12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смоленцева Галина Леонидовна319
В 1981 году закончила педагогическое училище, в 1986 году Кировский государственный педагогический институт. 36 лет работаю учителем начальных классов. Сделала много выпусков, но останавливаться не хочется.
Россия, Кировская обл., Яранск
16

Занятие по внеурочной деятельности GФразеологизмы»



Внеклассное занятие по русскому языку.

Тема: Фразеологизмы.

Тип занятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Методы ведения занятия: деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

выписка «Из фразеологического словаря» для каждого учащегося;

карточки с заданиями для конкурсов;

рисунки к конкурсу «Весёлые картинки».

Дидактическая цель: повышение уровня языкового развития учащихся.

Предметные задачи занятия:

- научить учащихся отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний, распознавать их в тексте, понимать их значение, отличать эмоционально-выразительные достоинства;

- познакомить учащихся с фразеологическим словарём как источником информации о значении фразеологизмов и помощником в правильном использовании фразеологизмов в собственной речи.

Метапредметные задачи занятия:

- формировать умение принимать учебную задачу и стремиться ее выполнять;

- развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Личностные задачи занятия:

- воспитывать интерес к познавательной деятельности;

- воспитывать умение сотрудничать.

Планируемые результаты

Дети учатся:

- понимать и принимать учебную задачу;

- отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний;

- распознавать их в тексте и понимать значение;

- пользоваться фразеологическим словарём;

- правильно использовать фразеологизмы в собственной речи;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Организационный момент.

Вступительная часть.

Учитель. Наш родной язык – русский. А. С. Пушкин считал, что «язык славянорусский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими». Знать свой язык и использовать в своей речи его богатство обязан каждый человек. Вот как это делают два приятеля.

Два ученика разыгрывают сценку «Поговорили…».

Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся!

Как живёшь?

Нормально.

А с учёбой как?

Нормально.

Ты, говорят, болел… Теперь-то всё в порядке?

Нормально.

Хорошо, значит?

Ну я же говорю – нормально.

Странно ты говоришь…

Почему? Нормально.

Ты считаешь – нормально?

Нормально.

Да-а, странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!

Учитель: Услышали ли мы богатство русского языка в речи мальчиков?

Хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание? В таком случае учитесь употреблять в своей речи фразеологизмы.

Постановка целей учащимися с помощью слов-помощников.

Узнать,…………(что такое фразеологизмы).

Учиться понимать…..(их значение) и распознавать…..(в тексте).

Использовать…….(в собственной речи).

Учитель: А что вам хотелось бы узнать о фразеологизмах? В ходе достижения поставленных целей мы с вами ответим на следующие вопросы:

Что такое фразеологизмы?

Кто их выдумывает?

Как разобраться, где какой смысл?

А может, лучше обходиться без них?

Представление команд.

Глаголики.

«Глаголить» - значит говорить ярко, метко, задушевно.

Знатоки.                                                                   Умники и умницы.

Орешек знаний твёрд, но всё же                       Учим русский – годы кряду

Мы не привыкли отступать.                               С душой, с усердием, с умом!

Нам расколоть его поможет                               Нас ждёт великая награда,

Желание: хочу всё знать!                                 И та награда в нём самом.

Конкурсная часть.

Конкурс «Разминка».

Доскажите словечко и объясните, когда так говорят. За правильно выполненное задание каждая команда получает жетон.

1. Ежата – детки хоть куда!                   2. Как это принято у змей,

И что же тут дивиться?                          Кусают за ноги гадюки.

Ведь мама держит их всегда                   А потому при встрече с ней

В ежовых…..(рукавицах).                        Берите, дети, ноги…..(в руки)!

3. За обедом в разговоре

Лез в бутылку, с нами споря.

А потом сказал: - Друзья, не в своей …..(тарелке) я!

Учитель: В русском языке есть очень много выражений, которые употребляются совсем в другом смысле, чем вначале кажется. То есть люди говорят одно, а подразумевают другое. Один смысл у них прямой, а другой – иносказательный, переносный. Эти двусмысленные выражения образно называют фразеологизмы. И сейчас вы, договаривая четверостишия, уже произносили фразеологизмы. Возьмём фразеологизм не в своей тарелке и

попробуем заменить его свободным словосочетанием:

чувствует себя неуютно; мне было не по себе, некомфортно

попробуем переставить в нём слова местами:

в тарелке не своей; в не своей тарелке

попробуем заменить слово тарелка близким по смыслу:

не в своём блюдце

Вывод: Признаки фразеологизмов

его нельзя конструировать из отдельных слов, то есть он возникает в памяти целиком в том виде, в каком он всегда употребляется;

состав фразеологизма устойчив, его части, слова нельзя менять местами;

нельзя заменять слово близким по смыслу.

Учитель: Ответили на первый вопрос что такое фразеологизмы? Следующая задача: Учиться понимать их значение и распознавать в тексте.

Конкурс « Без труда не вынешь и рыбку из пруда».

Задание: прочитайте пары предложений со свободными словосочетаниями и фразеологизмами. Ваша задача – указать фразеологизмы, опираясь на их признаки.

Глаголики  1) Засучив рукава, я доставал из воды живых рыб и бросал их на дно

лодки.

                     2) Ребята работали засучив рукава.

Знатоки          1) Никиту как ветром сдуло с веранды.

                       2) Посередине реки, где ветром сдуло снег, ярче синеет лёд.

Умники и умницы   1) Я только хотел начать разговор с водителем, как меня подбросило, и я прикусил язык.

2) Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

Конкурс «Составьте пары»

Задание: правильно составить пары: фразеологизм и его значение, толкование.

Недружно, в постоянной ссоре                                              как кошка с собакой

Небрежно, кое-как делать что- нибудь                                    море по колено

Всё нипочём, ничего не страшно                                           держать язык за зубами

Не говорить ничего лишнего                                                                                                                                              спустя рукава

 Конкурс «Домашнее задание»

Командам нужно было найти как можно больше фразеологизмов со словами, называющими части тела и лица человека. Каждая команда выбрала какое-то одно слово, например язык, нос, рука.

Ответы команд с объяснением значений фразеологизмов и того, как и где искали информацию (в словарях, у родителей).

Конкурс «На загадку дай отгадку»

О каких частях тела человека идёт речь? Какие фразеологизмы здесь используются?

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-нибудь не пони-мают; не бельё, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

Их кладут на полку от голода; их заговаривают болтливые люди; они не попадают друг на друга от холода или от страха.

Их закрывают, если не хотят что-либо замечать; они начинают гореть, ес-ли чего-нибудь очень хочется; они даже могут оказаться на лбу.

Конкурс «Весёлые картинки»

Учитель: Очень интересное занятие – рисовать картинки к фразеологизмам. Такие рисунки всегда бывают смешные.

Команды показывают свои рисунки, подготовленные дома. Другие команды пытаются отгадать фразеологизмы по этим рисункам.

Учитель показывает свои рисунки на слайде. Делать из мухи слона (преувеличивать), крокодиловы слёзы (фальшивые слёзы, притворные), лить, как из ведра.

Конкурс «Взялся за гуж – не говори, что не дюж»

Заменить в предложениях выделенные выражения фразеологизмом, пользуясь записью на слайде.

Мы совершенно искренне пожелали всем счастливого пути.

Надо, несмотря ни на что, непременно выполнить это трудное задание.

Сосед без всякого основания, без видимой причины перестал с нами здороваться.

(От всей души, во что бы то ни стало, ни с того, ни с сего)

Подведение итогов достижения 2 учебной задачи: учились понимать значение фразеологизмов, а теперь учимся распознавать в тексте.

Конкурс « Не ошибитесь!»

Вставьте недостающие слова, назовите фразеологизмы.

Глеб у доски повесил ………(нос), краснеет до корней ……….(волос).

Он в этот час, как говорится, готов сквозь ……..(землю провалиться).

О чём же думал он вчера, когда баклуши бил с утра?

- Какие фразеологизмы увидели в тексте? Объяснение учителем фразеологизма бить баклуши. Баклуша – заготовка для деревянной ложки. Мастер резал ложки из баклуш, которые делал подмастерье из полена топором. Это было несложно, от того и пошло, пока мастер работает, помощник баклуши бьёт.

Учитель: Каждый фразеологизм, каждое народное выражение имеет своё основание, часто – в глубокой древности. Знание происхождения таких выражений открывает нам глаза на многие интересные факты из истории нашего народа.

Узнать значение многих выражений вы можете из словарей (показ).

Итоги конкурсов подводит жюри.

Итог занятия.

- Так кто же придумывает фразеологизмы? (Народ; фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи).

Ответы детей на последний вопрос: а может, лучше обходиться без них?

Учитель: Те меткие образные слова и выражения, с которыми вы сегодня познакомились – это капля в море фразеологизмов. Пользуйтесь ими в своей речи, прибегайте к ним, когда хотите высказать мысль более красочно, ярко. Это и была 3 учебная задача, которую вы себе ставили – использовать их в своей речи.

Но делайте это с умом. Слово - ранит. Слово – исцеляет. Словом можно обласкать, можно обидеть. Думайте, прежде чем произнести эти меткие, ёмкие, двусмысленные слова.

Использованная литература

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы. М.: Просвещение, 1995

2. Вартаньян Э.Д. Эти мудрёные слова. М.: Детская литература, 1980

3. Жуков В.И. Школьный фразеологический словарь русского языка.


Фразеологизмы
PPT / 3.34 Мб
Опубликовано


Комментарии (2)

Алина Яковлевна Корогод, 31.12.18 в 06:35 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень интересная работа! Взяла для себя!!!
Смоленцева Галина Леонидовна, 31.12.18 в 09:57 0Ответить Пожаловаться
Благодарю, Алина Яковлевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.