Родительское собрание на тему «Разрешение конфликтных ситуаций»
Родительское собрание на тему:
«Разрешение конфликтных ситуаций»
Задачи:
1. Помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуациях в семье.
2. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода их неё.
Форма проведения собрания: обучающий семинар
Вопросы для обсуждения:
· Что такое конфликт?
· Умение правильно и вовремя разрешать проблемы и конфликты.
· Конфликты «трудного» возраста.
· Тактика поведения в конфликте.
Подготовительная работа к собранию:
• анкетирование учащихся и родителей;
• подготовка ситуаций для анализа;
• подготовка теоретического материала для выступления;
• подготовка памятки для родителей.
Данное родительское собрание связано с тем, что многие старшеклассники, которые стоят перед самостоятельным выбором дальнейшего пути, сомневаются в чем-либо, раздираются внутренними противоречиями, страхами перед выбором своего пути.
Родители и дети, зачастую воюют по поводу и без повода, каждый доказывает свою правоту и каждый считает себя правым.
Анкетирование учащихся и родителей
Продолжите предложения:
1. Конфликт – это______________________________________
2. Причиной конфликта может быть_______________________
3. Конфликт может привести к тому, что___________________
4. Чаще всего поводом для конфликта в семье может быть____
5. Для того, чтобы избежать конфликт, нужно_______________
Анкетирование родителей
1. Считаете ли Вы необходимостью поднимать проблему конфликтов на родительском собрании?
2. Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье?
3. Как Вы их разрешаете?
4. Можно ли вообще обойтись в жизни без конфликтов?
5. Можете ли Вы поделиться опытом выхода из конфликтных ситуаций, связанных с вашим сыном или дочерью?
Анкетирование учащихся
Ответь, по возможности честно и правдиво, на поставленные вопросы:
1. Ты – конфликтный человек?
2. Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения?
3. Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения?
4. Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь ли для себя какие-нибудь выводы?
5. С кем ты чаще всего конфликтуешь?
6. Что может стать поводом к конфликтной ситуации?
7. Кто первым пытается разрешить конфликт – ты или другая сторона?
8. Что ты, как правило, отстаиваешь в конфликте?
9. Меняется ли твое отношение к людям, с которыми ты конфликтовал?
10. Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации?
Подготовка ситуации для анализа
Ситуация 1.
После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими результатами никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать». Как поступить в подобной ситуации?
Ситуация 2.
Родители подарили деньги своему ребенку с определенной целью. Он их истратил не по назначению, купил то, что ему давно хотелось. Родители были возмущены, а в свой адрес ребенок услышал много гневных слов. В конце концов он хлопнул дверью и ушел из дома.
Ситуация 3.
Между матерью и дочерью в течении полугода происходят жаркие схватки по поводу того, когда пятнадцатилетняя дочь должна возвращаться домой. Мать настаивает на том, что она должна приходить не позднее 9 часов вечера, дочь считает, что здесь вообще невозможны никакие ограничения.
Ситуация 4.
Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите веселящихся друзей вашего ребенка и его самого. В доме – полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?»
Памятка для родителей
Уважаемые родители!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить Вашу жизнь!
Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
· Прежде чем Вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого Вы хотите получить.
· Утвердитесь в том, что этот результат для Вас действительно важен.
· В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
· Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счеты.
· Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
· Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
· Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
· Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
· Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
· Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее Вас.
Что делать родителям, чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей?
· Не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться.
· Помните, что ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее.
· Чтобы ребенок выполнил то, что Вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел.
· Не злоупотребляйте опекой и контролем, не перегружайте его.
· Не создавайте в семье «революционную ситуацию», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
· Не забывайте слова И.В. Гете: «В подростковом возрасте многие человеческие достоинства проявляются в чудачествах и неподобающих поступках».
За что и против чего ведет борьбу ребенок в переходном возрасте?
· За то, чтобы перестать быть ребенком.
· За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
· За утверждение среди сверстников.
· Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Советы для родителей:
· Необходимо помочь подростку найти компромисс души и тела.
· Все замечания делать доброжелательным, спокойным тоном, не используя ярлыков.
· Нужно подробно познакомить подростка с устройством и функционированием организма, подобрать соответствующую литературу по этому вопросу.
· Необходимо помнить, что пока развивается тело ребенка, болит и ждет помощи его душа.
Ход собрания
«Конфликт любой всегда уладит мудрец,
владеющий собой.» (Александров Г.)
Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления. Самое страшное в конфликте – это чувства, которые люди испытывают друг к другу. Страх, злоба, обида, ненависть, – главное чувство конфликта.
Без конфликтов жизнь не возможна, нужно научиться их конструктивно разрешать. Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным:
• проблемам физического плана, связанные со здоровьем;
• проблемам психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.д.);
• проблемам социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).
Главная способность в конфликте – способность к конфронтации-объяснению. Это – умение:
• отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;
• оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;
• сохранить личностные отношения всех участников конфликта.
Чтение отрывков из сочинений учащихся «Конфликт отцов и детей. Миф и реальность?!»
Причины конфликтов родителей с подростками
Подростки в конфликте:
• кризис переходного возраста;
• стремление к самостоятельности и самоопределению;
• требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;
• привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
• бравирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людьми.
Родители в конфликте:
• нежелание признавать, что ребенок стал взрослым;
• боязнь выпустить ребенка из гнезда, неверие в его силы;
• проецирование поведения ребенка на себя в его возрасте;
• борьба за собственную власть и авторитетность;
• отсутствие понимания между взрослыми в воспитании ребенка;
• неподтверждение родительских ожиданий.
Анализ анкетирования учащихся и родителей.
Настало время приступить к действиям. Пройдитесь по проблеме с этой памяткой.
Памятка для разрешения конфликтов
1. «Выиграть – выиграть»
• В чем мои подлинные нужды?
• И в чем их?
• Хочу ли я благоприятного исхода для нас обоих?
2. Творческий подход
• Какие новые возможности раскрываются этой ситуацией?
• Вместо того чтобы думать, «как это могло бы быть», вижу ли я новые возможности в том, «что есть»?
3. Эмпатия
• Как бы я чувствовал себя на их месте?
• Что они пытаются сказать?
• Выслушал ли я их как следует?
• Знают ли они, что я слышу их?
4. Оптимальное самоутверждение
• Что я хочу изменить?
• Как я могу сказать им это без обвинений и нападок?
• Отражает ли это заявление мои чувства, а не мое мнение о том, кто прав и кто виноват?
• (Будь мягким с людьми и жестким с проблемой.)
5. Совместная власть
• Не злоупотребляю ли я своей властью?
• Не делают ли этого они?
• Вместо противостояния, не можем ли мы сотрудничать?
6. Как управлять эмоциями
• Что я чувствую?
• Возлагаю ли я на кого-то вину за свои чувства?
• Поможет ли это делу, если я расскажу им о том, что я чувствую?
• Что я хочу изменить?
• Избавился ли я от желания наказать их?
• Что я могу сделать, чтобы лучше владеть моими чувствами? (Например, выразить свои чувства на бумаге, поговорить с другом, выколотить матрац.)
7. Готовность разрешить конфликт
• Хочу ли я разрешить конфликт?
• Вызвана ли моя обида:
• Каким-то все еще болезненным прошлым инцидентом?
• Какой-то потребностью, в которой я отказываю себе?
• Чем-то, что не нравится мне в них, потому что я не хочу признать этого за собой?
8. Картография конфликта
• В чем заключается вопрос, проблема или конфликт?
• Кто его главные участники?
• Опишите потребности каждого человека, (то есть: «какие выраженные или невыраженные интересы могли привести к возникновению проблемы?»)
• Опишите тревоги или опасения каждого участника, (то есть: «какие заботы, опасения и страхи влияют на их поведение?») указывает ли эта карта на какие-то точки совпадения интересов?
• Над чем мы должны еще поработать?
9. Разработка альтернатив
• Каковы возможности? Не подвергайте их преждевременной оценке. То, что кажется невозможным, может, тем не менее, подать хорошие идеи.
• Какие альтернативы удовлетворяют наибольшее количество наших нужд? Будьте изобретательны, попробуйте различные варианты.
10. Переговоры
• Чего я хочу добиться? Имейте четкое представление об общем исходе, хотя вы можете изменить ваш путь к нему.
• Как мы можем добиться справедливого результата при взаимном выигрыше?
• Что они могут дать мне?
• Что могу дать им я?
• Игнорирую ли я их возражения? Как я могу включить их в свои предложения?
• Какие вопросы я хочу включить в соглашение?
• Могу ли я включить что-то, что позволит им сохранить лицо?
11. Посредничество
• Можем ли мы разрешить это сами или мы нуждаемся в помощи нейтрального третьего лица?
• Кто может исполнить эту роль для нас?
• Подходит ли мне роль посредника в данной ситуации?
• Как я должен подготовить собрание, разъяснить свою роль участникам? Могу ли я создать атмосферу, в которой люди смогут открыться, найти общий язык и выработать их собственные решения? Что может помочь этому?
12. Расширение кругозора
• Вижу ли я всю картину, а не только свою собственную точку зрения? Какое воздействие может оказать это за пределами нашей непосредственной проблемы? (Например, воздействие на других людей или на группы.)
• К чему это может привести в будущем?
Я предлагаю вам памятки, если вы будете следовать этим советами, то сможете избежать конфликтных ситуаций. (Раздать памятки)
Итог собрания
- Спасибо за работу. Запомните очень важно понять, что каждый из окружающих тебя людей имеет свой сложный и богатый внутренний мир.! Желаю вам успехов.