Технологическая карта урока физики по теме «Гидравлические машины» (7 класс)
Учебный предмет: физика.
Класс: 7 класс
УМК: Перышкин А.В Физика,7 класс, М, Дрофа,2013-2014г.
Тема урока: Гидравлические машины
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления о гидравлической машине, изучить физические основы работы и устройства гидравлического пресса и домкрата, их применение
Планируемые результаты обучения:
1) в направлении личностного развития:
- сформировать познавательный интерес к машинам, создающим большие сжимающие усилия;
- развивать самостоятельность в приобретении новых знаний;
- развивать самостоятельность в принятии решения, оценивании результатов своих действий.
2) в метапредметном направлении:
- вырабатывать умения находить необходимую информацию в тексте, анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- развивать монологическую и диалогическую речь
3) в предметном направлении:
- обнаруживать зависимость между приложенными силами и площадью поршней в цилиндрах гидравлической машины, объяснять полученные результаты и делать выводы ;
- применять знания о законе Паскаля для объяснения принципа работы гидравлического пресса;
- использовать полученные знания в повседневной жизни, приводить примеры использования гидравлического пресса и домкрата в быту и технике.
Методы обучения: проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.
Средства обучения: учебник, проектор, презентация, оценочные листы, карточки для рефлексии.
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
|||||||
Осуществляемые учебные действия |
Формируемые способы действий |
Осуществляемые учебные действия |
Формируемые способы действий |
Осуществляемые учебные действия |
Формируемые способы действий |
||||
Организационный момент |
|||||||||
Ровно встали, тихо сели, Головами повертели. Очень сладко потянулись И друг другу улыбнулись. Прозвенел сейчас звонок, Начинаем наш урок. У вас на столах лежат оценочные листы и карточки разного цвета, к ним мы будем обращаться в течении всего урока. |
Определяет готовность обучающихся Сосредотачивает внимание учащихся |
Ответ на приветствие учителя. |
Выделение существенной информации из слов учителя.
|
Взаимодействие с учителем. |
Слушание учителя.
|
Целеполагание. |
Умение настраиваться на занятие.
|
||
Постановка цели и задач урока |
|||||||||
Можете ли вы поднять 5 кг, 10 кг, а 200кг? Как поступить в этом случае? Демонстрация действия модели гидравлического пресса. -Что это за прибор? Виды прессов (слайд 2) Вы едете с родителями на машине и вдруг возникает проблема - прокалываете колесо (слайд № 3). Его нужно поменять. Как это сделать? Очевидно, должно быть какое-то устройство, позволяющее поднять машину. Домкрат (кто-нибудь назовет это слово) (слайд № 4,5) Сформулируйте цель вашей деятельности -Узнать устройство и принцип работы домкрата и пресса - Сформулируйте тему урока -Домкрат и пресс. Почему мы сегодня говорим о двух устройствах сразу? У них есть что-то общее: и пресс и домкрат можно назвать одним словом. Каким? (слайд № 6) Машины. Какие? Водяные, жидкостные, а правильнее гидравлические(слайд 7) Сформулируйте снова тему урока и цели урока
|
Постановка проблемного вопроса Демонстрирует модель гидравлического пресса Выяснение темы урока и формулировка его цели. |
Ответ на вопросы учителя. Выдвижение предположения о теме урока |
Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Самостоятельное выделение и формулирование познав. цели. |
Взаимодействие с учителем |
Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Чтение мимики лица и моторики тела |
Контроль правильности ответов обучающихся |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Целеполагание. Планирование |
||
2. Повторение |
|||||||||
Прежде, чем перейти к новой теме давайте повторим пройденный материал. Возьмите оценочный лист и выполните самостоятельную работу (приложение 1) Передайте лист соседу, он проверит и поставит вам оценку(слайд № 8 ) |
Дает задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран правильное решение задач. |
Выполняют задания самостоятельной работы |
Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Контроль и оценка процесса и результатов действия.
|
Взаимодействие с учителем и со сверстниками |
Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации |
Контроль правильности ответов учащихся. |
Коррекция. Оценка. Саморегуляция |
||
3. Актуализация знаний |
|||||||||
1.Что называют давлением? 2.Как определяют давление? 3.В каких единицах измеряется давление? 4.Каким прибором измеряется давление? 5.Как располагаются поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах? 6.Приведите примеры сообщающихся сосудов. 7.Сформулируйте закон Паскаля. Для того, чтобы объяснить, как работает пресс, надо выяснить ,как работает гидравлическая машина |
Задает вопросы. |
Отвечают на вопросы. |
Компетенция обучающихся в области физики |
Взаимодействуют с учителем |
Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Говорение. Умение слушать и вступать в диалог. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации |
Контроль правильности ответов учащихся. Развитие регу-ляции учебной деятельности. |
Уточнение и дополнение высказываний учащихся Регуляция учебной деятельности |
||
4. Изучение новых знаний и способов деятельности |
|||||||||
- Работать будем в группах по плану , заполняя таблицу в оценочном листе. План рассказа об устройствах, механизмах, машинах 1.Название устройства 2. Назначение устройства. 3. Схема устройства. 4. Принцип действия устройства. 5. Правила пользования и применения устройства ,механизма, машины. Для этого прочитайте текст на стр. 111-112 учебника п.47, и выпишите необходимое. |
Дает задание прочитать параграф и заполнить таблицу. |
Читают параграф, выделяют существенную информацию, заполняют таблицу. |
Анализ содержания параграфа. Поиск и выделение информации. Знаково-символические действия. Умение структурировать знания. Смысловое чтение. Умение адекватно передавать содержание текста. Синтез. Установление причинно-следственных связей. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других. . Обсуждают выводы |
Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в группах. Слушание. Говорение. Умение слушать и вступать в диалог. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Чтение. Получение графической информации. Письмо. Передача графической информации. Поиск в традиционных источниках. Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. |
Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Составление плана и последовательности действий |
||
5. Первичная проверка понимания изученного |
|||||||||
Ответы групп по плану(слайд 9) Вывод: Гидравлическая машина дает выигрыш в силе. Выигрыш в силе равен отношению площади большого поршня к площади малого поршня. |
Задает вопросы. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. |
Ответы по плану(каждая группа отвечает на определенный вопрос) |
Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Знаково- символические действия, включая моделирование. Умение структурировать знания. Контроль и оценка процесса и результатов действия. Построение логической цепи рассуждений.
|
Участие в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме |
Понимание на слух вопросов и ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регулирования своего действия Слушание. Чтение. Получение числовой информации. Получение графической информации. Чтение жестов и позы. Чтение мимики лица и моторики тела. Различение интонации. Говорение. Передача числовой информации. Передача графической информации. Умение слушать и вступать в диалог. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов |
Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. Прогнозирование. Коррекция. Оценка. Саморегуляция. Постановка вопросов |
||
6. Закрепление |
|||||||||
1. Какую силу надо приложить к меньшему поршню площадью 1 м2, чтобы поднять тело весом 500 Н, находящееся на поршне площадью 5 м2?(100Н) 2.Какую силу нужно приложить к меньшему поршню площадью 0,1 м2 , чтобы поднять тело массой 200 кг, находящееся на поршне площадью 10 м2? (20Н)(слайд 10,11) |
Формулировка условий задач и контроль за правильным решением этих задач |
Решение задач |
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
Участие в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме |
Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регулирования своего действия |
Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля |
||
7. Применение изученного материала |
|||||||||
Работа в парах. Зная принцип работы гидравлической машины объясните друг другу принцип действия домкрата или гидравлического пресса(приложение 3) ,(слайд 12,13) |
Формулировка задания. |
Ответы на вопросы. |
Осуществление актуализации лично- го жизненного опыта. Знаково-символические действия, включая моделирование. Умение строить речевое высказывание. Подведение под понятие. Построение логической цепи рассуждений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
Взаимодействие с учителем и со сверстниками |
Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Чтение. Получение графической информации. Говорение. Передача графической информации. Умение слушать и вступать в диалог. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации |
Контроль правильности ответов обучающихся |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Коррекция. Оценка. Саморегуляция. |
||
8. Обобщение и систематизация |
|||||||||
1..Будет ли гидравлический пресс работать на Луне? Будет ли какая-нибудь разница в его работе на Луне, по сравнению с работой на Земле? 2.Изменится ли давление, производимое при помощи гидравлического пресса, если вместо масла налить воду? 3. Почему в гидравлических машинах применяют масло, а не воду? |
Формулировка вопросов. |
Ответы на вопросы, выполнение заданий. |
Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Умение структурировать знания. Умение строить речевое высказывание. Контроль и оценка процесса и результатов действия. Анализ объектов с целью выделения признаков. Синтез. Выбор оснований и критериев для сравнения. Построение логической цепи рассуждений, доказательств. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме |
Взаимодействие с учителем и с одноклассниками |
Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Слушание. Говорение. Умение слушать и вступать в диалог. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации |
Контроль правильности ответов обучающихся |
Умение настраиваться на занятие Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся Коррекция. Оценка. Саморегуляция. |
||
9. Контроль и самоконтроль |
|||||||||
Тест (приложение 2) Самопроверка(слйды 14,15,16,17,18) |
Дача заданий и проверка |
Выполнение заданий |
Выделение существенной информации из слов учителя. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Рефлексия способов и условий действий. Контроль и оценка процесса и результатов действия. Смысловое чтение. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
Взаимодействие с учителем |
Слушание учителя Чтение. Письмо. Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации |
Контроль и самоконтроль |
Умение настраиваться на выполнение заданий. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Оценка. Саморегуляция |
||
10. Коррекция |
|||||||||
1. На большой поршень гидравлического пресса с площадью 200 см2 поставлена гиря массой 5 кг. Какой массы гирю надо поставить на малый поршень (его площадь равна 20 см2 ), чтобы жидкость в прессе была в равновесии? (0,5 кг) 2. Площади поршней гидравлического пресса 100 см2 и 0,5 см2 . на большой поршень действует сила 5 кН. Какая ее уравновесит сила, прилагаемая к малому поршню?(5 Н)(слайды 19) |
Дача заданий для коррекции знаний, умений и навыков |
Выполнение заданий для коррекции знаний, умений и навыков |
Выделение существенной информации из слов учителя. Знаково-символические действия. Умение строить речевое высказывание. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Смысловое чтение. Подведение под понятие. Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательств. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
Взаимодействие с учителем |
Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Чтение. Говорение. Письмо. Умение слушать и вступать в диалог. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации |
Целеполагание Контроль правильности ответов обучающихся |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Коррекция. Оценка. Саморегуляция. Постановка вопросов |
||
11. Домашнее задание |
|||||||||
Домашнее задание: п. 47. Упр. 23(1,2). Создать модель гидравлической машины, используя шприцы разного диаметра и соломинку для коктейля.(слайд 20) |
Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению |
Слушание учителя и запись домашнего задания в дневнике. |
Выделение существенной информации из слов учителя |
Взаимодействие с учителем |
Слушание учителя |
Развитие регуляции учебной деятельности |
Регуляция учебной деятельности |
||
12. Подведение итогов занятия |
|||||||||
-Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились сегодня?(слайд 21) Я научился… Было трудно… Сегодня я узнал… У меня получилось… Теперь я могу… Оцените свою работу и работу своих партнеров на уроке. |
Формулирует вопросы |
Отвечают на вопрос учителя |
Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме |
Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме |
Понимание на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию |
Контроль правильности ответов обучающихся |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся |
||
13. Рефлексия |
|||||||||
Спасибо всем за урок. У вас на столах лежат карточки разного цвета. Если вы все поняли поднимите зеленую карточку, если надо подучить- желтую, а если вообще все плохо- черную. Всего доброго! |
Проводит рефлексию, |
Рефлектируют . |
Умение делать выводы. Рефлексия способов и условий действий |
Взаимодействие с учителем |
Умение формулировать собственное мнение |
Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний |
Саморегуляция. Рефлексия |
Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ Фамилия, имя__________________________________________________
1.Задание 1
.а) запишите название основных частей поршневого жидкостного насоса;
Ответ. 1.___________. 2. ________. 3. ________. 4. ___________. 5. _____________. 6. _______________.
б) выберите правильный ответ (открывается, закрывается) и запишите на месте пропусков.
При подъеме поршня нижний клапан _____________ из-за перепада давления, а верхний клапан _______________
Задание 2. Какое из приведенных ниже физических явлений можно объяснить с помощью закона Паскаля:
а) газ оказывает давление на стенки сосуда, в котором он находится;
б) при нажатии на тюбик с зубной пастой ( в любом месте) из горлышка тюбика выходит паста;
в) мыльный пузырь, выдуваемый через трубочку, принимает форму шара?
Ответ ____________________________
Задание 3. Выполняется ли закон сообщающихся сосудов в невесомости?
Ответ. _______________________________
Задание 4. Найдите ошибки в рисунке
Ответ __________________________________
2. Заполните таблицу.
1.Название устройства |
|
2. Назначение устройства. |
|
3. Схема устройства. |
|
4. Принцип действия устройства. Какой закон используется в устройстве гидравлических машин? Какой выигрыш в силе дает гидравлическая машина? |
|
5. Правила пользования и применения устройства, механизма, машины |
1.Прочитать инструкцию . 2. Содержать устройство в чистой рабочей обстановке. 3. Строго следить за рекомендуемым интервалом замены масла. 4. Регулярная проверка масла в соединениях без утечки. 5. Убедиться в хорошем основании без вибрации. |
3. Тест
Вопрос |
1 |
2 |
3 |
4 |
Ответ |
4. Оцени свою работу на уроке _____________________________________
Оцени работу своих партнеров по группе ____________________________________________
(Фамилия, Имя, оценка) _______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
Приложение 2
ТЕСТ
1. Каково соотношение действующих на поршни гидравлической машины сил и площадей этих поршней. Из каких закономерностей следует это соотношение?
а) F2/F1 = S2/S1; из закона сообщающихся сосудов. б) F2/F1 = S2/S1; из закона Паскаля и равновесия жидкости. в) F2/F1 = S2/S1; из закона Паскаля и равенства давлений (р1 = р2) в жидкости, находящейся в равновесии.
2. Какой выигрыш в силе дает гидравлический пресс, если F1 = 500 Н, , F2 = 5 кН?.
а) S1/S2; 0,1. б) S2/S1; 10. в) S2/S1; 0,1. г) S1/S2; 10.
3. На большой поршень гидравлического пресса с площадью 400 см2 поставлена гиря массой 5 кг. Какой массы гирю надо поставить на малый поршень (его площадь равна 80 см2 ), чтобы жидкость в прессе была в равновесии?
а) 0,5 кг. в) 2,5 кг. б) 2 кг. г) 1 кг.
4. Площади поршней гидравлического пресса 200 см2 и 0,5 см2 . на большой поршень действует сила 4 кН. Какая ее уравновесит сила, прилагаемая к малому поршню?
а) 1000 Н. в) 10 Н. б) 100 Н. г) 1 Н.
Приложение 3
Матросова Галина Николаевна