Конструкт урока изобразительного искусства «Роль контраста в композиции» (2 класс)
Конструкт пробного урока по изобразительному искусству
по производственной практике по ПМ.01«Преподавание по программам начального общего образования
в начальных классах и начальных классах
компенсирующего и коррекционно-развивающего образования»
студентки группы 36
специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Киселевой Ксении Александровны
Дата: 09.03.2022
Класс: 2 «А»
УМК: «Школа России»
Тема урока: Роль контраста в композиции
Тип урока: освоение новых знаний и способов действий
Цель урока: формирование представлений о роли контраста в процессе создания композиции «Цирк»
Планируемые результаты:
Личностные: обучающиеся демонстрируют умение организовывать рабочее место и рабочее пространство; познавательную активность, положительный эмоциональный настрой на работу, активность при работе в парах и индивидуально, любознательность, сообразительность, самоопределение
Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция); познавательные УУД (умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, сравнение, выбор оснований и критериев для сравнения, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера), коммуникативные УУД (выстраивать диалог с учителем и сверстниками, выстраивать взаимосвязи при работе в паре, умение высказать свою точку зрения и обосновать ее, умение выслушивать чужое мнение).
Предметные: обучающиеся знают, что такое композиция, композиционный центр, контраст, знают в чем проявляется контрастность, правила техники безопасности при работе с красками, кистями; о холодных и теплых цветах, умеют их различать, отображать различный контраст в композиции
Задачи:
Воспитательная: воспитывать у обучающихся умение организовывать рабочее место и рабочее пространство; познавательную активность, положительный эмоциональный настрой на работу, активность при работе в парах и индивидуально, любознательность, сообразительность, самоопределение
Развивающая: развивать регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция); развивать познавательные УУД (умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, сравнение, выбор оснований и критериев для сравнения, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера), развивать коммуникативные УУД (выстраивать диалог с учителем и сверстниками, выстраивать взаимосвязи при работе в паре, умение высказать свою точку зрения и обосновать ее, умение выслушивать чужое мнение).
Образовательная: актуализировать знания детей о том, что такое композиция, познакомить с понятиями «композиционный центр», «контраст», дать представление о том, в чем проявляется контраст, актуализировать знания о технике безопасности при работе с красками, кистями, о холодных и теплых цветах, научить их различать, отображать различный контраст в композиции
Изобразительная: научить детей рисовать сюжет рисунка по замыслу, используя алгоритм
Композиционная: совершенствовать композиционные навыки изображения на плоскости, используя все пространство
Техническая: совершенствовать навыки рисования красками
Цветовая: учить детей самостоятельно передавать колорит, соответствующий композиции
Принципы обучения и воспитания:
Принципы обучения:
принцип наглядности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип доступности;
принцип целостности;
принцип деятельности;
принцип психической комфортности.
Принципы воспитания:
создание положительно эмоционального подъема;
воспитание через взаимодействие;
Методы обучения и воспитания:
Методы организации учебно-позавательной деятельности:
Методы получения новых знаний: беседа, демонстрация, упражнение
Методы выработки учебных умений и накопления опыта: практическая работа
Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа
Методы стимулирования учебно-позавательной деятельности:
Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение
Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, стимулирование введение героя и занимательным содержанием
Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль.
Форма организации учебной деятельности обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Оборудование:
Демонстрационное: презентация «Роль контраста в композиции», поэтапное рисование клоуна на арене
Индивидуальное: шифровка «Роль контраста в композиции», билеты в цирк, лист А4 с ареной, шаблон клоуна, карточка с критериями, краски, кисти, непроливайка с водой
Информационные источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241 от 22.09.2011 №2357). Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373.
2. Примерная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся
Реестр примерных основных общеобразовательных программ, Министерство образования и науки Российской Федерации. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
3. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10).
4. https://yandex.ru/images/search?text=арена%20цирка%20шаблон%20для%20рисунка%20простой&lr=11164 – шаблон арены цирка
5. https://yandex.ru/images/search?text=клоун%20шаблон%20&from=tabbar – шаблон клоуна
6. https://yandex.ru/images/search?text=шифровка - шифровка
Структура урока:
Этап урока | Время |
Организационно-мотивационный этап | 3 мин |
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы | 5 мин |
Решение проблемы | 10 мин |
Физкультминутка | 2 мин |
Первичное закрепление | 5 мин |
Самостоятельная работа | 12 мин |
Рефлексия | 3 мин |
Итого | 40 мин |
Макет доски
Презентация | 16 февраля Классная работа |
|
Ход урока
Этап | Методы | Деятельность учителя и обучающихся | Планируемый результат | ||||||||||||
1.Организационно-мотивационный этап. Задача: смотивировать детей к предстоящей деятельности. | Методы обучения и воспитания: Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы получения новых знаний: беседа, упражнение Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, стимулирование введение героя и занимательным содержанием Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ксения Александровна и сегодня урок изобразительного искусства у вас проведу я -Давайте подравняемся по рядам! Вижу, что готовы и тишина в классе. Проверим рабочее место: должна быть постелена клеенка, стоит непроливайка с водой, лежат кисти и краски, а также пенал с письменными принадлежностями. Если у вас чего-то нет скажите сейчас, мы решим эту проблему. Отлично! Для того, чтобы настроиться на урок и предстоящую работу я предлагаю немного поиграть и вспомнить какие оттенки относятся к холодным, а какие к теплым, если я назову вам теплый оттенок, то вы хлопаете, а если холодный, то вы поднимаете руки вверх. Начнем! Красный, черный, желтый, голубой, коричневый, фиолетовый, оранжевый. (хлопают, руки вверх, хлопают, хлопают, руки вверх, руки вверх, хлопают) -Молодцы, ни разу не ошиблись! -Теперь присядем правильно! Ноги стоят на полу ровно, спинка дружит со спинкой стула, между вами и партой проходит кулачок, а руки лежат на парте домиком. -Теперь мы готовы и можем начинать наше занятие. | Личностные: обучающиеся демонстрируют умение организовывать рабочее место и рабочее пространство; познавательную активность, положительный эмоциональный настрой на работу, активность при работе в парах и индивидуально, любознательность, сообразительность, самоопределение Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (контроль, волевая саморегуляция); познавательные УУД (умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме,), коммуникативные УУД (выстраивать диалог с учителем и сверстниками, умение высказать свою точку зрения и обосновать ее, умение выслушивать чужое мнение). Предметные: обучающиеся знают, о холодных и теплых цветах и умеют их различать | ||||||||||||
2.Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы. Задача: актуализировать знания детей о том, что такое искусство, сформулировать тему урока, план урока. | Методы обучения и воспитания: Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы получения новых знаний: беседа, демонстрация, упражнение Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. | - Для того, чтобы начать наш урок я предлагаю вам вспомнить что мы рисовали на предыдущем уроке изобразительного искусства (на прошлом уроке мы рисовали букет цветов для мамы на 8 марта) -Да, все верно! *звук сообщения* -Ой, ребята, что же это такое! Смотрите на слайд, нам пришло какое-то письмо! Прочитаем его? (да) *на слайде письмо с фотографией клоуна* Здравствуйте, ребята! Я клоун Тишка. Я узнал, что у вас в классе самые дружеские и теплые отношения между друг другом, знаю, что вы очень веселые и любознательные ребята. Так ли это? (да) Тогда я приглашаю вас к нам в цирк, но вот незадача, я совсем забыл ваши билеты, а без них вас не пустят. Если вы согласны, то я могу рассказать, что нужно для получения билета. Если вы согласны, то поднимите руку (поднимают) Отлично! Тогда сейчас нам нужно узнать тему урока, для этого вам нужно будет разгадать шифр в паре с соседом по парте. Я раздам каждому шифр и карточку для ответа, в которую вы и запишите тему нашего урока. Каждой букве соответствует своя цифра, вам нужно вписать буквы под цифрой и так мы узнаем какая тема нашего урока. Первые 2 слова разгадает тот, кто сидит на 1 варианте, а остальную часть 2 вариант. Приступайте! ШИФР
-…, какая тема получилась у вас? (Роль контраста в композиции) -Отлично, кто согласен с ребятами хлопните в ладоши 1 раз. (хлопают) -Отлично, вот наши билеты и мы можем войти в здание цирка. Посмотрите, а что же это такое на них написано? (задачи на урок)
-Верно! На билеты написаны задачи нашего урока, давайте их прочитаем! -… прочитай 1 задачу (Вспомнить, что такое композиция и композиционный центр) -Спасибо! …, прочитай нам 2 задачу (Узнать, что такое контраст) -Отлично! А что же 3 задачей нам предстоит сделать? (Нарисовать рисунок) -Отлично! Чтобы пройти на представление к клоуну нам нужно решить все эти задачи. | Личностные: обучающиеся демонстрируют познавательную активность, активность при работе в парах и индивидуально, любознательность, сообразительность, Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, волевая саморегуляция); познавательные УУД (умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, сравнение, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений), коммуникативные УУД (выстраивать диалог с учителем и сверстниками, выстраивать взаимосвязи при работе в паре, умение высказать свою точку зрения и обосновать ее, умение выслушивать чужое мнение). | ||||||||||||
3. Решение проблемы Задача: выявить пути решения проблемы. | Методы обучения и воспитания: Методы организации учебно-познавательной деятельности: Методы получения новых знаний: беседа, демонстрация, Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. | -Посмотрите ещё раз на наши билеты и прочитайте что нам нужно сделать 1 пунктом плана (вспомнить что такое композиция и композиционный центр) -как вы думаете, что это такое? (ответы) -Спасибо за ваши ответы, посмотрите на слайд, вот такое определение я подготовила для вас *Композиция – это распределение предметов и фигур в общем пространстве картины. У каждой картины есть центральный предмет, который находится в самом центре и на переднем плане и называется это композиционным центром -Как вы поняли, что такое композиция и композиционный центр (ответы детей, дают краткое определение этим понятиям) -Отлично! Чтобы закрепить эти знания рассмотрим несколько рисунков и определим на них композиционный центр. *на слайд вывожу*
-Что на этом изображении является композиционным центром? (ваза с цветами) -Верно!
-А что тут будет композиционным центром? (слон) -Давайте рассмотрим последние изображение. Назовите композиционный центр на этом рисунке (школа)
-Отлично! Вы большие молодцы! -Решили мы с вами первую задачу? (да) -Отлично! Отметим галочкой напротив задачи в билете -Что мы решим второй задачей? (узнаем что такое контраст) -Так, посмотрите на слайд, что там изображено? (2 шарика) -А что общего у них? (форма) -А чем отличаются? (цветом) -Верно! А что изображено здесь? (2 квадрата) -А что у них различается? (размер) -Эти различия и называются контрастом. Большой и маленький, темный и светлый *Контраст - прием в изобразительном искусстве, основой которого является противопоставление. Чтобы закрепить это определение попробуйте привести примеры контрастов (белый, черный, большой – маленький, тонкий - толстый) -Решили мы 2 задачу? -Отлично! Отметим галочкой напротив задачи в билете -ребята, посмотрите куда мы пришли *на слайде дверь «Гримёрная клоуна Тишки»* -Верно, к Тишке в гримерную Слова клоуна: ой, ребята, кажется, у меня пропали атрибуты для выступления, как же мне быть. Мой номер начнется совсем скоро -Ребята, как мы можем помочь Тишке? (предлагают) -А можем нарисовать Тишку с его предметами для номера? -Да -Отлично, так и поступим -но сначала нам нужно отдохнуть! | Личностные: обучающиеся демонстрируют познавательную активность, любознательность, сообразительность, Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция); познавательные УУД (умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера), коммуникативные УУД (выстраивать диалог с учителем и сверстниками, умение высказать свою точку зрения и обосновать ее, умение выслушивать чужое мнение). Предметные: обучающиеся знают, что такое композиция, композиционный центр, контраст, знают в чем проявляется контрастность. | ||||||||||||
Физкультминутка Задача: снять мышечное напряжение, переключиться на другой вид деятельности. | Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. | -Поднимайтесь со своих мест! Встаньте так, чтоб не мешать друг другу Вышел клоун на арену (поднимаются и машут ручками) Поклонился всем со сцены (наклоны головы вперёд) Влево, вправо и вперед (повороты туловища и наклон головы) -Поклонился он как мог! (наклон вперед) -отлично, присаживайтесь | Личностные: обучающиеся демонстрируют положительный эмоциональный настрой на работу Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция); | ||||||||||||
4.Первичное закрепление Задача: закрепить полученные знания | Методы обучения и воспитания: Методы организации учебно-позавательной деятельности: Методы получения новых знаний: беседа, демонстрация, упражнение Методы выработки учебных умений и накопления опыта: практическая работа Методы стимулирования учебно-позавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. | -Ребята, давайте определим критерии оценивания работы. Какая она должна быть? (примерные ответы: аккуратная, красивая, законченная, похожа на образец) -Отлично! Спасибо за ваши ответы, сегодня мы попробуем оценить работы по таким критериям: аккуратность, соответствие теме, использование контраста, творчество, законченность
-Верно! После того, как нарисуем наших клоунов мы попробуем их оценить -Я приготовила для вас поэтапное рисование -посмотрите внимательно, кто изображен на рисунке? (клоун, который выступает) -А где он выступает? (на арене цирка) -А какой именно номер он исполняет? (жонглирует шарами) -Верно! А какого размера шары, все ли они одинаковые? (нет) -Так, а теперь скажите, где в картине используется контраст? (шары, которыми клоун жонглирует разного размера) -Умнички! -Скажите какие цвета используются в картине (яркие) -Чтобы выполнять работу безопасно вспомним правила техники безопасности при работе с кистями, красками? (называют правила: рисовать только на листе, быть аккуратным, не рисовать красками на себе и соседе) -Чтобы размять наши пальчики и кисти рук перед выполнением работы давайте проведем пальчиковую гимнастику Раз, два, три, четыре, пять, Пальчиками пора вставать (из согнутого кулака разгибаем пальчики по 1 на обеих руках сразу) Будем делать мы зарядку, (хлопки) Будем мы скакать вприясдку (будто стряхиваем воду с рук) Будем прыгать и плясать (круговые движения кистями) Раз, два, три, четыре, пять! (сгибаем пальчики под счет сразу на двух руках) | Личностные: обучающиеся демонстрируют познавательную активность, положительный эмоциональный настрой на работу, активность при работе в парах и индивидуально, любознательность, сообразительность Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (волевая саморегуляция); познавательные УУД (умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, сравнение, выбор оснований и критериев для сравнения, подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера), коммуникативные УУД (выстраивать диалог с учителем и сверстниками, умение высказать свою точку зрения и обосновать ее, умение выслушивать чужое мнение). Предметные: обучающиеся знают, правила техники безопасности при работе с красками, кистями | ||||||||||||
5.Самостоятельная работа Задача: организовать самостоятельную работу обучающихся. Изобразительная: научить детей рисовать сюжет рисунка по замыслу, используя алгоритм Композиционная: совершенствовать композиционные навыки изображения на плоскости, используя все пространство Техническая: совершенствовать навыки рисования красками Цветовая: учить детей самостоятельно передавать колорит, соответствующий композиции | Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. | -Отлично, продолжаем -Посмотрите у вас на партах лежит лист А4 с изображенной ареной и шаблон клоуна. Вам каждому нужно обвести нашего клоуна так, чтоб визуально он стоял в середине сцены, приступайте! -Покажите, что вы готовы подняв своё изображение вверх. Посмотрите теперь еще раз на свой рисунок и на мой, что добавилось? (у клоуна прорисованы детали и появились шары разных размеров) -Верно! У вас на доске будет расположен пример готовой работы, вы можете смотреть туда и рисовать своего клоуна, приступайте! -Свою готовность так же покажите, подняв рисунок вверх -Вижу, что уже готовы, теперь что осталось сделать? (раскрасить) -Умнички! Раскрашивайте своих клоунов. Помните, что баночка с водой и краски стоят слева, если вы рисуете правой рукой и справа – если левой. -Приступайте к работе, помните, что время ограничено! -рисуют- -Давайте попробуем оценить работы друг друга, поменяйтесь работами с соседом и оцените по критериям на карточке. Если критерий проявляется, то ставим «+», если нет – «-». Ниже поставьте оценку своему соседу по парте! Если все критерии отмечены «+», то поставьте «5», если 4, то «4», если 3 критерия – «3». Не забудьте подписать фамилию и имя соседа в верхнем правом углу. -Отлично! Предлагаю организовать выставку! Подходите к доске и вывешивайте свои работы! -Посмотрите, какие у нас получились замечательные рисунки, нарисовав их мы с вами смогли помочь клоуну | Личностные: обучающиеся демонстрируют умение организовывать рабочее место и рабочее пространство; положительный эмоциональный настрой на работу, активность при работе в парах и индивидуально, любознательность, сообразительность Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция); познавательные УУД (сравнение,), коммуникативные УУД (выстраивать диалог с учителем и сверстниками, умение высказать свою точку зрения и обосновать ее, умение выслушивать чужое мнение). Предметные: обучающиеся знают, правила техники безопасности при работе с красками, кистями; умеют отображать различный контраст в композиции | ||||||||||||
6.Рефлексия Задача: подвести итог урока и самостоятельно проанализировать свою деятельность в течении урока. | Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности: Методы эмоционального стимулирования: поощрение Методы формирования ответственности и обязанности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль. | -Давайте вспомним чем мы занимались на уроке (узнали что такое контраст, что такое композиция, композиционный центр, нарисовали жонглирующего клоуна на арене) -Замечательно! Вы отлично запомнили ход нашего урока -У вас на столах 3 шара: большой, маленький и средний. -поднимите большой шар если поход в цирк был интересен, познавателен и у вас получилось нарисовать рисунок, средний если где-то были затруднения или что-то непонятно, ну и маленький шар если не понравилось рисовать и помогать нашему гостю. -Спасибо за ответы! -Сегодня я хочу поблагодарить каждого из вас, вы большие молодцы, проделали огромную работу, узнали новую полезную информацию и помогли клоуну Тишке. Он так же попросил меня передать вам огромное спасибо за помощь, сейчас Тишка готовиться к выступлению -Спасибо за урок, до свидания!
| Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (контроль, оценка, волевая саморегуляция); познавательные УУД (умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме, построение логической цепи рассуждений), коммуникативные УУД (выстраивать диалог с учителем и сверстниками, выстраивать взаимосвязи при работе в паре, умение высказать свою точку зрения и обосновать ее, умение выслушивать чужое мнение). |