Конспект занятия по развитию связной речи с использованием ТРИЗ-технологий «Вместе с рыбками сейчас составляем свой рассказ»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №3 «Воробушек»
г. Вологда
Конспект занятия по развитию связной речи
с использованием ТРИЗ -технологий
Вместе с рыбками сейчас составляем свой рассказ
Для детей с тяжёлыми нарушениями речи
старшего дошкольного возраста
Учитель-логопед: Ольга Николаевна Тумашева
Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Димин аквариум».
Цель: развитие диалогической и монологической речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи в ходе работы с сюжетной картиной с использованием ТРИЗ - технологий.
Образовательная область «Коммуникация».
Задачи:
1.) Закреплять умение отгадывать литературные загадки, использовать в речи сложноподчинённые предложения с союзом «потому что» при объяснении отгадки;
2.) Продолжать формировать умение задавать вопросы в игре «Да – нет», сужая поле поиска (ТРИЗ – технология);
3.) Продолжать формировать умение поддерживать беседу по картине, точно отвечать на поставленный вопрос;
4.) Активизировать словарь существительными, прилагательными, глаголами по теме;
5.) Закреплять умение согласовывать существительные с числительными в роде и правильно употреблять эти грамматические формы в речи;
5.) Закреплять умение использовать в речи простые и сложные распространённые предложения;
6.) Продолжать формировать умение составлять связный логический рассказ по сюжетной картине.
Образовательная область «Познание».
Задачи:
1.) Развивать психические процессы у детей, умение сравнивать, выделяя общее и находя различия. с помощью игр «Теремок», «Что умеет делать?», «Да-нет», «Подзорная труба» (ТРИЗ – технологии) развивать аналитические способности ребёнка.
2.) Развивать память, умение фантазировать.
3.) Закреплять знания детей о рыбах, умение классифицировать их на группы по месту обитания: морские, речные, аквариумные;
4.) Обобщить знания детей о создании необходимых условий для содержания аквариумных рыбок;
5.) Помочь детям понять содержание сюжетной картины «Димин аквариум»;
6.) Закреплять у детей понятия: «живой» и «неживой» объект.
Образовательная область «Физическая культура».
Задачи:
1.) Развивать выразительность, плавность, точность движений через игру с движением «Рыбка», умение согласовывать речь с движением.
Образовательная область «Здоровье».
Задачи:
1.)Предупреждать утомляемость детей в ходе ООД;
2.) Развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие.
Образовательная область «Труд».
Задачи:
1.) Воспитывать интерес к рыбам, желание ухаживать за аквариумными рыбами;
2.) Воспитывать бережное отношение к рыбам.
Оборудование: сюжетная картина «Димин аквариум».
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций и беседы о рыбах, наблюдение за аквариумными рабами, рисование рыб разными способами, рассматривание картины «Димин аквариум», игры с картиной с использованием ТРИЗ – технологий: «Подзорная труба», «Да- нет», «Что я слышу», «Маленькие человечки», «Один – много» и другие.
План.
1.Организационный момент. Игра «Теремок». Дети идут по кругу и говорят: «Стоит в поле Теремок-теремок, он не низок - не высок, не высок».
Взрослый: «В нашем Теремке живёт окунь. - Как вы думаете, кто будет ещё жить в нашем Теремке?» ( Рыбы). – Окунь - это какая рыба? (Окунь – это пресноводная рыба).
Дети снова идут по кругу и называют рыб: Меченосец – это аквариумная рыба, рыба – молот – это морская рыба т. д.
2. Загадка про аквариум:
«Посмотрите – дом стоит, до краёв водой налит,
В этом домике жильцы – все умелые пловцы».
- Что это? Почему это аквариум? (Это - аквариум, потому что он до краёв водой налит, …)
3. Дети рассаживаются на стулья полукругом, им предлагается посмотреть на картину «Димин аквариум».
Д/Игра «Да – нет» (по содержанию картины). Дети задают вопросы и отгадывают объект на картине, который загадал взрослый. (Дети: – Это объект рукотворного мира? Взрослый: - Нет! И т. д. Вопросы задаются, пока дети не отгадают, что загадал педагог).
4. Беседа по содержанию картины. Д/ игра «Подзорная труба» (дети смотрят в «подзорную трубу» на картину и отвечают на вопросы:
- Без кого бы не получилось такой картины? (Картины не получилось бы без мальчика, без золотых рыбок) - Без чего бы не было картины? (Картины не было бы без аквариума, без воды, …)
- Как назовём мальчика?
- Сколько золотых рыбок живёт в аквариуме у Димы? (У Димы живут 3 золотые рыбки)
- Какие золотые рыбки? (красивые, маленькие, весёлые, шустрые, …)
-Д/ Игра «Что умеют делать в аквариуме рыбы»? (ТРИЗ – технологии) (плавать, резвиться, кушать, подплывать…).
- Как Дима ухаживает за своими золотыми рыбками? (Дима кормит золотых рыбок, меняет им воду, наблюдает за ними.)
- Какие условия необходимы для жизни аквариумных рыб? (Ответы детей). Обобщение взрослого: Правильно. Для хорошей жизни аквариумных рыб нужны: чистая вода, кислород для дыхания, свет, определённая температура воды.
- Как бы вы назвали эту картину? (Ответы детей).
5. Игра с движением «Рыбка»:
Рыбка плавает в водице, рыбке весело играть. (Дети легко бегут на носках по группе, руки на поясе)
Рыбка-рыбка, баловница, мы хотим тебя поймать. (Останавливаются и грозят правым указательным пальцем, согласовывая речь с движением)
Рыбка хвостиком махнула, крошку хлебную взяла, (Повороты в стороны и наклоны вперёд)
Рыбка спинку изогнула, рыбка быстро уплыла. (Наклоны вперёд, с разведением рук в стороны)
6. Составление рассказа по картине «Димин аквариум». Взрослый начинает, дети заканчивают предложения. Образец: Рассказ называется «Димин аквариум». Это Дима. У Димы есть аквариум. В аквариуме живут три золотые рыбки. Они красивые, большехвостые, шустрые. Золотые рыбки плавают, резвятся, играют в аквариуме. В аквариуме много воды, зелёных водорослей, мелких камушков на дне. Дима любит своих золотых рыбок и ухаживает за ними. Он их кормит, меняет в аквариуме воду, наблюдает за ними. А золотые рыбки радуют всех своей красотой!
7. Рассказывание рассказа детьми.
8. Итог занятия. Вспомнить рассказы детей. Чьи рассказы понравились и почему.