12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Оксана Никифоренко (Щукина)266
Россия, Себеж

План-проект

психологического занятия

«История моей жизни»

Подготовила: педагог-психолог Себежского СУВУ Никифоренко О.Г.

Цель занятия: поиск альтернативных способов решения трудных жизненных ситуаций, написание жизненного сценария.

Задачи занятия:

Образовательные – актуализировать знания обучающихся о достойных способах решения кризисных состояниях в жизни человека, посредством метафорических карт создать условия для отреагирования эмоций и выявления собственных ценностей и жизненных приоритетов.

Развивающие – содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность, создать условия для развития таких способностей обучающихся, как умение анализировать свои поступки, умения формулировать и высказывать свое мнение, самостоятельность в принятии решений.

Воспитательные - создать условия для развития навыков взаимодействия в группе, способствовать самораскрытию обучающегося через творческие элементы работы.

Используемые методы: диалогическая беседа, сказкотерапия, арт-терапия, метод визуализации, работа с метафорами.

Форма занятия: групповая.

Количество участников: 5 человек

Материалы и оборудование: МАК «Пути-дороги», ручки, листы А-4, цветные карандаши, стулья по числу участников, магнитная доска, маркеры для доски, аудиозапись с медитативной музыкой, ноутбук.

Ход занятия

I. Организационный этап

(Введение в тему занятия, разогрев группы)

Педагог-психолог: «Здравствуйте, ребята. Рада вас приветствовать сегодня на занятии. Наверняка, каждый из вас хотя бы раз в жизни о чем-либо мечтал, строил планы на будущее в своем воображении. Человек мечтает с того самого момента, когда начинает осмысливать происходящее вокруг него. Еще на заре нашей эпохи люди использовали свои желания и мечты как заклинание. Они рисовали фигурки животных, которых хотели поймать на охоте на стенах пещер, в которых жили. То есть они проецировали свои желания в рисунках, а затем переносили свои желания в реальную жизнь. В наше время этот прием тоже используется и называется визуализацией. Что же это такое? Визуализация желаний – это создание в своем воображении различных образов желаемой действительности. Используя силу воображения можно не только приобрести отменное здоровье, но и привлечь к себе необходимые ситуации в различных сферах жизни. То есть человек мечтает, а потом воплощает свои мечты в жизнь. Каждый из нас, таким образом, пишет свою историю жизни. Ребята, но как сделать так, чтобы мечты не остались просто мечтами? Что для этого необходимо предпринять? Что нужно сделать, чтобы мечта стала реальностью?(Ответы детей).

Сегодня на нашем занятии мы попытаемся разобраться в себе, понять, какие пути мы выбираем, как мы справляемся с жизненными трудностями, попытаемся осознать, чего мы на самом деле хотим, и что для этого нужно сделать. А в конце занятия окунемся в мир волшебства и сочиним собственную сказочную историю. Но прежде, чем приступить к такой серьезной работе, давайте сначала немного разомнемся!».

Упражнение «Узнай по рукопожатию»

Цель: расслабление участников, снятие мышечного напряжения, развитие тактильных ощущений, общий настрой на работу в группе.

Ход упражнения. Участники должны пожать друг другу руки. Необходимо, чтобы каждый поздоровался с каждым. При этом нужно как можно точнее запомнить свои ощущения от рукопожатия, запомнить руку партнера. Далее выбирается один доброволец. Он встает перед всей группой и закрывает глаза. Участники по очереди подходят к нему и обмениваются с ним рукопожатием. Задача водящего участника – угадать, кто перед ним находится, с кем он только что поздоровался. Выполняется упражнение в полной тишине, чтобы участники могли ориентироваться только на тактильные ощущения и не отвлекаться на окружающие звуки.

II. Основная часть

(осознание собственных возможностей, развитие способности ставить перед собой цели и достигать их достойными способами, написание собственной истории жизни с помощью сказки, работа с метафорическими картами).

Педагог-психолог: «Бывают в жизни такие ситуации, когда человек не может понять то, что он хочет на самом деле. Не может разобраться в себе. Не понимает, что для него действительно важно. Иногда даже не знает, с какой стороны зайти. И в самом начале единственное, что он способен про себя рассказать - только то, что у него нет ощущения ясности в собственной жизни, понять, что он чувствует. И сейчас мы вместе попробуем в себе разобраться».


Упражнение «Карта внутренней страны»

Цель: Получение полного психологического портрета человека, определить присущие ему личностные качества и привычные стратегии поведения, степень конформизма, отношение к себе и окружающим, установки, жизненные цели, его ценности и приоритеты. Через метафору получить возможность взглянуть на свою ситуацию со стороны, найти новые ресурсы и новые способы достижения поставленной цели.

Ход упражнения. Педагог-психолог: «Ребята, вспомните, пожалуйста, для чего служит карта, что на ней обычно нарисовано? (Ответы детей). Правильно, карта нужна для того, чтобы найти дорогу, по которой надо двигаться. И на карте всегда изображен ландшафт местности. Сейчас я вам предлагаю выбрать самый яркий для вас цветной карандаш и нарисовать на листе замкнутый контур (круг). Обведите контур поярче. То, что находится внутри круга – это ваше пространство, то, что снаружи – не имеет к вам никакого отношения. Для своей карты вы выбираете индивидуальный ландшафт. Возможно, у вас будут, горы, леса, реки или это будет просто маленький ручеек. Кто-то захочет нарисовать пустыню или же прекрасный дом. Каждый из вас сам для себя определяет, что будет на его карте. После того, как вы закончите рисовать необходимо дать названия всем видам ландшафта. Например: лес мудрости, океан счастья и т.д. (Ребята выполняют). Подключите свои эмоции. Найдите то место, в котором бы вам хотелось оказаться, поставьте там флажок цели. Теперь выберите место входа на контуре и отметьте его. Теперь вам нужно продумать тот путь, по которому достойно идти. Прислушайтесь к своим ощущениям. Обозначьте его жирной пунктирной линией. Если есть необходимость, то поставьте жирные точки в местах привалов, где вы сможете передохнуть и набраться сил. Крестиком обозначьте то место, где вы сейчас находитесь. Расскажите о своей карте. Нравится вам карта? Интересно получилось? Кого-то из вас пугает карта? Если да, то почему?» (Обсуждение).

Примечание для психолога: посмотреть на границы между ландшафтами. Чем ровнее границы, плавнее (без видимых впадин и выступов), тем лучше психическое состояние подростка, тем увереннее он себя чувствует в сложных ситуациях.


Упражнение «Мой путь» (Работа с МАК «Пути-дороги»)


Цель: работа с образами движения, устремления, достижения цели, запретов и идеалов. Помочь сделать выбор в кризисных состояниях.


Ход упражнения. Педагог-психолог: «Представьте свою жизнь в виде дороги. Где-то есть ее начало, и она уходит куда-то вдаль. На ней есть разные участки: прямые, опасные, комфортные, неухоженные. Как и полагается хорошей дороге, она снабжена дорожными знаками». Затем педагог-психолог просит подростков подойти к столу, на котором разложены метафорические карты «Пути-дороги». И обращается к ним со словами: Попробуйте с помощью карточек представить свою жизненную дорогу». Психолог обращает внимание на карточки-фотографии, которые выложены на левой стороне стола. «Сначала выберите 3 карточки, которые символизирую разные этапы вашей жизни: ваше прошлое, настоящее и будущее. Выложите на столе их в той последовательности, которая отражает ваше развитие (Ребята выполняют задание, высказывают отношение к своему выбору).

После того, как подростки определились со своим выбором, педагог-психолог обращает внимание на карточки со словами. «А теперь расставьте «дорожные знаки». Для этого используйте карточки со словами. Они могут вас о чем-то предупреждать, запрещать, разрешать, или советовать, оказывать вам помощь (Ребята выполняют задание). Психолог предлагает рассказать ребят о том, что получилось.

- Кто сопровождал вас на каждом этапе вашей дороги?

- Не хочется ли вам сейчас свернуть в сторону с сегодняшнего пути?

- Как связаны слова с вашими карточками?

Педагог-психолог: посмотрите на то, что получилось, все ли вам нравится или хочется ли заменить какую-то карту? (Подростки высказываются).


Упражнение «Чудесная история»


Цель: осознание связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Перенос сказочных смыслов в реальность.


Ход упражнения. Педагог-психолог: «Ну а сейчас мы с вами станем на время волшебниками и сотворим свою сказочную историю. Многие считают, что сказки только для маленьких, но это не так. Рассказывая сказку, мы путешествуем вместе с главными героями. Преодолеваем препятствия, проходим испытания. Сказка помогает очень мягко открыть тропинку к пониманию себя, исцелить отношения с окружающими, найти любимое дело. Но прежде, чем мы приступим к самому главному, необходимо понять, с чего же начать свою историю. Давайте вспомним, с чего обычно начинается любая сказка?(Ответы ребят). Правильно, очень часто она начинается со слов: в некотором царстве, в некотором государстве; жил-был дед со своею старухой, где-то далеко… и т.д.

Это зачин, то есть рождение героя (приход главного героя в этот мир).

Далее следует жизнь главного героя в отеческом доме. Там он приобретает какой-то опыт, делает то, что должен, принимает самостоятельные решения.

Затем следует выход героя из дома по разным причинам. То есть перед ним ставится какая-то задача, которую он должен решить. И с этого момента наш герой покидает отчий дом и начинается жизнь, полная приключений.

В дороге он встречается с провокаторами (антигерои) и помощниками, которые помогают герою справляться с трудностями. Именно на этом этапе герой проходит проверку на доброе сердце, на умение жертвовать своими интересами ради помощи другому. Если герой проходит проверку, то добро к нему возвращается с торицей.

Встреча с открытым злом (встреча с драконом, борьба за достижение той цели, ради которой герой отправился в путь).

Возвращение героя домой с победой. Там его ждет заслуженная награда.

Педагог-психолог: «ребята, сейчас вам нужно будет решить, о ком или о чем будет ваша сказка. Героем может стать и животное, и игрушка, и даже какой-то предмет, которого вы наделите способностью говорить и думать. Затем, используя алгоритм сочинения сказки, придумать свою историю».

Подростки выполняют задание, задают уточняющие вопросы. После этого по очереди зачитываются сказки. Ребята объясняют свой выбор героя, свое отношение к событиям.

- Хотели бы вы что-либо изменить в своей истории? Если да, то почему?

- Чему может научить ваша сказка?


III. Заключительная часть

(Завершение занятия, рефлексия участников тренинга)


Упражнение «Я сразу стану счастливее, если…»

Цель: вербализация значимых целей на будущее, диагностика активности участника в достижении цели.

Ход упражнения. Участники, сидя в кругу, по очереди произносят фразу «Я сразу стану счастливее, если…», делятся своими впечатлениями о занятии.

В конце психолог подводит итог занятия, высказы­вает свои пожелания ребятам и обращается к ним с завершающим словом: «Желаю вам всегда уверенно идти своей дорогой, не бояться трудностей. Будьте готовы к новым открытиям и свершениям!»





Ресурсы:

Электронный ресурс: https://topuch.ru/irina-avidonolega-gonchukova100-razminok/index.html.

Электронный ресурс: http://figym.kz/uploads/100razm.pdf.

Г.Кац, Е.Мухаматулина Метафорические карты «Пути-дороги». Изд. «Генезис», 2013.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.