способности, совершенствовать умение работать кистью и красками; - развивать у детей умения писать кистью; - прививать навыки пространственного расположения рисунка в месте; - учить заполнять цветом весь рисунок; - развивать память, внимание, наблюдательность, творческое воображение; - способствовать созданию благоприятной атмосферы на занятии; - мотивировать желание к активному участию в работе на занятии, - прививать умения и навыки выполнения практической работы; - воспитывать художественный вкус, развивать творческие способности, изобразительные навыки; - воспитание культуры общения и развитие творческих способностей в игровой и творческой деятельности; - прививать аккуратность и трудолюбие; - воспитывать внимательность, аккуратность; -воспитывать чувство прекрасного. Ожидаемый результат: - тренировка памяти, внимания и наблюдательности; - положительный эмоциональный фон занятия; - интерес и активность детей на занятии; - умения и навыки общения и поведения в игровой деятельности; - умение сочетать различные виды деятельности; - умение выполнения практической работы; - интерес и активность детей на занятии. Необходимые материалы и оборудование: Для педагога: - методические таблицы, репродукции, детские популярные журналы, фломастеры, бумага, компьютер, доска, проектор, презентация, рисунок учителя, Для детей: - бумага, карандаши, резинка, фломастеры, масляные мелки, гуашь, акварель, раздаточный материал. Зрительный ряд: Оборудование для занятия: Для учителя: - репродукция картины И. Левитана "Золотая осень" - иллюстрации художника А. Белкина - большой лист бумаги и все необходимое для демонстрации последовательности выполнения работы красками. Для учащихся: - белая бумага; - краски; - кисти и все необходимое для выполнения работы красками. Ход занятия 1. Организационный момент 2. Сообщение темы. После проверки готовности класса к занятию учащимся Педагог говорит, что на занятии они будут рисовать осенние деревья. Но сначала им необходимо вспомнить свои наблюдения за природой, деревьями в школьном саду во время прогулки. 3. Беседа. 4. Вопросы учителя: а) Какое время года? б) Какие изменения произошли осенью в жизни растений? в) Чем деревья отличаются друг от друга? Ответы учащихся обобщаются: - Наступила осень, и природа вокруг нас изменилась. Деревья, кусты и травы стоят в осеннем наряде. - Листва на деревьях осенью очень разнообразна по цвету. Она имеет зеленые, красные, желтые и другие оттенки. Листьев на деревьях становится все меньше. Они падают, кружатся на ветру, ложатся красивым ковром на землю. - Мы наблюдаем за деревьями различных пород. Они отличаются друг от друга по форме, цвету стволов и листьев. Ветки у них тоже располагаются не одинаково. Но у всех деревьев стволы толще внизу и тоньше к верху, ветки располагаются вокруг ствола, на больших ветках и маленьких веточках располагаются листья. Основание передних деревьев мы видим ниже, чем основания дальних, основания деревьев расположены на земле, а за деревьями видно небо. - Работа с иллюстративным материалом. Затем внимание детей обращается на репродукцию картины И. Левитана "Золотая осень". - Нравится ли эта картина? - Объясните почему? - Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину? Рассматривая картину, учащиеся обращают внимание на красоту природы, изображенную художником, на яркость и разнообразие осенних красок, с помощью которых отражена эта красота. - Назовите деревья, которые вы видите на картинке? - Укажите, какие деревья на переднем плане и объясните, как они изображены на картине. - Почему мы сразу видим, какие деревья ближе расположены к нам, какие дальше? На эти же особенности внимание детей обращается и при просмотре иллюстраций художника А. Белкина на стихи А. Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса; Люблю я пышное природы увяданье В багрец и золото, одетые поля… А также на то, как поэт и художник передают свои чувства и отношения к природе осенью. Затем учащиеся снова вспоминают свои наблюдения в школьном саду и стараются передать их в рисунке кистью и красками. Учащиеся выполняют рисунок во весь лист, положив его по горизонтали. 5. Показ и объяснение учителя. Педагог объясняет, как изобразить небо. Затем показывает, как подобрать на палитре цвет, как нарисовать облака. - Затем педагог показывает, как с помощью цвета обозначить землю. Для этого берет коричневую, желтую или зеленую краску. - После просыхания фона дети пишут деревья (сразу кистью без предварительного прорисовывания карандашом.) Педагог объясняет, как надо писать кистью, чтобы было понятно, какие это деревья и что одни из них расположены ближе, другие дальше. - Сначала легкими линиями намечаем стволы деревьев, не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже. - Потом рисуем ветки, располагаем их не симметрично, так чтобы некоторые ветки загораживали другие, как это наблюдается в природе. - Цвет стволов пишем широкими мазками кисти. - Потом легкими плавными линиями намечаем ветки, веточки и листву на деревьях. - И, наконец, уточняем детали. Деталь прописываем кончиком кисти. Для работы используем разные краски, как в чистом виде, так и смешанные между собой. 6. Физкультминутка Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо Ветерок все тише, тише, Деревцо все выше, выше. 7. Самостоятельная работа. Дети приступают к самостоятельной работе 8. Выставка рисунков. Проводится выставка работ и их анализ. 9. Итог занятия. Чему учились на занятии? - Что вам больше всего понравилось на занятии? - О чем вы расскажите дома? |
Приложение
И. Левитан "Золотая осень"
Иллюстрации художника А. Белкина