Конспект занятия по теме «Что за прелесть эти сказки!»

6
0
Материал опубликован 26 May 2023

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по теме:

«ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!»

Возраст детей 9-10 лет

 

 

 

 

 

                                                  Разработала: педагог дополнительного образования Лихобабина Оксана Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Воронеж, 2020 г.

 

Сведения об авторе: педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования Центр развития творчества детей и юношества (Воронежская область, город Воронеж) Лихобабина Оксана Николаевна.

Тезис к публикации: данная методическая разработка составлена в рамках реализации программы по изобразительному творчеству «Ступеньки к творчеству» и направлена на привлечение внимания детей к произведениям А.С. Пушкина. Педагог в увлекательной форме расширяет представления детей о жизни и творчестве великого русского писателя, а также об известных художниках, иллюстрировавших его сказки.

Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

Цель: формирование интереса к произведениям великого русского писателя А.С. Пушкина.

Задачи:

Предметные:

 расширить знания о традиционном устном народном творчестве;

познакомить обучающихся с наследием А. С. Пушкина, с творчеством художников иллюстраторов;

закрепить навыки работы в технике оригами и рисования; 

Метапредметные:

развивать навыки и умения работы в команде;

развивать внимание, память, кругозор, художественный вкус;

развивать наглядно-образное, словесно-логическое мышление;

развивать познавательную активность, умение размышлять и делать самостоятельные выводы;

умение оценивать своё готовое изделие (итоговая самооценка) и работу других детей.

Личностные:

воспитывать уважение и интерес к культуре и традициям своего народа;

воспитывать аккуратность, трудолюбие;

воспитывать интерес к книге, к творчеству А. С. Пушкина и процессу чтения.

Тип занятия: занятие - квест.

Иллюстративный и дидактический материал: зашифрованные высказывание Пушкина (Приложение 1), названия команд (Приложение 2), текст пролога к поэме «Руслан и Людмила» (Приложение 3), фрагменты из сказок А.С. Пушкина (Приложение 4), схема выполнения рыбки в технике оригами (Приложение 5), схема выполнения рисунка Золотого петушка по клеткам (Приложение 6), репродукции с иллюстрациями сказок А.С. Пушкина, выполненные различными художниками в разных техниках (Приложение 7), репродукции с иллюстрациями Царевны-Лебедь разных художников (Приложение 8), маршрутные листы (Приложение 9), два платка для завязывания глаз.

Инструменты и материалы: бумага для оригами и рисования, фломастеры, ластик, карандаш, цветные карандаши.

Методы обучения: словесный, наглядный, репродуктивный, практический, игровой, метод контроля, поощрения.

План занятия

I. Вводная часть. Организационный момент.

II. Подготовительная часть.

III. Основная часть.

IV. Заключительная часть. Подведение итогов.

Предварительная подготовка. Перед проведением квеста предлагается перечитать сказки А. С. Пушкина.

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня я хочу поговорить с вами о знаменитом русском писателе Александре Сергеевиче Пушкине и его замечательных детских сказках. Согласитесь, что представить детскую библиотеку без произведений нашего великого поэта совершенно невозможно. Сказки Пушкина занимают особое, почетное место на книжной полке.

6 июня - Пушкинский день России. В этот день в 1799 году родился Александр Сергеевич. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в замечательный мир сказок Пушкина.

Тема нашего занятия «Что за прелесть, эти сказки!». Это слова самого Александра Сергеевича. Так он говорил о сказках, которые ему рассказывала Арина Родионовна. Благодаря своей няне Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц еще в младенчестве. Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией.

С 1830 по 1834 г. им было написано пять народных сказок в стихах, а одна («О медведихе») осталась незаконченной. Вспомните, как назывались эти сказки?

«Сказка о попе и о работнике его Балде»,

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»,

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,

«Сказка о золотом петушке»

«Сказка о рыбаке и рыбке»

А. С. Пушкин (1799—1837) прожил мало – всего 38 лет, но многое успел.

Педагог: Ребята, сегодня вас ждет увлекательное приключение: мы попытаемся найти мудрую мысль, которую сказал когда-то Александр Сергеевич Пушкин, а для этого мы с вами отправимся в удивительный мир его сказок. Я надеюсь, что вы хорошо знаете его сказки и те препятствия, которые ждут вас на пути к цели, будут для вас не слишком сложными.

Педагог: Для начала я предлагаю вам с помощью жеребьевки разделиться на две команды: «Золотая рыбка» и «Золотой петушок».

Дети по очереди вытягивают полоски бумаги, на обратной стороне которых нарисована картинка соответствующей команды.

Педагог: Теперь вам нужно выбрать по одному капитану. Капитан – это тот человек, который ведет свою команду к победе, поддерживает остальных участников, следит за своевременным выполнением всех заданий квеста.

Дети выбирают капитанов.

Педагог: Отлично, теперь мы готовы начинать квест. Первое задание -расположите отрывки пролога Пушкина «Лукоморье» из произведения «Руслан и Людмила» по порядку, определите последовательность действий героев (кот учёный, леший, Русалка, витязи, дядька морской, королевич, царь, Колдун, богатырь, царевна, волк, Баба Яга, царь, Кащей, я (автор), кот учёный). (расставьте правильно цифры). У вас есть пять минут. Выигрывает та команда, которая правильно и быстрее выполнит задание.

Дети выполняют задание №1 (Приложение 3)

Педагог проверяет результаты, подводит промежуточные итоги и открывает часть цитаты А.С. Пушкина.

Педагог: Ребята, вы успешно справились с первым заданием. Сейчас вам предстоит выполнить следующее задание, главная роль в котором отведена капитанам. Капитаны с закрытыми глазами изображают ученого кота, расположив его на цепи. В это время остальные члены команды могут давать игрокам подсказки, направлять ребят с помощью словесных инструкций.

Дети выполняют задание №2

Педагог проверяет результаты, подводит промежуточные итоги и открывает часть цитаты А.С. Пушкина.

Педагог: Отлично! А теперь переходим к третьему заданию квеста. Вставьте пропущенное слово, героя сказки, определите из какой сказки данный фрагмент, поставьте к отрывку с названием сказки подходящую цифру.

Дети выполняют задание №3 (Приложение 4)

Педагог проверяет результаты, подводит промежуточные итоги и открывает часть цитаты А.С. Пушкина.

Педагог: Ребята, в пятом задании вам нужно выполнить по технологической карточке золотую рыбку в технике оригами.

Дети выполняют задание №4 (Приложение 5)

Педагог проверяет результаты, подводит промежуточные итоги и открывает часть цитаты А.С. Пушкина.

Педагог: Переходим к четвертому заданию. Составьте правильное изображение петушка по отдельным фрагментам, выполненным индивидуально каждым участником команды. Педагог демонстрирует изображение петушка, выполненное по клеткам, выдает командам пустые квадратики бумаги и предлагает выполнить фрагмент рисунка петушка по образцу. Дети изображают заданный фрагмент петушка, затем соединяя квадратики с рисунками, получают изображение петушка.

Дети выполняют задание №5 (Приложение 6)

Педагог проверяет результаты, подводит промежуточные итоги и открывает часть цитаты А.С. Пушкина.

Педагог: Ребята, а какие ваши первые впечатления от сказок Александра Сергеевича Пушкина?

Ответы детей.

Педагог: Не секрет, что Пушкин открывается ребенком не только своими замечательными стихами, но и посредством иллюстраций. Вспоминая свои собственные первые впечатления от сказок Пушкина, вы говорили про картинки и рисунки, которые видели в своих первых детских книжках. Сейчас такое многообразие книг с яркими и красочными иллюстрациями к сказкам Пушкина, где есть рисунки маститых авторов и утонченных художников начала ХХ века. Так какие из них предпочесть? Давайте познакомимся с лучшими иллюстраторами пушкинских сказок.

Педагог демонстрирует известные иллюстрации к сказкам Пушкина и знакомит с лучшими иллюстраторами пушкинских сказок: Мавриной, Конашевичем, Билибиным, Куркиным, Елисеевым, Дехтеревым, Рейпольским, Носкович, Зворыкиным, Назарук (Приложение 7).

Педагог: Внимательно рассмотрите иллюстрации к сказкам Пушкина известных художников, определите особенности письма каждого из них.

Дети пробуют своими словами объяснить отличия в иллюстрациях разных мастеров. Педагог при необходимости поправляет и дополняет ответы детей, обращает внимание на нюансы цветовой гаммы, характерные для художника техники и приемы письма, композиционные решения.

Педагог: Ребята, теперь, зная характерный почерк разных художников, вы можете определить кто из них выполнил иллюстрации Царевны-Лебедь - одной из главных героинь сказки Пушкина о Царе Салтане. Царевна-Лебедь добрая волшебница, которая умела превращаться в лебедя и творить другие чудеса. По сказке у нее два образа: образ прекрасной девушки и образ прекрасной птицы. Подпишите фамилию художника под нужной иллюстрацией.

Дети выполняют задание №6 (Приложение 8)

Педагог проверяет результаты, подводит промежуточные итоги и открывает последнюю часть цитаты А.С. Пушкина.

Подсчет баллов

Педагог: Я поздравляю команды за активное участие в игре. Вы собрали высказывание великого русского писателя Александра Сергеевича Пушкина о чтении, и я надеюсь, что это путешествие по его сказкам стало для вас не только увлекательным, но и в чем-то поучительным. А эти слова: «Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная», вы будете помнить, и с удовольствием станете читать не только сказки, но и другие классические произведения русских и зарубежных писателей. Чему учат сказки Пушкина - побеждать зло и творить добро.

Читайте Пушкина, друзья!

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки.

Читайте Пушкина, друзья! –

Вот вам подсказка!

И пронесете сквозь года

Вы радость сказки!

 

Список интернет-ресурсов

Пушкин Александр Сергеевич – биография поэта

https://www.culture.ru/persons/8195/aleksandr-pushkin

Сказки А.С. Пушкина

https://pyshkin-skazki.ru/

Пушкинские сказки в работах разных художников

https://cardly.ru/kakie-hudozhniki-illyustratory-pushkinskih-proizvedenii-vam-izvestny.html

Сказки Пушкина в иллюстрациях Ивана Билибина

https://vk.com/@fil10library-skazki-pushkina-v-illustraciyah-ivana-bilibina

 

 

Приложение 1

«Чтение - вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека - есть наука самая занимательная».

А.С. Пушкин

 

Приложение 2

Команда №1 «Золотая рыбка»

t1685089334aa.png


 

Команда №2 «Золотой петушок»

t1685089334ab.gif

 

Приложение 3

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью
кот учёный
всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там
леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
на брег песчаный и пустой,
И тридцать
витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними
дядька их морской;

Там королевич мимоходом
пленяет грозного
царя;
Там в облаках перед народом
через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,
а бурый
волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой
идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;
Там русский дух... там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и
кот учёный
свои мне сказки говорил.

(Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

 

Последовательность расположения героев в тексте: кот учёный, леший, русалка, витязи, дядька морской, королевич, царь, колдун, царевна, волк, баба Яга, царь Кащей, я (автор), кот учёный.

 

Приложение №4.1

Задание № 3. вставьте пропущенное слово, героя сказки, определите из какой сказки данный фрагмент, поставьте к отрывку с названием сказки подходящую цифру

«Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

.. в нем живет ручная,

Да чудесница какая!

Да орешки всё грызет;

А орешки не простые,

Скорлупы-то золотые,

Ядра - чистый изумруд».

……. с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: «Кири-ку-ку.

Сел ….. на кобылку верхом,
Да версту проскакал, так что пыль столбом.
Испугался бесенок и к деду,
Пошел рассказывать про такую победу.

Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич ……”.

И сказал ей ласковое слово:
“Бог с тобою, золотая…..!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе”.

 

Приложение № 4.2

Задание № 3. вставьте пропущенное слово, героя сказки, определите из какой сказки данный фрагмент, поставьте к отрывку с названием сказки подходящую цифру

«Отпусти ты, ….., меня в море,

Дорогой за себя дам откуп,

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

«За морем …….есть,

Что не можно глаз отвесть.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит».

«Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого…….».

«Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кое-какого товару.

Навстречу ему …..

Идет, сам не зная куда».

Вот Чернавка в лес пошла

И в такую даль свела,

Что царевна догадалась

И до смерти испугалась

И взмолилась: «Жизнь моя!

В чем скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я……,

Я пожалую тебя».

 

Приложение 5

Последовательность выполнения рыбки в технике оригами

t1685089334ac.jpg

 

Приложение 6

Схема изображения Золотого петушка по квадратам

t1685089334ad.gif

 

Приложение 7

Репродукции иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина

t1685089334ae.jpg

t1685089334af.jpg

И.Я. Билибин

t1685089334ag.jpg

t1685089334ah.jpg

Б.А. Дехтерев

t1685089334ai.jpg

t1685089334aj.jpg

А.М. Елисеев

t1685089334ak.jpg

t1685089334al.jpg

Б.В. Зворыкин

t1685089334am.jpg

t1685089334an.jpg

В.М. Конашевич

t1685089334ao.jpg

t1685089334ap.jpg

А.М. Куркин

t1685089334aq.jpg

t1685089334ar.jpg

Т.А. Маврина

t1685089334as.jpg

t1685089334at.jpg

В.М Назарук

t1685089334au.jpg

t1685089334av.jpg

А.Д. Рейпольский

 

Приложение 8

Репродукции иллюстраций Царевны-Лебедь

 

t1685089334aw.jpg

t1685089334ax.jpg

Маврина Т.А.

Конашевич В.М.

t1685089334ay.jpg

t1685089334az.jpg

Куркин А.М.

Елисеев А.М.

t1685089334ba.jpg

t1685089334bb.png

Рейпольский А.Д.

Назарук В.М.

Приложение 9

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ

Команда: ____________________________

Начало игры (час, минуты): _____________________________ 

Отметка о прохождении этапа

I этап

«_______________________________»

II этап

«_______________________________»

III этап

«_______________________________»

IV этап

«_______________________________»

V этап

«_______________________________»

V I этап

«_______________________________»

Окончание игры (час, минуты):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.