Конспект занятия во 2 классе по теме «Работа с художественным текстом Е. Пермяка "Первая рыбка"»

Конспект занятия учебного курса «Успешное чтение» во 2 классе по теме
«Работа с художественным текстом Е. Пермяка «Первая рыбка».
Цель занятия: формирование умения слушать художественное произведение, оценивать поведение героев, развитие умения связано пересказывать литературный текст по составленному плану.
Задачи занятия:
-развивать умение прогнозировать содержание текста по его названию и автору;
-обогащатьи активизировать словарный запас слов;
-развивать умение отвечать на вопрос полным ответом;
-формировать умения внимательно слушать рассказ, определять его жанр, тему;
-развивать умение понимать замысел автора, умение анализировать произведение.
ПРИЛОЖЕНИЕ
DOCX / 11.83 Кб
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
PPTX / 7.26 Мб
Ход занятия:
1. Речевая разминка.
-Начинаем занятие «Успешное чтение». Чтобы оно на самом деле прошло успешно, давайте проведем речевую разминку.
-Начнем с упражнения на дыхание. Оно называется «Пузырьки лопаются».Ваша задача -беззвучно произносить звук [п], темп произнесения будете то ускорять, то замедлять. Я буду дирижером. Если поднимаю руку вверх - темп ускоряете, вниз- замедляете.
- Прочитаем чистоговорку сначала все вместе.
СЛАЙД 1.
КИ-КИ-КИ - Ловят рыбу рыбаки.
КЕ-КЕ-КЕ – Рыба плавает в реке
ОК-ОК-ОК- Попалась рыба на крючок
КА-КА-КА- Мы похвалим рыбака
-Прочитаем по ролям: … читает первую часть фразы, вы заканчиваете, потом наоборот. Каждый звук произносим четко.
-Вспомним скороговорку «Раз у самой щучьей пасти». Произнесем ее в медленном темпе, затем с ускорением.
СЛАЙД 2.
Раз у самой щучьей пасти
Ерш хвостишком шевелил.
Не боялся он напасти
И прищурясь говорил:
- Ты хитра, зубаста щука,
Я ершишка, хоть куда.
Ухитрись-ка щука, ну-ка!
Съешь меня ерша с хвоста!
- Обернись, так проглочу,
А глотать с хвоста не дело,
Я давиться не хочу!
-Продолжаем разминку. Перейдем к тренажеру. Сначала хором читаем слова, состоящие из трех букв, потом четырех и пяти. Скорость постепенно буду наращивать. Ваша задача- успевать за скоростью появления слов.
(Чтение слов из 3 букв - без задания с постепенным ускорением.
Чтение слов из 4 букв - запомнить названия животных.
Чтение слов из 5 букв- читать и одновременно подсчитывать количество прочитанных слов).
https://foxgard.ru/sim/trenazher-slova
2. Знакомство с произведением.
а) предтекстовая деятельность (прием «Рассечение вопроса»- смысловая догадка о возможном содержании текста по автору и названию произведения).
-Переходим к основной части занятия. Сегодня вы познакомитесь с новым произведением.
Автор произведения Евгений Пермяк, а называется он «Первая рыбка» (на доске размещается название произведения и автор).
-Прочитайте название произведения. Предположите его тему. (на доске пишется слово «рыбалка»).Тема текста — это то, о ком или о чём написан текст.
-Знаком ли вам данный автор? Какие произведения Евгения Пермяка мы уже читали?
-Евгений Пермяк написал много книг о природе, о детях, о людях труда. Нам уже знакомы такие произведения как «Смородинка», «Торопливый ножик», «Хитрый коврик».
-Зная автора, можем ли мы определить жанр этого произведения? (на доске пишется слово «рассказ»).
-А можем определить стиль текста: художественный или научный? (на доске пишется слово «художественный»).
-А вы ловили рыбу?
-Чем ловят рыбу?
–Названия каких рыб вы знаете?
-Что можно приготовить из рыбы?
-В чем можно варить уху?
-Посмотрите на изображение котелка.
Котелок или котел - это разновидность посуды, которую используют в процессе приготовления кулинарных изделий при помощи открытого огня. Как правило, котел или котелок изготавливают из жаропрочного металла.
СЛАЙД 3.
https://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/2/149/832/149832610_26026191.png
б) первичное чтение рассказа
-Послушайте рассказ Евгения Пермяка «Первая рыбка».
(Читает педагог)
https://skazki.rustih.ru/evgenij-permyak-pervaya-rybka/
в) осмысление эмоционального содержаниятекста при восприятия
-Понравился ли вам рассказ? Чем?
- Как зовут главного героя – мальчика?
-Какую рыбку поймал Юра?
-Прочитайте рассказ. Найдите, какими словами назван в рассказе Юрин улов? (Ерш, большущий ершище, крохотный ершишка.)
-Что объединяет слова ерш, ершище, ершишка?
-Благодаря какой части слова они получили разное лексическое значение?
-Кто видел ерша? В чем его особенность?
СЛАЙД 4.
http://cdn01.ru/files/users/images/4d/b9/4db9a42a8e9457e6b8300597bfcba136.png
Ерш -это пресноводная рыба, которая обитает в водоёмах Европы и северной Азии, предпочитает песчаное дно или гравий. По своему виду речные обитатели напоминают окуня, но главным отличием являются сросшиеся спинные плавники, другой окрас и колючие иголки как у рыбы-иглы.
-Вспомните сегодняшнюю скороговорку. Почему щука хотела, чтобы ерш повернулся к ней головой? Почему не хотела глотать с хвоста?
-У меня в руках веточка сосны. Если я поглажу ее в направлении роста хвоинок, то она покажется мягкой, хвоинки прижмутся к веточке. А что будет, если я поглажу хвоинки против направления роста? Можно уколоться. Вот и щука не хотела уколоться плавниками ерша.
г) просмотровое чтение (поиск конкретной информации о семье главного героя)
-Что можете сказать о семье Юры?
-Перечитайте рассказ. Подчеркните слова, которые подойдут для характеристики семьи Юры.
-Какие слова выбрали? Большая и дружная, работящая, любят пошутить.
Физминутка
СЛАЙДЫ 5-12
-Приглашаю вас на «рыбалку». Вы знаете, что рыбы бывают пресноводные и морские.Пресноводные рыбы живут в реках, озёрах и прудах.Морские рыбы обитают в морях и океанах. На экране будут появляться фото и название рыбы. Если представленная рыба живет в наших водоемах, «закидываете удочки» и тянете рыбу. Если это морская рыба, пусть плывет дальше.
д) осмысление прочитанного («Кубик Блума»)
-Давайте поиграем с волшебным кубиком («Кубик Блума»). Я буду подкидывать кубик, какой стороной он к вам повернется, на вопрос с данным словом будете отвечать.
НАЗОВИ
Назови героев рассказ. Назови посуду, в которой варили уху.
ПОЧЕМУ
Почему Юра не работал. Почему автор написал этот рассказ.
ОБЪЯСНИ
Объясни, почему Юра не обижался на взрослых. Объясни, чему радовался Юра в конце произведения.
ПРЕДЛОЖИ
Предложи свое название рассказа.
ПОДЕЛИСЬ
Поделись своими мыслями от прочитанного произведения.
ПРИДУМАЙ
Придумай другое продолжение рассказа. Придумай однокоренные слова к слову ерш.
е)определение последовательности событий в прочитанном тексте(интерпретация текста).
-Следующее задание будете выполнять в парах. Перечитайте текст еще раз. Возьмите конверт с листочками, на которых записаны пункты плана. Ваша задача – определитьправильную последовательность пунктов плана.
Юрина радость.
Вкусная уха.
Дружная семья.
Рыбалка.
- Дружная семья. 2 Рыбалка. 3. Вкусная уха. 4. Юрина радость)
-Давайте проверим, какой план рассказа у вас получился.
-Перескажите текст по данному плану.
3. Послетекстовая деятельность
-Подтвердились ли ваши предположения о жанре произведения и его стиле?
-Верно, это художественный рассказ.
-Почему Пермяк назвал рассказ «Первая рыбка?». Для кого она была первая?
-Назовите тему текста. Напомню, что то, о чём или о ком говорится в тексте, называется главной темой текста.
-Тема текста- совместный отдых семьи.
-Подумайте, в каком предложении заключена основная мысль текста? (последнее предложение). Основная мысль текста – то важное, главное, что хотел сказать автор.
-Автор хотел показать, как важна даже самая маленькая помощь, за которую могут заслуженно похвалить.
-Я тоже хочу похвалить вас за проведенный урок. Благодаря нашим совместным усилиям он получился интересным и познавательным!
Д.З: нарисовать иллюстрацию к произведению Е.Пермяка «Первая рыбка»




Заимствованные источники:
https://skazki.rustih.ru/evgenij-permyak-pervaya-rybka/
https://multiurok.ru/files/konspekt-zaniatiia-po-razvitiiu-rechi-v-podgoto-16.html
Якласс
Картинки:
https://i.pinimg.com/originals/b6/e3/5c/b6e35c7d5829c16c5b9a868f76001af5.png
http://klublady.ru/uploads/posts/2022-07/1658325865_40-klublady-ru-p-tatu-yorsh-foto-40.png
https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1626167/140add87-50dd-4178-bcd8-f3001cd2ea9c/s1200?webp=false
https://img0.liveinternet.ru/images/attach/d/2/149/832/149832610_26026191.png
http://cdn01.ru/files/users/images/4d/b9/4db9a42a8e9457e6b8300597bfcba136.png
https://ub-fish.ru/wp-content/uploads/2019/06/karas.png
https://rus-fishsoft.ru/assets/images/fish/big/2424.png
https://nordfish-msk.ru/wp-content/uploads/2020/04/ru_pim_530014001001_01.png
https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2020/10/kartinki-okun-20.jpg
https://cdn130.picsart.com/323174483149211.png
Журавлева Татьяна Анатольевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Смоленцева Татьяна Григорьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Сидорова Ольга Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Галина Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Куприянова Светлана Павловна
Сорокина Светлана Валерьевна