Конспект занятия по развитию речи: «Составление рассказа-описания по опорным схемам»
Учитель-логопед: Мырова Елена Сергеевна.
ГБОУ «Школа № 37» г. Москва.
ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР.
Тема: «Составление описательного рассказа по опорным схемам «Лебедь».
Цель занятия: закрепить навык составления описательного рассказа по опорным схемам.
1. Актуализировать словарь прилагательных по теме «Перелетные птицы».
2. Закрепить умение использовать в речи предлог «НАД».
3. Закрепить навык составления описательного рассказа по опорным схемам.
средства мультимедиа: слайды перелетных птиц (ласточка, соловей, кукушка, грач, аист, утка, лебедь), слайды с изображением горы, леса, поля, города, реки, озера; опорные схемы для составления описательного рассказа; музыкальный видеоролик о лебедях;
игрушка утенок Тим;
лебеди, сделанные руками детей по технике оригами, под руководством воспитателя.
I. Организационный момент.
Логопед: Ребята, у нас гости, мы удивлены (изображают удивление). Гостям всегда мы рады (изображают радость). Улыбнитесь им широко и приветливо.
А теперь давайте представимся. Меня зовут Елена Сергеевна. А вас? (Дети
представляются: Меня зовут Алена. Мое имя* Саша Иванов...)
Посадка. Пройдите к своим местам. Логопед: Сегодня к нам в гости прилетел утенок Тим. Какой он славный. Сядет тот, кто назовет Тима ласково.
Дети: Тимка.
Дети: Тимошка
Дети: Тимочка.
Логопед: А откуда вылупился Тимка?
Дети: Тимка вылупился из яйца.
Логопед: Чем любит заниматься Тимка? Подберите слова-действия.
Дети: плавать.
Дети: нырять.
Дети: крякать.
Логопед: Какой утенок Тимка? Подберите слова-признаки.
Дети: маленький.
Дети: пушистый.
Дети: желтый.
Дети: забавный.
Логопед: А кто же такой Тим? Как по-другому можно назвать утенка? (Как назвать одним словом утенка, грача, синичку, воробья?)
Дети: Птица.
II. 1. Сообщение темы Формирование представлений о перелетных птицах.
Логопед: Мы сегодня будем говорить о птицах. Утенок Тим хочет вас познакомить со своими друзьями (на экране появляются слайды перелетных птиц с музыкальным сопровождением - голосами птиц: ласточка, соловей, кукушка, грач, аист, утка)
Логопед: Какие это птицы зимующие или перелетные?
Дети: Это перелетные птицы.
Логопед: Почему их называют перелетными?
Дети: Потому что они улетают в теплые края.
Логопед: Они сразу все улетают на юг?
Дети: Нет.
Логопед: Какие из этих птиц улетают первыми?
Дети: ласточка, соловей, грач.
Логопед: Правильно, и улетают они потому, что с наступлением первых холодов исчезают насекомые и птицам нечего есть. Какие птицы улетают последними?
Дети: утки.
Логопед: правильно, эти птицы питаются рыбой, водными растениями и насекомыми и остаются пока не замерзнут реки и озера, почти да зимы.
Логопед: Внимание на экран. Это опорные символы, они помогут рассказать о перелетных птицах (на слайде № 1 внизу появляются опорные схемы). Логопед: (показывая на карточки* символы) Кто это? Дети: Это перелетные птицы. Логопед: Назовите самую крупную птицу. Дети: Аист.
Логопед: Назовите самую маленькую перелетную птицу. Дети: Соловей.
Логопед: У каждой птицы свой окрас. Какая птица имеет только черные перья? Дети: Грач.
Логопед: У какой птицы пестрая грудка? Дети: У кукушки.
Логопед: У какой птицы белая грудка?
Дети: У ласточки.
Логопед: Маша, назови части птиц.
Маша: Голова, глазки, клюв, шейка, грудка, спинка, крылья, хвост.
2. Актуализация словаря (работа над антонимами) Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Логопед: Утенок Тим предлагает вам поиграть в игру «Наоборот». Аист крупный, а соловей.... Дети: маленький.
Логопед: У кукушки короткая шея, а у аиста .... Дети: длинная
Логопед: У грача грудка черная, а у ласточки... Дети: белая.
3. Актуализация словаря. Работа над сложными прилагательными Логопед: Посмотрите на наш слайд. Кого можно назвать длинноногим? Дети: аиста.
Логопед: Почему? Дети: У аиста длинные ноги. Логопед: Значит аист какой? Дети: Длинноногий.
Логопед: Кого можно назвать звонкоголосым?
Дети: соловья.
Логопед: почему?
Дети: У соловья звонкий голос.
Логопед: Значит, соловей какой?
Дети: звонкоголосый.
Логопед: Кого можно назвать водоплавающей птицей?
Дети: Утку. Логопед: Почему?
Дети: Потому, что утка плавает на воде. Логопед: Значит утка какая? Дети: водоплавающая.
4. Работа над предпожно-падежными конструкциями с использованием предлога «НАД»
Логопед: Тим, что-то ты загрустил, может по маме заскучал. Ребята, а кто у Тима мама? (мама-утка, папа-селезень, они на нашем слайде) Значит, Тим тоже перелетная птица.
Логопед: Как летят перелетные птицы в теплые края? (Они летят вместе или по одиочке?)
Дети: Птицы собираются в стаи, в косяки и так летят на юг. Логопед: Правильно, путь им предстоит долгий и трудный, но они увидят много интересного.
Логопед: Над чем пролетают перелетные птицы?
Дети: Птицы пролетают над лесом. Птицы пролетают над городом. Птицы пролетают над полем. Птицы пролетают над горой.
Логопед: А вот и озеро. Над чем еще пролетают птицы? Дети: Птицы пролетают над озером.
5. Динамическая пауза.
5.1. Логопед: Ой-Ой, наш утенок Тим что-то пропищал. Да это же он нас приглашает на танец. Выходите все в круг.
«Танец маленьких утят» (дети выходит на ковер и исполняют танец маленьких
утят)
5.2. Логопед: А озеро наше непростое. На нем живут лебеди. Лебеди летели, на озеро сели.
Сели, посидели, снова полетели. Лебеди летят, крыльями машут, Прогнулись над водой, качают головой. Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на место садятся (дети садятся на свои места).
6. Составление описательного рассказа по опорным схемам. Ответы детей на вопросы логопеда по опорной схеме. Логопед: Кто был на озере?
Дети: Лебеди.
Логопед: Это лебедь. Внимание! Перед вами опорные символы, они помогут составить рассказ о лебеде.
Логопед: Кто это?
Дети: Это лебедь.
Логопед: Ваня, какой лебедь по размеру?
Дети: Лебедь - это крупная, перелетная, водоплавающая птица.
Логопед: Какого цвета перья у нашего лебедя?
Дети: Перья у нашего лебедя белого цвета.
Логопед: Какая у птицы голова?
Дети: Голова у лебедя небольшая, глазки у лебедя маленькие, блестящие черного цвета. У лебедя мощный плоский клюв.
Логопед: Рассмотрите шею лебедя. Опишите ее.
Дети: У лебедя длинная, гибкая, изогнутая шея.
Логопед: Какие крылья у нашей птицы?
Дети: У лебедя крупные, широкие и крепкие крылья, которые помогают ему летать в далекие теплые края.
Логопед: Чем питается лебедь?
Дети: Лебедь питается водными растениями, водными червячками и рыбой.
Логопед: Ребята, поднимите руки, кому нравится лебедь. За что тебе нравится лебедь?
Дети: Мне нравится лебедь за красоту.
Логопед: Алина, пожалуйста, расскажи нам о лебеде.
Описательный рассказа о лебеде.
Это лебедь. Лебедь - крупная, перелетная, водоплавающая птица. У нашей птицы перья белого цвета. Голова у лебедя небольшая с небольшими черными, блестящими глазками. У лебедя мощный плоский клюв. У лебедя длинная, гибкая, изогнутая шея. У лебедя крупные, широкие и крепкие крылья, которые помогают ему лететь в далекие теплые края. Лебедь любит лакомиться водными растениями, водными червячками и рыбой. Лебедь плывет неспешно, гордо, плавно. Лебедь очень красивая птица.
Логопед: Ребята, вам понравился рассказ Алины. Давайте поблагодарим Алину и поаплодируем.
7. Встреча гостя занятия - Царевны-Лебеди.
Логопед: Лебедь издавна считается царем птиц за гордость, красоту и мудрость. Даже художник Врубель изобразил красоту лебедя в образе девушки. Посмотрите на картину, как прекрасна наша царевна-лебедь. Неслучайно самую красивую девушку называли лебедушкой. Когда шла красавица говорили, что у нее лебединая походка, значит неторопливая и плавная как у птицы лебедя.
Царевна-Лебедь выходит к ребятам плавно и не спеша. Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам на занятие неслучайно. Ведь я зовусь Царевна-Лебедь.
Царевна - Лебедь: Пришла я к вам не с пустыми руками, а с озером лебединым, да только никто там не живет. Я взмахну сейчас рукавом, а вы оживите это озеро.
Логопед: Давайте поможем прекрасной царевне. Каждый возьмите своего лебедя и посадите на озеро.
(дети под музыкальный видеоролик о лебедях на слайде № 6 приклеивают поделки под руководством воспитателя)
Царевна-Лебедь: Спасибо вам, мои друзья.
Не буду одинока я.
Мы с Тимом вместе улетаем
Гостинец сладкий оставляем, (царевна прощается и уходит).
III. Итог.
Логопед: Вот и закончился перелет птиц в теплые края. Когда обратно вернутся птицы в родные края? (весной) Мы будем ждать их с нетерпением.