Технологическая карта урока физики по теме «Гидравлические машины» (7 класс)

1
1
Материал опубликован 1 February 2017

Учебный предмет: физика.

Класс: 7 класс

УМК: Перышкин А.В Физика,7 класс, М, Дрофа,2013-2014г.

Тема урока: Гидравлические машины

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления о гидравлической машине, изучить физические основы работы и устройства гидравлического пресса и домкрата, их применение

Планируемые результаты обучения:

1) в направлении личностного развития:

- сформировать познавательный интерес к машинам, создающим большие сжимающие усилия;

- развивать самостоятельность в приобретении новых знаний;

- развивать самостоятельность в принятии решения, оценивании результатов своих действий.

2) в метапредметном направлении:

- вырабатывать умения находить необходимую информацию в тексте, анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы, соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- развивать монологическую и диалогическую речь

3) в предметном направлении:

- обнаруживать зависимость между приложенными силами и площадью поршней в цилиндрах гидравлической машины, объяснять полученные результаты и делать выводы ;

- применять знания о законе Паскаля для объяснения принципа работы гидравлического пресса;

- использовать полученные знания в повседневной жизни, приводить примеры использования гидравлического пресса и домкрата в быту и технике.

Методы обучения: проблемный, эвристический.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.

Средства обучения: учебник, проектор, презентация, оценочные листы, карточки для рефлексии.

 

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

   

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

   

Осуществляе­мые учебные

действия

Формируемые способы действий

Осуществляе­мые учебные

действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые учебные

действия

Формируемые способы действий

Организационный момент

Ровно встали, тихо сели,

Головами повертели.

Очень сладко потянулись

И друг другу улыбнулись.

Прозвенел сейчас звонок,

Начинаем наш урок.

У вас на столах лежат оценочные листы и карточки разного цвета, к ним мы будем обращаться в течении всего урока.

Определяет готовность обучающихся

Сосредотачивает внимание учащихся

Ответ на приветствие учителя.

Выделение существенной информации из слов учителя.

 

Взаимодействие с учителем.

Слушание учителя.

 

Целеполагание.

Умение настраиваться на занятие.

 

Постановка цели и задач урока

Можете ли вы поднять 5 кг, 10 кг, а 200кг?

Как поступить в этом случае?

Демонстрация действия модели гидравлического пресса.

-Что это за прибор?

Виды прессов (слайд 2)

Вы едете с родителями на машине и вдруг возникает проблема - прокалываете колесо (слайд № 3). Его нужно поменять. Как это сделать?

Очевидно, должно быть какое-то устройство, позволяющее поднять машину.

Домкрат (кто-нибудь назовет это слово) (слайд № 4,5)

Сформулируйте цель вашей деятельности

-Узнать устройство и принцип работы домкрата и пресса

- Сформулируйте тему урока

-Домкрат и пресс.

Почему мы сегодня говорим о двух устройствах сразу?

У них есть что-то общее: и пресс и домкрат можно назвать одним словом.

Каким? (слайд № 6)

Машины.

Какие?

Водяные, жидкостные, а правильнее гидравлические(слайд 7)

Сформулируйте снова тему урока и цели урока


 


 


 


 


 

Постановка проблемного вопроса

Демонстрирует модель гидравлического пресса

Выяснение темы урока и формулировка его цели.

Ответ на вопросы учителя.

Выдвижение предположения о теме урока

Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Самостоятельное выделение и формулирование познав. цели.

Взаимодействие с учителем

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Чтение мимики лица и моторики тела

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Целеполагание. Планирование

 

2. Повторение

Прежде, чем перейти к новой теме давайте повторим пройденный материал.

Возьмите оценочный лист и выполните самостоятельную работу (приложение 1)

Передайте лист соседу, он проверит и поставит вам оценку(слайд № 8 )

Дает задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит

на экран правильное решение задач.

Выполняют задания самостоятельной работы

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Контроль и оценка процесса и результатов действия.

Компетенция обучающихся в области физики

 

Взаимодействие с учителем и со

сверстниками

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Контроль правильности ответов учащихся.

Коррекция.

Оценка.

Саморегуляция

3. Актуализация знаний

1.Что называют давлением?

2.Как определяют давление?

3.В каких единицах измеряется давление?

4.Каким прибором измеряется давление?

5.Как располагаются поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах?

6.Приведите примеры сообщающихся сосудов.

7.Сформулируйте закон Паскаля.

Для того, чтобы объяснить, как работает пресс, надо выяснить ,как работает гидравлическая машина

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы.

Компетенция обучающихся в области физики

Взаимодействуют с учителем

Слушание учителя и товарищей, построение понятных

для собеседника высказываний.

Говорение.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Контроль правильности ответов учащихся.

Развитие регу-ляции учебной деятельности.

Уточнение и дополнение высказываний учащихся Регуляция учебной деятельности

4. Изучение новых знаний и способов деятельности

- Работать будем в группах по плану , заполняя таблицу в оценочном листе.

План рассказа об устройствах, механизмах, машинах

1.Название устройства

2.  Назначение устройства.

3. Схема устройства.

4. Принцип действия устройства.

5. Правила пользования и применения устройства ,механизма, машины.

Для этого прочитайте текст на стр. 111-112 учебника п.47, и выпишите необходимое.

Дает задание прочитать параграф и заполнить таблицу.

Читают параграф, выделяют существенную информацию, заполняют таблицу.

Анализ содержания параграфа.

Поиск и выделение информации.

Знаково-символические действия.

Умение структурировать знания.

Смысловое чтение.

Умение адекватно передавать содержание

текста.

Синтез.

Установление причинно-следственных связей.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других.

. Обсуждают выводы

Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в группах.

Слушание.

Говорение.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Чтение.

Получение графической информации.

Письмо.

Передача графической информации.

Поиск в традиционных источниках.

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия.

Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Составление плана и последовательности действий

5. Первичная проверка понимания изученного

Ответы групп по плану(слайд 9)

Вывод: Гидравлическая машина дает выигрыш в силе. Выигрыш в силе равен отношению площади большого поршня к площади малого поршня.

Задает вопросы.

Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы.

Ответы по плану(каждая группа отвечает на определенный вопрос)

Выделение существенной информации.

Логические умозаключения.

Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.

Знаково-

символические действия, включая моделирование.

Умение структурировать знания.

Контроль и оценка процесса и результатов действия.

Построение логической цепи рассуждений.

 

Участие в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме

Понимание на слух вопросов и ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регулирования своего действия

Слушание.

Чтение.

Получение числовой информации.

Получение графической информации.

Чтение жестов и позы.

Чтение мимики лица и моторики тела.

Различение интонации.

Говорение.

Передача числовой информации.

Передача графической информации.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов

Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.

Прогнозирование.

Коррекция.

Оценка.

Саморегуляция.

Постановка вопросов

6. Закрепление

1. Какую силу надо приложить к меньшему поршню площадью 1 м2, чтобы поднять тело весом 500 Н, находящееся на поршне площадью 5 м2?(100Н)

2.Какую силу нужно приложить к меньшему поршню площадью 0,1 м2 , чтобы поднять тело массой 200 кг, находящееся на поршне площадью 10 м2? (20Н)(слайд 10,11)

Формулировка условий задач и контроль за правильным решением этих задач

Решение задач

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Участие в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме

Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регулирования своего действия

Контроль правильности ответов обучающихся.

Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Осуществление самоконтроля

7. Применение изученного материала

Работа в парах. Зная принцип работы гидравлической машины объясните друг другу принцип действия домкрата или гидравлического пресса(приложение 3) ,(слайд 12,13)

Формулировка задания.

Ответы на вопросы.

Осуществление актуализации лично-

го жизненного опыта.

Знаково-символические действия, включая моделирование.

Умение строить речевое высказывание.

Подведение под понятие.

Построение логической цепи рассуждений.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Взаимодействие с учителем и со сверстниками

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Чтение.

Получение графической информации.

Говорение.

Передача графической информации.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи.

Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Коррекция.

Оценка.

Саморегуляция.

8. Обобщение и систематизация

1..Будет ли гидравлический пресс работать на Луне? Будет ли какая-нибудь разница в его работе на Луне, по сравнению с работой на Земле?

2.Изменится ли давление, производимое при помощи гидравлического пресса, если вместо масла налить воду?

3. Почему в гидравлических машинах применяют масло, а не воду?

Формулировка вопросов.

Ответы на вопросы, выполнение заданий.

Выделение существенной информации из слов учителя.

Осуществление актуализации личного жизненного опыта.

Умение структурировать знания.

Умение строить речевое высказывание.

Контроль и оценка процесса и результатов действия.

Анализ объектов с целью выделения признаков.

Синтез.

Выбор оснований и критериев для сравнения.

Построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Взаимодействие с учителем и с одноклассниками

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Слушание.

Говорение.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и

взрослыми.

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение настраиваться на занятие

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

Коррекция.

Оценка.

Саморегуляция.

9. Контроль и самоконтроль

Тест (приложение 2)

Самопроверка(слйды 14,15,16,17,18)

Дача заданий и проверка

Выполнение заданий

Выделение существенной информации из слов учителя.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Рефлексия способов и условий действий.

Контроль и оценка процесса и результатов действия.

Смысловое чтение.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Взаимодействие с учителем

Слушание учителя

Чтение.

Письмо.

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Контроль и самоконтроль

Умение настраиваться на выполнение заданий.

Умение слушать в соответствие с целевой установкой.

Оценка.

Саморегуляция

10. Коррекция

1. На большой поршень гидравлического пресса с площадью 200 см2 поставлена гиря массой 5 кг. Какой массы гирю надо поставить на малый поршень (его площадь равна 20 см2 ), чтобы жидкость в прессе была в равновесии? (0,5 кг)

2. Площади поршней гидравлического пресса 100 см2 и 0,5 см2 . на большой поршень действует сила 5 кН. Какая ее уравновесит сила, прилагаемая к малому поршню?(5 Н)(слайды 19)

Дача заданий для коррекции знаний, умений и навыков

Выполнение заданий для коррекции знаний, умений и навыков

Выделение существенной информации из слов учителя.

Знаково-символические действия.

Умение строить речевое высказывание.

Выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Смысловое чтение.

Подведение под понятие.

Установление причинно-

следственных связей.

Построение логической цепи рассуждений, доказательств.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

Взаимодействие с учителем

Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний.

Чтение.

Говорение.

Письмо.

Умение слушать и вступать в диалог.

Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации

Целеполагание

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.

Коррекция.

Оценка.

Саморегуляция.

Постановка вопросов

11. Домашнее задание

Домашнее задание:

п. 47. Упр. 23(1,2).

Создать модель гидравлической машины, используя шприцы разного диаметра и соломинку для коктейля.(слайд 20)

Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Слушание учителя и запись домашнего задания в дневнике.

Выделение существенной информации из слов учителя

Взаимодействие с учителем

Слушание учителя

Развитие регуляции учебной деятельности

Регуляция учебной деятельности

12. Подведение итогов занятия

-Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились сегодня?(слайд 21)

Я научился…

Было трудно…

Сегодня я узнал…

У меня получилось…

Теперь я могу…

Оцените свою работу и работу своих партнеров на уроке.

Формулирует вопросы

Отвечают на вопрос учителя

Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме

Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме

Понимание на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию

Контроль правильности ответов обучающихся

Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся

13. Рефлексия

Спасибо всем за урок. У вас на столах лежат карточки разного цвета. Если вы все поняли поднимите зеленую карточку, если надо подучить- желтую, а если вообще все плохо- черную. Всего доброго!

Проводит рефлексию,

Рефлектируют

.

Умение делать выводы.

Рефлексия способов и условий действий

Взаимодействие с учителем

Умение формулировать собственное мнение

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний

Саморегуляция.

Рефлексия


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 1

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ Фамилия, имя__________________________________________________

1.Задание 1

.а) запишите название основных частей поршневого жидкостного насоса;

Ответ. 1.___________. 2. ________. 3. ________. 4. ___________. 5. _____________. 6. _______________.

б) выберите правильный ответ (открывается, закрывается) и запишите на месте пропусков.

При подъеме поршня нижний клапан _____________ из-за перепада давления, а верхний клапан _______________

Задание 2. Какое из приведенных ниже физических явлений можно объяснить с помощью закона Паскаля:

а) газ оказывает давление на стенки сосуда, в котором он находится;

б) при нажатии на тюбик с зубной пастой ( в любом месте) из горлышка тюбика выходит паста;

в) мыльный пузырь, выдуваемый через трубочку, принимает форму шара?

Ответ ____________________________

Задание 3. Выполняется ли закон сообщающихся сосудов в невесомости?

Ответ. _______________________________

Задание 4. Найдите ошибки в рисунке

Ответ __________________________________


 


 

2. Заполните таблицу.

1.Название устройства

 

2.  Назначение устройства.

 

3. Схема устройства.

 

4. Принцип действия устройства.

Какой закон используется в устройстве гидравлических машин?

Какой выигрыш в силе дает гидравлическая машина?

 

5. Правила пользования и применения устройства, механизма, машины

1.Прочитать инструкцию .

2. Содержать устройство в чистой рабочей обстановке.

3. Строго следить за рекомендуемым интервалом замены масла.

4. Регулярная проверка масла в соединениях без утечки.

5. Убедиться в хорошем основании без вибрации.

3. Тест

Вопрос

1

2

3

4

Ответ

       


 

4. Оцени свою работу на уроке _____________________________________

Оцени работу своих партнеров по группе ____________________________________________

(Фамилия, Имя, оценка) _______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

Приложение 2

ТЕСТ

1. Каково соотношение действующих на поршни гидравлической машины сил и площадей этих поршней. Из каких закономерностей следует это соотношение?

а) F2/F1 = S2/S1; из закона сообщающихся сосудов. б) F2/F1 = S2/S1; из закона Паскаля и равновесия жидкости. в) F2/F1 = S2/S1; из закона Паскаля и равенства давлений (р1 = р2) в жидкости, находящейся в равновесии.

2. Какой выигрыш в силе дает гидравлический пресс, если F1 = 500 Н, , F2 = 5 кН?.

а) S1/S2; 0,1. б) S2/S1; 10. в) S2/S1; 0,1. г) S1/S2; 10.

3. На большой поршень гидравлического пресса с площадью 400 см2 поставлена гиря массой 5 кг. Какой массы гирю надо поставить на малый поршень (его площадь равна 80 см2 ), чтобы жидкость в прессе была в равновесии?

а) 0,5 кг. в) 2,5 кг. б) 2 кг. г) 1 кг.

4. Площади поршней гидравлического пресса 200 см2 и 0,5 см2 . на большой поршень действует сила 4 кН. Какая ее уравновесит сила, прилагаемая к малому поршню?

а) 1000 Н. в) 10 Н. б) 100 Н. г) 1 Н.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 3


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень хороший урок. У учащихся всегда возникают трудности в восприятии матераила, связанного с изучением механизмов, приборов и пр. А в данном случае хорошо проработан алгоритм работы по изучению механизмов.

25 March 2017