Сценарий семинара-практикума «Речевая агрессия»
Сценарий семинара-практикума
«Речевая агрессия»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов.
Задачи семинара:
дать теоретическую информацию педагогам о причинах речевой агрессии;
отработать навык по применению приемов контроля над агрессией слова;
дать рекомендации по улучшению взаимодействия с детьми и подростками.
Целевая группа: педагоги.
Ход семинара:
Введение 15 мин
Объявление темы, введение.
Приветствие
Разминка
Теоретическая часть 30 мин
Понятие, причины речевой агрессии
Речевая агрессия педагога
Формы проявления речевой агрессии
Приемы контроля над речевой агрессией
Практическая часть 30 мин
Отработка навыка
Обратная связь
Общая продолжительность: 1 ч 15 мин.
Семинар-практикум «Речевая агрессия».
Введение
Объявление темы
Приветствие
Участникам предлагается, сидя в кругу, рассказать о своем настроении, ассоциируя его с погодой, книгой, цветом и т.д.
Разминка «А я еду...»
Участники садятся в круг. В кругу на один стул больше. Один из участников по часовой стрелке садится на пустой стул и говорит: «А я еду». Следующий участник, по цепочке, передвигается на пустой стул и говорит: «А я рядом». Следующий за ним, садится на освободившийся стул и говорит «А я зайцем». Следующий, пересаживается и говорит: «А я с ...» (имя любого участника). Названный человек пересаживается рядом. Таким образом, круг разрывается, и вся цепочка начинается заново. С каждым разом участники пересаживаются по часовой стрелке все быстрее и быстрее.
Теоретическая часть.
Понятие, причины речевой агрессии
Речевая агрессия – это обидное общение, словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в оскорбительной, грубой, неприемлемой форме.
Причины речевой агрессии
Общие |
Частные |
пропаганда насилия |
ответная реакция на агрессию |
в обществе пропагандируется атрибут сильной уверенной личности |
внешний раздражитель |
замещение физической агрессии |
намерение нанести урон «по привычке» |
семейное воспитание |
|
детский коллектив (отрицательный опыт) |
Речевая агрессия – широко распространенное явление в среде детей и подростков.
Подростки, склонные к речевой агрессии, в целом не оценивают свое речевое поведение как агрессивное.
Речевая агрессия педагога
Причины
Как непроизвольная реакция педагога на возникшую раздражающую ситуацию; чаще всего выступает своеобразной защитной реакцией.
Как осознанная целенаправленная реакция.
Последствия речевой агрессии педагога
У детей и подростков снижается самооценка, возникает неуверенность в себе.
Педагог невольно вырабатывает у детей ответную агрессивную реакцию.
Создается, сначала, негативное отношение к самому агрессору, а затем это негативное отношение переносится на все общество, которое педагог представляет.
Основные формы проявления речевой агрессии
Оскорбления.
Угрозы.
Грубые требования.
Грубый отказ.
Враждебные замечания.
Насмешки
Приемы контроля над речевой агрессией
Игнорирование речевой агрессии (метод «угашения»).
Человек не реагирует на речевую агрессию в свой адрес, как бы «не замечает» враждебности со стороны собеседника, не отвечает грубостью на грубость.
Пример:
Молчание в ответ на агрессивное высказывание.
Отказ от продолжения общения (отвернуться уйти).
Продолжение общения в спокойном ровном тоне.
Переключение внимания - предполагает попытку отвлечь собеседника от агрессивного намерения, перевести разговор на другую тему.
Пример:
Задать собеседнику неожиданный вопрос («А что ты думаешь о…?»)
Внести интересное предложение («Давай лучше сходим в кино.»)
Предложить интересное увлекательное задание (игра).
«Тактическое сомнение» (метод «подзадоривания») – предполагает словесную «провокацию»: задеть самолюбие, бросить вызов.
Пример:
«Я думала, ты добрый мальчик, наверное, ошиблась…».
«Ну-ка, кто самый смелый – кто первым пойдет мириться?».
Открытые словесные порицания. Предполагает устранение открытой, явно выраженной речевой агрессии.
Пример:
«Я делаю вам строгое замечание!».
«Ребята, прекратите ругаться!».
Юмор, шутка – сильное средство отведения агрессии, т.к. смех зачастую просто «снимает гнев других».
Требования:
Шутка не должна быть обидной.
Должна быть понятной.
Учитывать индивидуальные особенности детей и подростков (чувствительность).
Убеждение – разъяснение детям и подросткам правил дисциплинированного поведения.
Не следует:
Убеждать в недоступном («больше никогда не надо ссориться»).
Повышать тон.
Убеждать походя.
Внушение – косвенные убеждения, является более мягким, скрытым, менее обидным для адресата.
Пример:
Совет («На твоем месте, лучше было бы поступить так…»).
Выражение отношения к проступку («Я бы сделала не так, а так…»).
Указание на отрицательные последствия речевой агрессии.
Профилактическая беседа.
Целесообразно проводить в том ситуации, если имел место конкретный случай речевой агрессии со стороны ребенка, а не потому что, данный ребенок вообще отличается склонностью к речевой агрессии.
Практическая часть
Психолог: Сейчас мы с вами попробуем попрактиковаться в отработке использования приемов контроля над речевой агрессией. Для этого мы объединимся в две команды. Каждая команда получит ситуацию конфликта. Ваша задача, путем совместного обсуждения, указать форму проявления агрессии в данной ситуации, разрешить её путем использования какого-либо приема контроля над агрессией.
9. Отработка навыка использования приемов на практике:
1. Дети и подростки готовятся к большому мероприятию. Большинство детей принимают в этом активное участие. Но один мальчик 13 лет отвлекает педагога и других детей своими разговорами, т. е. позволяет себе грубые насмешки и оскорбления в адрес участников: «Санек, у тебя что руки-крюки, чего как криво режешь!»; «А, ты, Ленка, чего удумала, заголовок красным цветом разукрасить, никакого соображения!» и т.д.
2. Среди детей и подростков проходит интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?». Кроме непосредственных участников, на мероприятии присутствуют другие дети - зрители, которые задевают игроков колкими высказываниями: «Да, Женя, мы думали, что ты умнее, а на деле вышло не так», «Лешка, ты балбес что ли, такой простой ответ, и не знаешь!» и т.д.
Педагоги обсуждают свои варианты. По истечении 15 минут парламентер от каждой команды говорит, что у них получилось.
10. Обратная связь
Что нового узнали? Всё ли было понятно? Будете ли применять предложенные приемы на практике, если не будете, то почему?
Литература
Щербинина Ю.В. «Русский язык. Речевая агрессия и пути её преодоления». Учебное пособие/М.: Флинта: Наука, 2004 г.
http://www.psyoffice.ru/4-0-732.htm