12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Яруткина М49
Россия, Марий Эл респ., Козьмодемьянск
3

План-конспект занятия во внеурочной деятельности «Путешествие по морскому дну»

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 города Козьмодемьянска»

 

План – конспект занятия во внеурочной деятельности

 

«Путешествие по морскому дну».

 

 

Автор: Яруткина Марина Анатольевна

учитель биологии

первой квалификационной категории

Педагогический стаж 7 лет

МБОУ «СОШ №1 города Козьмодемьянска»

 

2021 год.

 

Внеурочное занятие в 7 классе

Тема: «Морское дно»

 

Цель: Закрепление полученные на уроках знания о моллюсках во внеурочное время в игровой форме.

Задачи:

Обучающие - закрепить в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии;

- вовлечь в словарный запас биологических слов и выражений;

- развить коммуникативные навыки;

- осуществить межпредметные связи.

Развивающие

 - развить память, внимание;

- развить образного мышления;

- развить творческое воображение;

- развить восприятие;

- повысить самооценку, снизить тревожность.

Воспитательные - воспитать любовь и уважение к изучаемым предметам;

- развить творческих способностей учащихся;

- повышение самооценки;

- уметь излагать свою точку зрения,

- уметь сравнивать и сопоставлять

Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.

Оборудование: карточки – задания для конкурса №4; конверты с заданием для конкурса №7; экспертные (оценочные) листы для жюри;

мультимедийный проектор, ноутбук, экран, диск, флэш-карта.

Образовательные технологии: групповые технологии, игровые технологии, творческие, интеллектуальные, сотрудничество и использование ИКТ.

Методы познания: анализ, синтез, сравнение, моделирование.

Подготовительный этап.
За несколько дней до мероприятия сформировать 2 команды, например: «Водолазы» и «Моряки». Заранее продумывается название команд и эмблема. Проводится жеребьевка.

Ход игры

Учитель: Добрый день ребята! Сегодня мы с вами отправимся в подводное путешествие по морскому дну. Для того чтобы начать погружение, я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. (Представление жюри). Впереди нас ждут конкурсы и развлечения  для  команд. Но для того, чтобы начать нам нужно вспомнить правила дружной работы.

Давайте вспомним правила дружной работы.

- Говорите по очереди, не перебивайте друг друга.

- Внимательно слушайте того, кто говорит.

- Если то, что говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.

1 конкурс «Представление команд» Каждая команда представляет приветствие, которое включает название и девиз и эмблемы.

Максимальная оценка этого конкурса – 3 балла.

2 конкурс. «Найдите лишнее»

На морском дне очень много разных животных, необходимо выбрать лишнее животное и объяснить свой выбор.

1.Кальмар, каракатица, прудовик, осьминог. (прудовик – брюхоногие)
2. Мидия, гребешок, катушка, устрица.(катушка – брюхоногие)
3. Прудовик, лужанка, катушка, жемчужница.(жемчужница- двустворчатая)

4. Прудовик, устрица, катушка, рак (рак- относится к членистоногим)

(В каждом случае все перечисленные моллюски, кроме одного, относятся к одному классу.) Оценивается по одному баллу.

Жюри  оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.

 

3 конкурс«Исследование моллюсков».На острове очень бедный растительный и животный мир. Однако здесь живет много животных, относящихся к типу моллюски. Теперь необходимо вспомнить, какие же признаки характеризуют тип моллюски.

 

Ответы:

Тело – голова, туловище, нога.

Покров – мантия и раковина

Органы чувств – глаза (брюхоногие, головоногие)

Движение – реактивное, нога

Кровеносная  система – незамкнутая

Дыхание – легкие, жабры

Выделение – почки

Размножение – раздельнополые, гермафродиты

Нервная система – узловатого типа

 

Ребята, представьте себе, что вы поймали на морском дне новые виды моллюсков. Необходимо их рассмотреть и сделать описание, а сможете? И так задание: сделайте подписи к рисункам.

За каждый правильный ответ – 1 балл

 

4 конкурс. «Творческое задание». Сделайте подписи к рисункам.

 

 

Выдаются карточки первой команде

t1631956621aa.pngt1631956621ab.png

 

 

 

 

Выдаются карточки второй команде.

t1631956621ac.jpgt1631956621ad.jpg

 

(За каждую правильную подпись – 1 балл)

 

Жюри  оценивают второй и третий конкурс и выставляют первые оценки.

 

5 конкурс. «Смотри не ошибись»

 

Наше путешествие по морскому дну продолжается. Путешествуя по морскому дну, мы наткнулись на сундук с сокровищами, но чтобы его открыть, нам надо расшифровать ребусы.

Побеждает команда, которая допустит наименьшее количество ошибок.

Продолжительность конкурса – 3 минуты.

1жабры

t1631956621ae.jpg

2.моллюски

t1631956621af.jpg

3.раковина

 

t1631956621ag.jpg

4.жемчуг

 

t1631956621ah.jpg

 

(за каждое верноразгаданный ребус – 1 балл)

6 конкурс. «Конкурс капитанов».

От каждой команды приглашается капитан. Они получают задание: составить цепь питания, обязательным звеном которой будет моллюск.

t1631956621ai.gift1631956621ai.gift1631956621ai.gif

_______ ____

 

1.Брюхоногие цепь питания: виноградный лист—виноградная улитка – птицы

2. двустворчатые цепь питания: мелкие ракообразными, водоросли – устрицы -- человек

(за каждое верное звено в цепи – 1 балл)

 

Жюри  оценивают  конкурс смотри не ошибись и конкурс капитанов, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.

7 конкурс. «Умное животное» 

Учитель: Есть много моллюсков. Они удивительны и интересны. Каждая команда получает конверт с разрезанным на части изображением осьминога. Необходимо собрать. Кто быстрее? За быстроту  команда получает 5 баллов.

 

8 конкурс. «Будь осторожен»

По очереди, не повторяясь, команды называют какова роль моллюсков в природе и для человека.

Значение Моллюсков:

- слизни и виноградные улитки – вредители сельского хозяйства

-питание для человека (устрицы, мидии, гребешки)итак и для животных

- прудовик промежуточный хозяин плоских червей

- некоторые моллюски конус и тереба имеют ядовитые железы, могут ужалить

- тередо сверлят дерево и является опасным для кораблей

- добыча жемчуга (жемчужина, беззубка, перловица)

- биофильтраторы рек

-раковину используют для изготовления перламутровых пуговиц

- из секрета чернильного мешка каракатиц и кальмаров получают тушь и акварельную краску

По одному баллу за правильное утверждение.

 

 

9 конкурс « Биологические задачи»

 

Печень наземных улиток содержит островки особых клеток, способных к накоплению извести. Какую роль играют эти клетки печени моллюсков в их жизни?

Ответ: известь моллюскам необходима для построения раковины.

Толщина и прочность раковины у морских моллюсков различна. Особо прочную и толстую раковину имеют панцирные моллюски — хитоны, живущие в полосе прибоя. Объясните, с чем связано различие в толщине раковины у моллюсков?

Ответ: это все связано со средой обитание ракообразных если в песке , то толщина раковины будет больше .... их панцырь состоит из ХИТИНА 

Окраска раковин улиток варьирует от однородной желтой или коричневой до полосатой из желтых и коричневых полос. Улитками питаются дрозды и замечено, что на кустарнике встречаются преимущественно полосатые особи, а в траве — однородно окрашенные. Каких улиток дрозды будут поедать чаще на кустах и в траве? Почему?

Ответ: Чаще на кустах и в траве будут заметны однородно окрашенные желтые , на кустах чаще из-за выделения цветом на зеленом фоне. На лесной поверхности почвы менее заметны одноцветные коричневые улитки.

Некоторые двустворчатые моллюски выделяют биссус — прочные нити, прикрепляющие раковину к подводным предметам. Один из таких моллюсков — дрейсена за короткое время успешно переселилась из Каспийского и Черного морей в реки Европы. Объясните, каким образом могло произойти переселение дрейсены?

Ответ: Дрейсены прикреплялись к днищам кораблей и путешествовали.

Осьминогов считают мастерами камуфляжа. В считанные секунды они могут изменить окраску тела. Какие органы чувств участвуют в обеспечении изменения окраски тела осьминога в зависимости от цвета грунта и воды?

Ответ: В изменении окраски в основном участвуют зрение, но не только. Свою роль в изменении цвета играют присоски осьминога, с помощью которых он получает впечатление от окружающих их предмета.

Двустворчатые моллюски перловицы обитают в водоемах с чистой проточной водой — небольших речках и не встречаются в водоемах со стоячей водой. Почему?

Ответ: моллюск перловица вооружен отличным органом химического чувства благодаря целой системе высокочувствительных хеморецепторов. Он предпочитает раскрываться только в экологически чистой среде, поэтому, как только в протекающей мимо воде появится вредная примесь, моллюск прочно смыкает створки.

Из бассейна, в котором выращивают съедобных устриц, время от времени спускают воду, вырабатывая у моллюсков защитную реакцию на обсушивание. Какое значение может иметь выработанная у моллюсков защитная реакция для их хозяйственного использования?

Жюри  оценивают  конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается  победитель.

 

Рефлексия: 

1.Сегодня я узнал …….

2. Было трудно ……

3. Было интересно …..

4. Я смогу применить полученные знания ……

 

Итог урока: Давайте подумаем!

Где мы сможем применить полученные знания о типе моллюсков на практике, вбыту?

 

Я могу быть уверена, что полученные знания на уроке Вы сможете применить в жизни. Ну, вот наше путешествие подошло к концу. Благодарю всех за работу! До свидание.

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.