12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Полищук Анна Витальевна51

Конспект занятия по вокалу.

Тема: "Эмоциональное исполнение произведения"(методические рекомендации для педагога)

Полищук А. В. - учитель музыки МБОУ "СОШ № 80"г. Владивосток 15.02.2024г.

Занятие проводится по образовательной программе «Родники России» 1 года обучения. Данное учебное занятие предназначено для последовательного  формирования певческих и исполнительских навыков.

     Учебное занятие рассчитано на 1 академический час с вокальным ансамблем «Родники России» (10  человек) 1 года обучения. Возраст учащихся 7-17 лет. Набор в объединение проводится по желанию.



Цели занятия:

     1.формирование у учащихся исполнительских вокальных умений и навыков, эмоционального исполнения.


    2. создание условий, в которых учащийся испытывает радость ощущения

исполнительской свободы и творческого комфорта.

Задачи:

развитие певческих навыков (имеются в виду устойчивое певческого

дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, точное интонирование, эмоциональное исполнение произведения, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильная артикуляция).

устойчивое интонирование одноголосного пения

3.    знакомство с одним из видов двухголосного пения: канон

4.    навыки работы с фонограммой, микрофоном

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, практический

Форма организации учебного занятия: индивидуальная, групповая

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, микрофон, фортепиано, СD диски, фонограммы минус, плюсовое исполнение  «Прадедушка», «Твори добро», «Юнги»,  раздаточный материал – слова песен

                                     Этапы и хронометраж занятия

1        занятие – 1 час

I.Организационный этап. Поверка готовности к занятию. Правильная певческая позиция – 2 мин;

II.Подготовительный этап:  гимнастика артикуляционного аппарата,  фонетические упражнения, дыхательная гимнастика, вокально – интонационные упражнения — 15 мин

III.Актуализация знаний – повтор значения термина Фразировка – 5 мин

IV.Основной этап  (35 мин) — работа над репертуаром (работа над   

звукообразованием, звуковедением, над чистотой интонации, над выразительным пением, над двухголосьем).

1.    Пропевание песен «Прадедушка», «Твори добро» в сопровождении 

фортепиано и a capella – 10 мин

     2.   Работа с солистами.- 5 мин

     3.   Пропевание песен под фонограмму «минус» — 10 мин

     4.   Пропевание песен с микрофоном – 10 мин

 Динамическая пауза — между песнями 10 минут на отдых- релаксация,  

 физкультминутка

     5.   Работа над движениями в песне «Прадедушка» — 3 мин

      6.   Повторение песни «Юнги»  – 2:30 мин

  V. Рефлексивный этап: самооценка детей о своей работоспособности, 

  эмоциональном состоянии – 2 мин  

  VI. Итоговый этап: пропевание песен от начала до конца под      

  фонограмму с движениями. Подведение итогов, ошибок и успехов     

   каждого ученика – 5:30 мин

  VII. Заключительный этап: задание на дом, сообщение о следующем 

   занятии — 2 мин



Содержание учебного занятия:

  I.Организационный этап :

встреча детей;

проверка присутствующих; готовности к занятию( тетради, папку с текстами, вокальные принадлежности и перкуссионный инструмент Клаве – деревянные палочки.

Сообщение темы и цели занятия:

Эмоциональное исполнение произведения 

Научиться через управление своим голосом, телом (движениями) передавать и выражать эмоции, чувства, на основе музыкальной интонации и поэтической драматургии исполняемого произведения.

Правильная певческая позиция: стоять прямо, грудь свободна, плечи развернуты и опущены вниз, хороший упор на  обе ноги, руки свободные. Голову держать прямо. Сильный подъем головы ведет к напряжению передних мышц шеи и сковывает гортань. Лицо должно быть свободно от гримас. Улыбка на лице  создаёт ощущение приподнятости,  необходимое для занятия.


Подготовительные упражнения.

      II. Подготовительный этап:  Перед началом пения подготовим свой голосовой аппарат. Каждое занятие начинаем с артикуляционной и дыхательной гимнастики, интонационно – фонетических упражнений. Что относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое небо, нижняя челюсть.)

                                          Артикуляционная гимнастика

 

                                              Гимнастика  языка

Четыре раза слегка прикусите зубами кончик языка. Высовывайте язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка.

 —Покусайте язык попеременно правыми и левыми боковыми зубами, как 

Сделайте языком круговое движение между губами и зубами с закрытым ртом. То же в противоположном направлении.

Упритесь языком в верхнюю губу, нижнюю губу, в правую щеку, в левую щеку, пытаясь как бы проткнуть их насквозь.

Гимнастика губ:

-Покусайте нижнюю губу, верхнюю губу, втяните щеки и закусите боковыми зубами их внутреннюю поверхность.

Интонационно-фонетические упражнения.

1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз. Упражнение состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: Ш, С, Ф, К, Т. П, Б, Д, Г. В, З, Ж. Каждый звук произносится четыре раза.

2. Последовательность гласных: А, Э, И, О, У.

3. Исходное положение такое же, как и в 1 упражнении.
Основным элементом упражнения является скользящая  восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и из фальцетного — в грудной с характерным переломом голоса.

У~у, у~о, о~а.







III.            Этап Актуализация знаний обучающихся:

На предыдущих наших занятиях на основе других произведений мы уже сталкивались с понятием фразировки в песне. Фразировка это? (вопрос – ответ)

Практическая работа. Изучение нового материала:

Вокальные упражнения:

дыхательные оздоровительные, тонизирующие упражнения;

распевка.

Объяснение нового материала на примере песни «Эта песня простая»:

освоение музыкального материала;

постижение мира художественных образов;

достижение стадии сопереживания, сочувствия, сопричастности к осваиваемому художественному миру;

создание личностной интерпретации изучаемого музыкального материала;

проникновение, понимание характера художественного образа и его интерпретации для слушателей.

Работа над точным исполнением интонационного и поэтического текста песни, доведение произведения до высокого художественного уровня.

V. Рефлексивный этап: самооценка детей о своей работоспособности, 

  эмоциональном состоянии  

  VI. Итоговый этап: пропевание песен от начала до конца под      

  фонограмму с движениями.

Подведение итогов.   

   каждого ученика – 5:30 мин

  VII. Заключительный этап: задание на дом.

Список используемой литературы

Андреева В.А. Строение голосового аппарата и принципы его деятельности в певческом процессе. Методическая разработка.-Жирновск, 1989.

 Герасимова И. «Вокально-хоровое воспитание детей» Самара 2001

Гонтаренко Н.Б. Сольное пение. Секреты вокального мастерства. —

Ростов-на-Дону, 2006

Данилова Р.К. Воспитание голоса начинающего певца.

Методическая  разработка. Самара, 1997

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. М.,1968.

Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг С-П, 2003

Ерохина И.А. Работа с начинающими певцами. Методическая разработка. -Самара, 1999

И.Исаева «Эстрадное пение. Экспресс курс развития вокальных способностей»

Огородников Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе.- М.: Музыка, 1972

Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. — СПб: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва 2002

Сэт Риггс Как стать звездой. -М, 2004.

Юдин С.П. формирование голоса певца.-М.:Музыка,1989.



 



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.