Конспект занятия по развитию речи «Составление творческих рассказов по картине А.К. Саврасова "Грачи прилетели" с применением элементов ТРИЗ»

11
3
Материал опубликован 6 May 2020 в группе


Конспект занятия по развитию речи «Составление творческих рассказов по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» с применением элементов ТРИЗ.


t1588751039aa.jpg

Разработала: воспитатель Горр Мария Александровна




г. Королёв 2020г.


Цель: формировать умения детей составлять творческие рассказы по картине, используя речевые упражнения по ТРИЗ.

Задачи:

- формировать умение подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине;

- формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя, рассуждать над её содержанием;

- упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия;

- упражнять в составлении фантазийных рассказов от 1-го лица; развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами;

- расширять и активизировать словарь детей;

- активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения;

- продолжать воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор.

Оборудование: репродукция картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели» на бумаге формата А4 и фото на экране телевизора; ватман для зарисовки схемы; цветной картон; цветная бумага; клей; ножницы.

Предварительная работа:

- наблюдение за птицами во время прогулок;

- чтение художественной литературы: С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда», А. Шевченко «Гнезда», Т. Нужина «Воробьи», «Ласточка» и др;

- загадывание загадок;

- рассматривание дидактического материала, книжных иллюстраций;

- дидактические игры «Назови птичку, которой не стало», «Угадай, какой наш дом», «Угадай по описанию»;

- подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кто, где живет» и др;

- рассматривание репродукции картин известных художников;

- проведение бесед, дидактических игр по обучению дошкольников творческому рассказыванию по картине.

Виды деятельности:

Познавательно - исследовательская, двигательная, игровая, художественно - эстетическая, коммуникативная.

Ход занятия:

1.«Определение объектов на картине».

Цели: формирование в уме детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их.

Воспитатель: Я хочу, вам показать, очень необычную, даже волшебную  картину русского художника А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

t1588751039ab.jpg

Воспитатель: К какому жанру живописи она относится?

Дети: Пейзаж.

Воспитатель: Почему?

Дети: Картина, на которой нарисована природа.

Воспитатель: А ещё, наша картина необычная, потому, что она умеет говорить. Сейчас, я вам, это докажу.

Игра «Подзорная труба»

Воспитатель: Представьте, что у каждого из вас в руке оказалась «волшебная подзорная труба», в которую виден только один объект. Посмотрите в волшебную подзорную трубу и скажите: кого или что вы там видите?

Главное условие игры – не повторять то, что уже называли другие дети. Называем объекты, которые вы видите, а я буду обозначать их на схеме. (Дети называют отдельные объекты, схематичные изображения  которых выставляются на лист ватмана - небо, облака, кусты, деревья, снег, проталины, птицы-грачи, гнёзда, прудик, церковь ).

Воспитатель: Молодцы, сколько разных объектов увидели.

2.  «Установление взаимосвязей между объектами на картине».

Цели: находить взаимосвязей объектов, изображенных на картине;

Алгоритм установления взаимосвязей между объектами на картине.

1. Выдели два объекта на картине.

2. Объясни, почему они между собой связаны.

3. Объедини названные объекты стрелками.

Воспитатель: Ребята, все объекты на картине связаны между собой, давайте подумаем и скажем: Чем или как они связаны?

Расскажем, как связаны между собой  объекты в кружочках. Какие 2 кружочка, мы можем связать между собой?

(Работа на ватмане, соединить кружочки с линиями: объединяют грачей с ветками деревьев, потому что птицы сидят на ветках, грачей с гнёздами, потому что грачи вьют гнёзда и т.д.)

Вспомогательные вопросы:

Воспитатель: Как вы думаете, что делают грачи?

Дети: Они строят гнезда, кричат, галдят, ссорятся, шумят; они радуются, что вернулись  домой, поправляют, ремонтируют гнезда, разговаривают на грачином языке, делятся впечатлениями о далеком путешествии с юга на любимую родину. Они счастливы, что наконец-то вернулись дамой. Грачи, как будто рассказывают друг другу о своих планах на будущее, как они обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов, будут их учить летать.

 Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Грачи радостные, веселые, чёрные, смешные, шумливые.

 Воспитатель: Молодцы, как точно вы рассказали про грачей.  Знаете у нас в России место, где селятся грачи, называют - грачевник.  Как можно назвать эту березовую рощу на картине?

Дети:  Грачевник.

Воспитатель: Как вы думаете, а почему грачи выбрали именно это место для гнезд?

Дети: Здесь спокойно, тихо, красиво. Это окраина села, видно несколько деревянных домиков, белокаменную церковь. За домами  видна равнина с потемневшим снегом, вдалеке виден лес, за лесом бескрайние поля.

Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием.

3. Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств.

Цели: На основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание);

«Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь»;

Игра «Вхождение в картину» (Насытить яркими образами, погрузиться в картину. Представить все, что можно потрогать и сказать вкусовые качества.)

Воспитатель: Ребята, представьте,  что вы попали в картину, закройте на минутку глаза. «Прислушайтесь внимательно, что происходит рядом с вами, что вы слышите?»

Дети: «Я слышу, как кричат грачи», «Я слышу, как звонят колокола на колокольне» и т.д.

Воспитатель: Предлагаю тихонько походить по картине: «Что вы чувствуете? Притроньтесь и проведите рукой по всему, что встретилось на пути».

Воспитатель:  Какие березы?

Дети: Одни стройные, прямые, тонкие, другие с искривленными стволами, наклонившиеся к земле.

Дети: С правой стороны картины молодые, стройные березки, а в середине -старые, корявые.
Воспитатель: На каких березах больше гнезд и почему?
Дети: На старых, потому что ветки у них толстые, крепкие, гнезда хорошо на них закреплены.
Воспитатель: А когда распустятся листочки, гнезд совсем не будет видно и птенцы будут в безопасности.
Воспитатель: Подумайте, что можно сказать про снег? Какой он?

Дети: Рыхлый, мокрый, потемневший, осевший, серый, грязный он щиплет ладонь» и т.д

Дети: Посмотрите на землю. Что можно сказать о земле?
Воспитатель: Земля еще покрыта мокрым, рыхлым, серым, потемневшим снегом, кое-где видны проталины.

Дети: Ребята, а что можно сказать о небе? Какое оно?
Воспитатель: На небе голубовато-серые тучи. Небо пасмурное. Солнце спряталось за облако, на снег падает тень от берез.
Дети: Что еще вы видите на картине?
Воспитатель: За березами виднеется старая деревянная постройка, а за ней - церковь с куполами.

Воспитатель: Какое время года изобразил на картине художник?

Дети: Весна

Воспитатель: Какая это весна?

Дети: Это ранняя весна.

Воспитатель: Как вы догадались, что это ранняя весна?

Дети: Снег еще не весь растаял, деревья без листочков, солнышко слабо греет.

Воспитатель: предлагает глубоко вдохнуть воздух и описать, какие запахи почувствовали дети.

Дети: «Я чувствую чистый, хвойный воздух», «Пахнет дымком» и т.д.)

Воспитатель: Ребята, что вы чувствуете, когда смотрите на эту картину?

Дети: Кажется холодно, радостно, чувствуется свежесть, бодрость, трепетное ожидание солнца, тепло весны, легкая печаль по уходящей зиме.

Воспитатель: Молодцы! Стало прохладно, давайте вернёмся назад в группу.

А теперь мы с вами поиграем в игру «Грачи прилетели». Вставайте из своих стульчиков и проходите на ковёр.

Физкультминутка:

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (
присели)
Разместились в гнёздышке, (
показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (
встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (
погладить себя по рукам)
Головой вертят, (
повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (
руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (
хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (
летают)
И опять все в гнёзда сели. (
присели)

Игра «Превращение в объект на картине»

Воспитатель: Ребята, а теперь подумайте и расскажите нам каждый о себе: Кто ты или что ты? Что делаешь на картине? Какое у тебя настроение? С кем ты дружишь на картине?

(Каждый ребёнок выбирает себе объект, изображённый на картине (одушевлённый или неодушевлённый) и рассказывает о себе в рамках выбранного образа).

Воспитатель: Понравилось вам путешествовать в картине «Грачи прилетели»? Мы  так много  говорили и знаем о картине, что я думаю, сможем быстро составить рассказы по этой картине.

(Воспитатель рассказывает один из вариантов, затем просит детей рассказать самостоятельно)

(Предлагаю детям составить рассказы по фрагментам  картины, обвожу указкой  фрагмент, дети составляют короткие рассказы.)

Воспитатель: Молодцы! Вы все сегодня порадовали меня, придумывали, фантазировали, интересно рассказывали. А всему этому нас научила «волшебная» картина.

Я поняла, что вам очень понравилась эта картина, это было видно из ваших рассказов. Давайте, свои впечатления, выразим в творческой работе, которую выполним сейчас. Эта работа, будет иллюстрацией обложки нашей книги рассказов.

Дети выполняют аппликацию под руководством воспитателя.

t1588751039ac.jpg

t1588751039ad.jpgt1588751039ae.jpg

t1588751039af.jpg

t1588751039ag.gif


​​​​​​​t1588751039ah.jpg

t1588751039ai.jpg

Воспитатель: Какая красивая иллюстрация для книги рассказов у Вас получилась!





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Мария Александровна, спасибо за творческий подход к занятию с детьми. Думаю, им было весело и интересно!

6 May 2020

Молодцы, красиво получилось!

6 May 2020

Большое спасибо!!!

8 May 2020

Похожие публикации