Примерный конструктор технологической карты ОД
Примерный конструктор технологической карты ОД
№ |
Этап занятия Структурные компоненты деятельности |
Ход занятия |
||
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
Время |
||
1. |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент |
Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, либо просто сконцентрировать внимание детей любым способом, например, упражнение на внимание, эмоционально-психологический настрой. |
Включенность внимания, интерес, |
1,5 мин. |
2. |
Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия |
Мотивация (процесс вовлечения в деятельность): 1. Что-то внести, чтоб большинство детей заинтересовалось; 2. Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или др.); 3. Приходит кто-то в гости или вносится игрушка; 4. Эффект неожиданности (шум, треск, стук...); 5. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; не трогайте, это очень хрупкое, испортите) или (для детей старшего возраста) Проблемная ситуация: Создать ситуацию, которая вызывает затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем...). Выдвижение различных вариантов, что сделать, чтобы разрешить проблему. Ответы детей не оценивать, принимать любые, не предлагать что-то делать или не делать, а предлагать что-то сделать на выбор. В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации. Если этого нет, то воспитатель осуществляет постановку и принятие детьми цели занятия. |
обнаружение цели деятельности, формулируют задачи, адаптация к деятельности, получение инструкций |
1,5 мин |
3. |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам ОД |
Задачи этого этапа: ** актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений. Деятельность педагога: с помощью наводящих, проблемных вопросов, рассказывания, объяснения, организации поисковой деятельности, подвести детей к воспроизведению информации, необходимой для успешного разрешению проблемной ситуации, либо усвоению нового. ***или детям даются новые знания, необходимые для решения проблемного вопроса на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность, либо дети сами добывают знания, путём исследований, поиска, открытий… |
Выполнение действий по намеченному плану, решение поставленных задач через опыт деятельности |
|
4. |
«Открытие» детьми новых знаний, способа действий |
***Воспитатель, используя подводящий диалог, организует построение нового знания, которое четко фиксируется им вместе с детьми в речи. |
Обнаружение, закономерностей, выделение признаков, взаимосвязей, формулирование выводов и т.п. |
|
5. |
Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) |
***. Деятельность педагога заключается в организации практической деятельности, оказание необходимой помощи, организации взаимодействия в достижении результата; ***. На этом этапе воспитатель предлагает игры, в которых новое знание используется совместно с изученными ранее. Возможно также включение дополнительных заданий на тренировку мыслительных операций и деятельностных способностей, а также заданий развивающего типа, направленных на опережающую подготовку детей к последующим занятиям. |
овладение способами действия, применение полученных (уже имеющихся) умений, представлений Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение, применение в практическом опыте |
|
6. |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация опыта деятельности и знаний. |
Подведение итогов ОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, качества выполненной работы, обобщение полученного ребенком опыта. В завершение, воспитатель совместно с детьми фиксирует новое знание в устной речи и организует осмысление их деятельности на занятии с помощью вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Что узнали?», «Кому помогли?». Воспитатель отмечает: «Смогли помочь, потому что научились ..., узнали ...». |
Возвращаются к поставленным задачам, анализируют полученный опыт, выявляют новое знание и способность которую проявили и т.п. Планируют на будущее чтобы еще хотели узнать в какой опыт деятельности хотели бы включиться по теме занятия. |
|
7. |
Рефлексия |
Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки (для младшего возраста – рефлексия настроения и эмоционального состояния, для старшего – рефлексия деятельности, или содержания учебного материала). |
Рассказывают какие задачи ставили, что получилось, что нет, почему и т.п. |
3