Урок музыки в 4 классе на тему «Что за прелесть эти сказки»

1
0
Материал опубликован 10 March 2019

Урок музыки в 4 классе

«Что за прелесть эти сказки»

Тема урока: «Что за прелесть эти сказки!»

Цель: Формировать понимание роли сказки в поэзии А.С. Пушкина и музыке Н.А.Римского Корсакова.

Задачи:

образовательные: 

- познакомить обучающихся с музыкой  русского композитора – сказочника Н.А.Римского-Корсакова (Опера «Сказка о царе Салтане»);

-  вызвать эмоциональный отклик на музыку;

- расширить знания о тембровой окраске инструментов симфонического оркестра;

 - формировать умение анализировать, сравнивать звучание групп симфонического оркестра;

развивающие:

- развивать интерес к искусству;  вокально-хоровые навыки, тембровый слух;  формирование УУД

 воспитывающие:

- воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;

Оборудование: компьютер, мультимедиа, экран, записи музыки.

Ход урока

Организационный момент. Активизация внимания.

Звучит музыка из мюзикла «Лукоморье».

- Добрый день, ребята! Я очень рада вас видеть, и думаю, что музыка, которую вы только что прослушали, передала нам замечательное настроение.

Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока:

- Как вы уже поняли, сегодня главной героиней урока будет сказка. Что такое сказка?

- Сегодня мы открываем четвёртый листок музыкального альбома , посвящённого творчеству А.С.Пушкину.

- Перед вами Палехская миниатюра. Рассмотрите внимательно, что на ней изображено и дайте название. (сказки Пушкина)

СЛАЙД 1.

Народные умельцы села Палех Ивановской области точно подметили яркие образы сказок Пушкина. А.С.Пушкин - это великий русский поэт - сказочник. В одном из писем Пушкин писал брату: «Знаешь ли, мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – Что за прелесть эти сказки! – Каждая есть поэма».

Формулирование темы , цели урока.

- Мы с вами уже говорили о человеке, который вдохновлял Пушкина на создание сказок. Вспомните кто это? (Няня Арина Родионовна)

- Напомните мне ребята, как называется наш альбом? («Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…»)

- Какое место называл поэт «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья?»

(Село Михайловское.)

- Да, именно в селе Михайловском появились его замечательные произведения среди которых поэмы, сказки и многие стихотворения.

- Какие сказки Пушкина вы знаете?

- Сегодня мы отправимся в мир сказок. А поможет нам в этом произведение всем вам хорошо известного музыкального сказочника. И имя его? (Д: Н. А. Римский-Корсаков)

- Вы правы. В прошлом году мы знакомились с оперой Н. Римского- Корсакова, кто помнит ее название? («Садко»)

- Молодцы, а на сказки Пушкина, композитором написано две оперы: «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке».

- Почему его называли музыкальным сказочником?

- Я еще раз вам напомню, что Композитор написал много музыкальных произведений на тему русских сказок и былин. У него целых 15 опер!!!

4. Определение новой темы:

А вот с какой сегодня сказкой мы встретимся, я предлагаю вам самим назвать, прослушав отрывок из сказки:

"Остров на море лежит, 
Град на острове стоит 
С златоглавыми церквами,
С теремами да садами. 
Стены с частыми зубцами. 
И за белыми стенами 
Блещут маковки церквей 
И святых монастырей.
Город новый, златоглавый, 
Пристань с крепкою заставой. 
Разом пушки запалили,
В колокольни зазвонили :."

- Ребята, вы узнали эту сказку? (Сказка о царе Салтане).

- Опера необычная, сказочная, правдиво передаёт поэтические образы Пушкина.

- Давайте поближе познакомимся с самыми яркими фрагментами оперы. В опере « Сказка о царе Салтане» вступление к 4 действию называется симфонической картиной « Три чуда», как вы думаете, какие это чудеса? (Белка, тридцать три богатыря и царевна- лебедь.)

Второе действие оперы открывает вступление.

Послушайте внимательно и постарайтесь рассказать, что вы услышали, увидели, почувствовали в музыке.

Слушание вступления ко 2 действию оперы.

Расскажите, что вы увидели в музыке?

Что вы услышали в музыке?

Что чувствовали?

Сказочник - иллюстратор Иван Яковлевич Билибин нарисовал иллюстрацию, которая называется «Бочка по морю плывёт».

СЛАЙД 2.

- Созвучна она с музыкой и сказкой Пушкина? Подберите строчки, подходящие к иллюстрации.

- Итак, музыка передаёт и блеск звёзд на небе, и плывущую по волнам неуклюжую бочку, и плач царицы, и даже то, как чудесным образом «не по дням, а по часам» растёт князь Гвидон. Всё это Римский – Корсаков изобразил с помощью инструментов симфонического оркестра.

- Если бы вы были композиторами, какой инструмент вы бы взяли для характеристики белочки?

- Какой бы вы сочинили тему «Богатырей»?

- Какие инструменты вы бы выбрали для характеристики Царевны- лебедь?

- Теперь сравним наши предположения с тем, как видит героев сказки композитор Н.А.Римский - Корсаков.

-Давайте послушаем музыкальную тему белки Римского- Корсакова.

Слушанье музыки. Тема белки.

СЛАЙД 3.

Работа с текстом:

Ель в лесу, под елью белка;

Диво, право, не безделка-

Белка песенки поёт,

Да орешки всё грызёт,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые,

Ядра-чистый изумруд…

- Скажите, вы узнали мелодию, которая характеризует белку? (Да это русская народная песня « Во саду ли, в огороде»).

- Композиторы часто использовали в своих произведениях русские народные

песни, мелодии, преобразовывали их и превращали в шедевры мировой музыки.

- Какой инструмент характеризует белку? (Флейта).

- Как звучит мелодия флейты высоко или низко? (Высоко).

- Верно. Флейта звучит в высоком регистре. Регистр – это ряд звуков голоса или

инструмента, одинаковых по тембру. Регистр можно подразделить на высокий,

средний и низкий.

-Давайте разучим её и исполним.

- Ну а сейчас, прослушаем следующий отрывок.

Слушанье музыки « Три чуда» тема богатырей.

Океан подымет вой,

Хлынет на берег пустой,

Расплеснётся в шумном беге,

И очутятся на бреге,

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

СЛАЙД 4.

- Ребята, а кто такие богатыри? (защитники Родины).

- А зачем они нужны? (Чтобы защищать Родину).

- А какой характер у богатыря? (Смелый, решительный, мужественный, дисциплинированный).

Море вскипает, бушует, плещет,  и постепенно из него появляются богатыри.

Итак, вы снова композиторы.

Не забудьте выбрать инструмент, для изображения мощи богатырей.

- Богатыри представлены иначе, чем белка, Вы можете сказать как? (Более насыщенная мелодия, маршевый ритм, регистр низкий).

- Правильно и ,наконец, тема Царевны - лебедь.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает будто пава;

А как речь-то говорит,

Словно реченька журчит.

- Какая мелодия характеризует царевну? (Плавная, нежная).

- Можно ли назвать прослушанные фрагменты сказочными? Почему? (Да, можно, слушая их мы попадаем в мир сказки).

Посмотрите, как художник изобразил Царевну - Лебедя при помощи красок. Какая она?

СЛАЙД 5.

- Красивая, волшебная, таинственная…

Царевна эта необычайная, волшебная. Это и человек , и птица. Лебедь – это удивительно красивая и грациозная птица,

- Какими инструментами вы бы изобразили Царевну?

Викторина.

1.Назовите музыкальное произведение , написанное на сюжет сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане»?

2.Назовите композитора?

3. Какой народной мелодией композитор озвучил белочку?

4.Какой музыкальный инструмент помог создать музыкальный образ богатырей?

5. Назовите иллюстратора –сказочника?

5. Рефлексия урока.

Я знал…

Я узнал…

Я хочу узнать…

6. Домашнее задание

Нарисовать одно из трёх чудес произведения «Сказка о царе Салтане».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.