12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Критинина Елена Анатольевна294
Учитель начальных классов.
Россия, Оренбургская обл., Оренбург
0

Конспекту урока русского языка в 4 классе «Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение».

Аннотация

к конспекту урока русского языка в 4 классе

«Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение».


Цель: формирование умения использовать наречия в специально

создаваемых ситуациях.

С целью развития орфографической зоркости обучающихся, через технологию развивающего обучения на уроке применялись такие методы обучения как: проблемные, поисковые, частично-поисковые. Были отобраны следующие формы организации учебного процесса:

индивидуально-групповые;

парные;

групповые;

коллективные (проведение рефлексии).

На уроке использовались следующие технологии: игровые, информационно-коммуникационные (презентация), технология критического мышления, здоровьесберегающая технология.

Урок решает задачи развития речи. В ходе урока дети учатся ставить цель и планировать свою работу, проводить анализ.

Новизна заключается в том, что на уроке используется современные дидактические подходы в изучении орфографии: выборочный диктант, словарный диктант с обобщением (обобщение и систематизация в процесс обучения содействует формированию у школьников системных знаний), на основе самостоятельных наблюдений делали выводы, самостоятельн о «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схем.


Русский язык.

Тема: Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.

Цель: формирование умения использовать наречия в специально создаваемых ситуациях.

Задачи:

систематизировать знания учащихся по теме «Наречие» и отработать умение применять их для решения практических задач.

учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия); развивать у учащихся устную речь, фонематический слух, память, внимание;

способствовать воспитанию ответственного отношения к учению, самостоятельности.

Формирование универсальных учебных действий:

Личностных: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Регулятивных: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.

Познавательных: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Тип урока: урок построения системы знаний.

Оборудование: учебник «Русский язык», автор Н.Нечаева; презентация, компьютер, проектор, карточки, тетрадь.


​​​​​​​Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности.


Приветствие.

«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбалась вам, подарите ей сначала свое хорошее настроение».

Бенедикт Спиноза

(Слайд 2)

-Встаньте лицом друг к другу, протяните друг к другу ладони, положите свои ладони на ладони своего товарища. Чувствуете ли вы тепло рук своего товарища? Пожелайте хорошей тёплой, плодотворной работе себе, своему товарищу и всему классу.

- Вы готовы открывать что-то новое?

- Тогда вперед!

Дети проверяют готовность к уроку.

t1589282365ab.png

Личностные УУД

II. Этап актуализации и пробного учебного действия.

- С какого этапа начинается урок русского языка?

- С какой целью мы проводим минутку чистописания?

-Посмотрите на доску и предложите свои задания.

(Слайд 3)

t1589282365ac.jpg

- Что объединяет слова, записанные нами в тетрадь?

- На какие группы вы бы их поделили?

- Прочитайте предложение.

- Запишите предложение.

- Посоветуйтесь с соседом по парте и выполните задания к этому предложению.

- Сравним ваши варианты.

2. Словарь.

(Слайд 4)

Задание 1: прочитайте слова; определите, какой частью речи они являются, выделите окончания.

Активный, вежливый, скорый, редкий, тёплый, морозный, шумный, яркий, тихий, весёлый, быстрый, высокий, красивый, ленивый, тёмный, близкий.


Задание 2: измените слова так, чтобы они отвечали на вопрос как? Запишите эти слова.

Активно, вежливо, скоро, редко, тепло, морозно, шумно, ярко, тихо, весело, быстро, высоко, красиво, лениво, темно, близко.

Слова какой части речи записали? Знаем мы эту часть речи?

Фронтально-индивидуальная работа.

- С минутки чистописания.

- Выполните предложенные задания.

(Записывают буквы, слоги, буквосочетания, в словах ставят ударение.)

-Это словарные слова.

- Все слова можно отнести к теме «Язык».

Работа в паре.

Обсуждение предложенных вариантов.

-Повторяли материал, который поможет нам на уроке выполнять задания.

Выборочные ответы.

1.Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные УУД).

2.Принимать участие в обсуждении и

формулировании цели конкретного задания

( регулятивные УУД)

3.Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата

( регулятивные УУД)

1.Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с предложенным материалом

( регулятивные УУД).

2.Прогнозировать предстоящую работу

(определять основной вопрос урока)

( регулятивные УУД).

3.Активно участвовать в обсуждениях, возникающих на уроке

(коммуникативные УУД)

4.Ясно формулировать свои затруднения, возникшие при выполнении задания

(коммуникативные УУД).

5. Не бояться собственных ошибок и участвовать в их обсуждении

(коммуникативные УУД).

III. Этап выявления места и причин затруднения (определение границ знания и незнания).


Игра: «Найди лишнее слово»

(Слайд 5)


Доч..., нож.., проч..., мелоч...

- Что вы можете сказать об этих словах?

- Какое слово лишнее?

- Почему так решили?

-Почему вы решили, что это наречие.

-Какова тема нашего урока?

(Практика устного общения в специально создаваемых ситуациях с использованием наречий).


Фронтально-индивидуальная работа.

Выборочные ответы.

- Имена существительные женского рода и мужского рода.

- Прочь.



- Мы определили тему урока.


1.Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (личностные УУД).

2.Принимать участие в обсуждении и

формулирование цели конкретного задания

( регулятивные УУД)

IV. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.

1.Наш урок продолжит притча из книги Стивена Хеллера и Терри Ли Стил «Монстры и волшебные палочки»:

Слайд 7.

(Картинка-мозаика)

«Когда я был маленьким, мне подарили картинку-мозаику. Знаете, такую картинку, которая состоит из разных кусочков. Но вытряхнув её из коробки, я оказался в растерянности. Там было так много маленьких кусочков, что мне совершенно было непонятно с чего начать. Кто-то помог мне выявить секрет.

Я научился брать один кусочек, дополнять его другим подходящим, пока несколько маленьких кусочков не образовывали один больше. Затем я научился складывать несколько больших кусочков в один ещё больший, и так до тех пор, пока не получалась вся картинка»

-Какую часть речи мы изучали на предыдущих уроках? (Наречие) Это и есть маленькие кусочки знаний, которые мы должны собрать в одно большое знание.

- Как вы думаете, какова наша цель сегодня на уроке? (систематизировать всё, что знаем о наречии и его правописании и отработать умение применять знания при решении практических задач).

- Действительно, наша цель – собрать все эти маленькие «кусочки» знаний в одно большое целое знание. Многое ведь не имеет значения, пока рассматриваются только отдельные фрагменты. Когда они соединятся, возникнет новое целостное понимание.

Фронтально-индивидуальная работа.


Выборочные ответы.




Развиваем умения:

1.Принимать участие в обсуждении и

формулирование цели конкретного задания

( регулятивные УУД)

2.Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий)

( регулятивные УУД).

3.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей

(познавательные УУД)

V. Реализация построенного проекта

1.Фронтальная работа.

-Подумайте, а для чего вам нужны знания о наречии.

(Слайд 8.)

-Давайте докажем это на примере следующих предложений:

Гроза продолжалась ( ). Уже через час мы ( )оделись и выбежали во двор полюбоваться, как сверкает на солнце ( ) умытая дождём листва.

Вставьте нужные наречия. Запишите предложения в тетрадь.

(недолго, начисто, наскоро)

Вывод.


2. Работа в группах.

- Сейчас каждая группа получит свои задания по блокам.

Через некоторое время вам нужно будет защитить свою работу.


Задания группе 1.

 Продолжаем наше исследование.

Ответим на вопрос: Как изменяется наречие?

Каждой группе даётся карточка для исследования

1 группа наблюдает, как изменяется наречие по временам,

2 группа - по падежам,

3 группа - по лицам,

4 группа – по числам и родам.

Карточка 1.

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия вверх,

если оно сочетается с глаголами

разного _______________.

бегу ____________________

бежал ___________________

буду бежать__________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия _____________ .

Карточка 2. 

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия вчера 

по ___________________. 

И.п. (что?) __________________ 

Р.п. (чего?) ___________________ 

Д.п. (чему?) ____________________

В.п. (что?) _____________________ 

Т.п. (чем?) ______________________ 

П.п. (о чем?) ___________________ 

Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия 

по ______________.

 

Карточка 3. 

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия хорошо, если оно сочетается с глаголами  

разного _________________. 

слышу __________________ 

слышишь ________________ 

слышит __________________ 

Сделайте вывод, 

изменяется ли форма наречия

по _____________.

  

Карточка 4. 

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия выразительно, если оно сочетается с глаголами 

разного _____________ или разного ___________ 

читал ___________________ 

читала ____________________ 

читало ____________________

читали _____________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия  

по _________________ и по _________________.

 Каждая группа делает вывод: наречие – неизменяемая часть речи.


t1589282365ad.jpg


Для общения.

Без наречий речь невыразительна, да и непонятна.

С наречиями речь становится более понятная и выразительная.

Каждая группа делает вывод: наречие – неизменяемая часть речи.


1. Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата

(регулятивные УУД)

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

(регулятивные УУД).





1.Выполнять работу в соответствии с заданным планом

регулятивные УУД).

2.Самостоятельн о «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей

(познавательные УУД).

Динамическая пауза.

Нам с тобой
Пришёл черед
Сыграть в игру "Наоборот".
Скажу я слово ВЫСОКО,
А ты ответишь: (НИЗКО).
Скажу я слово ДАЛЕКО,
А ты ответишь: (БЛИЗКО).

Скажу я слово ПОТОЛОК,
А ты ответишь: (ПОЛ).
Скажу я слово: ПОТЕРЯЛ.
И скажешь ты: (НАШЁЛ).
Скажу тебе я слово ТРУС,
Ответишь ты: (ХРАБРЕЦ),
Теперь НАЧАЛО я скажу, -
Ну, отвечай: (КОНЕЦ).

-Какие по значению слова вы слышали в физкультурной минутке? Как называются такие слова? (Антонимы)


Повторяют движения.


Личностные УУД

Коммуникативные УУД

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа с учебником.

Упражнение 457

1.Сделай буквенную запись слов. Проверьте себя по словарю.

про[ч'] спло[ш]

насте[ш] невмо[ч']

наотма[ш] навзни[ч']

невтерпё[ш ] вска[ч']

напро[ч'] заму[ш]

- На какую орфограмму указывают данные наречия?



Работа в парах.

t1589282365ae.jpg

Выборочные ответы.

После шипящих на конце наречий пишется мягкий знак, исключение составляют слова: уж, замуж, невтерпёж.



1.Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания (составление плана действий)

(регулятивные УУД).

2.Выполнять работу в соответствии с заданным планом

регулятивные УУД).

3.Самостоятельно «читать» и объяснять информацию, заданную с помощью схематических рисунков, схем, кратких записей

(познавательные УУД)

VII. Включение в систему знаний и повторение.


Работа в группах.

1. Работа у доски. Разберите по членам предложения и частям речи.

Мальчик быстро промчался проч..., споткнулся и упал навзнич... .

-Каким членом предложения является наречие?


Вывод: В предложении наречие является обстоятельством.

-Найдите наречие и проведите его морфологический разбор (Устно).


Прочь, навзничь - наречие,    неизменяемая часть речи. Постоянных и непостоянных признаков нет. В предложении является обстоятельством.


2. -Вспомните, какова была цель этого урока.

- Как вы думаете, справились ли мы с этой задачей?

Собрали ли в единое целое «кусочки» наших знаний?

-Что о наречии повторили на уроке?


3.Выпишите наречия.

Спокойно и важно

Идёт по перрону

С большим чемоданом Большая ворона.

А рядом с вороной,

Чуть сзади и сбоку,

Её, провожая, шагает сорока И всё б это было

Совсем хорошо,

Если б их поезд

Давно не ушёл.

Проверка: Сколько слов вы выписали? Назовите их.​​​​​​​

Фронтально-индивидуальная работа.

Выборочные ответы.


t1589282365af.gif









Систематизировать всё, что знаем о наречии и его правописании и отработать умение применять знания при решении практических задач.


1.Работать в команде разного наполнения (паре, малой группе, целым классом)

(коммуникативные УУД).

2. Выполнять работу в соответствии с заданным планом

(регулятивные УУД)


Домашнее задание

На выбор: упражнение 459 (по группам) или №460



Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.


Попробуйте заменить фразеологические обороты одним словом-наречием.

Во всю прыть – быстро

Как снег на голову – неожиданно

Из рук вон – плохо

Встретиться нос к носу – навстречу

Засучив рукава – хорошо

Не покладая рук – отлично

Дело в шляпе – отлично

Спустя рукава – плохо

Одной чертой подчеркните тот фразеологический оборот, который показывает, как вы работали на уроке.

Прошу вас ответить и на следующие вопросы:

1. Отметь задание, которое для тебя было самым сложным.

2. Оцени свой вклад в работе группы. Насколько ты оказался полезен группе, отметь значком:

я доволен своей работой,

не допустил ни одной ошибки;

допускал неточности;

это я пока знаю слабо;

мне надо постараться и успех придёт.

Высказывают свое мнение.

Оценивание себя

на «лесенке успеха»

t1589282365ag.jpg

1. Участвовать в оценке и обсуждении полученного результата

(регулятивные УУД)

2.Осуществлять познавательную и личностную рефлексию

(регулятивные УУД).


Приложение



Карточка 1.

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия вверх,

если оно сочетается с глаголами

разного _______________.

бегу ____________________

бежал ___________________

буду бежать__________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия по _____________ ____.



Карточка 2. 

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия вчера 

по ___________________. 

И.п. (что?) __________________ 

Р.п. (чего?) ___________________ 

Д.п. (чему?) ____________________

В.п. (что?) _____________________ 

Т.п. (чем?) ______________________ 

П.п. (о чем?) ___________________ 

Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия  по ______________.

 

Карточка 3. 

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия хорошо, если оно сочетается с глаголами  

разного _________________. 

слышу __________________ 

слышишь ________________ 

слышит __________________ 

Сделайте вывод, 

изменяется ли форма наречия по _____________.

  

Карточка 4. 

Понаблюдайте, изменяется ли форма наречия выразительно, если оно сочетается с глаголами 

разного _____________ или разного ___________ 

читал ___________________ 

читала ____________________ 

читало ____________________

читали _____________________

Сделайте вывод, изменяется ли форма наречия  

по _________________ и по _________________


Презентация

t1589282365ah.gif





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.