12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мелашенко Людмила Васильевна65
методист во УВР, педагог дополнительного образования МКУДО "ЦРТДЮ" Каменского муниципального района Воронежской области.Стаж работы-30 лет. Высшая квалификационная категория.
Россия, Воронежская обл., Каменка
1

Занятие «Позитивная волна в моей жизни»



Тема. «Позитивная волна в моей жизни».

 Презентация к занятию 

Работа с педагогами. Групповое занятие с элементами тренинга.

«Светя другим, сгораю сам…»

(латинская поговорка)

Цели: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов.

 Задачи: 

-Формирование умения осознавать «что со мной происходит и почему», анализировать собственное состояние;

- познакомить с приемами саморегуляции;

- научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;

- оптимизировать самооценку педагогов;

- снять эмоциональное напряжение;

- сформировать позитивное мышление учите лей (самовосприятие и восприятие окружающей действительности);

- создание условий для открытого, доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы профессиональной деятельности.

 Материалы и оборудование: интерактивная доска, бумага, ручки, листы с изображением лестницы, сборник мелодий для релаксации, памятки-буклеты.

Основные формы проведения занятия:

1) Игровые (релаксационные, творческие и т. д.).

2) Обучающие (саморегуляция, аутотренинг).

3) Моделирование и анализ заданных ситуаций.

Методические аспекты проведения практического занятия.

/data/files/p1523910796.ppt (Презентация к занятию)Количество участников 8-10 человек. 

Ход занятия

1.Вводная часть. Представление ведущего. Сообщение о целях планируемой работы.

«Здравствуйте! Я рада приветствовать Вас на занятии ( СЛАЙД) «Позитивная волна в моей жизни».

Сегодня ( СЛАЙД) попытаемся оценить наш творческий потенциал, также познакомимся с некоторыми упражнениями, которые могут помочь в снятии психоэмо​ционального напряжения и улучшения личного самочувствия.

Я приглашаю вас к сотрудничеству!

Упражнение «Поза Наполеона».

Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарии для ведущего.

Это упражнение показывает, насколько группа готова к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

А, чтобы нам с вами было легче общаться, давайте познакомимся

Игра «О себе в трёх словах». Упражнение для создания доверительной обстановки

Каждый участник рассказывает о себе в трёх словах-это могут быть существительные, прилагательные, глаголы, но эти слова должны начинаться на первые три буквы Вашего имени. Ну, например. ЛЮДМИЛА- любознательная, юмористичная, добрая

 II. Практическая часть

1Слайдовая презентация

Цель: введение в тему занятия, знакомство педагогов со способами профилактики эмоционального выгорания.

Тему сегодняшнего занятия я выбрала неслучайно. На протяжении долгого времени мы с вами готовились к конкурсу, переживали, нервничали..

Наша жизнь наполнена эмоциями. Мы радуемся и негодуем, восхищаемся и возмущаемся. Но порой случается такое, что эмоциональная жизнь дает сбой, эмоции притупляются и затухают. 

 Профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.(СЛАЙД) В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Преобразования и изменения в системе образования также поднимают планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии.

Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно-психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом.

 Такая ситуация достаточно быстро приводит к эмоциональному истощению педагогов, известному как (СЛАЙД) «синдром эмоционального выгорания». Педагог становится своеобразной «ходячей энциклопедией»: он знает, что нужно, как нужно, когда, зачем и почему, и чем все это закончится. Но при этом он становится абсолютно закрытым и невосприимчивым к любым новшествам и переменам.

На этом фоне у педагогов можно наблюдать такие симптомы: (СЛАЙД)

эмоциональное истощение-снижение эмоционального фона и развитие равнодушия;

нарушение отношений с другими людьми, повышается негативизм, скепсис;

снижение уровня самооценки, негативное отношение к своей профессии, манкирование служебными обязанностями, стремление найти нишу, в которой можно было бы укрыться от необходимости саморазвития.

 СЭВ – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслак назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие».

- А сейчас я вам предлагаю провести диагностику вашего отношения к миру с помощью рисуночной методики «Домик для эльфа»

2.Методика «Домик для эльфа». (СЛАЙД)

Автор -  Королева З.  Книга «Говорящий» рисунок» Екатеринбург, 2005.

Цель: узнать ваше отношение к окружающему миру.

Инструкция: Перед вами кусочек лесного пейзажа и маленький эльф, которому нужен домик. Ваша задача проста – нарисуйте ему дом!

Ключ к тесту: 

Прежде всего, посмотрите, где именно вы нарисовали домик для эльфа. Выбор места очень важен, он показывает, как вы относитесь к людям, доверяете вы им или нет. ( СЛАЙД)

Если вы нарисовали ДОМИК НА ВЕТКЕ ДЕРЕВА подобно скворечнику, то это говорит о вашей открытости миру, по натуре своей вы оптимист и искренне верите в то, что хороших людей в мире куда больше, чем плохих.

Если ваш ДОМИК ВИСИТ НА ВЕТКЕ, как гамак или авоська, то это показывает вашу готовность идти на контакт, вашу веру в порядочность людей. Однако при всем при этом вы допускаете мысль, что в мире существует и подлость и что злых людей на свете не так уж мало. Ваш принцип: доверие – вещь хорошая, но без осторожности не обойтись.

Если вы сделали эльфу ДОМИК ВНУТРИ ГРИБА, это говорит о вашей осторожности и благоразумии, вы никогда не пуститесь ни в какую авантюру, у вас мало друзей, зато это настоящие друзья, проверенные временем и совместными испытаниями. Если в доме – грибе НЕТ ОКОШЕК, то это свидетельство вашей нелюдимости, вы предпочитаете одиночество шумным компаниям. К миру вы относитесь с нескрываемым подозрением, как будто ждете подвоха. Если же ОКОШКО ЕСТЬ, то это говорит о том, что вы не против общения с людьми. Чем окошек больше, тем с большей готовностью вы заводите друзей.

ДОМИК У РЕКИ говорит о вашей романтичности и сентиментальности. Вы смотрите на мир сквозь розовые очки, все люди кажутся вам добрыми и красивыми, вы полны иллюзий и верите во все самое лучшее и светлое. К сожалению, вы часто разочаровываетесь в людях.

Если вы установили ДОМИК В ТРАВЕ, то можно предположить, что вы практичный и уверенный в себе человек, вы знаете, чего вам ждать от жизни, и не строите иллюзий. Вы умеете преодолевать сложности и не боитесь жить.

Если вы сделали эльфу ЗЕМЛЯНКУ, устроив ДОМИК В ХОЛМЕ, то это явный признак вашей скрытности и замкнутости. Вероятнее всего, это ваши не природные качества, а приобретенные  вследствие некоего отрицательного жизненного опыта. Возможно, вас когда-то обманули, предали или обидели, и с тех пор вы перестали доверять людям. Однако если вход в землянку достаточно широк и присутствуют окна, то это значит, что вы уже на пути к душевному выздоровлению.

 3.. Рекомендации.

Если Вы ( СЛАЙД)обнаружили у себя симптомы Эмоционального выгорания

Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику. Как это можно сделать: (СЛАЙД)

 - громко запеть;

 - резко встать и пройтись;

 - быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

 - измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

  Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

4.Упражнение «Шляпа счастья» 

Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы и оборудование: «шляпа счастья», карточки с ситуациями.

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется (СЛАЙД)«Шляпа счастья». У Андерсена есть сказка с названием «Калоши счастья». В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. А вот на нашем занятии атрибутом счастья будет Шляпа. Итак, я предлагаю вам одеть и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача — надев эту шляпу, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Шляпа счастья»

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.

Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

На работе задержали зарплату.

Можно сэкономить на чем-то.

Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

Хороший повод купить новые сапоги.

Большинство ваших учеников сдклплт рабуту плохо очень плохо.

Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

Хороший повод отдохнуть.

Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вы попали под сокращение.

Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

Новый коллектив, новые перспективы.

-Замечательно, вот мы и побыли счастливыми людьми…Как было бы хорошо, если бы у каждого из нас в трудную минуту под рукой смогла оказаться вот такая вот ШЛЯПА СЧАСТЬЯ.

Ожидаемый результат: участники игры, надев «шляпа счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

5.Упражнение «Я в лучах солнца».(позитивные утверждения)

 Инструкция. На листе нарисуйте солнце так, как его рисуют дети — с кружком посередине и множеством лу​чиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Около каждого луча напишите что-нибудь хорошее о себе. Задача — вспомнить как можно больше хорошего.

 Носите солнце с собой всюду. Добавляйте лучи. А если станет особенно плохо на душе и покажется, что вы ни на что не годны, достаньте солнце, посмотрите на него и вспомните, о чем думали, когда записывали, то или иное свое

качество. ( слайд)

Помните: Работа всего лишь часть жизни!

 И заключительным этапом семинара предлагается провести релаксационное упражнение

 10. Упражнение " Источник"

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму "Вода" ведущий спокойно и четко проговаривает текст: (Слайд)

 "Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия - вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. "

По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.

III. Заключительная часть.

Рефлексия.

      И   помните,   для   того   чтобы  успешно   бороться   со   стрессом   и   его   болезненными   проявлениями, нужно взять в руки не только таблетки, но и самого себя, свой режим, диету, свое поведение   и   даже        настроение.

Главное - это установка человека на то, что жизнь - прекрасна и удивительна, что мы обладаем мозгом, чтобы мыслить, мечтать, самосовершенствоваться; глазами - чтобы видеть прекрасное вокруг: природу, красивые лица, рукотворные шедевры; слухом - чтобы слышать прекрасное: музыку, птиц, шелест листвы. Мы можем творить, двигаться, любить, получать массу удовольствий от того, что на каждом шагу дарит нам жизнь и делиться с детьми. Вопрос лишь в том, умеем ли мы все это замечать, ощущать, умеем ли радоваться.

У тех, кто в усердии рьяном,
По жизни летит оголтело,
Душа порастает бурьяном
Гораздо скорее, чем тело.

Весь день суетой загубя,

Плетусь я к усталому ужину,

И вечером в куче себя

Уже не ищу я жемчужину… И.Губерман

БЕРЕГИТЕ СЕБЯ, ДОРОГИЕ ПЕДАГОГИ!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.