Технологическая карта ОД по теме «Весна»

2
0
Материал опубликован 3 December 2020

​​​​​​​Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №69" г. Сыктывкара





Технологическая карта ОД по ФГОС

«Весна»

подготовительная группа детей с ТНР



Автор:

 учитель-логопед

Буркотенко-Буркот Людмила Анатольевна




   Цель обучение детей составлению описательного рассказа о весне с использованием схем и символов.

Задачи:

  • Формировать навыки связной речи с опорой на наглядный материал и без него.
  • Обогащать и активизировать словарь глаголов и прилагательных по теме «Весна».
  • Развивать общие речевые навыки, временную и пространственную ориентировку, слуховое внимание и память, логическое мышление.
  • Способствовать формированию социально-коммуникативных навыков, умение выслушивать и тактично анализировать рассказы товарищей.

Оборудование: картинки – приметы весны; символы и схемы:

  • стрелка (действия)
  • галочка (признаки)
  • треугольник (другие члены предложения)


Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Результаты

1.Вводно-организационный.


Логопед показывает детям желтый круг, и предлагает сделать лучики солнышку. Но лучики необычные, каждый лучик - это примета весны.

Л: Когда вы будете прикреплять лучик, надо начать со слов: «Весной бывает...». Какое замечательное солнышко у нас получилось!

Психогимнастика «Весенние цветы»

- Что-то давно не было весеннего дождя, и ранние цветочки завяли.

Покажем, как завяли цветочки.

Сначала опустились головки.

Потом листочки.


А потом согнулся весь стебелек до самой земли.

Вдруг закапал дождь,

и цветочки начали оживать.

Подул ветерок.


Зашумели стебельки.



Затих ветерок.

Дети называют предложение и зацепляют прищепку-лучик на круг.







Дети  выполняют соответствующие движения


Дети опускают головы, плечи.

Роняют руки вдоль туловища.

Приседают на корточки.

Медленно встают. Поднимают руки

Потом поднимают головы.

Руки над головой.

Покачивают руками, произнося звук (ш).

Спокойно опускают руки.

Привлечение направленного внимания

2.Мотивационный. Ведение в тему.

Появляется воспитатель в роли Весны.

В: Какие вы молодцы, ребята, так много вспомнили моих примет. Мне очень приятно это. Но вы обратили внимание, что когда наступает мой черед, зима лютует и никак не хочет уступить мне место. То засыпает все снегом, то мороз и холодный ветер нагоняет. А тут что придумала: оставила мне какой-то необычный конверт и сказала, что если я с этим разберусь, она уйдет и до следующего своего зимнего сезона не вернется. А я ничего не понимаю, какие-то стрелочки, треугольники, буквы, картинки. Что с этим делать? Может, вы мне поможете, ребята?

Л: Ну что, ребята, нас просят о помощи, поможем?

















Ответы детей

Внутренняя мотивация на деятельность

3.Актуализация

Л: Давайте рассмотрим, что это за схемы и символы? Что так разволновало Весну?

Логопед достает из конверта схемы и символы и обговаривает с детьми их назначение. Логопед подводит к тому, что из них надо составить рассказ о весне.







Включение в образовательный процесс

4. Расширение

имеющихся

представлений у детей


Л: Какое это слово? (показывает картинку зима или буквы З)

Л: Это какое слово? (показывает картинку весна или буквы В)

Л: Нам надо составить предложение, чтобы в нем были и слово «зима» и слово «весна».

Л: Стрелка, что обозначает?

Л: Стрелка, что обозначает? (действие). СХЕМА №1      image-20201203193504-1.png

Что весна сделала?







Л: Какая зима была?

Схема № 2.На доске появляется схема с добавлением галочки после стрелочки.

image-20201203193504-2.png          Л: Какая весна наступила?

Схема № 3. На доске добавляем галочку после стрелочки.         image-20201203193504-3.png         Л: Еще можно добавить слово какая весна?

Л: Еще раз повторим это предложение.




Схема № 4. На доске выставляется схема                         image-20201203193504-4.pngЛ: составьте предложение по этой схеме.

Л: Давайте сделаем это предложение длинным. Какое солнышко греет?

Л: Схема № 5 (добавляет к схеме галочку)                                        image-20201203193504-5.pngНа доске выставляется схема № 6.                            image-20201203193504-6.pngЛ: Что делает капель?

Л: Еще перед солнышком поставим     . Что делает солнышко? (Схема 7.)image-20201203193504-7.pngЛ: составьте предложение.



Л: Какая капель?

Схема № 8. image-20201203193504-8.png

Л: Какое солнышко? Схема № 9.


image-20201203193504-9.png


На доске выставляется схема № 10.                                 image-20201203193504-10.png

Л: Буквой П обозначим слово природа. Что делает весной природа?

Схема №11. image-20201203193504-11.png

Л: Какое солнце весной?

Схема№ 12. image-20201203193504-12.png

На доске выставляется схема № 13.                            image-20201203193504-13.png

На доске выставляется схема № 14. image-20201203193504-14.pngЛ: Какие почки набухают?

На доске выставляется схема № 15. image-20201203193504-15.png

На доске выставляется схема № 16. image-20201203193504-16.png

 



Л: Давайте еще раз проговорим вместе.

Л: Не только набухают почки и раскрываются листочки, но и расцветают подснежники.

Зима.


Весна.






действие.





Наступила, пришла       

Далее ребенок проговаривает предложение: Прошла зима и наступила весна. Холодная, снежная, суровая...)


Р: Прошла долгая зима и наступила весна.





Д: Долгожданная, теплая, веселая...

 Ребенок составляет предложение: Прошла долгая зима и наступила теплая весна.

Р: Долгожданная.


Дети повторяют предложение: Прошла долгая зима и наступила теплая, долгожданная весна.






Р: Весной пригревает солнце.

Д: Ласковое, теплое, лучистое...

Р: Весной пригревает ласковое солнышко.








Д: Звенит, поет…


Д: Пригревает, припекает….




Р: Пригревает солнышко и тают сосульки (звенит капель).

Д: Звонкая, веселая…

Р: Пригревает солнышко и звенит звонкая капель.


Д: Яркое, лучистое…

Ребенок проговаривает предложение: Пригревает яркое солнышко и звенит звонкая капель.





Д: просыпается, оживает...


Р: От солнца просыпается вся природа.


Д: Теплое, яркое...


Р: От теплого солнышка просыпается вся природа.


Д: На деревьях появляются почки.


Р: На деревьях набухают почки, они раскрываются и появляются листочки.

Д: Липкие, клейкие...

Р: На деревьях набухают липкие почки, они раскрываются и появляются листочки.


Р: На деревьях набухают липкие почки, они раскрываются и появляются молодые, зеленые листочки.

Дети проговаривают предложение.

Дети подбирают слова-глаголы и прилагательные к схемам и символам. Понимание смысла схем и символов. Запоминание предложений.

Динамическая

пауза под музыку


 «Подснежники»

Вот подснежники проснулись

Улыбнулись

Потянулись

Раз - росой умылись

Два -_изящно  покружились

Три - нагнулись и присели

А четыре полетели

Пять- они остановились

И тихонько опустились


(встают, протирают  глаза), (улыбаются), (потягиваются). (умываются), (кружатся),

(наклоняются и приседают). (бегают). (останавливаются). (приседают).

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка


В: Какие вы ребята, молодцы. Составили такие правильные, большие предложения. А интересно, из этих предложений можно составить рассказ?

Л: Конечно, можно. Вот я сейчас составлю рассказ, используя  эти предложения.

Педагог дает образец рассказа.

Прошла долгая, суровая зима и наступила теплая, долгожданная весна. Пригревает яркое солнышко и звенит звонкая капель. От теплого солнышка просыпается вся природа. На деревьях набухают липкие почки, они раскрываются и появляются молодые, зеленые листочки.

Дети слушают рассказ


Практическая

работа


Л: А кто из вас хочет рассказывать о весне? Но только помните, чтобы рассказы получились разными, используйте в них свои слова-признаки и слова-действия.

В: Спасибо вам, ребята! Вы проявили все свои знания и умения. Без вас я бы не справилась! Теперь зима точно уйдет! А я пойду, проверю, что нового произошло в природе? Еще раз спасибо, и до скорой встречи! Я хочу подарить вам эти картинки, они обо мне. Вы их раскрасьте и расскажите кому-нибудь о весне. (Весна-воспитатель уходит)

- рассказы детей по полной схеме;

- рассказы без опоры на схему.

Дети рассказывают текст, используя свои прилагательные и глаголы.




В вечернее время (логочас) дети раскашивают картинки.

Заключительный этап. Рефлексия

- Кому мы сегодня помогали?

- Смогли мы ей помочь? Чем?

- Чей рассказ вам больше всего понравился? Почему?

- Кому бы вы хотели его рассказать?


Ответы детей

Осознание себя как участника познавательного процесса. Совершенствование речи детей.


Комментарии
Комментариев пока нет.