12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Мохова Инна Геннадиевна209 Россия, Ярославская обл., Ярославль |
Технологическая карта урока физики по теме «Гидравлические машины»
Учебный предмет: физика.
Класс: 7 класс
УМК: Перышкин А.В Физика,7 класс, М, Дрофа,2013-2014г.
Тема урока: Гидравлические машины
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления о гидравлической машине, изучить физические основы работы и устройства гидравлического пресса и домкрата, их применение
Планируемые результаты обучения:
1) в направлении личностного развития:
- сформировать познавательный интерес к машинам, создающим большие сжимающие усилия;
- развивать самостоятельность в приобретении новых знаний;
- развивать самостоятельность в принятии решения, оценивании результатов своих действий.
2) в метапредметном направлении:
- вырабатывать умения находить необходимую информацию в тексте, анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, проводить умозаключение и делать выводы, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- развивать монологическую и диалогическую речь
3) в предметном направлении:
- обнаруживать зависимость между приложенными силами и площадью поршней в цилиндрах гидравлической машины, объяснять полученные результаты и делать выводы ;
- применять знания о законе Паскаля для объяснения принципа работы гидравлического пресса;
- использовать полученные знания в повседневной жизни, приводить примеры использования гидравлического пресса и домкрата в быту и технике.
Методы обучения: проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая, самостоятельная.
Средства обучения: учебник, проектор, презентация, оценочные листы, карточки для рефлексии.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||
Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | Осуществляемые учебные действия | Формируемые способы действий | ||||
Организационный момент | |||||||||
Ровно встали, тихо сели, Головами повертели. Очень сладко потянулись И друг другу улыбнулись. Прозвенел сейчас звонок, Начинаем наш урок. У вас на столах лежат оценочные листы и карточки разного цвета, к ним мы будем обращаться в течении всего урока. | Определяет готовность обучающихся Сосредотачивает внимание учащихся | Ответ на приветствие учителя. | Выделение существенной информации из слов учителя.
| Взаимодействие с учителем. | Слушание учителя.
| Целеполагание. | Умение настраиваться на занятие.
| ||
Постановка цели и задач урока | |||||||||
Можете ли вы поднять 5 кг, 10 кг, а 200кг? Как поступить в этом случае? Демонстрация действия модели гидравлического пресса. -Что это за прибор? Виды прессов (слайд 2) Вы едете с родителями на машине и вдруг возникает проблема - прокалываете колесо (слайд № 3). Его нужно поменять. Как это сделать? Очевидно, должно быть какое-то устройство, позволяющее поднять машину. Домкрат (кто-нибудь назовет это слово) (слайд № 4,5) Сформулируйте цель вашей деятельности -Узнать устройство и принцип работы домкрата и пресса - Сформулируйте тему урока -Домкрат и пресс. Почему мы сегодня говорим о двух устройствах сразу? У них есть что-то общее: и пресс и домкрат можно назвать одним словом. Каким? (слайд № 6) Машины. Какие? Водяные, жидкостные, а правильнее гидравлические(слайд 7) Сформулируйте снова тему урока и цели урока
| Постановка проблемного вопроса Демонстрирует модель гидравлического пресса Выяснение темы урока и формулировка его цели. | Ответ на вопросы учителя. Выдвижение предположения о теме урока | Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Самостоятельное выделение и формулирование познав. цели. | Взаимодействие с учителем | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Чтение мимики лица и моторики тела | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Целеполагание. Планирование | ||
2. Повторение | |||||||||
Прежде, чем перейти к новой теме давайте повторим пройденный материал. Возьмите оценочный лист и выполните самостоятельную работу (приложение 1) Передайте лист соседу, он проверит и поставит вам оценку(слайд № 8 ) | Дает задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран правильное решение задач. | Выполняют задания самостоятельной работы | Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Контроль и оценка процесса и результатов действия.
| Взаимодействие с учителем и со сверстниками | Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации | Контроль правильности ответов учащихся. | Коррекция. Оценка. Саморегуляция | ||
3. Актуализация знаний | |||||||||
1.Что называют давлением? 2.Как определяют давление? 3.В каких единицах измеряется давление? 4.Каким прибором измеряется давление? 5.Как располагаются поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах? 6.Приведите примеры сообщающихся сосудов. 7.Сформулируйте закон Паскаля. Для того, чтобы объяснить, как работает пресс, надо выяснить ,как работает гидравлическая машина | Задает вопросы. | Отвечают на вопросы. | Компетенция обучающихся в области физики | Взаимодействуют с учителем | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Говорение. Умение слушать и вступать в диалог. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации | Контроль правильности ответов учащихся. Развитие регу-ляции учебной деятельности. | Уточнение и дополнение высказываний учащихся Регуляция учебной деятельности | ||
4. Изучение новых знаний и способов деятельности | |||||||||
- Работать будем в группах по плану , заполняя таблицу в оценочном листе. План рассказа об устройствах, механизмах, машинах 1.Название устройства 2. Назначение устройства. 3. Схема устройства. 4. Принцип действия устройства. 5. Правила пользования и применения устройства ,механизма, машины. Для этого прочитайте текст на стр. 111-112 учебника п.47, и выпишите необходимое. | Дает задание прочитать параграф и заполнить таблицу. | Читают параграф, выделяют существенную информацию, заполняют таблицу. | Анализ содержания параграфа. Поиск и выделение информации. Знаково-символические действия. Умение структурировать знания. Смысловое чтение. Умение адекватно передавать содержание текста. Синтез. Установление причинно-следственных связей. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других. . Обсуждают выводы | Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в группах. Слушание. Говорение. Умение слушать и вступать в диалог. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Чтение. Получение графической информации. Письмо. Передача графической информации. Поиск в традиционных источниках. Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. | Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Составление плана и последовательности действий | ||
5. Первичная проверка понимания изученного | |||||||||
Ответы групп по плану(слайд 9) Вывод: Гидравлическая машина дает выигрыш в силе. Выигрыш в силе равен отношению площади большого поршня к площади малого поршня. | Задает вопросы. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. | Ответы по плану(каждая группа отвечает на определенный вопрос) | Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Знаково- символические действия, включая моделирование. Умение структурировать знания. Контроль и оценка процесса и результатов действия. Построение логической цепи рассуждений.
| Участие в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме | Понимание на слух вопросов и ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регулирования своего действия Слушание. Чтение. Получение числовой информации. Получение графической информации. Чтение жестов и позы. Чтение мимики лица и моторики тела. Различение интонации. Говорение. Передача числовой информации. Передача графической информации. Умение слушать и вступать в диалог. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов | Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. Прогнозирование. Коррекция. Оценка. Саморегуляция. Постановка вопросов | ||
6. Закрепление | |||||||||
1. Какую силу надо приложить к меньшему поршню площадью 1 м2, чтобы поднять тело весом 500 Н, находящееся на поршне площадью 5 м2?(100Н) 2.Какую силу нужно приложить к меньшему поршню площадью 0,1 м2 , чтобы поднять тело массой 200 кг, находящееся на поршне площадью 10 м2? (20Н)(слайд 10,11) | Формулировка условий задач и контроль за правильным решением этих задач | Решение задач | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Участие в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме | Понимание на слух ответов обучающихся, умение формулировать собственное мнение и позицию, умение использовать речь для регулирования своего действия | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов и знания правильных ответов | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля | ||
7. Применение изученного материала | |||||||||
Работа в парах. Зная принцип работы гидравлической машины объясните друг другу принцип действия домкрата или гидравлического пресса(приложение 3) ,(слайд 12,13) | Формулировка задания. | Ответы на вопросы. | Осуществление актуализации лично- го жизненного опыта. Знаково-символические действия, включая моделирование. Умение строить речевое высказывание. Подведение под понятие. Построение логической цепи рассуждений. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Взаимодействие с учителем и со сверстниками | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Чтение. Получение графической информации. Говорение. Передача графической информации. Умение слушать и вступать в диалог. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Коррекция. Оценка. Саморегуляция. | ||
8. Обобщение и систематизация | |||||||||
1..Будет ли гидравлический пресс работать на Луне? Будет ли какая-нибудь разница в его работе на Луне, по сравнению с работой на Земле? 2.Изменится ли давление, производимое при помощи гидравлического пресса, если вместо масла налить воду? 3. Почему в гидравлических машинах применяют масло, а не воду? | Формулировка вопросов. | Ответы на вопросы, выполнение заданий. | Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Умение структурировать знания. Умение строить речевое высказывание. Контроль и оценка процесса и результатов действия. Анализ объектов с целью выделения признаков. Синтез. Выбор оснований и критериев для сравнения. Построение логической цепи рассуждений, доказательств. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме | Взаимодействие с учителем и с одноклассниками | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Слушание. Говорение. Умение слушать и вступать в диалог. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение настраиваться на занятие Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся Коррекция. Оценка. Саморегуляция. | ||
9. Контроль и самоконтроль | |||||||||
Тест (приложение 2) Самопроверка(слйды 14,15,16,17,18) | Дача заданий и проверка | Выполнение заданий | Выделение существенной информации из слов учителя. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Рефлексия способов и условий действий. Контроль и оценка процесса и результатов действия. Смысловое чтение. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | Взаимодействие с учителем | Слушание учителя Чтение. Письмо. Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации | Контроль и самоконтроль | Умение настраиваться на выполнение заданий. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Оценка. Саморегуляция | ||
10. Коррекция | |||||||||
1. На большой поршень гидравлического пресса с площадью 200 см2 поставлена гиря массой 5 кг. Какой массы гирю надо поставить на малый поршень (его площадь равна 20 см2 ), чтобы жидкость в прессе была в равновесии? (0,5 кг) 2. Площади поршней гидравлического пресса 100 см2 и 0,5 см2 . на большой поршень действует сила 5 кН. Какая ее уравновесит сила, прилагаемая к малому поршню?(5 Н)(слайды 19) | Дача заданий для коррекции знаний, умений и навыков | Выполнение заданий для коррекции знаний, умений и навыков | Выделение существенной информации из слов учителя. Знаково-символические действия. Умение строить речевое высказывание. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Смысловое чтение. Подведение под понятие. Установление причинно- следственных связей. Построение логической цепи рассуждений, доказательств. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме | Взаимодействие с учителем | Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Чтение. Говорение. Письмо. Умение слушать и вступать в диалог. Умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации | Целеполагание Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Коррекция. Оценка. Саморегуляция. Постановка вопросов | ||
11. Домашнее задание | |||||||||
Домашнее задание: п. 47. Упр. 23(1,2). Создать модель гидравлической машины, используя шприцы разного диаметра и соломинку для коктейля.(слайд 20) | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению | Слушание учителя и запись домашнего задания в дневнике. | Выделение существенной информации из слов учителя | Взаимодействие с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности | Регуляция учебной деятельности | ||
12. Подведение итогов занятия | |||||||||
-Что нового вы узнали сегодня на уроке? Чему вы научились сегодня?(слайд 21) Я научился… Было трудно… Сегодня я узнал… У меня получилось… Теперь я могу… Оцените свою работу и работу своих партнеров на уроке. | Формулирует вопросы | Отвечают на вопрос учителя | Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме | Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме | Понимание на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся | ||
13. Рефлексия | |||||||||
Спасибо всем за урок. У вас на столах лежат карточки разного цвета. Если вы все поняли поднимите зеленую карточку, если надо подучить- желтую, а если вообще все плохо- черную. Всего доброго! | Проводит рефлексию, | Рефлектируют . | Умение делать выводы. Рефлексия способов и условий действий | Взаимодействие с учителем | Умение формулировать собственное мнение | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний | Саморегуляция. Рефлексия |
Приложение 1
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ Фамилия, имя__________________________________________________
1.Задание 1
.а) запишите название основных частей поршневого жидкостного насоса;
Ответ. 1.___________. 2. ________. 3. ________. 4. ___________. 5. _____________. 6. _______________.
б) выберите правильный ответ (открывается, закрывается) и запишите на месте пропусков.
При подъеме поршня нижний клапан _____________ из-за перепада давления, а верхний клапан _______________
Задание 2. Какое из приведенных ниже физических явлений можно объяснить с помощью закона Паскаля:
а) газ оказывает давление на стенки сосуда, в котором он находится;
б) при нажатии на тюбик с зубной пастой ( в любом месте) из горлышка тюбика выходит паста;
в) мыльный пузырь, выдуваемый через трубочку, принимает форму шара?
Ответ ____________________________
Задание 3. Выполняется ли закон сообщающихся сосудов в невесомости?
Ответ. _______________________________
Задание 4. Найдите ошибки в рисунке
Ответ __________________________________
2. Заполните таблицу.
1.Название устройства | |
2. Назначение устройства. | |
3. Схема устройства. | |
4. Принцип действия устройства. Какой закон используется в устройстве гидравлических машин? Какой выигрыш в силе дает гидравлическая машина? | |
5. Правила пользования и применения устройства, механизма, машины | 1.Прочитать инструкцию . 2. Содержать устройство в чистой рабочей обстановке. 3. Строго следить за рекомендуемым интервалом замены масла. 4. Регулярная проверка масла в соединениях без утечки. 5. Убедиться в хорошем основании без вибрации. |
3. Тест
Вопрос | 1 | 2 | 3 | 4 |
Ответ |
4. Оцени свою работу на уроке _____________________________________
Оцени работу своих партнеров по группе ____________________________________________
(Фамилия, Имя, оценка) _______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________
Приложение 2
ТЕСТ
1. Каково соотношение действующих на поршни гидравлической машины сил и площадей этих поршней. Из каких закономерностей следует это соотношение?
а) F2/F1 = S2/S1; из закона сообщающихся сосудов. б) F2/F1 = S2/S1; из закона Паскаля и равновесия жидкости. в) F2/F1 = S2/S1; из закона Паскаля и равенства давлений (р1 = р2) в жидкости, находящейся в равновесии.
2. Какой выигрыш в силе дает гидравлический пресс, если F1 = 500 Н, , F2 = 5 кН?.
а) S1/S2; 0,1. б) S2/S1; 10. в) S2/S1; 0,1. г) S1/S2; 10.
3. На большой поршень гидравлического пресса с площадью 400 см2 поставлена гиря массой 5 кг. Какой массы гирю надо поставить на малый поршень (его площадь равна 80 см2 ), чтобы жидкость в прессе была в равновесии?
а) 0,5 кг. в) 2,5 кг. б) 2 кг. г) 1 кг.
4. Площади поршней гидравлического пресса 200 см2 и 0,5 см2 . на большой поршень действует сила 4 кН. Какая ее уравновесит сила, прилагаемая к малому поршню?
а) 1000 Н. в) 10 Н. б) 100 Н. г) 1 Н.
Приложение 3