Конспект занятия по развитию речи «Нюша в лесу»
Тема: «Нюша в лесу»
Составила учитель-логопед
Мартынова О.В.
Игра-занятие с использованием элементов системы сенсорного воспитания М.Монтессори для детей старшей группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Интеграция образовательных областей:«Социально – коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»,«Художественно-эстетическое развитие» «Физическое развитие».
Цели:
Обучающие;
-уточнение, расширение и активизация словаря по теме
-формирование умений соотносить картинки деревьев и листьев в дидактической игре; правильно называть их;
-учить различать деревья по внешним признакам;
-учить образовывать относительные прилагательные от названий деревьев.
Развивающие:
-развивать речевое дыхание;
-развивать наблюдательность, внимание, мышление.
-развивать зрительное, слуховое и тактильное восприятие;
-развивать навык ориентировки в пространстве,
-развивать мелкую и общую моторику.
Воспитетельные:
-воспитывать художественный вкус, желание создавать красоту.
Оборудование: игрушка Гномик, Нюша; предметные картинки деревья, листья; лотки с манной крупой, трафареты деревьев; коврики и листья из фетра; еловые веточки.
Ход игры-занятия
1.Минутка тишины
Дети занимают удобное положение, сидят тихо и неподвижно. Слева от детей находится игрушка Гномик, справа - Нюша. Логопед шепотом называет игрушке, дети поворачивают голову в сторону названной игрушки.
2.Сюрпризный момент. Введение в тему.
Логопед. Нюша приглашает нас прогуляться по лесу.
-Какие вы знаете леса? (хвойный, лиственный, смешанный )
-Какие вы знаете деревья?(ответы детей)
- Чем похожи и чем отличаются деревья?
-Отгадайте загадки про деревья, которые для вас приготовила Нюша.
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей.(Береза)
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы.(Рябина)
Белые овечки
Бегают по свечке.
(Верба)
Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит.(Ива)
Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная!(Елка)
Логопед: А как называются листья у деревьев?
3.Игра « Найди листок»
Дети делятся на две команды. 1-я команда –деревья(дуб, береза , липа т .д.,2-я листочки(дубовый, кленовый и т.д.)по сигналу дети находят свою пару.
Логопед: Теперь назовите какой вы листок. Дети отвечают полным предложением
- Я березовый листок. Я дубовый листок и т.д.
- Я дуб у меня дубовые листья и т. д.
4.Разминка и дыхательные упражнения
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся)
Дыхательное упражнение « Вдыхаем аромат хвои»
На столах у детей еловые веточки, дети делают вдох-носом ,выдох-ртом. На выдохе произносим фразу: Ах, Как пахнет!
5.Рисование листьев с помощью трафаретов и манки.
Логопед: А теперь дети , Нюша предлагает вам создать собственный лес.
Дети берут трафареты елки, дуба, ива, клен и засыпают их манной крупой.
Логопед читает четверостишия
1)Нежная бормочет Ива:
«Я немножечко плаксива,
Но зачем во всяком случае
Называть меня плакучею?»
Л. Слуцкая
2)Ствол стройный, тёмная кора,
Всё лето был зелёным он.
Пришла осенняя пора,
Одел наряд пурпурный клен.
3)Дуб корой покрыт шершавой.
Ель корой, как чешуёй.
Ю. Алешин
4.)Стройная красавица
В хвою наряжается,
Летом жарким и в метель
Любит цвет зеленый ель
О. Димакова
-А теперь расскажите о том какой лес у вас получился.(Ответы детей)
6. Д/и «Коврик»
Работа с вырезанными из фетра листьями и пуговицами.
Логопед: Дети давайте для Нюши соберем коврики из листьев. Нам нужно будет пристегивать листочки на квадратные коврики.
Задания
- в правый верхний угол -дубовый листок;
-в левый нижний угол - березовый;
-в левый верхний – липовый;
- в правый нижний - осиновый;
В посередине – кленовый.
Итог занятия
-Давайте поблагодарим Нюшу за интересную прогулку в лес и вспомним, какие деревья мы там увидели.
Источники;
http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/fizkultminutki/220-derevya
http://www.numama.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/chetverostishja-pro-derevja.html
Анна Александровна Устименко