Конспект урока «Подготовка к изложению по произведению Е. Пермяка "Перо и чернильница"» (5 класс)
Технологическая карта урока
Тема урока: Обучение сжатому изложению по тексту Евгения Андреевича Пермяка "Перо и чернильница"
Цель: формировать умение учащихся передавать информацию сжато, в обобщенной форме.
Задачи:
1.Подготовить учащихся к осмыслению содержания исходного текста, уяснению основной мысли (с отделением главного от второстепенного), особенности композиции, языка и стиля;
2.Развитие речи учащихся посредством переработки художественного текста;
3.Воспитание трудолюбия и человечности (на материале урока привести к выводу о том, что сказка получится только тогда, когда человек научится жить не только для себя).
УУД :
личностные результаты: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность овладеть литературными нормами, достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения( в том числе письменного);
метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
предметные результаты: понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение, говорение и письмо; усвоение основ научных знаний о тексте и его частях; понимание взаимосвязи его уровней и единиц, проведение различных видов анализа текста , использования выразительных средств языка; осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текста художественной литературы.
Оборудование: портрет Е.А. Пермяка, проектор и ноутбук, карточки для индивидуальной работы, запись на закрытой стороне доски(Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме)
Литература: 1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
3. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011.
Интернет-ресурсы: https://ru.wikipedia.org
https://www.livelib.ru
http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные) |
||
1.Организационный момент (1 мин) |
Приветствие, создание благоприятной эмоциональной атмосферы: Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь. |
Приветствие ,настрой на работу. |
Познавательные: желание узнать тему урока Регулятивные: умение организовать своё рабочее пространство, настроиться на работу Коммуникативные: умение слышать учителя, понимать невербальные знаки общения. |
||
2.Знакомство с автором, по тексту которого предстоит изложение.( 5мин) |
-Сегодня на доске у нас портрет какого-то человека. Кто это? Об этом знают Сергеева А. и Скородумова С. Слушание и оценка сообщения. |
Слушают сообщение: |
Познавательные: стремление получить новые сведения об известном писателе |
||
3. Постановка целей и задач урока (5 мин) |
Беседа, вопросы: -Как называется письменный пересказ? -Какова будет цель?
-Какие задачи мы перед собой поставим? Как работать с изложением? |
Отвечают на вопросы, делают выводы
-Изложение -1.Прочитаем текст |
Регулятивные: умение понимать логический ход, определять цели, ставить задачи. Познавательные: стремление научиться составлять план Коммуникативные: умение поддерживать диалог, формулировать свои мысли
|
||
4.Работа с текстом (9 мин)
-Чтение(3 мин) |
-Откроем упражнение 513 учебника на странице 60.Обращаемся к первому заданию: «Читаем текст».
-Мы прибегаем к иносказанию, когда хотим сообщить о каких-то общечеловеческих, нравственных правилах, но не прямо, не в лоб, а так, чтобы наш собеседник или читатель подумал, поразмышлял сам.
-Как нужно понимать сказанное? На дне чернильницы лежат и ждут своего часа палочки, крючки, буквы, слова и даже сказки? Чем их Сережа зацепляет и вытаскивает?
-Чем утешает дед Серёжу, у которого не получается «добыть сказку»?
|
Чтение текста по ролям: автор-Иванов Даня,
Ученик отвечают, затем учитель открывает запись на доске: Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме ( По школьному "Словарю литературоведческих терминов". У Ожегова: иносказательный рассказ с поучением.)
- О том, как Сережа пером из чернильницы учился сказки добывать. достаешь зацепляется вытащишь)
- Время ещё не пришло. Подрастёт-«покрупнее что-нибудь вытащит». -Нельзя быть эгоистом, думать только о себе, нужно смотреть на людей, на мир, доверять миру, быть открытым ему и утверждать себя в нем. Для этого нужно много и хорошо учиться («если без людей сам по себе жить не начнёшь)
|
Регулятивные: навыки коллективной и индивидуальной работы с текстом (чтение и анализ его составляющих).
Познавательные: анализ проделанной работы по морфологическому разбору имени прилагательного, полученных знаний и умений
Коммуникативные: развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся, её реализация в устной и письменной форме, обогащение речи
|
||
5.Физкультминутка (2 мин) |
НАСТРАИВАЕТ ПРЕЗЕНТАЦИЮ |
Расслабляются, отдыхают, фантазируют.. |
|
||
6. Подготовка к написанию изложения. (13 мин)
Составление и запись плана (6 мин)
Знакомство с приёмами сжатия (презентация) (7 мин)
|
-На сколько частей можно разделить этот текст? Озаглавьте каждую часть. Отвечает- 1 человек, остальные корректируют. Запишем план.
Мы установили последовательность текста, но чтобы его сжать, необходимо знать некоторые приёмы. Посмотрите на них и запишите. Слайд 2
-Давайте посмотрим на первую часть текста. Какая форма речи здесь преобладает? - Переведите из прямой речи в косвенную первое предложение.
-Какой приём мы применили? Слайд 3
-Давайте посмотрим, как построены предложения во второй части текста. Что здесь является повторяющейся информацией? -Как сократить этот текст?
|
-На 4 Озаглавливают и записывают
План:
-Диалог. -Пересказать его своими словами. /- Из чернильницы ручкой с перышком, - ответил дедушка/. -упрощение (пересказ диалога своими словами)
- Перечисление того, что цеплял Серёжа из чернильницы -исключение (исключили повторы) и обобщение (оставили только самое главное в предложении) |
Регулятивные: навыки коллективной и индивидуальной работы с текстом (анализ его составляющих), осмысление действий, связанных с составлением плана и выявлении главной и второстепенной информации.
Познавательные: применение полученных знаний на практике, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата Коммуникативные: конструирование собственных предложений при компрессии, развитие навыка составления устного высказывания. |
||
Домашнее задание (1 мин) |
-Ваша задача в самостоятельной письменной работе над изложением - сократить текст, но при этом нельзя повредить содержанию, нужно точно передать смысл притчи, не нарушить связи между частями текста. Это очень сложная задача, и вам нужно постараться справиться с ней, самостоятельно поработать над 3-ей и 4-ой частями текста так же, как мы это делали на уроке с 1-ой и 2-ой частями. ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ-проговорить устно. -Самостоятельно(устно) сократите 3 и 4 часть.
-Какой приём мы применили, сокращая 3 часть? Слайд 5
-Что у вас получилось в результате сокращения 4 части? Слайд 6
|
1.СИЛЬНЫЕ: Написать сжатое изложение по плану в тетради.
Устно сокращают текст (Слабые вставляют пропущенные слова в тексте) 3-/ Он спросил у деда, почему у него ничего не выходит. Дед утешил: - Придёт время, научишься, если не только собой будешь занят./ -упрощение (пересказ диалога своими словами) -исключение (исключили подробности, повторы)
|
Регулятивные: знать алгоритм/модель учебных действий при сжатии текста Познавательные: применение полученных знаний.
Коммуникативные: развитие навыков общения и понимания услышанного
|
||
Рефлексия (3 мин) |
-Давайте посмотрим, достигли мы поставленной цели? Все задачи выполнили?
-Оцените теперь свою работу на уроке, продолжив фразы на доске. |
-Цель достигнута. Мы научились писать сжатое изложение. Не выполнена 5 задача-записывать текс будем дома
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… мне захотелось…
|
Регулятивные: речевое оформление высказывания
Познавательные: анализ проделанной работы по сжатию текста, полученных знаний и умений
Коммуникативные: развитие навыка коллективной работы, монологической и диалогической речи учащихся, её реализация в устной форме, обогащение речи, оценка собственной деятельности
|
Текст
DOCX / 12.76 Кб
Рефлексия
DOCX / 12.08 Кб
Сообщение
DOCX / 14.18 Кб
Слабым
DOCX / 12.46 Кб
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
PPTX / 2.02 Мб
Легоцкая Вера Сергеевна
Елена Владимировна
Маленькая Наталья Анатольевна
Елена Владимировна