Конспект занятия внеурочной деятельностью
Конспект занятия внеурочной деятельностью
Разработала: Осипова Светлана Игоревна, учитель начальных классов
ГБОУ школа № 607 г. Санкт-Петербурга
Тема урока: Солнце на ладошке
Актуальность выбранной темы:
Одна из главных проблем детей с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении их связи с внешним миром, бедности контактов со сверстниками. Необходимо формировать положительное отношение к ним сверстников, вырабатывать навыки адекватного социального поведения. Дружба между детьми способствует возникновению желания помочь друг другу, вместе переживать радости и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе.
Разработку составила: Осипова Светлана Игоревна, учитель начальных классов
Класс: 2, дети с ОВЗ
Форма: кружок
Тип урока: внеурочная деятельность
Цифровые ресурсы: компьютер, интерактивная доска, стенд для рисунков, музыкальное сопровождение, мультфильмы
Дидактическое сопровождение: карточки со словами, овощами, фруктами, смайлики, рисунки улыбающегося солнышка, туч.
Материалы и инструменты: ватман, листы цветной бумаги, картон, фломастеры, цветные карандаши, ручки, клей, ножницы.
Образовательные технологии: игровая, диалоговая, с элементами проблемного обучения
Цель: Формирование у детей чувства милосердия к детям с ОВЗ, создание положительных ситуаций общения.
Задачи:
- Развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
-Проявление чувства взаимопомощи, и уважения к людям, бережного отношения к природе;
-Воспитание взаимоуважения, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
-Создание условий для социализации личности учащихся, через работу в группах.
УУД:
Личностные: способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей.
Познавательные: дополнение и расширение имеющихся знаний о природе и окружающих людях;
Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи занятия, поиск средств их осуществления
Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
План занятия
1.Организационный этап
Приветствие детей и гостей
Мотивация к действию
2. Целеполагание
3. Актуализация темы
4. Погружение в проблему
5. Пути решения проблемы
6. Итоговый этап
Рефлексия, итоги занятия, пожелания друг другу
1 Организационный этап
На столе лежат листики деревьев из бумаги трёх цветов: жёлтые, оранжевые, зелёные. Дети берут листики и рассаживаются за столы по 5 человек по цвету листиков.
2. Работа в группах
- Наступила осень. Собран урожай овощей и фруктов. Давайте вспомним, что же подарила нам природа и разложим урожай осени на три тарелочки по цветам.
Учитель по очереди показывает карточки жёлтого, оранжевого и зелёного цвета, а дети называют овощи и фрукты соответствующих цветов.
- На столе лежат пазлы, из которых нужно собрать картинки. Что же получилось?
Дети собирают картинки: лимон, апельсин, яблоко и наклеивают на флажок. Помогают друг другу. Назвали три команды: Лимончики, Апельсинчики, Яблочки
3. Целеполагание
- Веточки какого дерева не хватает в третьем ряду таблицы? (на картинке)
липа |
берёза |
клён |
? |
- Какую пользу приносит липа?
В среднем липа живёт три-четыре сотни лет, хотя известны липовые деревья, проживавшие под тысячу с четвертью лет.
Препараты из липового цвета действуют противовоспалительно и успокаивающе, настой липового цвета принимают при простуде, гриппе и бронхите.
Липовый мёд пчелы делают из нектара зеленовато-жёлтых цветков липы, которую за её высокие медоносные качества народ справедливо прозвал царицей медоносных растений.
С одной цветущей липы среднего возраста, растущей в благоприятных условиях, в оптимальную погоду пчёлы вырабатывают от 16 кг до 30 кг высокосортного мёда, а с 1 га цветущих лип — 1000 кг мёда.
Но не стоит хищнически относиться к дарам липы. Делать припасы впрок не нужно – их целительная сила со временем резко снижается.
Липа выделяет благотворных фитонцидов больше, чем другие лиственные деревья. Она природный фильтр для очистки воздуха – активно впитывает углекислоту, вырабатывая взамен ее кислород. Пыль и болезнетворные организмы прилипают к клейким частям дерева и смываются дождями.
- Сколько добра дарит нам природа.
- А мы можем ответить ей тем же?
Обсуждение в командах. Ответы детей.
- Давайте каждый подумает и предложит ту помощь, которую может оказать сам.
Ответы детей.
- Мы собрались сегодня вместе, чтобы поговорить о чём?
- Для чего нам нужно обсуждать эту тему?
Варианты ответов.
- В природе все растения и животные живут в гармонии и мире. Мы с вами часть этой природы. А что происходит в отношениях между людьми?
4. Актуализация темы
Я поведаю вам одну притчу. Что такое притча? Это – небольшой поучительный рассказ.
Послушайте её и скажите, о чём она.
«Осколки доброты»
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки из песка. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались по ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и складывая их в сумку.
Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил на ее приветствие.
Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю свою жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
- О чём же эта притча?
Обсуждение в командах. Варианты ответов
- Почему «осколки доброты»?
- Как вы считаете, всегда ли по внешнему виду можно судить о человеке? Подумаем, как же тогда надо поступать?
Обсуждение в командах. Варианты ответов.
- Были ли у вас случаи, когда человек вам сначала не понравился, а потом мнение о нём изменилось? Почему?
Ответы детей.
5. Погружение в проблему
Хочу рассказать вам одну историю. Жило-было Солнышко. Работало оно с утра до позднего вечера. Поэтому цвели цветы и пели птички. Радовались Солнышку и трудолюбивые муравьи, и рыжие белочки, и пугливые зайцы, и большие медведи, и гордые олени. Но однажды набежала хмурая тучка и закрыла Солнце.
- Что произошло с природой?
Обсуждение в командах. Варианты ответов.
6. Пути решения проблемы
- Что же делать?
Обсуждение в командах. Варианты ответов.
- Солнышко ослабло. Чтобы набраться сил и отодвинуть тучу ему надо много тепла.
Чем же мы можем ему помочь?
Давайте отдадим частичку своего тепла. А чтобы его было больше возьмёмся за руки и поделимся своим теплом с друзьями. Теперь ладошку положим на лист цветной бумаги, обведём её. Вырежем ладошку из бумаги. Поможем друг другу.
Далее дети подходят к стенду и наклеивают на лист ватмана эту ладошку вместо лучика рядом с Солнышком.
- Туча не выдержала столько тепла и растаяла.
Каждому человеку под таким Солнышком должно быть уютно. Но бывает так, что человеку нужна помощь. Проявить участие можно и делом и словом.
Ответы детей.
Выберите нужные слова (в таблице), напишите, пожалуйста, на смайликах и подарите друг другу. Значение непонятных слов нужно спросить. Какие слова вы выбрали и почему? Поможем друг другу.
счастье |
злопамятность |
сопереживание |
агрессивность |
справедливость |
ненависть |
сочувствие |
жадность |
бескорыстие |
зависть |
милосердие |
предательство |
забота |
равнодушие |
готовность помочь |
хамство |
забота |
эгоизм |
отзывчивость |
наглость |
сострадание |
вспыльчивость |
7. Рефлексия
- Сделаем вывод: Доброе слово, проявление заботы, очень важны в жизни каждого человека.
- Та команда, которой занятие показалось нужным и полезным выйдет из-за стола и возьмётся за руки.
Мы подарили друг другу приятные минуты общения. Скажем друг другу «спасибо».
Звучит песня из мультфильма «Однажды утром» Слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинского «Если рядом с тобой друг»
Литература:
1. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» М.: Просвещение, 2014г.
Интернет источники:
1. https://tinyurl.com/y34h8kp3
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8%D0%BF%D0%B0
Голдина Лилия Вильевна
Осипова Светлана Игоревна