План-конспект занятия во внеурочной деятельности «Путешествие по морскому дну»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 города Козьмодемьянска»
План – конспект занятия во внеурочной деятельности
«Путешествие по морскому дну».
Автор: Яруткина Марина Анатольевна
учитель биологии
первой квалификационной категории
Педагогический стаж 7 лет
МБОУ «СОШ №1 города Козьмодемьянска»
2021 год.
Внеурочное занятие в 7 классе
Тема: «Морское дно»
Цель: Закрепление полученные на уроках знания о моллюсках во внеурочное время в игровой форме.
Задачи:
Обучающие - закрепить в процессе практической деятельности теоретических знаний, полученных на уроках биологии;
- вовлечь в словарный запас биологических слов и выражений;
- развить коммуникативные навыки;
- осуществить межпредметные связи.
Развивающие
- развить память, внимание;
- развить образного мышления;
- развить творческое воображение;
- развить восприятие;
- повысить самооценку, снизить тревожность.
Воспитательные - воспитать любовь и уважение к изучаемым предметам;
- развить творческих способностей учащихся;
- повышение самооценки;
- уметь излагать свою точку зрения,
- уметь сравнивать и сопоставлять
Формируемые ключевые компетентности: готовность делать осознанный и ответственный выбор, аспекты информационной, социальной и коммуникативной компетентностей.
Оборудование: карточки – задания для конкурса №4; конверты с заданием для конкурса №7; экспертные (оценочные) листы для жюри;
мультимедийный проектор, ноутбук, экран, диск, флэш-карта.
Образовательные технологии: групповые технологии, игровые технологии, творческие, интеллектуальные, сотрудничество и использование ИКТ.
Методы познания: анализ, синтез, сравнение, моделирование.
Подготовительный этап.
За несколько дней до мероприятия сформировать 2 команды, например: «Водолазы» и «Моряки». Заранее продумывается название команд и эмблема. Проводится жеребьевка.
Ход игры
Учитель: Добрый день ребята! Сегодня мы с вами отправимся в подводное путешествие по морскому дну. Для того чтобы начать погружение, я хотела бы представить наше многоуважаемое жюри. (Представление жюри). Впереди нас ждут конкурсы и развлечения для команд. Но для того, чтобы начать нам нужно вспомнить правила дружной работы.
Давайте вспомним правила дружной работы.
- Говорите по очереди, не перебивайте друг друга.
- Внимательно слушайте того, кто говорит.
- Если то, что говорят, не совсем понятно, надо обязательно переспросить и постараться понять.
1 конкурс «Представление команд» Каждая команда представляет приветствие, которое включает название и девиз и эмблемы.
Максимальная оценка этого конкурса – 3 балла.
2 конкурс. «Найдите лишнее»
На морском дне очень много разных животных, необходимо выбрать лишнее животное и объяснить свой выбор.
1.Кальмар, каракатица, прудовик, осьминог. (прудовик – брюхоногие)
2. Мидия, гребешок, катушка, устрица.(катушка – брюхоногие)
3. Прудовик, лужанка, катушка, жемчужница.(жемчужница- двустворчатая)
4. Прудовик, устрица, катушка, рак (рак- относится к членистоногим)
(В каждом случае все перечисленные моллюски, кроме одного, относятся к одному классу.) Оценивается по одному баллу.
Жюри оценивают первый конкурс и выставляют первые оценки.
3 конкурс«Исследование моллюсков».На острове очень бедный растительный и животный мир. Однако здесь живет много животных, относящихся к типу моллюски. Теперь необходимо вспомнить, какие же признаки характеризуют тип моллюски.
Ответы:
Тело – голова, туловище, нога.
Покров – мантия и раковина
Органы чувств – глаза (брюхоногие, головоногие)
Движение – реактивное, нога
Кровеносная система – незамкнутая
Дыхание – легкие, жабры
Выделение – почки
Размножение – раздельнополые, гермафродиты
Нервная система – узловатого типа
Ребята, представьте себе, что вы поймали на морском дне новые виды моллюсков. Необходимо их рассмотреть и сделать описание, а сможете? И так задание: сделайте подписи к рисункам.
За каждый правильный ответ – 1 балл
4 конкурс. «Творческое задание». Сделайте подписи к рисункам.
Выдаются карточки первой команде
Выдаются карточки второй команде.
(За каждую правильную подпись – 1 балл)
Жюри оценивают второй и третий конкурс и выставляют первые оценки.
5 конкурс. «Смотри не ошибись»
Наше путешествие по морскому дну продолжается. Путешествуя по морскому дну, мы наткнулись на сундук с сокровищами, но чтобы его открыть, нам надо расшифровать ребусы.
Побеждает команда, которая допустит наименьшее количество ошибок.
Продолжительность конкурса – 3 минуты.
1жабры
2.моллюски
3.раковина
4.жемчуг
(за каждое верноразгаданный ребус – 1 балл)
6 конкурс. «Конкурс капитанов».
От каждой команды приглашается капитан. Они получают задание: составить цепь питания, обязательным звеном которой будет моллюск.
_______ ____
1.Брюхоногие цепь питания: виноградный лист—виноградная улитка – птицы
2. двустворчатые цепь питания: мелкие ракообразными, водоросли – устрицы -- человек
(за каждое верное звено в цепи – 1 балл)
Жюри оценивают конкурс смотри не ошибись и конкурс капитанов, выставляют оценки и подводят предварительные итоги.
7 конкурс. «Умное животное»
Учитель: Есть много моллюсков. Они удивительны и интересны. Каждая команда получает конверт с разрезанным на части изображением осьминога. Необходимо собрать. Кто быстрее? За быстроту команда получает 5 баллов.
8 конкурс. «Будь осторожен»
По очереди, не повторяясь, команды называют какова роль моллюсков в природе и для человека.
Значение Моллюсков:
- слизни и виноградные улитки – вредители сельского хозяйства
-питание для человека (устрицы, мидии, гребешки)итак и для животных
- прудовик промежуточный хозяин плоских червей
- некоторые моллюски конус и тереба имеют ядовитые железы, могут ужалить
- тередо сверлят дерево и является опасным для кораблей
- добыча жемчуга (жемчужина, беззубка, перловица)
- биофильтраторы рек
-раковину используют для изготовления перламутровых пуговиц
- из секрета чернильного мешка каракатиц и кальмаров получают тушь и акварельную краску
По одному баллу за правильное утверждение.
9 конкурс « Биологические задачи»
Печень наземных улиток содержит островки особых клеток, способных к накоплению извести. Какую роль играют эти клетки печени моллюсков в их жизни?
Ответ: известь моллюскам необходима для построения раковины.
Толщина и прочность раковины у морских моллюсков различна. Особо прочную и толстую раковину имеют панцирные моллюски — хитоны, живущие в полосе прибоя. Объясните, с чем связано различие в толщине раковины у моллюсков?
Ответ: это все связано со средой обитание ракообразных если в песке , то толщина раковины будет больше .... их панцырь состоит из ХИТИНА
Окраска раковин улиток варьирует от однородной желтой или коричневой до полосатой из желтых и коричневых полос. Улитками питаются дрозды и замечено, что на кустарнике встречаются преимущественно полосатые особи, а в траве — однородно окрашенные. Каких улиток дрозды будут поедать чаще на кустах и в траве? Почему?
Ответ: Чаще на кустах и в траве будут заметны однородно окрашенные желтые , на кустах чаще из-за выделения цветом на зеленом фоне. На лесной поверхности почвы менее заметны одноцветные коричневые улитки.
Некоторые двустворчатые моллюски выделяют биссус — прочные нити, прикрепляющие раковину к подводным предметам. Один из таких моллюсков — дрейсена за короткое время успешно переселилась из Каспийского и Черного морей в реки Европы. Объясните, каким образом могло произойти переселение дрейсены?
Ответ: Дрейсены прикреплялись к днищам кораблей и путешествовали.
Осьминогов считают мастерами камуфляжа. В считанные секунды они могут изменить окраску тела. Какие органы чувств участвуют в обеспечении изменения окраски тела осьминога в зависимости от цвета грунта и воды?
Ответ: В изменении окраски в основном участвуют зрение, но не только. Свою роль в изменении цвета играют присоски осьминога, с помощью которых он получает впечатление от окружающих их предмета.
Двустворчатые моллюски перловицы обитают в водоемах с чистой проточной водой — небольших речках и не встречаются в водоемах со стоячей водой. Почему?
Ответ: моллюск перловица вооружен отличным органом химического чувства благодаря целой системе высокочувствительных хеморецепторов. Он предпочитает раскрываться только в экологически чистой среде, поэтому, как только в протекающей мимо воде появится вредная примесь, моллюск прочно смыкает створки.
Из бассейна, в котором выращивают съедобных устриц, время от времени спускают воду, вырабатывая у моллюсков защитную реакцию на обсушивание. Какое значение может иметь выработанная у моллюсков защитная реакция для их хозяйственного использования?
Жюри оценивают конкурс, выставляют оценки и подводят окончательные итоги. Объявляется и награждается победитель.
Рефлексия:
1.Сегодня я узнал …….
2. Было трудно ……
3. Было интересно …..
4. Я смогу применить полученные знания ……
Итог урока: Давайте подумаем!
Где мы сможем применить полученные знания о типе моллюсков на практике, вбыту?
Я могу быть уверена, что полученные знания на уроке Вы сможете применить в жизни. Ну, вот наше путешествие подошло к концу. Благодарю всех за работу! До свидание.