Конспект занятия по теме: «Калейдоскоп профессий»

0
0
Материал опубликован 12 January 2023

Тема: Калейдоскоп профессий

Цель: ознакомить обучающихся с классификацией профессий по предметам труда, создать информационное пространство о профессиях, привить интерес к различным видам деятельности, задуматься о своей будущей профессии.

Задачи: Пробудить у подростков интерес к знакомству с различными видами деятельности, создать условия для повышения готовности подростков к социально-профессиональному определению.

Ход мероприятия

Сегодняшнее наше занятие мы проведем, путешествуя в мире профессий. Скоро вам предстоит оку­нуться в этот взрослый мир и выбрать свое место в нем. Времени на выбор будет отпущено совсем немного, поэтому присматриваться к разным профессиям нужно уже сейчас.

Вся жизнь человека делится на несколько этапов: детство, подростковый возраст, юность, зрелость. Самым счастливым и беззаботным временем является, несомненно, детство. Но наступает момент, когда каждому человеку, к сожалению, приходится прощаться с ним и вступать в следующий период жизни, становиться серьёзнее. Вот и вы сейчас вступаете в более взрослую и серьёзную жизнь, в которой вам предстоит принимать множество важных решений, делать выбор в различных ситуациях.

1.     Пять типов профессий.

Говорят, что в мире существует около 50 тысяч профессий. Чтобы не запутаться в них, специалисты объединяют их в крупные классы, типы. В России все профессии объединяют в пять больших групп, типов.

Первый тип: человек-природа. Люди этих профессий имеют дело с неживой и живой природой (ветеринар, агроном, гидролог, овцевод, механизатор, тракторист). Для них характерен общий предмет труда – животные и растения, почва и воздушная среда.

Второй тип: человек – техника. Это могут быть летчики, водители, матросы, токари, слесари и др. профессии, использующие технические устройства.

Третий тип: человек-человек. Предметом труда в этой профессии является другой человек, а характерной чертой деятельности – воздействие на других людей. К такому типу профессий относятся учитель, врач, журналист, продавец.

Четвертый тип: человек – знаковая система. Специалисты такого типа используют в своем труде различные знаки: устная и письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т.п. Это бухгалтеры, ученые, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

Пятый тип: человек – художественный образ. Людей этого типа отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант. Это музыканты актеры, дизайнеры и др.

Чтобы не ошибиться в выборе профессии, нужно учесть свои психологические способности, физические возможности.

2.     Тест «Ты и твоя профессия»

Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы – их надо зачеркнуть, если их не хватает – дорисовать недостающие. Время выполнения – 30 секунд.

(Дети рисуют фигурки)

Теперь подсчитайте количество треугольников.

(Дети выполняют задание)

ПЕРВЫЙ ТИП: 6-8 треугольников – тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией.

ВТОРОЙ ТИП: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность.

ТРЕТИЙ ТИП: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

ЧЕТВЕРТЫЙ ТИП 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

ПЯТЫЙ ТИП 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное.

ШЕСТОЙ ТИП 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Успешные профессионалы, т.е. люди, довольные своей профессией и зарабатывающие много денег, сформулировали три главных требования, которым должна удовлетворять профессия, чтобы потом не разочароваться в ней:

профессия должна быть интересной,

профессия должна пользоваться спросом на рынке труда,

профессия должна соответствовать собственным возможностям.

Один из наиболее существенных внутренних импульсов, по которым люди выбирают себе профессию, это интерес к ее содержанию. Это первое требование к профессии.

Давайте порассуждаем о том, как нужно выбирать профессию, что важно учитывать при этом.

Формула выбора профессии​​​​​​​ 

«ХОЧУ»

«МОГУ»

«НАДО»

Интерес – побуждение познавательного характера

Склонности - это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает.

Способности - это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешное осуществление деятельности

Состояние здоровья

Личные качества

Потребности рынка труда – наличие рабочих мест по избранной специальности

Не всякий вид трудовой деятельности называется профессией. Профессия — это:

деятельность, направленная на пользу общества,

деятельность, требующая профессионального обучения,

деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).



Игра «от А до Я»

А я предлагаю вам сыграть в игру «От А до Я», я вам показываю букву, а вы называете профессии, которые начинаются на эту букву.

-Теперь вы сами, я думаю, убедились, что профессий очень много.

-А теперь подумайте и скажите, есть ли среди них самая важная и нужная? (ответы детей).

Правильно, нет профессии самой нужной и важной, а все нужны и важны.

Игра: Составь пословицу.

Составь пословицу, соединив буквы стрелками.

Н

И

М

И

У

З

Д

С

Т

Р

В

М

А

Ш

О

Р

С

О

А

Н

О

У

Д

О

К

Л

Р

А

Ф

Ш

К

Н

Б

Д

Е

Ж







































Ответ: «Наш мир создан трудом»



3.      «Занимательные факты». Заметки о самых редких профессиях.

Как вы думаете, чем занимается титестер? Титестер - дегустатор чая. По вкусу, виду этот специалист может определить сорт чая, место, где его вырастили, сезон сбора, способ хранения и переработки. Титестер обладает особым талантом – исключительно тонким обаянием. А еще титестеры должны от многого отказаться: не есть жареного, копченого, не употреблять специй, не пить, не курить, не пользоваться парфюмерией. Титестеры страшно боятся насморка. Крупнейшие компании страхуют носы своих титестеров на миллионы долларов, ведь от этих носов зависят судьбы огромных партий чая, которые стоят миллионы

Еще одна редкая профессия – постижёр. Это специалист по изготовлению париков, усов, бород и бакенбардов. Эта профессия тесно связана с творчеством – в театре постижёр не просто делает парик, а создаёт образ. Часто в театре постижёры – это еще и гримеры, художники, создающие внешний облик героев. Для этой профессии требуется завидное терпение и усидчивость, потому что приходится специальным крючком вплетать в основу волосок к волоску. Профессия постижёра является довольно редкой, но сейчас она все больше и больше востребована в связи с развитием рекламы и шоу-бизнеса.

Ребята, как вы думаете, важнее кем ты работаешь или как ты работаешь?

(ответы детей).


-Правильно, не столько важно кем ты работаешь, сколько важно, как ты работаешь. Издавна в народе пользуются уважением люди трудолюбивые, а с ленивыми работниками никто не хочет иметь дела. Человека ценят за его отношение к работе, за его дела. Главное – с душой относиться к своей профессии, качественно и добросовестно выполнять свою работу. Тогда люди скажут: «Вот мастер своего дела».

Представьте, что вы уже работаете. Скажите, как вы будите работать, чтобы про вас сказали: «Это мастер своего дела»?

Например, если я буду продавцом, то буду вежливо и культурно обслуживать покупателей.

(Дети продолжают).


1.Если я буду поваром – то буду вкусно готовить.

2.Если я буду маляром – то буду красить ровно и гладко.

3.Если я буду столяром – буду делать прочную мебель.

4.Если я буду строителем – буду строить уютное и прочное жилье.

5.Если я буду сапожником – буду шить удобную и красивую обувь.


-Молодцы, вы правильно понимаете, как должны работать повар, маляр, столяр, чтобы быть мастерами своего дела. Но этого нужно добиться, добиться трудолюбием, добросовестным отношением к своей работе. Настоящий мастер потому и настоящий, что работает на совесть, вкладывает свою душу в работу, выполняет ее качественно, аккуратно, красиво. Поэтому труд его приносит радость людям. И тогда люди говорят мастеру» спасибо».


Задание: «Кому за что говорят спасибо»?


На доске написаны профессии, ребята называют мастера и за что говорим ему «спасибо».


Сапожнику – за удобную обувь.

Столяру – за прочную мебель.

Строителю – за уютное жилье.

Парикмахеру – за красивую прическу.

Врачу – за избавление от боли.

Уборщице – за чистоту и порядок.

Учителю – за знания.

Портному – за одежду.


-Ребята, а теперь подумайте и ответьте на главный вопрос нашего мероприятия: Для чего нужна профессия?

(ответы детей).


Ремесло не коромысло – плеч не отдавит, а век пропитает.


-Ребята, я надеюсь, что наше занятие прошло с пользой для вас.     Вопрос выбора профессии решить за короткое время нельзя, нужно хорошо подумать, все взвесить.

Главным делом для вас сейчас является ваша учёба, получение хороших знаний, которые пригодятся вам в будущей жизни. Желаю хороших оценок, успехов в ваших начинаниях, а в будущем я желаю вам выбрать себе профессию по душе. Потому что счастлив тот, кто занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.