12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кудряшова Алла Эдуардовна33

Родительское собрание на тему:

«Разрешение конфликтных ситуаций»

Задачи:

1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуациях в семье.

2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода их неё.

Форма проведения собрания: обучающий семинар

Вопросы для обсуждения:

·                    Что такое конфликт?

·                    Умение правильно и вовремя разрешать проблемы и конфликты.

·                    Конфликты «трудного» возраста.

·                    Тактика поведения в конфликте.

Подготовительная работа к собранию:

•        анкетирование учащихся и родителей;

•        подготовка ситуаций для анализа;

•        подготовка теоретического материала для выступления;  

•        подготовка памятки для родителей.

Данное родительское собрание связано с тем, что многие старшеклассники, которые стоят перед самостоятельным выбором дальнейшего пути, сомневаются в чем-либо, раздираются внутренними противоречиями, страхами перед выбором своего пути.

Родители и дети, зачастую воюют по поводу и без повода, каждый доказывает свою правоту и каждый считает себя правым.

Анкетирование учащихся и родителей

Продолжите предложения:

1.                     Конфликт – это______________________________________

2.                     Причиной конфликта может быть_______________________

3.                     Конфликт может привести к тому, что___________________

4.                     Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть____

5.                     Для того, чтобы избежать конфликт, нужно_______________

Анкетирование родителей

1.                Считаете ли Вы необходимостью поднимать проблему конфликтов на родительском собрании?

2.                Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье?

3.                Как Вы их разрешаете?

4.                Можно ли вообще обойтись в жизни без конфликтов?

5.                Можете ли Вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных с вашим сыном или дочерью?

Анкетирование учащихся

Ответь, по возможности честно и правдиво, на поставленные вопросы:

1.                Ты – конфликтный человек?

2.                Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения?

3.                Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения?

4.                Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь ли для себя какие-нибудь выводы?

5.                С кем ты чаще всего конфликтуешь?

6.                Что может стать поводом к конфликтной ситуации?

7.                Кто первым пытается разрешить конфликт – ты или другая сторона?

8.                Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?

9.                Меняется ли твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал?

10.           Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации?

Подготовка ситуации для анализа

Ситуация 1.

После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать». Как поступить в подобной ситуации?

Ситуация 2.

Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, а в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.

Ситуация 3.

Между матерью и дочерью в течении полугода происходят жаркие схватки по поводу того, когда пятнадцатилетняя дочь должна возвращаться домой. Мать настаивает на том, что она должна приходить не позднее 9 часов вечера, дочь считает, что здесь вообще невозможны никакие ограничения.

Ситуация 4.

Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме – полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?»

Памятка для родителей

Уважаемые родители!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь!
Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

·      Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.

·      Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.

·      В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.

·      Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.

·      Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.

·      Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.

·      Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.

·      Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.

·      Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.

·      Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее Вас.

Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?

·        Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.

·        Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.

·        Чтобы ребенок выполнил то, что Вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.

·        Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.

·        Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.

·        Не забывайте слова И.В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».

За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?

·        За то, чтобы перестать быть ребенком.

·        За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.

·        За утверждение среди сверстников.

·        Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.

Советы для родителей:

·        Необходимо помочь подростку найти компромисс души и тела.

·        Все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не используя ярлыков.

·        Нужно подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу.

·        Необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.

Ход собрания

«Конфликт любой всегда уладит мудрец,

владеющий собой.» (Александров Г.)

Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления. Самое страшное в конфликте – это чувства, которые люди испытывают друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть, – главное чувство конфликта.

Без конфликтов жизнь не возможна, нужно научиться их конструктивно разрешать. Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным:

•        проблемам физического плана, связанные со здоровьем;

•        проблемам психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.д.);

•        проблемам социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

Главная способность в конфликте – способность к конфронтации-объяснению. Это – умение:

•        отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;

•        оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;

•        сохранить личностные отношения всех участников конфликта.

Чтение отрывков из сочинений учащихся «Конфликт отцов и детей. Миф и реальность?!»

Причины конфликтов родителей с подростками

Подростки в конфликте:

•        кризис переходного возраста;

•        стремление к самостоятельности и самоопределению;

•        требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;

•        привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;

•        бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.

Родители в конфликте:

•        нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;

•        боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;

•        проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;

•        борьба за собственную власть и авторитетность;

•        отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;

•        неподтверждение родительских ожиданий.

Анализ анкетирования учащихся и родителей.

Настало время приступить к действиям. Пройдитесь по проблеме с этой памяткой.

Памятка для разрешения конфликтов

1. «Выиграть – выиграть»

•        В чем мои подлинные нужды?

•        И в чем их?

•        Хочу ли я благоприятного исхода для нас обоих?

2. Творческий подход

•        Какие новые возможности раскрываются этой ситуацией?

•        Вместо того чтобы думать, «как это могло бы быть», вижу ли я новые возможности в том, «что есть»?

3. Эмпатия

•        Как бы я чувствовал себя на их месте?

•        Что они пытаются сказать?

•        Выслушал ли я их как следует?

•        Знают ли они, что я слышу их?

4. Оптимальное самоутверждение

•        Что я хочу изменить?

•        Как я могу сказать им это без обвинений и нападок?

•        Отражает ли это заявление мои чувства, а не мое мнение о том, кто прав и кто виноват?

•        (Будь мягким с людьми и жестким с проблемой.)

5. Совместная власть

•        Не злоупотребляю ли я своей властью?

•        Не делают ли этого они?

•        Вместо противостояния, не можем ли мы сотрудничать?

6. Как управлять эмоциями

•        Что я чувствую?

•        Возлагаю ли я на кого-то вину за свои чувства?

•        Поможет ли это делу, если я расскажу им о том, что я чувствую?

•        Что я хочу изменить?

•        Избавился ли я от желания наказать их?

•        Что я могу сделать, чтобы лучше владеть моими чувствами? (Например, выразить свои чувства на бумаге, поговорить с другом, выколотить матрац.)

7. Готовность разрешить конфликт

•        Хочу ли я разрешить конфликт?

•        Вызвана ли моя обида:

•        Каким-то все еще болезненным прошлым инцидентом?

•        Какой-то потребностью, в которой я отказываю себе?

•        Чем-то, что не нравится мне в них, потому что я не хочу признать этого за собой?

8. Картография конфликта

•        В чем заключается вопрос, проблема или конфликт?

•        Кто его главные участники?

•        Опишите потребности каждого человека, (то есть: «какие выраженные или невыраженные интересы могли привести к возникновению проблемы?»)

•        Опишите тревоги или опасения каждого участника, (то есть: «какие заботы, опасения и страхи влияют на их поведение?») указывает ли эта карта на какие-то точки совпадения интересов?

•        Над чем мы должны еще поработать?

9. Разработка альтернатив

•        Каковы возможности? Не подвергайте их преждевременной оценке. То, что кажется невозможным, может, тем не менее, подать хорошие идеи.

•        Какие альтернативы удовлетворяют наибольшее количество наших нужд? Будьте изобретательны, попробуйте различные варианты.

10. Переговоры

•        Чего я хочу добиться? Имейте четкое представление об общем исходе, хотя вы можете изменить ваш путь к нему.

•        Как мы можем добиться справедливого результата при взаимном выигрыше?

•        Что они могут дать мне?

•        Что могу дать им я?

•        Игнорирую ли я их возражения? Как я могу включить их в свои предложения?

•        Какие вопросы я хочу включить в соглашение?

•        Могу ли я включить что-то, что позволит им сохранить лицо?

11. Посредничество

•        Можем ли мы разрешить это сами или мы нуждаемся в помощи нейтрального третьего лица?

•         Кто может исполнить эту роль для нас?

•        Подходит ли мне роль посредника в данной ситуации?

•        Как я должен подготовить собрание, разъяснить свою роль участникам? Могу ли я создать атмосферу, в которой люди смогут открыться, найти общий язык и выработать их собственные решения? Что может помочь этому?

12. Расширение кругозора

•        Вижу ли я всю картину, а не только свою собственную точку зрения? Какое воздействие может оказать это за пределами нашей непосредственной проблемы? (Например, воздействие на других людей или на группы.)

•        К чему это может привести в будущем?

Я предлагаю вам памятки, если вы будете следовать этим советами, то сможете избежать конфликтных ситуаций. (Раздать памятки)

Итог собрания

- Спасибо за работу. Запомните очень важно понять, что каждый из окружающих тебя людей имеет свой сложный и богатый внутренний мир.! Желаю вам успехов.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.