Урок русского языка в 5 классе «Язык и общение»
Урок 2. Язык и общение. Русский язык. 5 класс
Цели урока:
обучать пятиклассников умению определять различия между письменной и устной речью, монологической и диалогической, понятиями речь и язык, повторить изученное в 4 классе из различных разделов языкознания с указанием этих разделов.
Урок «открытия» нового знания
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку
2. Мотивационный этап. Целеполагание
Запись эпиграфа к уроку в тетрадях учащихся:
Язык – это брод через реку времени, он ведет нас к жилищу ушедших, но туда не сможет прийти тот, кто боится глубокой воды (В. М. Иллич-Свитыч)
Работа с эпиграфом.
Что такое брод? Почему лингвист, автор эпиграфа, сравнивает язык с бродом? (Брод — неглубокое место в реке или ручье, по которому можно пересечь их пешком, верхом или на автомобилях).
Что такое река времени? (Это метафора, ее следует понимать в переносном значении. Время образно сравнивают с полноводной рекой, которая всегда течет в одном направлении – к морю, в которое она впадает. Точно так же и время идет только вперед. Никому еще у далось попасть в прошлое. Как видим, сравнение с рекой очень меткое и точное).
Только вперед, но вернуться в прошлое хотя бы мысленно все-таки можно. Каким образом? (При помощи языка, ведь в нем отражается жизнь народа, все изменения, происходящие с людьми). Попробуем в этом убедиться.
Брод-ить (о тесте или квасе), то есть, пузыриться, булькать.
Бредень (или невод) с ним ловят рыбу, бред-ут по дну реки (вброд)
Бродить -гулять.
Бродяга - нищий бездомный.
Раньше брод значило «болото», оно булькает и пузырится. Значит, суп забродил — это отголосок исходного значения слова. Значит, «они бредут — волочат ноги» — это отголосок того, как люди переходили топкие места вброд. Бродяга - нищий пьяница волочит ноги, бродит.
Запись: брод, брод-и-ть, брес-ти, бред-ень, брод-яг-а.
Не спросясь броду, не суйся в воду. Как вы понимаете эту пословицу?
Наш небольшой этимологический экскурс убедил в важности изучения языка. То, о чем я вам рассказала, образец устной речи, то, откуда я это узнала (показываю этимологический словарь) образец письменной речи. Я рассказывала вам о этимологии слово брод, и это был пример монологической речи, вы отвечали на мои вопросы, высказывали свои предположения, и это пример диалогической речи. Мы с вами общались. Сегодня на уроке и поговорим о языке и общении.
Записывают тему урока.
3. Актуализация ранее изученного материала: проверка домашнего задания.
Дома вы внимательно рассмотрели учебник. Как называются разделы учебника? Какие рубрики есть в учебнике? Как в учебнике обозначен теоретический материал? О каких видах чтения вы узнали из материала учебника?
Запись: На уроках русского языка мы будем использовать разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, выборочное.
С какими трудностями вы столкнулись при знакомстве с учебником?
Что такое аннотация? Коммуникация?
4. Закрепление учебного опыта.
Выполняем упражнение 7
5. Самостоятельная работа.
Выполняем упражнение 8.
6.Закрепление.
Какие разделы языкознания вы повторили, выполняя предыдущую работу?
7.Рефлексия.
Что нового вы сегодня узнали? Чему научились?
Прием «звонок маме» (дети «звонят» маме и рассказывают, что нового они узнали сегодня на уроке, чем у научились, что особенно запомнилось).
д/з прочитать с. 7-8 по учебнику, выполнить упр. 9,10 устно.
Использованная литература
1. Рыбченкова Л. М. Русский язык. Примерная рабочая программа. Поурочные разработки. 5 класс : учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Л. М. Рыбченкова, И. Н. Добротина. - М.: Просвещение, 2020. -230 с.
2. Структура современного урока в соответствии с ФГОС: методическое пособие / сост. Л. Г. Ерицян. – Ставрополь: МБОУ гимназия № 3 г. Ставрополя, 2018. – 66 с.