Конспект занятия по математике «Состав числа 5»
План – конспект
открытого занятия
педагога дополнительного образования
Стукошиной Екатерины Александровны
Тема занятия: «Состав числа 5».
Цель: изучение состава числа 5 из двух меньших чисел.
Задачи:
познакомить детей с составом числа 5 из двух меньших чисел;
закрепление навыка количественного счета;
закрепление умения сравнивать группы предметов по количеству, использовать знаки >, <,=;
развитие логического мышления, внимания, памяти;
воспитывать усидчивость, умение слушать; воспитывать интерес к занятиям математикой.
Оборудование:
Карточки с цифрами и знаками >, <, =, буквами; магнитофон, запись гудка теплохода, счетный материал, изображение двух пингвинов, изображение корабля, наборы «Учись считать», глобус.
План занятия:
Этапы занятия |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1 этап. Организационный. Эмоционально – психологический настрой детей на занятие |
Приветствие. Проверка готовности детей к занятию. |
Подготовка детей к занятию. |
2 этап. Мотивация учебной деятельности Актуализация знаний детей о сравнении групп предметов по количеству. Количественный счет. Работа с числовым рядом. |
Сообщение темы, цели занятия. Закрепление навыка количественного счета. Закрепление умения сравнивать группы предметов по количеству, использовать знаки >, <, =. Работа с числовым рядом (определение последующего, предыдущего числа, «соседей» числа) |
Определяют количество детей в группе, определяют количество мальчиков, количество девочек; сравнивают группы мальчиков и девочек по количеству. Определяют положение заданных чисел на числовом отрезке. |
3 этап. Основной. Знакомство с составом числа 5. |
Изучение случаев состава числа 5 из двух меньших чисел. Закрепление знаний состава числа 5. |
Отвечают на вопросы. Определяют случаи состава числа 5. |
4 этап. Закрепление. Закрепление вычислительных навыков. Логическое задание. Графическая работа. |
Дает задание, оказывает помощь в его выполнении. |
Выполняют вычисления, логическое задание, графическую работу. Отвечают на вопросы. |
5 этап. Рефлексия. |
Подведение итогов занятия. Обобщение знаний детей о составе числа5. |
Ответы на вопросы. Высказывания детей своего отношения к занятию. |
Ход занятия:
1. Организационный момент. Приветствие. 2. Мотивация учебной деятельности. Звучит сигнал теплохода Физминутка: 3. Основной этап. 1)Изучение состава числа 5 Открывается доска и появляется изображение двух пингвинов на льдине 2) Закрепление знаний состава числа 5. Работа с наборами «Учись считать» Физминутка 4 этап. Закрепление. 1) Закрепление вычислительных навыков 2) Логическое задание 3) Графическое задание Створки доски закрываются. 5 этап. Рефлексия. |
- Сегодня мы отправимся в путешествие на южный полюс Земли – в Антарктиду (показать Антарктиду на глобусе). Несмотря на то, что это южный полюс Земли, там очень холодно, все покрыто льдами. Путь нам предстоит долгий, трудный, но я думаю, что вы с легкостью справитесь со всеми трудностями. - Добираться до Антарктиды нам придется на корабле. - Давайте посчитаем, сколько человек в нашей команде. Посчитаем всех детей в группе. (Выходят все дети, считаем по цепочке). - Теперь посчитаем, сколько девочек в нашей команде. (Один из мальчиков считает девочек и находит цифру, соответствующую количеству девочек.) - Посчитаем, сколько мальчиков у нас в команде. (Одна из девочек считает мальчиков и находит цифру, соответствующую количеству мальчиков, отдает ее одному из мальчиков.) - Кого сегодня больше: мальчиков или девочек? Какой знак мы можем поставить:>, <или =. (Определяют знак, читают получившееся неравенство). - Итак, мы можем подняться на корабль. Мальчики, пропустите девочек. (Дети садятся на свои места). Задание в тетради: поставить нужный знак. 2…4 5…3 8…8 9…6 - Постойте, но ведь мы не знаем, как называется наш корабль. Мы не можем отправиться в путь, пока не узнаем его название. Помогут нам числа, которые записаны на доске. Если вы правильно ответите на мои вопросы, тогда появятся буквы, и мы сможем прочитать название нашего корабля. (Дети отвечают на вопросы и открываются буквы, из которых получается слово «Звезда»). Задания детям: назовите соседей числа 4; (3 и 5) назовите число, которое показывает, сколько солнышек на небе; (1) назовите число, которое показывает, сколько сторон у квадрата; (4) какое число предыдущее 7? (6) какое число идет за числом 1? (2) - Молодцы, вы справились со всеми заданиями, мы можем отправляться. Путь у нас не близкий. Смотрите, мы уже приближаемся. Здесь очень холодно. Температура ниже 0. Давайте погреемся. Руки кверху поднимаем, А потом их опускаем, А сейчас их разведем И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей Хлопай, хлопай веселей. - Посмотрите, мы добрались до Антарктиды. А кто же нас здесь встречает? (два пингвина). - Пингвины очень любят рыбку. Однажды они пошли на рыбалку и выловили 5 рыбок: желтого и зеленого цвета. Как вы думаете, сколько могло быть зеленых рыбок, а сколько желтых рыбок? (Дети предлагают свои варианты. В ходе обсуждения на доске появляется наглядное изображение случаев состава числа 5). - Положите 1 желтый квадратик. Добавьте столько зеленых квадратиков, чтобы всего получилось 5 квадратиков. Сколько добавили? (4) -Сколько теперь положим желтых квадратов? (2) А сколько зеленых? (3) и т.д. Жили – были три пингвина, (хлопки) Хорошо и дружно жили, (ладошка «моет» ладошку) Как – то утром на рыбалку (хлопки) Зашагали вперевалку, (ладошки «шагают» по столу) Наловили много рыбы, (вращение кистей рук к себе) И еще поймать могли бы. (вращение кистей рук от себя) Съели дружно все до крошки (хлопки) Кроме маленькой рыбешки. (удары по столу) Решить примеры в тетрадях: 4+1= 5-1= 3+2= 5-2= - Наши пингвины очень любят играть с разноцветными льдинками. Такие льдинки нарисованы у вас в тетрадях. Каких льдинок не хватает?
- Соедините точки по порядку, у вас получится рисунок. 3 1 2 4 5 7 6 - Что получилось? (кораблик) Этот кораблик останется вам на память о нашем путешествии. Нам пора возвращаться домой. Вот мы и вернулись. Понравилось вам путешествие? Вы молодцы, хорошо сегодня работали, справились со всеми заданиями. Мы с вами сегодня и посчитали, и сравнили числа, и ловили рыбок разными способами. спасибо всем за занятие. До свидания. |