Урок русского языка в 5 классе «Язык и общение»

21
0
Материал опубликован 28 August 2022 в группе

Урок 2. Язык и общение. Русский язык. 5 класс


Цели урока:


обучать пятиклассников умению определять различия между письменной и устной речью, монологической и диалогической, понятиями речь и язык, повторить изученное в 4 классе из различных разделов языкознания с указанием этих разделов.


Урок «открытия» нового знания

Ход урока


1. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку


2. Мотивационный этап. Целеполагание

Запись эпиграфа к уроку в тетрадях учащихся:

Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших, но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды (В. М. Иллич-Свитыч)

Работа с эпиграфом.

Что такое брод? Почему лингвист, автор эпиграфа, сравнивает язык с бродом? (Брод — неглубокое место в реке или ручье, по которому можно пересечь их пешком, верхом или на автомобилях).

Что такое река времени? (Это метафора, ее следует понимать в переносном значении. Время образно сравнивают с полноводной рекой, которая всегда течет в одном направлении – к морю, в которое она впадает. Точно так же и время идет только вперед. Никому еще у далось попасть в прошлое. Как видим, сравнение с рекой очень меткое и точное).

Только вперед, но вернуться в прошлое хотя бы мысленно все-таки можно. Каким образом? (При помощи языка, ведь в нем отражается жизнь народа, все изменения, происходящие с людьми). Попробуем в этом убедиться.

Брод-ить (о тесте или квасе), то есть, пузыриться, булькать.

Бредень (или невод) с ним ловят рыбу, бред-ут по дну реки (вброд)

Бродить -гулять.

Бродяга - нищий бездомный.

Раньше брод значило «болото», оно булькает и пузырится. Значит, суп забродил — это отголосок исходного значения слова. Значит, «они бредут — волочат ноги» — это отголосок того, как люди переходили топкие места вброд. Бродяга - нищий пьяница волочит ноги, бродит.

Запись: брод, брод-и-ть, брес-ти, бред-ень, брод-яг-а.

Не спросясь броду, не суйся в воду. Как вы понимаете эту пословицу?

Наш небольшой этимологический экскурс убедил в важности изучения языка. То, о чем я вам рассказала, образец устной речи, то, откуда я это узнала (показываю этимологический словарь) образец письменной речи. Я рассказывала вам о этимологии слово брод, и это был пример монологической речи, вы отвечали на мои вопросы, высказывали свои предположения, и это пример диалогической речи. Мы с вами общались. Сегодня на уроке и поговорим о языке и общении.

Записывают тему урока.

3. Актуализация ранее изученного материала: проверка домашнего задания.

Дома вы внимательно рассмотрели учебник. Как называются разделы учебника? Какие рубрики есть в учебнике? Как в учебнике обозначен теоретический материал? О каких видах чтения вы узнали из материала учебника?

Запись: На уроках русского языка мы будем использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, выборочное.

С какими трудностями вы столкнулись при знакомстве с учебником?

Что такое аннотация? Коммуникация?

4. Закрепление учебного опыта.

Выполняем упражнение 7

5. Самостоятельная работа.

Выполняем упражнение 8.

6.Закрепление.

Какие разделы языкознания вы повторили, выполняя предыдущую работу? ​​​​​​​

7.Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?

Прием «звонок маме» (дети «звонят» маме и рассказывают, что нового они узнали сегодня на уроке, чем у научились, что особенно запомнилось).


д/з прочитать с. 7-8 по учебнику, выполнить упр. 9,10 устно.



Использованная литература


1. Рыбченкова Л. М. Русский язык. Примерная рабочая программа. Поурочные разработки. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Н. Добротина. - М.: Просвещение, 2020. -230 с.

2. Структура современного урока в соответствии с ФГОС: методическое пособие / сост. Л. Г. Ерицян. – Ставрополь: МБОУ гимназия № 3 г. Ставрополя, 2018. – 66 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.