ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА


Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Мотивация к учебной деятельности (1-2 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);2) определить содержательные рамки урока («могу»).

-Здравствуйте. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернитесь к ним и поздоровайтесь. Садитесь.

- Ребята, какого человека называют успешным?

- Я думаю, что каждый человек хочет быть успешным.

- Для чего нам это необходимо?

- Чтобы наша работа на уроке была успешной, как мы должны работать?

- Начнем наш урок.

- А кто знает, что такое дождь?

- В словаре Ожегова даётся следующее определение:

Приветствуют учителя



Отвечают на вопросы учителя.




- Дождь- это атмосферные осадки в виде капель или струй воды.


Актуализация знаний (5 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) актуализировать учебное содержание, достаточное для восприятия нового знания;2) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов (указать, в какой форме);3)самостоятельно осуществить пробное учебное действие;4) зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.

- А у нас дождик. А чем дождик отличается от дождя?

С помощью речевой разминки мы подготовимся к чтению произведения.

t1744960341aa.jpg

- Прочитайте про себя (с опорой на пометки).

- Послушайте, как прочитаю я.

- Теперь читаем хором (по указке).

- Прочитайте громко, прочитайте тихо.

- Ритм, сочетание звуков помогают нам представить дождик.

- Мне дождь показался живым.

- Вы заметили на какие слова я обратила внимание?

- А как называется такой прием?

- Какой еще прием вы заметили?

- С чем сравнивают дождь?

- Вы уже догадались, что к слову нужно быть внимательней.

Выполняют речевую разминку.

Читают текст на слайде про себя, шёпотом, хором (по указке), с определённым заданием.


Олицетворение - приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами.
Сравнение - образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов, понятий или состояний, обладающих общим признаком, за счет которого усиливается художественное значение первого предмета.









- Резал, не разрезал, устал, перестал.

- Олицетворение.

- Водяная сабелька.

- Сравнение.

Проблемное объяснение и фиксирование нового знания(15-18 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) зафиксировать отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности;2) сформировать цель и тему урока, задачи учебной деятельности;

3) организовать подводящий или направляющий диалог, направленный на построение нового учебного содержания;4) зафиксировать его в речи, знаково и изобразить схематически в эталоне.

- К.Г. Паустовский сказал:

«Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».

- Как вы понимаете смысл этого высказывания?

Фраза известного писателя Константина Георгиевича Паустовского посвящена богатству и гибкости русского языка. В нем достаточно слов, выражений, чтобы рассказать о любом событии, передать любое чувство.

- А как вы думаете, в прозаических текстах авторы пользуются этими средствами выразительности?

- Слово «дождь» сегодня звучало не просто.

- Откройте содержание на стр. 190

- Кто догадался, какая сегодня тема урока?

Откройте нужную страницу.

Прочитайте ещё раз название произведения.

К.Г.Паустовский «Какие бывают дожди»..

- Можем ли мы по названию догадаться, о чем будет это произведение?

- Сформулируйте цель и задачи урока.









-Какие умения нам для этого понадобятся?

- Возьмите рабочие листы и заполните задание 1 и 2.Отложите их в сторону, мы вернемся к ним позже.

Внимательно слушают учителя.

Отвечают на вопросы учителя.





-Да, средства выразительности в литературе помогают:

сделать речь яркой и эмоциональной;

привлечь внимание к высказыванию;

раскрыть авторский замысел и отношение к высказыванию;

создать необходимый образ;

наиболее точно и тонко передать конкретную мысль;

более красочно передать информацию за счёт использования оттенков значений.

Формулируют тему урока: К.Г.Паустовского «Какие бывают дожди».

Предполагают цель урока: ознакомление с произведение К.Г.Паустовским.

Формулируют задачи урока:

- прочитать произведение.

- уметь отвечать на вопросы по тексту.

- познакомимся с видами дождей в произведении Паустовского и научимся их различать.

- познакомимся со средствами худож. выраз в произведении Паустовского .


Давайте дополним наши задачи:

- будем учиться пересказывать текст с опорой на план (а для этого нам необходимо поработать в раб листах).

- Умения думать, рассуждать, искать ответы в книге, задавать вопросы, работать в группе, в паре.

4. Первичное закрепление во внешней речи(8-10 мин.).

Образовательная задача этапа урока: зафиксировать изученное содержание во внешней речи.

Перед тем как читать я предлагаю вам поиграть в игру «Верю-не верю».

- Найдите задание 3 в рабочем листе.

Поставьте «+», если вы верите данному утверждению, и «-», если не верите:

1.Верите ли вы, что ласточки перед дождём летают низко к земле?

2.Верите ли вы, что бывает спорый дождь?

- А на этот вопрос мы сможем ответить, после того как прочитаем текст.

3.Верите ли вы, что во время грибного дождя хорошо клюёт хитрая и осторожная рыба плотва?

4.Верите ли вы, что лужи от грибного дождя всегда тёплые?

- Отложите пока листы в сторону, мы вернёмся к ним позже.

- Сейчас я начну читать текст, вы внимательно следите. Работаем с карандашом, подчеркните те слова, которые Вам показались сложными и непонятными, а также подумайте, как можно разделить этот текст на части. (Читаем текст)

- Что вам больше запомнилось, удивило, заинтересовало в рассказе?

Словарная работа (словари на парте)

- Какие слова были непонятными?

- Где можно посмотреть лексическое значение слов?

- Сейчас мы с Вами поработаем в парах, возьмите рабочие листы и найдите задание 4. «Словарная работа».

- Вам необходимо посоветоваться и соединить слово с его значением.

- Обозначьте готовность. Кто будет готов поднимите руки.

- Объясните значение данных слов.


- У Вас было задание на какие части можно разделить текст.

- Как мы делим текст на части?

- Иногда мы делим текст на смысловые части, иногда абзац и смысловая часть совпадает, а бывает так, что можно объединить несколько абзацев, чтобы получилась смысловая часть.

Составление плана

- Давайте пронумеруем абзацы, возьмите в руки карандаш.

- Давайте попробуем определить границы 1 части.

- Как ее можно озаглавить?

 - Какие сред выраз. заметили в этой части использует ли автор эти средства?  Назовите их..

- Для чего автор использует средства художественной выразительности? 

- Определим границы 2 части.

- О чем в ней говорится?

- Как бы вы ее озаглавили?

- Определим границы 3 части.

- Как бы вы озаглавили эту часть?

- Определим границы 4 части.

- Почему в народе говорят «дождик собрался», «дождик припустил»?


- Физминутка

В Семенове поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).

Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).

Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).

Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).

Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).

Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).

Солнце! (Руки вверх).


- Определим границы 5 части.

- Предлагаю взять в руки карандаш и по ходу работы с текстом будем отмечать слова, которые помогают описать тот или иной дождь.

- Как можно озаглавить эту часть?

- Кто запомнил, о каких видах дождя вы прочитали?

- Найдите и прочитайте описание спорого дождя.

- С помощью каких средств художественной выразительности автор рассказывает  о нём?

- Какие синонимы использует автор, чтобы назвать спорый дождь?

- Найдите и прочитайте описание грибного дождя.

- С помощью каких средств художественной выразительности автор рассказывает  о нём?

- Почему после грибного дождя бурно растут грибы?

- Какие грибы называет автор?

- Найдите и прочитайте описание слепого дождя.

- Почему такой дождь называют слепым?

- Какое явление можно увидеть после такого дождя?

- С помощью каких средств художественной выразительности автор рассказывает  о нём?

- С кем и с чем сравнивает автор слепой дождь? 

- Что это за прием? 


- А теперь прочитаем концовку в нашем произведении.

- Как можно озаглавить эту часть ?

- Что самое важное вы увидели в этой части?

- Какова основная мысль произведения?

- Для чего Паустовский написал это произведение?

- А почему мы сами не замечаем удивительное, интересное в дожде?

- Правильно, потому что надо быть внимательным к тому, что нас окружает. А Паустовский был именно таким. Он замечал все мелочи и мог передать всю красоту окружающего мира словами.

Формулируют ответы на вопросы учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.


Выполняют задание «Верю- не верю».









Отвечают на вопросы учителя.

- Произведение о том, какие приметы соответствуют дождям и предвещают их, какими могут быть дожди - их характеристика, особенности.


Голосят- громко поют.

Крапать- падать редкими каплями.

Пряди(тумана) - туман стоит полосами, напоминающими пряди волос.

Тёс- тонкие доски из древесины хвойных пород, получаемые путём распила брёвен.

Ничтожная часть- очень мало.



- По абзацам.


- 1 абзац- 1 часть.

- Приметы дождя.

- Солнце садиться, дым припадает, дыхание влаги(олицетворение).

- Туманная прядь(сравнение).

- Средства художественной выразительности нужны для того, чтобы словами нарисовать картину, создать яркий красочный образ, сделать речь поэтов и писателей эмоциональнее, передать их отношение к окружающему миру. Неслучайно эти средства называют «словесной живописью».

- 2 абзац – 2 часть.

- Первые капли.


- 3 абазц- 3 часть.

- Запахи.


-4 абзац– 4 часть.

- Дождик

- Независимо от того, какой будет дождь, его, как только он начинается ,его всегда называют очень ласково.



- 5 абазц-5 часть.

- Виды дождя.

-Спорый, грибной, слепой.


Спорый.

Олицетворения: льёт, выбивает, подскакивает, падает, блестит.

Сравнения: углубление, маленькая водяная чаша, похожа на жемчуг, стеклянный звон.


Грибной.

Олицетворения: сыплется, шепчет, возится, трогает.

Сравнения: мягкая лапа.

- Питательные вещества всасываются клетками гриба в виде раствора. Грибы для питания нуждаются воду. Поэтому они активно растут после дождя или во влажных условиях.

- Вот после грибных дождей мох и перегной впитывают влагу, поэтому после такого дождика появляются грибы.

- Дождь называется грибным потому, что по народной примете после такого дождя, тёплого и не сильного, хорошо растут грибы.

- Липкие маслята, жёлтые лисички, боровик, румяные рыжики, опёнки, бесчисленные поганки.


Слепой.

- Слепой дождь называют слепым оттого, что его практически не видно под солнечными лучами, то есть не видно самих летящих капель.

- Радугу.

- Царевна плачет

Олицетворения: плачет.

Сравнения: царевна плачет, крупные слёзы.







- Игра света и звуков дождя.

- Дожди бывают разными, но все они прекрасны.

- Надо любить природу, замечать изменения, знать, какие приметы предвещают дожди, можно изучить их виды, какими бывают, характер.

- Бываем не всегда внимательны, не замечаем изменений.

5. Включение нового знания в систему знаний и повторение(3-5 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:1) определить границы применимости нового знания;2) тренировать навыки его использования совместно с ранее изученным материалом (указать темы);3) повторить учебное содержание, которое потребуется на следующих уроках (указать темы).

-Подготовьте выразительное чтение отрывка (описание дождя).



6. Рефлексия учебной деятельности на уроке(2-3 мин.).

Образовательные задачи этапа урока:

1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;2) оценить собственную деятельность на уроке с точки зрения достижения поставленных целей;

3) зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности;4) обсудить и записать домашнее задание.

 -С каким произведением мы сегодня познакомились? Назовите его автора.

- Вспомните задачи урока.

- Чему учит рассказ "Какие бывают дожди" ?

- Ну что ж, наш урок был очень насыщенным, мы активно работали, читали, думали. Все немного устали. И на нашем небе появились тучи, а значит скоро пойдет дождь, а вот каким он будет – это решим мы с вами.

- Я предлагаю показать, какой дождь вам нравится больше чем остальные. У меня на столе лежат капли 3-х цветов.

- Кому больше нравится спорый дождик…прикрепить на доску удлинённую серебряную каплю

Грибной – маленькую синюю капельку

Слепой – жёлтую каплю

- Домашние задание: подготовить пересказ с опорой на план, сочинить стихотворение или сказку о дожде, нарисовать рисунок.

- К.Г.Паустовский « Какие бывают дожди».

- Вспоминаем задачи урока.

-Рассказ учит любить природу и особенно любить дождь. Учит наблюдательности, учит внимательности. Учит видеть красоту природы. Учит различать виды дождей.




- Выполняют рефлексию.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.