12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Владимировна1357
Россия, Вологодская обл., Череповец
8

Конспект урока «Подготовка к изложению по произведению Е. Пермяка "Перо и чернильница"» (5 класс)

Технологическая карта урока

Тема урока: Обучение сжатому изложению по тексту Евгения Андреевича Пермяка "Перо и чернильница"
Цель: формировать умение учащихся передавать информацию сжато, в обобщенной форме.
Задачи:
1.Подготовить учащихся к осмыслению содержания исходного текста, уяснению основной мысли (с отделением главного от второстепенного), особенности композиции, языка и стиля;
2.Развитие речи учащихся посредством переработки художественного текста;
3.Воспитание трудолюбия и человечности (на материале урока привести к выводу о том, что сказка получится только тогда, когда человек научится жить не только для себя).

УУД :
личностные результаты: понимание русского языка как одной из основных на­ционально-культурных ценностей русского народа; ува­жительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность овладеть литературными нормами, достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения( в том числе письменного);

метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный по­иск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окру­жающими людьми в процессе речевого общения;

предметные результаты: понимание определяющей роли языка в развитии интел­лектуальных и творческих способностей личности; владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение, говорение и письмо; усвоение основ научных знаний о тексте и его частях; пони­мание взаимосвязи его уровней и единиц, проведение различных видов анализа текста , использования выразительных средств языка; осознание эстетической функции родного языка, способ­ность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текста художественной литературы.
Оборудование: портрет Е.А. Пермяка, проектор и ноутбук, карточки для индивидуальной работы, запись на закрытой стороне доски(Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме)
Литература: 1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
3. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах: Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя/ Н. Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011.

Интернет-ресурсы: https://ru.wikipedia.org
https://www.livelib.ru
http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

1.Организационный момент (1 мин)

Приветствие, создание благоприятной эмоциональной атмосферы: Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.

Приветствие ,настрой на работу.

Познавательные: желание узнать тему урока

Регулятивные: умение организовать своё рабочее пространство, настроиться на работу

Коммуникативные: умение слышать учителя, понимать невербальные знаки общения.

2.Знакомство с автором, по тексту которого предстоит изложение.( 5мин)

-Сегодня на доске у нас портрет какого-то человека. Кто это? Об этом знают Сергеева А. и Скородумова С.

Слушание и оценка сообщения.
- Оцените выступления девочек.
-Таким образом ставим «…» за полноту и эмоциональность ответа

Слушают сообщение:
Евге́ний Андре́евич Пермя́к (18 (31) октября 1902Пермь — 17 августа 1982Москва) — русский советский писатель, драматург.
Пермяк Евгений Андреевич (настоящая фамилия Виссов) родился в Перми, однако практически сразу же после рождения он переехал с матерью в Воткинск, где и прошло его детство и юность. В 1930 году Пермяк заканчивает педагогический факультет Пермского университета и переезжает в Москву. Там он и начинает свою профессиональную писательскую деятельность.
Начиная с набросков, Пермяк постепенно переходит к малым жанрам: рассказам, притчам, басням. Евгения Андреевича можно по праву считать создателем современной сказки. Используя классические формы и сказочную манеру повествования, он наполняет свои произведения современным содержанием.
Многие 
сказки Пермяка состоят из кратких, но цельных глав, благодаря чему легко запоминаются. Часто они сопровождаются волшебными вставками, поэтому великолепно воспринимаются детьми. Сказки Пермяка вошли в золотой фонд детской литературы. Они по праву считаются современной классикой сказочного повествования, донося до детей понятия честности, ответственности, трудолюбия и веры в себя. Произведения написаны живым и простым народным слогом, их чтение доставит удовольствие, как детям, так и взрослым. Среди наиболее популярных «Дедушкины очки», «Мелкие калоши», «Пропавшие нитки», «Перо и чернильница».

Познавательные: стремление получить новые сведения об известном писателе
Регулятивные: знать алгоритм/модель устного выступления
Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической формой речи, умение воспринимать информацию на слух.

3. Постановка целей и задач урока (5 мин)

Беседа, вопросы:
-Итак, ребята рассказали нам Об Евгении Пермяке не случайно. Мы сегодня обратимся к одному из его произведений «Перо и чернильница»
-Что можно делать с произведением на уроке русского языка?

-Как называется письменный пересказ?
-Сформулируйте тему урока

-Какова будет цель?


 

-Какие задачи мы перед собой поставим? Как работать с изложением?



Но, ребята, сегодня нам предстоит пересказать текст кратко, то есть написать СЖАТОЕ изложение.
Запишем в тетрадях число, тему урока:
«Сжатое изложение по тексту Е. А.Пермяка "Перо и чернильница"

Отвечают на вопросы, делают выводы


 


-Читать, пересказывать, составлять план.

-Изложение
Написание изложения по рассказу «Перо и Чернильница»

-
ЦЕЛЬ: учиться писать сжатое изложение

 

-1.Прочитаем текст
2.Выделим основную мысль
3.Составим план текста
4.Найдём самую важную информацию
5.Запишем текст

 

Регулятивные: умение понимать логический ход, определять цели, ставить задачи.

Познавательные: стремление научиться составлять план

 

Коммуникативные: умение поддерживать диалог, формулировать свои мысли


 

 

4.Работа с текстом (9 мин)

 

-Чтение(3 мин)
-Работа с термином (2 мин)
-Определение темы и идеи. (4 мин)

-Откроем упражнение 513 учебника на странице 60.Обращаемся к первому заданию: «Читаем текст».
Слушание. Беседа по тексту.

-В тексте задания написано «Как вы поняли притчу?» Что такое притча?
Демьяну Хрусталёву было дано задание: посмотреть в толковом словаре лексическое значение слова притча

 

 

 

 

 

-Мы прибегаем к иносказанию, когда хотим сообщить о каких-то общечеловеческих, нравственных правилах, но не прямо, не в лоб, а так, чтобы наш собеседник или читатель подумал, поразмышлял сам.
-О чем мы должны поразмышлять, прочитав текст? Какова его тема?
-Что значит «добывать»?
Какие синонимы этого слова использует писатель в тексте?

 

 

-Как нужно понимать сказанное? На дне чернильницы лежат и ждут своего часа палочки, крючки, буквы, слова и даже сказки? Чем их Сережа зацепляет и вытаскивает?

 

 

 

 

-Чем утешает дед Серёжу, у которого не получается «добыть сказку»?


-Чему учит старый человек молодого? Какова идея притчи?

 



 

Чтение текста по ролям: автор-Иванов Даня,
дедушка- Рябинин Максим,
Сережа-
Нестеров Виталий.


Отвечают на вопросы:

-Реализуют предварительное домашнее задание

Ученик отвечают, затем учитель открывает запись на доске: Притча - небольшой рассказ, содержащий поучение в иносказательной, аллегорической форме ( По школьному "Словарю литературоведческих терминов". У Ожегова: иносказательный рассказ с поучением.)

 

 

 

 

 

- О том, как Сережа пером из чернильницы учился сказки добывать.
-(берешь

достаешь

зацепляется

вытащишь)
-
Ответы учеников о том, что делал Сережа в школе - их понимание иносказания.
Обобщение: Значит, на самом деле он учился в школе самому простому - учился писать.

 

- Время ещё не пришло. Подрастёт-«покрупнее что-нибудь вытащит».
 

-Нельзя быть эгоистом, думать только о себе, нужно смотреть на людей, на мир, доверять миру, быть открытым ему и утверждать себя в нем. Для этого нужно много и хорошо учиться («если без людей сам по себе жить не начнёшь)

 

Регулятивные: навыки коллективной и индивидуальной работы с текстом (чтение и анализ его составляющих).

 

Познавательные: анализ проделанной работы по морфологическому разбору имени прилагательного, полученных знаний и умений

 

Коммуникативные: развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся, её реализация в устной и письменной форме, обогащение речи

 

5.Физкультминутка (2 мин)

НАСТРАИВАЕТ ПРЕЗЕНТАЦИЮ
Вполголоса диктует:

Лягте на парты, закройте глаза. Мысленно представьте себе мудрого деда- старенького, с добрыми глазами ,и его любопытного внука Серёжку с грязными от чернил пальцами, старательно выписывающего буковки. Представьте, как внук забирается к деду на колени, как доверчиво заглядывает в глаза. Как дед улыбается, отвечая своему внуку.

Теперь, когда мы представили героев притчи, будет легче передать её содержание.

Расслабляются, отдыхают, фантазируют..

 

6. Подготовка к написанию изложения. (13 мин)

 

 

Составление и запись плана (6 мин)

 

Знакомство с приёмами сжатия (презентация) (7 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-На сколько частей можно разделить этот текст? Озаглавьте каждую часть. Отвечает- 1 человек, остальные корректируют.

Запишем план.

 

 

 

 

 

Мы установили последовательность текста, но чтобы его сжать, необходимо знать некоторые приёмы. Посмотрите на них и запишите.

Слайд 2

 

-Давайте посмотрим на первую часть текста. Какая форма речи здесь преобладает?
-Как можно сократить диалог?

- Переведите из прямой речи в косвенную первое предложение.
 

 

-Какой приём мы применили? Слайд 3

 

-Давайте посмотрим, как построены предложения во второй части текста. Что здесь является повторяющейся информацией?

-Как сократить этот текст?
 


-Какой приём использован? Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

-На 4 Озаглавливают и записывают

 

План:
1. Первый диалог деда и внука( разговор дедушки и внука о сказках)
2.Попытка Серёжи «добыть» сказку
3.Второй диалог деда и внука (Разговор героев: дед утешает внука)
4.Заключение о притче деда.(Результат разговора)

 

 

 

 

-Диалог.
 

-Пересказать его своими словами.
- /Сережа спросил как-то у дедушки, откуда тот сказки берет./

/- Из чернильницы ручкой с перышком, - ответил дедушка/.

-упрощение (пересказ диалога своими словами)

 

- Перечисление того, что цеплял Серёжа из чернильницы

-/Поступил Серёжа в школу, научился писать. Попробовал сказку добыть, но она не зацепляется./

-исключение (исключили повторы) и обобщение (оставили только самое главное в предложении)

Регулятивные: навыки коллективной и индивидуальной работы с текстом (анализ его составляющих), осмысление действий, связанных с составлением плана и выявлении главной и второстепенной информации.

 

Познавательные: применение полученных знаний на практике, внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
 

Коммуникативные: конструирование собственных предложений при компрессии, развитие навыка составления устного высказывания.

Домашнее задание (1 мин)

-Ваша задача в самостоятельной письменной работе над изложением - сократить текст, но при этом нельзя повредить содержанию, нужно точно передать смысл притчи, не нарушить связи между частями текста. Это очень сложная задача, и вам нужно постараться справиться с ней, самостоятельно поработать над 3-ей и 4-ой частями текста так же, как мы это делали на уроке с 1-ой и 2-ой частями.

ЕСЛИ ЕСТЬ ВРЕМЯ-проговорить устно.

-Самостоятельно(устно) сократите 3 и 4 часть.


 

 

 

 

 

 

 

 

-Какой приём мы применили, сокращая 3 часть? Слайд 5

 

-Что у вас получилось в результате сокращения 4 части? Слайд 6


-Какой приём вами использован?

 

1.СИЛЬНЫЕ:
Сократить самостоятельно 3 и 4 часть.
написать изложение на черновик.

Написать сжатое изложение по плану в тетради.
2. СЛАБЫЕ: работают на карточках-сокращают там текст, а потом записывают по памяти

 

 

Устно сокращают текст (Слабые вставляют пропущенные слова в тексте)

3-/ Он спросил у деда, почему у него ничего не выходит. Дед утешил: - Придёт время, научишься, если не только собой будешь занят./
 

-упрощение (пересказ диалога своими словами) -исключение (исключили подробности, повторы)

-4 / Не всё понял Серёжа, а дедову притчу запомнил, другим пересказал./


-исключение (исключили подробности, повторы)

Регулятивные: знать алгоритм/модель учебных действий при сжатии текста
 

Познавательные: применение полученных знаний.

 

Коммуникативные: развитие навыков общения и понимания услышанного

 

Рефлексия (3 мин)

-Давайте посмотрим, достигли мы поставленной цели? Все задачи выполнили?

 

 

-Оцените теперь свою работу на уроке, продолжив фразы на доске.

-Цель достигнута. Мы научились писать сжатое изложение. Не выполнена 5 задача-записывать текс будем дома

 

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

мне захотелось…

 

Регулятивные: речевое оформление высказывания

 

Познавательные: анализ проделанной работы по сжатию текста, полученных знаний и умений

 

Коммуникативные: развитие навыка коллективной работы, монологической и диалогической речи учащихся, её реализация в устной форме, обогащение речи, оценка собственной деятельности

 

 


Текст
DOCX / 12.76 Кб

Рефлексия
DOCX / 12.08 Кб

Сообщение
DOCX / 14.18 Кб

Слабым
DOCX / 12.46 Кб

ПРЕЗЕНТАЦИЯ
PPTX / 2.02 Мб

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (4)

Легоцкая Вера Сергеевна, 03.08.21 в 14:53 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна, достойная работа!
Елена Владимировна, 06.08.21 в 08:57 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за оценку)
Маленькая Наталья Анатольевна, 03.08.21 в 15:55 0Ответить Пожаловаться
Очень интересная работа! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.